Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип всеобщего соблюдения и уважения прав человека






13. Принцип неприменения силы или угрозы силой.

В качестве главной цели Устав ООН установил: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе, как в общих интересах. Устав запретил применение не только вооруженной силы, но и силы вообще, запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН.Устав предусматривает возможность применения силы или угрозы силой лишь в двух случаях: 1 по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии; 2 в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока СБ не примет необходимых мер для поддержания мира и безопасности. Принцип мирного разрешения споров. Принцип закреплен в Уставе ООН и во всех межд.актах, излагающих принципы МП. Ему посвящен ряд резолюций ГА, среди кот. можно выделить Манильскую декларацию о мирном разрешении межд споров 1982 г. Первым многосторонним актом, установившим этот принцип, был Статут Лиги Наций.В соответствии с Уставом ООН Декларация о принципах межд права 1970 г. сформулировала принцип следующим образом: “Каждое гос-тво разрешает свои межд.споры с другими гос-вами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергалось угрозе мир и безопасность и справедливость”. Принцип невмешательства. В Уставе ООН говорится, что он не дает Организации права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого гос-ва, и не требует от государств-членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава. Устав ООН предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу вопросов явно внутреннего характера, например содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения, всеобщему уважению прав человека. Принцип запрещения приминения силы или угрозы силой (ненарушение мира, соблюдение права сообщества, оотдельного индивида).

14. Принцип мирного разрешения международных споров.

В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала этот принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает свои между­народные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедли­вость”. Из этого следует, что главными рамками этого принципа являются при­менение только мирных средств разрешения споров и сохранение при этом со­стояния мира в мировом сообществе. Что касается конкретных средств, то здесь за государствами остается широкий выбор.

Нормативное содержание данного принципа стало в последние годы предметом пристального внимания экспертов СБСЕ. Совещание в Валлетте (Мальта, 1991 г.) рекомендовало параметры общеевропейской системы мирного урегулирования международных споров. Итоговым документом, в частности предусмотрено создание специального органа - “Механизма СБСЕ по урегули­рованию споров”, который может быть использован по требованию любой из сторон в споре и действует в качестве примирительного органа.

15. Принцип уважения и защиты прав человека.

16. Принцип нерушимости границ.

Этот принцип впервые был четко сформу­лирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рас­сматриваться в качестве дополнительно принципа к принципу уважения терри­ториальной целостности. Он означает:

* признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

* отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;

* отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Посягательство на государственные границы означает односторонние действия или требования, направленные на их изменение положения линии гра­ницы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности.

Принцип нерушимости границ имеет точки соприкосновения с принципом неприкосновенности государственных границ. Из последнего вытекает обязан­ность государства не допускать незаконного пересечения границы с другим го­сударством, а также право контролировать движение через границу. Можно также утверждать, что принцип нерушимости границ имеет больше региональ­ный характер, поскольку зафиксирован в региональном документе - Заключи­тельном акте СБСЕ.

17. Принцип территориальной целостности государств.

обязывает уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность государств-членов. Недопустима оккупация и незаконное расчленение других Г. Рассматривается в качестве дополнения к принципу о нерушимости гос.границ. Гарантия соблюдения принципа – непризнание международным сообществом приобретение территории вследствии нарушения этого принципа.

Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства. отделения от него частей, оккупация и т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновен­ность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторже­ния, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобрете­ние территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.

18. Принцип уважения государственного суверенитета.

Этот принцип означает, что каждое го­сударство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право осуществлять в пределах собственной территории законодательную, ис­полнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмеша­тельства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство, вытекающее из определения par in parem non habet potestatem (равный над равным власти не имеет), в настоящее время является основой межгосударственных отношений, что нашло отражение в п.1 ст.2 Устава ООН: “Организация основана на принципе суверенного ра­венства всех ее членов”. Прежде всего это означает, что все нормы международ­ного права применяются ко всем государствам одинаково, не взирая на разные политические, экономические и их другие особенности.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает в себя следующие элементы:

* государства юридически равны;

* каждое государство пользуется правами, присущими полному суверени­тету;

* каждое государство обязано уважать правосубъектность других госу­дарств;

* Территориальная целостность и политическая независимость госу­дарства неприкосновенны;

* каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономически и культурные системы;

* каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя обязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различия в развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т.п.

Несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого вели­кие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.

В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя обязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различия в развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т.п.

Несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого вели­кие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.

19. Принцип невмешательства во внутренние дела иностранных государств.

Для понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения “внутренняя компетенция госу­дарства”, как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмеша­тельством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международ­ного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нару­шения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.

Тем не менее, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает неприкрытое принуждение (военное, экономическое, политическое и др.) одного государства другого к подчинению его воли решение некоторых или всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией. Косвенное вмешательство - это подобного рода военные, экономические и другие меры, ко­торое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями, на­ходящимися под их контролем.не дает права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого Г.

Прямое вмешательство – неприкрытое принуждение (военное, политическое и пр.) одним Г-вом другого к подчинению его воли в решении некоторых/всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией.

Косвенное вмешательство – подобного рода военные, экономические и др. меры, которые осуществляются не Г-вом, а лицами/орг-циями, находящимися под их контролем.

20. Принцип добросовестного соблюдения международных договоров.

Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в нем заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственным спо­собами создания юридически обязательных норм для суверенных государств яв­ляется их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия обязательств: обязательства по Уставу ООН; обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм МПП; обязательства по договорам, действительным согласно эти принципам и нормам. Заключительный акт 1975 г. добавил к такому понима­нию принципа положение о том, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, госу­дарства должны сообразовываться со своими обязательствами по международ­ному праву. В соответствии с этим в Законе о международных договорах РФ 1995 г. говориться: “Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюде­ние договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основопо­лагающему принципу международного права - принципу добросовестного вы­полнения обязательств по международному праву”

21. Принцип сотрудничества.

22. Общая характеристика субъектов международного права: понятие, виды.

Субъекты МПП – носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями международных актов.

Международная правосубъектность – юр.способность лица быть субъектом МП. Делится на фактическую и юридическую.

