Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аквариум» с подсчетом баллов






Это один из вариантов дискуссии «аквариум». Учитель пред-

лагает тему и вызывает шесть–девять добровольцев (или назна-

чает участников). Они садятся в центр класса и начинают дис-

кутировать. Желательно, чтобы каждое высказывание занимало

не больше 15 секунд. Зрители и сам учитель оценивают каждого

из участников, начисляя премиальные и штрафные баллы. Чтобы

Технология организации учебных дискуссий 53

оценивать было проще, зрителям можно раздать специальные

формы оценивания и назначить участника дискуссии, за которым

они должны следить. У одного участника может быть несколько

наблюдателей, и их оценочные листы можно будет потом срав-

нить.

По окончании дискуссии (она должна быть короткой), учитель

просит наблюдателей оценить ораторов.

Этот способ оценивания можно использовать и во время дру-

гих активных методик, и просто на обычном уроке.

Имя оцениваемого участника:

Баллы Пометки

Четкое заявление (определение) своей точки зре-

ния на проблему

+ 2

Существенное замечание + 1

Использование доказательств, подтверждающих

высказывание

+ 2

Вовлечение в дискуссию другого человека + 1

Уточняющий вопрос, продвижение дискуссии

вперед

+ 1

Аналогия + 2

Выявление противоречия + 2

Выявление несущественного замечания + 2

Отсутствие заинтересованности, помехи — 2

Прерывание говорящего — 2

Несущественное замечание — 1

Монополизация дискуссии (не дает говорить

другим)

— 3

Выпад против какого-то участника дискуссии — 3

«Молчаливая дискуссия»

Эту форму можно использовать перед началом обычной дис-

куссии для того, чтобы выявить разные взгляды, мнения и чув-

ства, вызываемые каким-то понятием или событием. Она позво-

ляет вовлечь в работу всех ребят и обеспечивает независимость

суждений.

Ребята делятся на группы по четыре-пять человек. Каждая

группа садится вокруг своего стола, на котором лежит большой

54 Лекция 4

лист бумаги (а можно расположиться просто на полу). Учитель

пишет на доске какое-то понятие (например, «романтизм»,

«поэзия», «образ автора») и просит написать на листе свои

ассоциации и вообще все, что приходит в голову, когда думаешь

о предложенной теме. Это могут быть отдельные слова, рисун-

ки, символические знаки или целый текст-комикс. Все одно-

временно пишут (лучше фломастерами, а не ручками), соблю-

дая самое главное правило «Говорить нельзя, нужно

молчать».

После того как кто-то записал свои мысли, он может посмо-

треть, что делают его соседи, и, не говоря ни слова, ответить на

что-то, что написано кем-то другим. Между словами можно ри-

совать связи, задавать вопросы (письменно), предлагать встреч-

ные аргументы.

Закончить «молчаливый этап» можно примерно через 10 ми-

нут или в тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно

рассмотреть листы, представить общую картину и обсудить что-

то из написанного.

Пример «молчаливой дискуссии»

Тема урока — «Романтизм как литературное направление».

Цели молчаливой дискуссии — выяснить, как представляют

себе девятиклассники суть этого понятия; заинтересовать их по-

иском критериев романтизма; выработать рабочее определение,

к которому потом будем постоянно обращаться и которое, воз-

можно, придется уточнять при изучении конкретных произведе-

ний.

Ход дискуссии:

1) Учитель читает высказывание П.А. Вяземского о романтиз-

ме: «Романтизм как домовой, многие верят ему; убеждение есть,

что он существует; но где его приметить, как обозначить его, как

наткнуть на него палец?» — и предлагает ученикам вспомнить

какие-нибудь романтические произведения (вспоминают «Цы-

ган» Пушкина, «Мцыри» и «Песню про купца» Лермонтова,

«Вечера на хуторе» Гоголя, сказки Гофмана). Такие разные кни-

ги — почему все это романтизм? Как вы определите суть этого

понятия?

2) Работа в группах по описанной выше методике.

3) Представление результатов работы групп. Оратор от груп-

пы объясняет по своему «плакату», как проходило обсуждение и

Технология организации учебных дискуссий 55

к чему они пришли. Остальные группы задают вопросы двух

типов: на понимание («Правильно ли я понял, что плачущая

девушка в центре вашего рисунка означает, что для вас самое

главное в романтическом произведении — трагическая любовная

история?») и на обоснованность аргументации («Не кажется ли

вам, что далеко не во всех романтических произведениях герой

гибнет?»). Скорее всего, дети обратят внимание на характеры

романтических героев, на сюжеты, может быть — на романтиче-

ское «двоемирие» или особенности авторского присутствия в

тексте. Возможно, получившееся определение будет односторон-

ним или неполным. Зато дети почувствуют, как нелегко сформу-

лировать точное определение такого сложного понятия, и, воз-

можно, поймут, что настоящая книга не укладывается в рамки

какого-либо одного направления или стиля.