Субъекты делятся на

1. Первичные (суверенные) – их никто не создает в качестве таковых

§ Государства (основной субъект!!!). Признаки: население, территория, публичная власть.

2. Вторичные (производные, несуверенные) – эти субъекты создаются первичными

§ Международные организации

a. Международные межправительственные организации (основаны на межправительственных соглашениях)

i. Универсальные, носящие всемирный характер (ООН)

ii. Региональные, объединяющие субъектов МП дан. региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и пр.)

b. Межведомственные организации,

c. Международные неправительственные организации (т.н. органы народной дипломатии), основаны неправительственными, негос. организациями и лицами.

§ Гос-но-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Мальтийский орден в Риме). В основе их создания лежит договор.

3. Участники отдельных видов (нетипичные субъекты):

§ Нации, борющиеся за свое самоопределение. Нация – историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, соц.жизни и языка. Для того, чтобы быть субъектом МП, нации необходимы: территория для самоопределения; политическая орг-ция, которая могла бы выступать от ее имени; воинские формирования; признание международных организаций.

§ Правительства в изгнании (эмиграции). Правительство не способно осущ-ть контроль над терр. своей страны. Правительство д.б. изгнано насильств-м путем. Только признанное правит-во имеет право распоряжаться своим имущ-вом за рубежом.

§ Восставшая, воюющая сторона. Для полной правосубъектности необходимо признание рядом Г-в.

МПП регулирует некоммерческие организации – коммерческих организаций среди субъектов нет!!!

Признаки субъектов МП:

ü Независимость

ü Способность нести международную ответственность

ü Способность участвовать в международном нормотворчестве

ü Действует только для Г-в: международное признание правосубъектности (для др. субъектов правосубъектность автоматическая)

23. Государства - основные субъекты международного права.

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права.

Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта - это совокупность прав и обязанностей субъекта, т. е. правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Изначальными являются основные права и обязанности, непосредственно порождаемые международной правосубъектностью и служащие предпосылкой международных правоотношений.

Основные обязанности государства определяются содержанием основных принципов международного права и включают сотрудничество с другими государствами, невмешательство в их внутренние дела, воздержание от угрозы силой или ее применения и т. д.

Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений.

Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права.

Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства. Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

1) государства юридически равны;

2) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами;

7) каждое государство имеет право на независимость и на свободное осуществление всех своих законных прав, включая право выбора своей собственной формы государственного управления;

8) каждое государство имеет право осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;

9) любое государство обязано воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства и предупреждать на своей территории организованную деятельность, направленную на разжигание такой междоусобицы;

10)каждое государство обязано воздерживаться от использования войны в качестве орудия национальной политики и воздерживаться от угрозы силой или применения ее против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с международным правом и правопорядком.

24. Институт признания в международном праве, виды признания.

МП признание – акт Г (субъекта МП), которым он признает факт образования нового Г (субъекта МП) и с которым считает целесообразным установить дипломатические и др. основанные на МП отношения.

Признание правосубъектности: в отношении Г / в отношении правительства.

Существует две теории по признанию Г и правительств:

1. Конститутивная (Г не является Г-ом, пока его не признают достаточное количество ведущих мировых держав; только признание придает дестинатору соответствующее качество). Минусы/недостатки: а) не ясно, сколько Г должно его признать для этого и б) на практике новые образования вступают в МО и без признания.

2. Декларативная (признание с того момента, как Г обладает признаками Г-ва, констатация факта возникновения, признание не сообщает дестинатору соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит ср-вом, облегчающим осуществление с ним контактов) – преобладает в МП.

В отношении Г признание может быть (формы признания):

ü De jure (с Г заключен договор, как с Г, наличие дип.миссии). Г, которое не признано de jure, подвергнуто обструкции (ограничены в подписании договоров, участии в олимпиадах и т.д. – лишение различных аспектов международной деятельности). Это полное и окончательное признание.

ü De facto (Г не признают официально, тем не менее поддерживают отношения, наличие консульской миссии) – фактическое признание Г путем установления с ним экономич. отношений без установления дип. отношений. Неполное и неокончательное признание.

ü Ad hoc (в отношении несостоятельных Г/Правительств, по случаю, на 1 раз).

Различие этих форм – в объеме правовых последствий, которые они влекут для признающего и признаваемого. (де-факто уже, это выражение уверенности, что правительство и Г долговечны; де-факто и де-юре могут перейти одно в другое).

Виды признания:

§Традиционные:

o Для Г – при образовании нового Г как самост-го субъекта МП, образовавшегося в рез. нац.-освободит. борьбы, соц. революции, отделения к-л территории, разделения Г на самостоят. части.

o Для Правительств – новое П приходит к власти в рез. революции/гос.переворота (неконституционным путем)

§Предварительные (промежуточные) (в ожидании дальнейшего развития событий):

o Признание наций,

o Признание восставшей/воюющей стороны,

o Признание правительства в эмиграции

25. Международное правопреемство государств.

Правопреемство в МП – смена одного Г другим в несении ответственности за МО соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств. Определяющей характеристикой при переходе прав является территория.

Стороны правопреемства:

- Г-предшественник, которое полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за МО;

- Г-преемник, то есть Г, к которому эта ответственность переходит.

Момент правопреемства – дата смены Г-преемником Г-предшественника в несении ответственности.

Объект правопреемства: территория, применительно к которой сменяется Г, несущее ответственность за ее МО.

Аспекты правопреемства: гос.собственность, договоры, архивы и долги.

Под эгидой ООН приняты 2 конвенции о правопр.: Вен. К о правопреемстве Г-в в отнош. договоров 1978 & Венская К о правопреемстве Г-в в отнош. гос.собств-ти, гос.архивов и гос.долгов 1983. в 1993 перестали действовать, не получив мин. необходимого числа ратификаций.

Правопреемство НЕ затрагивает договоров, установивших границы и их режим, и обязательств относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного Г.

Правопреемство возникает при:

§Объединение существующих Г-в (воссоединение Германий 1990) (все Д сохраняют силу, но применяются лишь в отнош. той части терр. объединенного Г, в отнош. к-рой они нах-сь в мом. правопреемства)

§Разделение Г (СССР)

§Отделение от Г части территории

§Передача части терр. одного Г др-му (действует принцип подвижности договорных границ = границы договора сокращаются/расширяются вместе с границами Г).

26. Право международных договоров как отрасль международного права: понятие, источники.

 

Право международных договоров является отраслью международного права и совокупностью правовых норм, регулирующих правоотношения субъектов международного права и регламентирующих порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров.

Право международных договоров является основополагающей отраслью международного права, без которой развитие международного права было бы невозможно, так как с помощью заключения международных договоров между государствами регламентируются отношения данных государств в различных сферах общественной жизни. Субъектами права международных договоров являются субъекты международного права. Основными источниками права международных договоров являются Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. Появление на мировой арене международных межправительственных организаций и их возрастающая роль в международном праве повлекли за собой заключение договоров между данными организациями и между международными межправительственными организациями и государствами. В связи с этим появилось большое количество международных договоров.

Центральным элементом права международных договоров является международный договор.

Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры классифицируются по кругу участников на двусторонние и многосторонние. В дву-стороннихдоговорах участвуют два государства, в многосторонних договорах предполагается участие всех государств или ограниченного количества государств. Данная разновидность международных договоров является универсальной.

Международные договоры могут быть открытыми и закрытыми. В открытых международных договорах участниками могут быть любые государства независимо от согласия других государств, участников данных договоров. В закрытых международных договорах участниками могут быть лишь те, которые получили согласие от других участников.

В структуру международного договора входят такие составные части, как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

27. Понятие, виды международных договоров, их юридическая природа.

По количеству участников:

ü Односторонние = Декларация (заявление со стороны 1 Г/орг-ции, например, Устав, это односторонний договор, права не могут быть >, чем установленные нормами МП)

ü Двухсторонние МД (2 и > сторон, между Г-вами и орг-циями, определяются взаимные права и обязанности сторон, это не приводит к созданию к-л орг-ции, их 90% от общего числа МД)

По объектам регулирования:

ü Политические (о союзе, ненападении, нейтралитете)

ü Экономические (торговые, о займах)

ü Специальные (военные, по транспорту, связи)

По территориальному влиянию

ü Универсальные (их предмет является интересом для всех Г-в, касаются кодификации и прогрессивного развития МП)

ü Локальные (в них участвует ограниченное кол-во Г-в, например, из одного региона)

По юр.силе:

ü Межгосударственные (Договор о дружбе и сотрудничестве) заключаются на высшем уровне

ü Межправительственные – на высоком уровне

ü Межведомственные – на уровне министров

По доступности участия в международном договоре:

ü Открытые – к ним могут присоединиться другие Г-ва (Венская конвенция 1986)

ü Закрытые – участие в них зависит от их участников (Римский договор 1957)

По срокам действия: срочные и бессрочные

МД возникают из:

§М конференций (официальные субъекты МП уполномочили своих делегатов представлять их на этой конференции, ее могут созвать только субъекты МП)

§Решение М орг-ции, как правило, межправительственной

§Декларация со стороны к-л Г.

Язык МД определяется сторонами – это язык, на котором составляется текст МД.

28. Форма и структура международных договоров.

Форма МД – как правило, письменная (наиболее распространенная). Но Венская конвенция о праве МД признает и устную форму (т.н. джентльменское соглашение).

Структура МД – это составные части МД:

1) Название договора. В зависимости от содержания:

§ пакт – военно-политический Д;

§ соглашение – межгосударственный Д, который подписывается от имени правительства и, как правило, не подлежит ратификации, обычно по экономическим вопросам;

§ конвенция – международное соглашение межправительственного характера по техническим (процессуальным) вопросам;

§ картель – Д о выдаче преступников и военнопленных;

§ трактат – многосторонний МД, который устанавливает взаимоотношения между его участниками по политическим вопросам;

§ договор –форма соглашений между Г-вами по политическим, экономическим, культурным, социальным и др. вопросам;

§ декларация – одностор. заявление 1/нескольких Г-в, в которой высказывается его точка зрения по к-л одной политич. проблеме;

§ обмен нотами – носит тогда характер МД, когда тексты нот по своему содержанию совершенно идентичны.

2) Преамбула – в ней указываются стороны, лица, уполномочены на заключение Д, их полномочия, цели, задачи, принципы,

3) Основная часть – делится на статьи, которые могут быть сгруп-ны в разделы, главы или части, к-рые могут иметь свои наименования.

4) Заключительная часть - излагаются условия вступления в силу и прекращения Д, язык Д, кол-во копий и т.д..

5) Подписи сторон.

6) Возможны приложения, протоколы, письма, ноты сторон и пр., они содержат пояснения, уточнения и пр.

Текст обычно содержится в одном документе, но при обмене нотами или письмами – в нескольких связанных между собой документах.

29. Порядок подписания, действия и исполнения международных договоров.

Заключение МД – это все действия Г начиная от переговоров и кончая вступлением Д в силу.

Стадии заключения МД:

0. Договорная инициатива – предлож-е 1/группы Г-в заключить определенный Д с одновременным предоставлением проекта текста Д.

1. Подготовка и разработка текста договора

Это делается на максимально широком международном заседании. Даже те, кто потом не ратифицируют, присылают своих представителей. Те, кто готовят текст – не имеют высоких рангов, но имеют высокий уровень компетентности (+ сотрудник МИД).

Путем переговоров через дип.каналы, на междунар.конференциях и в междунар.орг-циях.

2. Установление аутентичности текста. (тексты оформляются на языках участников МД, переводы должны соответствовать друг другу) (Согласование текста с национальным правом (работа экспертов)) В ООН 6 офиц. языков: русский, английский, французский, испанский, китайский, арабский. Оговорка (любая страна имеет право внести в текст изменения)

3. Согласие сторон на обязательность. Выражается в подписании:

a. Предварительное подписание (парафирование) Д инициалами полномочных представителей сторон.

b. Окончательное подписание Д (если не требуется ратификация, вступает в силу с момента подписания), подтверждает подлинность текста Д и согласие с содержанием обязательств, в нем зафиксированных. Осуществляется: консенсус (без возражений) или апломация (под аплодисменты).

c. Условное подписание (ad referendum) – такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующей стороной. (вынос на обсуждение в представительный орган) (подписание для последующего принятия представительным органом или всем народом на референдуме)

" Подпись со скрепой" – подписание МД главой ведомства иностранных дел.