«Диспут»

Участники дискуссии сразу же определяют две противопо-

ложные точки зрения по обсуждаемому вопросу и делятся на две

группы — сторонников одной точки зрения и сторонников другой.

Группы рассаживаются по разным концам класса.

После этого на середину выходит один из членов первой груп-

пы и приводит аргумент в защиту своей точки зрения. Затем

выходит представитель второй группы, опровергает высказанный

аргумент и приводит свой довод. Далее опять выходит человек

из первой группы, опровергает доводы предыдущего оратора и

высказывает новые аргументы.

Можно заранее установить правило, что каждый раз должен

выходить новый человек, и, пока все члены группы не выступят,

никто не может говорить во второй раз. В этом случае более ак-

тивные и сильные ученики будут заинтересованы, чтобы быстро

подготовить к выступлению молчаливых или «слабых». Так про-

исходит до тех пор, пока сторонники какой-либо точки зрения не

убедят сторонников другой в своей правоте.

Внутри группы участники дискуссии могут коллективно об-

суждать доводы другой группы, могут устанавливать очередь

выхода и высказывания аргументов в защиту своей точки зрения

или предоставлять это право тому, у кого есть что сказать. Если

кто-то из группы в результате дискуссии изменил свою точку

зрения, он может перейти в другую группу.

56 Лекция 4

Закончиться диспут может несколькими способами. В резуль-

тате подробного обсуждения сторонники обеих точек зрения

получают много новой информации. Рассмотрев вопрос с разных

сторон, они могут склониться к одному из мнений. Одна из групп

может переубедить другую. В других случаях можно пригласить

судей — умных и уважаемых людей, придерживающихся ней-

тральной позиции. Они присуждают победу группе, чьи аргумен-

ты были более убедительны.

Пример «диспута»

Тема — Наташа Ростова и Анатоль Курагин. Полярные пози-

ции очевидны: одна группа осуждает Наташу за измену Андрею

Болконскому и вообще за аморальное поведение; вторая защи-

щает, находя в тексте объяснения поведения Наташи. Кто бы ни

победил в диспуте, учитель в любом случае может завершить

диспут разговором о толстовском женском идеале.

«Бинарная дискуссия»

Одной из форм диспута можно считать «бинарную дискус-

сию». Ее задача — не только рассмотрение разных точек зрения

на проблему, но и развитие ораторских, коммуникативных навы-

ков. Бинарной она называется потому, что в ее основе работа с

двумя противоположными мнениями по одному вопросу.

Класс делится на две большие и одну маленькую (2–4 чело-

века) группы. Маленькая группа становится экспертной. Учитель

предлагает ей список вопросов или проблем для обсуждения. Эта

группа располагается в центре класса.

Эксперты выбирают один из вопросов и предлагают его двум

остальным группам, которым, в свою очередь, выдается перечень

позиций (одна или несколько) по каждому из вопросов списка,

причем позиции по каждому вопросу у двух групп противопо-

ложны.

Группам дается несколько минут для того, чтобы подготовить

выступления, отстаивающие предложенные позиции. На это

время «экспертам», чтобы они не сидели без дела и не скучали,

можно дать небольшие индивидуальные задания на листочках

или попросить их сформулировать противоположные позиции

по оставшимся вопросам.

Представители групп (один человек или несколько) произ-

носят речи. Экспертная группа оценивает каждое выступление и

Технология организации учебных дискуссий 57

решает, кто более убедительно отстоял свою позицию. Эксперты

могут обращать внимание на содержание речи, на то, как она была

построена, использовались ли примеры и т.д. В то же время экс-

перты должны решить, какая из позиций по предложенным во-

просам им ближе и почему.

Пример «бинарной дискуссии»

На итоговом уроке по «Горю от ума» учитель предлагает груп-

пе экспертов для выбора несколько обобщающих вопросов типа

«Софья — положительная или отрицательная героиня?», «Репе-

тилов — двойник Чацкого?» и т.д. Эксперты выбирают один из

вопросов, обосновывая свой выбор. Группы готовят ответы, ис-

ходя из тех установок, которые они получили. Не имеет значения,

согласны ли члены группы с доставшейся им позицией — они

обязаны подобрать аргументы и красиво и убедительно выступить

перед экспертами и своими оппонентами.

«Дискуссии, использующие иерархию ценностей» (Д. Он-

дрошек)

Там, где для свободной дискуссии тема слишком сложна и

широка, лучше использовать возможности, заложенные в упо-

рядочивании положений в соответствии с иерархией ценностей.