Правило альтерната – в двухстороннем Д каждый подписывает свой Д первым.

Место подписания Д. При двухстороннем Д – по согласованию сторон, в столице одного из Г-в. При многостороннем Д – в штаб-квартире ООН, если в рамках ООН, в международной организации или в столице крупного Г.

Подтверждение сторонами своего согласия с текстом Д происходит через:

a. Ратификация Д – акт утверждения договора высшими органами Г, выраженного в согласии на его обязательность. Это международный акт. Решение о ратификации оформляется изданием акта уполномоченного на то органа, а также специальным документом, называемым ратификационной грамотой, в которой объявляется о ратификации данного Д и о том, что Д будет соблюдаться Г-вом. Это предполагает обмен ратификационными грамотами при двухстороннем Д и отправка их в депозитарий при многостороннем Д. В случае ратификации МД приобретает для Г обязательную силу.

b. Утверждение/одобрение Д органом исполнительной власти

c. Присоединение к Д и др., о котором условились стороны Д.

4. Отправка ратификационных грамот в секретариат МД (депозитарий – Г или международная орг-ция, хранитель подлинного текста МД многостороннего) (секретариат хранит договора и мониторит имплементацию/практическую реализацию)

5. Регистрация и опубликование. Факт регистрации МД не влияет на вступление его в силу, содержание, действие и т.д.

Дата и порядок вступления в силу определяется самим МД, может быть предусмотрен срок, по истечении которого МД вступает в силу.

30. Ратификация и регистрация международных договоров.

Заключение договора проходит ряд стадий:

1) принятие текста с согласие всех участников. Это этап инициативы заключения. Проект договора предлагает сам инициатор, текст согласуется по дипломатическим каналам. Многосторонний договор заключается в соответствии с резолюцией ГА ООН или иной международной организации. Автор текста называется спонсор.

2) установление аутентичности текста. Основное требование, чтобы на всех языках текст носил одинаковую смысловую нагрузку, исключающую двойственное толкование.

3) согласие сторон на обязательность. Выражается в подписании.

Виды подписания;

окончательное подписание, если не требуется ратификация, вступает в силу с момента подписания;

предварительное – если стороны считают необходимым выполнение определенных условий;

подписание ad referendum, т.е. отложенное, до наступления определенных фактов или событий.

Ратификация - подтверждение сторонами своего согласия с текстом договора. Ратификация – акт утверждения договора высшими органами государства выраженного в согласии на его обязательность. В большинстве стран осуществляется Парламентом. Также возможно утверждение или одобрение органом исполнительной власти. Обязательная ратификация – если международный договор предусматривает, что согласие с текстом договора должно выражаться через ратификацию, участвующие в переговорах стороны договариваются об обязательности ратификации.

Порядок и дата вступления в силу устанавливается в самом международном договоре, если в тексте этого нет, то с момента договоренности сторон. Может быть предусмотрен срок, по истечении которого договор вступает в силу.

Двусторонние: с момента подписания, с момента ратификации или обмена ратификационными грамотами.

Многосторонние с момента получения сдачи депозитарием необходимого числа ратифицированных грамот.

Международный договор должен пройти обязательную регистрацию в ООН по Устава, иначе у сторон будет отсутствовать возможность ссылаться на его положения в международных судебных институтах. Правило действует, как запрет тайных договоров.

31. Дипломатическое и консульское право: понятие, источники.

Право внешних сношений – отрасль МП, регулирующая официальные связи и отношения между субъектами МП, устанавливаемые и поддерживаемые их органами внешних сношений.

Это одна из наиболее старых отраслей МП. В з-нах Ману (древняя Индия) говорилось, что дип. искусство состоит в умении предотвращать войну и укреплять мир. В Древнем Риме появилось юр. понятие святости посольства и договоров, были созданы спец.органы внешних сношений. Эта отрасль МП развивалась прежде всего как посольское право (совокупность норм, определяющих положение посла). Параллельно с этим развивалась дип. служба. В конце 19 – нач. 20 веков наблюдается процесс слияние дип. и консульской служб.

Включает в себя: 1). Дипломатическое право, 2). Право спец.миссий, 3). Дип.право в его применении к отношениям Г-в с М орг-циями или в рамках М конференций и 4). Консульское право.

Объект права внешних сношений – межвластные отношения политич. характера, в которых взаимодействуют участники, обладающие свойствами субъектов МП и представленные их официальными, специально созданными для осуществления этих сношений, органами.

Основные источники права внешних сношений: договор и обычай.

Осн. источник дип. и консульского права – Венский протокол 1815 с дополнением. Во 2 половине 20 века произошла кодификация дип. и консульского права: Венская конвенция о дип. сношениях 1961, ВК о конс. сношениях 1963, Конвенция о спец.миссиях 1969, и др.

На источниковую базу влияет национальное право.

Для РФ это: К РФ, Указ Президента РФ " Об утверждении Положения о Посольстве РФ", Консульский устав 1976, Указ Президента РФ " Об утверждении положения о Консульском учреждении РФ", Положение о дип. и консульских представительствах Г-в на терр. СССР, Положение о торговых представительствах СССР за границей, Положение о МИД РФ, и др.

Основные институты:

§ Дипломатическое право – совокупность норм, регламентирующих статус и функции гос. органов внешних сношений. Оно необходимо для реализации Г-вом права посольства, которое состоит из:

o Активное право посольства на право Г-ва открывать дип. представительства за рубежом,

o Пассивное право посольства на право Г-ва принимать иностранные посольства.

§ Консульское право – совокупность норм, регламентирующих конс. отношения между Г-вами, включая статус и функции консулов. Историч. развивалось, как отнош-я, связ. с М торговлей и торг. Мореплав-ем, а консулы долгое время рассматрив-сь как выборные / назначенные Г-вом советники и помощники, призванные оказывать на терр. иностр. Г-ва помощь и содействие отеч. купцам и др. частн. лицам и орг-циям. Сейчас конс. отношения предназначены для защ. прав и интересов физ. и юр. лиц одного Г-ва на терр. др.

32. Система органов внешних сношений государств: внутригосударственные и зарубежные.

Органы внеш. сношений создаются и наделяются опред. компетенцией Г-вом самостоятельно, на основе внутреннего закон-ва. Делятся на:

* Внутригосударственные (к ним не относится ничего по дип. и конс. миссиям)

ü Конституционные (функциональные) – их существование прямо предусмотрено в К РФ. Это

o Парламент (Высший законодательный орган) – определяет осно­вы внешней политики Г-ва, решение вопросов войны и мира, территориальных изменений, ратификация МД и т.д.

o Глава Г (единоличный или коллегиальный), а в случае ведения войны Верхов.Главнокомандующий – представительство Г-ва на М арене (представление Г-ва во внеш. сношениях, определение осн. направлений внеш. политики Г-ва, назначение и отзыв дип. представителей РФ в иностр. Г-вах и М орг-циях, решение вопр. гражданства, ведение переговоров и подпис-е МД и др.),

o Правительство и его Председатель (Исполнительная власть) – общее руководство внеш. политикой Г, организуют выполнение и контроль за принятыми внешнеполитическими решениями.

o Ведомство иностр. дел – оператив. руков-во внеш. снош-ми Г-ва, имеет статус федер. органа исп.власти, Положение о МИД.

ü Специализированные (постоянные) – представляют Г только в одной области его внешних сношений, это министерства и ведомства в рамках, устанавливаемых внутригос. законодательством.

* Зарубежные:

ü Постоянные (посольства, миссии, постоянные представительства при М орг-циях, консульские учреждения)

ü Временные (Спец.миссии, напр-е в др. Г-ва для ведения переговоров, участия в церемониях и др., делегации на М конфер.)

33. Венская конвенция о дипломатических сношениях государств от 18 апреля 1961 года.

Венская конвенция о дипломатических сношениях — один из основных нормативно-правовых актов в области дипломатического права. Она была принята на международной конференции в Вене, которая проходила в период со 2 марта по 14 апреля 1961 года. В конференции приняло участие 81 государство (СССР был также представлен БССР и УССР), около 40 из них подписали конвенцию. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий, процедура назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, раскрывается понятие дипломатического иммунитета.

Согласно ст. 51 Конвенции, она вступала в силу на тридцатый день после сдачи на хранение двадцать второй ратификационной грамоты или акта о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединённых Наций. Это произошло 24 апреля 1964 года.

Конвенция состоит из 53 статей и включает также два факультативных протокола: о приобретении гражданства сотрудниками дипломатических представительств и членами семей этих сотрудников, живущими вместе с ними, и об обязательном разрешении споров относительно толкования или применения Конвенции Международным Судом.

В настоящий момент в ней участвуют 175 государств, в факультативном протоколе о приобретении гражданства участвуют 48 государств, об обязательном разрешении споров — 61 государство[уточнить].

Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, ратифицировавшего конвенцию 11 февраля 1964 года, также участвует в данной Конвенции. При этом со стороны СССР при ратификации была сделана оговорка по статье 11 (пункт 3) Конвенции, которая касается численности персонала дипломатических представительств: этот вопрос должен решаться по договорённости между аккредитующим государством и государством аккредитования. Кроме того, Советский Союз сделал заявление по ст. 48 и 50, в которых идёт речь об ограничениях для ряда стран быть участниками Конвенции, отметив их дискриминационный характер.

Согласно статье 48 Конвенции, её участниками могут быть только государства-члены ООН или специализированных учреждений, государства-участники Статута Международного Суда, а также другие государства, которые были приглашены Генассамблеей ООН стать участниками Конвенции. В результате, от участия в конференции, на которой была выработана Конвенция, были отстранены ряд социалистических стран — ГДР, МНР, КНДР и ДРВ.

34. Правовой статус консульских учреждений и их сотрудников.

Венская конвенция о консульских отношениях 1963. Консульское учреждение – постоянный гос. орган внеш. сношений, нах-ся на терр. иностранного Г-ва в силу соотв. МД и выполняющий консульские функции по защите интересов своего Г, его граждан и орг-ций.

Виды консульских учреждений: Консульские отделы дип. представительств / Самостоятельные консульские учреждения.

Классы консульских учреждений: Генеральные консульства, Консульства, Вице-консульства, Консульские агентства.

Функции консульских учреждений:

ü Защита прав и интересов физ.лиц и юр.лиц «своей национальности»

ü Административные функции (учет граждан своей страны, представляет их перед местными властями, представительство интересов в судебных процессах, защита прав граждан в судебных и правоприменительных органах)

ü Содействие развитию торговых, экономических и научных + дружественных связей между представляемым Г и Г пребывания,

ü Выполнение функций ЗАГСа, решение наследственных дел, вопросов гражданства, нотариальные функции,

ü Паспортно-визовая служба

ü Содействие судам, плавающим под флагом его страны

ü Обмен открытой информацией не политического характера (не шпионаж) (в консульствах обычно много информации о стране, там организуют приемы и т.д., не представляет ценности для шпионства)

Процедуры назначения и освобождения:

ü Консул получает патент от своей страны, выдается компетентным органом, подтверждает факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. Консулом может быть кто угодно. Патент составляет МИД той страны, которую он представляет. Консул работает не за деньги, а все гос.пошлины (ЗАГС) забирает себе. Для консула не обязательна 100%-ная занятость на этом месте. Назначается своей страной, допускается к выполнению своих функций страной пребывания.

ü Показывает патент в МИД страны пребывания = экзекватура (отдельный документ или надпись на патенте). «Согласие дано» либо «не дано» (отсылает в свой МИД и уезжает). Может быть несколько консулов, в патент записывается консульский округ.

ü Начинает работать. Представляться никому не обязан. Нанимает штат. должен получть согласие своего МИДа на штатное расписание.

ü Освобождение:

o Отзыв представляемым Г-вом

o Аннулир-е экзекватуры Г-вом пребывания (если начал заниматься шпионажем => “nota non grata” / или если он является гражданином принимающей страны => разрыв патента)

o Истечение срока консульского патента,

o Закрытие конс-ва в дан. пункте / прекращение конс. отношений в целом,

o Война, * Смерть консула,

o Выход терр. Конс. округа из-под суверенитета Г-ва пребывания.