Задачей учеников может быть:

а) выбрать один из возможных вариантов ответа, который

кажется наиболее важным, правдоподобным и т.д. — это самый

быстрый и простой вариант. Потом выбранные утверждения

обсуждаются в свободной форме или с использованием других

методов структурирования дискуссий;

б) выбрать несколько положений, которые находятся для

учеников на первых местах, и несколько положений, которые, по

их оценке, находятся на последних местах. Обосновать свое ре-

шение;

в) упорядочить все положения (на основе критерия, данного

в инструкции, — это самый сложный вариант организации дис-

куссий).

Утверждения, которые нужно упорядочить, учитель может

подготовить сам на основе информированности и знаний учащих-

ся. Эти положения учителю надо заранее хорошо обдумать и

сформулировать. Список должен быть таким, чтобы очередность

положений не была очевидной, ясной, не предполагала единое

58 Лекция 4

правильное решение задачи. Напротив, они должны быть выбра-

ны так, чтобы заранее предполагалось, что разные люди по-

разному будут их оценивать, отсюда — простор для дискуссии.

Второй вариант — список положений составляется или по-

полняется прямо во время урока. Ребята сами выдвигают поло-

жения и с помощью учителя, побуждающего их к дальнейшим

находкам, могут создавать интересное и мотивированное всту-

пление к дискуссии.

Дискуссию такого типа можно разделить на несколько фаз:

1. Ребята получают в готовом виде или создают список по-

ложений, о которых будут дискутировать. Список может быть

записан на доске, показан на экране проектора или роздан на

листах. Вместе со списком учитель объявляет критерий, по кото-

рому нужно создать иерархию.

2. Каждый самостоятельно составляет свой иерархический

список и записывает его.

3. В малых группах ребята посредством дискуссии составляют

общий список. По окончании дискуссии его пишут на доске, и

ведущий указывает, что, несмотря на одинаковую инструкцию,

мнения разделились.

4. Общее обсуждение. Как правило, учащиеся быстро понима-

ют, что по сути дела выбор надо делать не из 10, и из двух-трех

принципиально разных позиций. Поскольку каждый уже дважды

успел обдумать поставленную проблему, общее обсуждение бы-

вает коротким.

5. Важно обсудить с детьми и то, как происходила дискуссия

в подгруппах, как класс пришел к окончательному общему реше-

нию (все ли участвовали в дискуссии или некоторые доминиро-

вали, были ли в группе разные роли, был ли у дискуссии ведущий;

как пришли к решению: голосованием, на основе консенсуса,

оценкой положений и т.д.).

Пример «иерархической дискуссии»

Тема — «Борис Годунов»

Проблема — что обозначает знаменитое «Народ безмолвству-

ет»?

Начинаем с того, что записываем на доске возможные вари-

анты объяснения смысла этой ремарки (заранее подготовив

список или предложив детям накидать его сразу на уроке). Спи-

сок может выглядеть, например, так:

Технология организации учебных дискуссий 59

• Народ безразличен к политическим интригам и борьбе за

власть.

• Народ боится высказывать свое отношение к происходя-

щему.

• Народ молчаливо одобряет убийство детей Бориса Году-

нова.

• Народ молчаливо осуждает новых властителей, оказавших-

ся не лучше Годунова.

• Народ потрясен новым преступлением.

• Народ демонстративным молчанием показывает новой вла-

сти свое несогласие с ее действиями.

• Народ ничего не понимает в происходящем.

• Народ поддерживает Самозванца, но смущен убийством,

совершенным боярами.

• Народу нечего сказать новой власти.

• Народ не разобрался и пытается осмыслить происходящее

Учитель напоминает о том, что может быть не одно объяснение,

и предлагает каждому ученику выбрать из списка 3 объяснения,

наиболее ему близкие, проранжировав их. Затем ученики, объеди-

нившись в группы по 5–7 человек, сравнивают свои списки и

составляют общий список от их группы. Результаты работы групп

фиксируются на доске. Далее идет свободное обсуждение вы-

бранных вариантов объяснения.

«Мозговой штурм»

Это очень распространенная форма, используемая для реше-

ния творческих задач. Ее основной принцип — отделение этапа

генерации идей от этапа окончательного принятия решения.

I э т а п. Задача этого этапа — предложить как можно больше

способов решения проблемы или ответов на какой-то вопрос.

Принимаются любые идеи, независимо от их серьезности или

безумности. Участники должны чувствовать себя абсолютно сво-

бодно, тогда освободится дремлющая творческая энергия и среди

потока предложений появятся настоящие «жемчужины». Чтобы

никого не смутить, запрещается любая критика. Учитель может

отметить, что всячески приветствуются свободные ассоциации в

связи с поставленным вопросом и ответами других учеников.

Один из участников, а лучше двое, назначаются протоколи-

стом, их цель — записать все, что будет названо.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.