Консульский корпус – в узком смысле: совокупность глав иностранных консульский учреждений, находящихся в к-л пункте страны пребывания / в широком смысле: все консульские должн.лица консульских учреждений в данном пункте. Не юр.лицо. Может быть несколько консульских корпусов (в отличии от дип.корпусов).

Консульское должн.лицо – Ген. Консул, Консул, вице-консул, консульский агент, секретарь консульского учреждения, стажеры. Консулы:

§Штатные (- Генеральные (если работает без посла) / - Окружные (работает в округе, формально послу не подчиняется) / - Рядовые (сотрудники конс.отделов при посольствах или подчиненные окружного консула)) /

§Нештатные (почетные) – не состоит на гос. службе, им может быть как собственный, так и иностранный гражданин, нет регулярной з/пл, им можно заниматься коммерческой деятельностью, приносящей доходы.

Иммунитеты и привилегии консульской миссии – права и преимущества, предоставляемые Г пребывания консульским учреждениям, их должн.лицам и сотрудникам в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей.

ü Территория консульства – экстерриториальна, но сотрудники – нет. Они защищены консульскими иммунитетами.

ü Сотруд. консульства свободны от дачи свидет. показ-й, но обязаны выступать свидет-ми в суде на процесс. против граждан своего Г

ü Иммунитет только на имущество, связанное с исполнением конс. обяз-тей (функциональные иммунитеты, в этом отличие от дип-х).

Различия дип. и консульского учреждений:

ü Посольство одно на всей терр. Г, консульств может быть несколько.

ü Посольства контактируют с центральными органами Г, консульства – с местными властями консульского округа.

ü Установление дип. отношений означает и установление консульских отношений, которые могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дип. отношений (разрыв дип. отношений не влечет разрыва консульских).

35. Классы и ранги дипломатических представителей.

Дип. представительство состоит из Главы представительства, дип. персонала, имеющего дип. ранг, адм.-технич. и обслуж. персонала. Дип. представительства функционируют на пост. основе. Численность - компетенция аккредитующего Г-ва. Дип. корпус образуют все дип. представительства в стране пребывания. Играет представительскую и церемониальную роль. Дипломаты делятся на классы и ранги:

ü Дипломаты 1 класса – высший дип.персонал – посол + 1ый советник

ü Дип. 2 класса – нач. отделов, советники по делам, консул, ср.менеджмент. 2 ранга: 2ой и 3ий. Деление опред-ся компет-ю, ср. службы

ü Дипломаты 3 класса: с 4 по 8 ранг – рядовые сотрудники.

36. Дипломатические привилегии и иммунитеты.

Дип.иммунитет – особое право на освобождение от местной юрисдикции и неприменимость мер принуждения, предусмотренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее законов и правил.

Дип.привилегия – доп. льготы и преимущества, направленные на облегчение работы дип.представительств и их персонала, основаны на нормах М вежливости.

Согласно Венской конвенции 1961, иммунитеты и привилегии предоставляются автоматически с момента прибытия самих дип. агентов, независимо от наличия или отсутствия спец. соглашений по этому вопросу между Г-вами-контрагентами.

1. Дип.учреждение, транспортные средства, архивы, сотрудники дип.миссии полностью экстерриториальны (т.е. они принадлежат своей стране), полностью неприкосновенны, этой территориальной юрисдикции не подчиняются.

2. Полный имущественный иммунитет (своим имуществом не отвечают ни по каким обязательствам, если порча их имущества => гос.долг на эту сумму. Территория/здания, недра под/воздух над - выкупаются)

3. Полный юрисдикционный иммунитет (не подчиняются законам страны, где находятся) – к ним не могут быть предъявлены гражданские иски, уголовные обвинения, они не могут выступать свидетелями в суде, в суде могут появляться только с целью наблюдения за процессом, но не вправе вмешиваться – верно для сотрудников дип.миссий и их семей. Они не могут быть свидетелями/потерпевшими и т.д.

4. Личный иммунитет – лица, обладающие дип.рангом + члены их семей не могут быть подвергнуты аресту или задержанию, неприкосновенно их жилище, имущество, они пользуются иммунитетов уголовной, гражданской и административной юрисдикции.

5. Фискальный иммунитет сотрудников (освобождение от уплаты налогов и обязательных платежей)

6. Право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

37. Функции и полномочия дипломатических представительств государств.

Венская конвенция о дип. сношениях 1961.

Дип. представительство – это орган одного Г, находящийся на территории другого Г для осущ-я официальных отношений между ними. Виды дип.представительств:

§ Посольство – представительство первого класса, возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом, преобладающий вид ДП.

§ Миссии – во главе стоит Посланник или Поверенный в делах.

Функции Дип.миссии (посол):

ü Представительская – представляет высшие представительные органы своей страны, заключение договоров от имени своей страны

ü Защитная – защита своих граждан и лиц без гражданства, пост.прожив-х на терр. представляемого Г, нах-ся на терр. страны пребыв-я.

ü Информационная – сбор информации о стране пребывания из открытых источников.

ü Консульская – дип.представительства вправе осуществлять консульские функции.

Процедура назначения и принятия дип. представителя = аккредитация:

ü Заключение двухстороннего Д между странами, в котором определяются виды представительства и класс его главы.

ü Поиск кандидата (знание страны и языка)

ü Направление спец.ноты между высшими представительными органами стран через МИД (в ноте – кто, биография, …)

ü Получение Агремана = согласия принимающей стороны

ü Представление декану (старшему по стажу), декан ставит «визу» на агремане (нет визы – уезжает, все дипл. въезжают по тур.визе)

ü Получение Верительной грамоты у Главы своего Г – вручение (в МИД + Главе принимающего Г-ва) в стране назнач-я => дип.паспорт => вступление в полномочия.

ü Процедура освобождения:

o По инициативе своего Г (отставка, новое назнач-е, болезнь),

o По инициативе страны пребыв-я: высылка: nota non grata – в МИД, копия – работнику лично в руки, выезд из страны в теч. 48 часов, дип.иммунитет более не распр-ся.

o Разрыв отнош-й между Г-вами

o Состояние войны.

38. Международные конференции как средство многосторонней дипломатии.

МК – это временные коллективные органы Г-участников, созданные с целью обсуждения, затрагивающего принятия перешия по интересующему вопросу (конгресс, съезд, конференция, совещание). Это не только формы дипломатической деятельности, именуемые конференциями, но и совещания, встречи и т.п. Наиболее популярные в последнее столетие: Гаагские к. мира 1899 и 1907 г.г., Версальская к. 1919 г., Венская к. по праву международных договоров 1968-69 г.г. и пр.

Порядок созыва и деятельности МК регулируется нормами обычного МП, поскольку договорных норм в этой области практически нет.

Наиболее распространенные к. – ad hoc, созываемые либо Г-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных организаций. Они проводятся для решения следующих проблем: заключение мирного договора, создание международной конференции, принятие совместного заявления, разработка и принятие договоров и конвенций по различным спец.вопросам.

+ спец. к. для рассмотрения хода исполнения международных договоров.

Согласование порядка проведения к., правил процедур к. происходит на предварительных встречах. Правила процедуры вырабатываются каждый раз, т.к. единых правил нет – это юр.документ, регламентирующий порядок утверждения повестки дня, порядок образования комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков, порядок формирования и обязанности секретариата к., очередность выступлений, порядок внесения изменений и поправок, порядок ведения голосования, рабочий и официальный языки конференции и пр.

Делегаты к. как представитель Г-в должны обладать всеми необходимыми возможностями для выполнения своих задач, и они имеют иммунитеты и привилегии, установленные для глав и сотрудников дип.представительств.

Руководящих должностных лиц (председатель, его замы, председатель/зам/докладчики комитетов и др.) избирают из состава делегаций.

Работа к. проходит в виде пленарных заседаний и заседаний комитетов и рабочих групп. Орг.-тех. вопросы решаются секретариатом.

Обычно к. заканчивается принятием текста согласованного международного договора, одобрением итогового документа в виде заключительного акта, протокола, декларации и резолюции. Они подписываются главами делегаций. Они имеют лишь рекомендательный характер, но известны и такие документы к., которые содержат также нормативные положения, обязательные для Г-в.

39. Правовой режим постоянных представительств государств при международных организациях универсального характера.

14 марта 1975 г. на конференции ООН, созванной в Вене по решению Генеральной Ассамблеи ООН, была принята Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.

Конвенция предусматривает свободу назначения посылающими государствами сотрудников постоянных представительств. В ней закреплены принципы полной неприкосновенности личности представителей государств в международных организациях и на международных конференциях, помещений постоянных представительств, жилых помещений делегаций, а также почты представительств и делегаций; четко очерчены правовой статус, привилегии и иммунитеты постоянных представителей, постоянных наблюдателей, делегаций, а также наблюдателей в органах и на международных конференциях. Объем предоставляемых всем этим категориям представителей государств привилегий и иммунитетов приближается к дипломатическому. Конвенция не содержит положения о persona non grata в том его виде, который характерен для двусторонней дипломатии.

Конвенция также регулирует вопрос о привилегиях и иммунитетах административно-технического персонала постоянных представительств и делегаций, приравнивая его в основном к административно-техническому персоналу дипломатических представительств.

В конвенцию включены положения об обязанности государства пребывания международной организации не только обеспечивать все надлежащие условия для нормальной деятельности постоянных представительств и делегаций, но и принимать все надлежащие меры к возбуждению судебного преследования и наказанию лиц, виновных в совершении посягательств на представительства и делегации.

40. Понятие и виды международных организаций, их юридическая природа.

М орг-ция – постоянное объединение Г-в, в отличие от М конференций – их временного объединения.

Делятся по характеру членства на межправительственные и неправительственные М орг-ции. Их юр. природа различна.

В основе правовой природы М орг-ций лежит наличие общие целей и интересов Г-членов + договорная структура.

Способность М орг-ций совершать юридически действительные действия от своего имени предполагает наличие у них относительно обособленной правовой воли, которая отличается от индивидуальной воли Г-членов. Индивидуальные волевые акты Г-членов согласуются и эта согласованная воля носит межгосударственный характер. Источник этой обособленной воли – учредительный акт, за рамки которого не могут выходить ни сами М орг-ции ни их органы в своих действиях.

М орг-ции наделяются договорной правоспособностью (могут заключать договора), могут участвовать в дип. сношениях, могут набирать персонал на контрактной основе. М орг-ции и х должн.лица пользуются привилегиями и иммунитетами. Каждая М орг-ция располагает финансовыми ср-вами, которые складываются в основном из взносов Г-членов и расходуются в общих интересах.

1. М межправительственная орг-ция (МПО) – объединение суверенных Г-в, учрежденное межгосударственным договором, учрежденное на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное М правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП. (ООН, ОБСЕ, НАТО, и т.д)

* не юр.лица, * нет национальности в юр.смысле (не подконтрольны ни одной из стран, нет нац. закона, которому они бы подчинялись)

* обладают комплексным суверенитетом всех входящих стран (т.е. на территории стран-членов подпадают под нац.режим, а на территории стран-не членов – дипломатический иммунитет)

* закон – собственные нормоустанавливающие акты

Наименования М орг-ций – орг-ция, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и др.

Признаки МПО:

ü Членство не менее 3х Г на основе добровольного договора

ü Постоянные органы + штаб-квартира

ü Наличие учредительного договора

ü Уважение суверенитета Г-членов

ü Невмешательство во внутренние дела

ü Установленный порядок принятий решений, рекомендательный характер решений.

Классификация МПО орг-ций:

** По предмету деятельности: политические/экономические/кредитно-финансовые/по вопросам торговли, здравоохранения и пр.

** По кругу участников: универсальные (цель и предмет затрагивают интересы всех Г-в – ООН и спец.учреждения ООН) / региональные (их деятельность распространяется на отдельные регионы – ЛАГ – Лига Арабских Г-в, ОАЕ – Орг-ция Африканского Единства, ОАГ – Орг-ция Американских Г-в).

** По порядку приема новых членов: открытые / закрытые (НАТО)

** По сфере деятельности: общей компетенции (ООН, ОАЕ, ОАГ) / специальной компетенции (специализированные учреждения ООН – МОТ – Междунар. орг-ция труда, ВПС – Всемирный почтовый союз).

** По целям и принципам: правомерные/противоправные. ** По количеству членов: всемирные/групповые.

** По характеру полномочий: межгосударственные (цель – орг-ция М сотрудничества, решения адресуются Г-членам) / надгосударственные (цель – интеграция, решения распространяются на физ. и юр. лица Г-членов).

2. Неправительственные (НПО) – не основаны на межгосударственном Д, в них официально не представлены Г-ва, их членами м.б. физ. и юр. лица из различных стран. (ИКАО, Фонд Сороса, Гринпис, Красный Крест). НПО бывают:

ü Политич., идеологич., соц.-экономич., профсоюзными,

ü Женские орг-ции по охране семьи и детства,

ü Молодеж., спортивные, научные, научно-просветительские,

ü В обл. печати, кино, радио, телевидения и др.

* Юр.лица, Есть национальность по основному месту деятельности (место, где учреждена орг-ция, ни на что не влияет), если действует в нескольких странах, то национальности везде, все филиалы – юр.лица

* Подчиняются закону по национальности

41. ООН – универсальная международная организация.

Главными органами ООН являются:

- Генеральная Ассамблея: состоит из всех членов и к ее компетенции относятся любые вопросы и дела в пределах Устава, в частности::

1) рассматривает принципы международного сотрудничества;

2) обсуждает любые вопросы, относящи­еся к поддержанию мира и международной безопасности;

3) делает в отношении этих принципов и вопросов рекомендации государст­вам,

4) рассматривает бюджет ООН.

Работает по сессиям, ежегодно по 3 мес. С третьего вторника сентября. Всего было 60 сессий. Есть специальные сессии, которые созываются Ген.секретарем, им присваивается особая нумерация. Имеет свои правила и процедуры.

Существует 7 главных комитетов Ген.Асс. (Первый к. – вопросы политики и безопасности, Спец.политический к., Второй к. – экономические и финансовые вопросы, Третий к. – социальные, гуманитарные, вопросы культуры, Четвертый к. – вопросы опеки, Пятый к. – административные и вопросы бюджета, Шестой к. – правовые вопросы).

Решения по важным принимаются большинством в 2/3 присутствующих, по остальным вопросам – простым большинством.

- Совет безопасности: занимает особое место в системе главных органов ООН. Этот орган отвечает за поддержание международного мира и безопас­ности. Состав ограниченный, 15 Г-членов = 5 постоянных (СССР, США, UK, Франция, Китай) + 10 непостоянных членов (избираются Ген.Асс.-ей на 2 года, ежегодно переизбираются 5). Члены ООН взяли на себя обязательство подчиняться Сов.Безопасности. Это постоянно действующий орган. Решения принимаются при 9 " за". Каждый член имеет 1 голос.

§ Уполномочен расследовать любой спор/ситуацию, которая может привести к международным трениям ли вызвать спор.

§ Определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации и решает, какие меры надо предпринять для поддержания/восстановления междунар. мира.

§ Определяет, какие меры, не связные с использованием воор.сил, должны применяться для осущ-я его решений и может потребовать от членов ООН применения этих мер, к которым относится полный или частичный перерыв экономических отношений, ж/д, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или др. средств общения.

§ Если Сов.Без. решит, что этих мер недостаточно, то он уполномочивается предпринимать такие действия воздуш., морскими или сухопут. силами, какие окажутся необх-ми для поддерж-я/восстан-я М мира и безоп-ти (включая демонстрации, блокады, и пр.)

§ Сов.Без. наделен правом формирования и применения воор.сил ООН для поддержания междунар. мира и безопасности.

§ Миротворческие акции.

- Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) призван содействовать:

1) повышению уровня жизни, полной занятости насе­ления и условиям экономического и социального прогресса и раз­вития;

2) разрешению международных проблем;

3) всеобщему уважению и соблюдению прав человека.

Действует под руководством Ген.Асс. и осуществляет междунар. сотрудничество в экономической и социальной областях. Одно из полномочий – координация действий специализированных учреждений ООН.

- Совет по опеке: осуществляет функции ООН по отнош-ю к терр-ям, которые охватываются М системой опеки. В 2005 г. упразднен.

- Международный Суд – это главный судебный орган ООН. 15 судей, избираемых Ген.Асс-й и Сов.Без-ти. Он рассматривает споры между Г-вами с их согласия и выносить консультативные заключе­ния по юр вопросам.

- Секретариат и Генеральный секретарь. Ген.сек. назначается Ген.Асс-й по рекомендации Сов.Без-ти сроком на 5 лет, он – главное административное лицо ООН. Сотрудники персонала секретариата ответственны только перед ООН, а не перед своими Правительствами. ГС осуществляет набор персонала Секретариата и обеспечивает персоналом органы ООН, несет ответственность за подготовку документов при изучении органами ООН различных вопросов, за составление исполнение бюджета ООН, представляет ООН в ее отношениях с др организациями и правительствами, предоставляет ГА ежегодный отчет о работе ООН и т.д.

- Вспомогательные органы. Образуются по решению Ген.Асс., Сов.Без., ЭКОСОС.

Органы ООН состоят из государств-членов ООН: либо всех (Ген.Асс.) либо из установленного числа (Сов.Без., ЭКОСОС, и др.)

42. Устав ООН - юридическая основа деятельности ООН.

Организация Объединенных Наций функционирует на основе учредительного акта – Устава ООН, принятого в Сан-Франциско и вступившего в силу 24 октября 1945 г. Согласно Уставу ООН ее целями являются:

1) поддержание мира и международной безопасности;

2) развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народа;

3) осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

4) поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка или религии;

5) согласование действий наций в достижении общих целей.

Согласно ст. 4 Устава ООН членами ООН могут быть любые миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства по Уставу ООН и которые, по мнению организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

Для приема в члены ООН необходимы рекомендация Совета Безопасности ООН, принятая не менее чем девятью голосами, включая пять совпадающих голосов постоянных членов ООН, и постановление Генеральной Ассамблеи ООН, вынесенное двумя третями присутствующих и участвующих в голосовании государств. В случае систематического нарушения принципов Устава ООН государство-член может быть исключено из Организации. Статья 7 Устава ООН предусматривает наличие главных органов организации, как то: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Секретариат и Международный суд.

43. Система органов ООН.

Главны






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.