Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия современного образования

 

Статья рассказывает об истории становления философии современного образования (Г.Ноль и др.). Парадигму современного образования, по мнению автора, отражает прежде всего. Исторические истоки современной нетрадиционной образовательной парадигмы можно увидеть в методе эвристической беседы Сократа, идеях природосообразного образования Ж.-Ж.Руссо, в философской литературе ХХв. (понятие «диалог», “я-экзистенция”, “смерть автора” и др.).

ВВЕДЕНИЕ

Современная т.н. нетрадиционная образовательная парадигма, фундируется, прежде всего, на личностноориентированном и компетентностном подходах к преподаванию. В настоящее время данная проблематика привлекает внимание широкого круга специалистов, имеющих отношение к сфере науки, образования и культуры.

В заключительных выводах ХХІ Всемирного конгресса, который проходил под девизом «Философия лицом к мировым проблемам» (10-17 августа 2003г.) говорится о «высоком статусе университетского образования в поиске обновленной системы базовых ценностей», подчеркивается важность «человекоцентристских» аргументов, плюрализма мнений и открытой коммуникации для развития человеческого сообщества [3, 26-27]. Отмечается, что в настоящее время происходит «формирование новой мировоззренческой культуры и парадигмы содержания и преподавания социогуманитарных дисциплин и поиск адекватных механизмов их вписывания в систему университетского образования» [3, 28].

Данная статья преследует основную цель - способствовать преодолению стереотипов, сложившихся в отечественном образовании. Следует заметить, что в последние годы в СНГ и РБ ситуация заметно изменилась в лучшую сторону. Появился ряд убедительных научных исследований, посвященных философии образования и повышению качества образования в высшей школе [1]. Прошло множество научно-методических конференций вышеупомянутой тематики. В 1997г. в Минске открылся Центр проблем развития образования. Появилась комплексная Концепция гуманитаризации высшего образования в РБ [2].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Кратко остановимся на истории становления философии образования. В Древней Греции мы видим наличие, как минимум, двух противоположных подходов к образованию. Один из них проясняет этимология слова «педагог», что означает «ведущий за руку», т.е. ученик, которому не возбраняется интересоваться происходящим и критически относиться к действительности, но тем не менее он понимается лишь как «ведомый» (более опытным учителем). Это характерный акцент педагогика в основном сохранит на протяжении тысячелетий. Родственное понятие «пайдейя», характеризующее прежде всего афинскую модель образования и воспитания, в качестве одного из основных элементов входило в состав того, что сегодня мы называем фундаментальным понятием культура. Подобные взгляды на методы обучения иллюстрирует и точка зрения Платона, предложившего образный «выход из пещеры». Впоследствии данную позицию разделяли такие великие педагоги и ученые, как Я.А.Коменский и Г.Ф.В.Гегель. В настоящее время она хорошо исследована с точки зрения различных гуманитарных наук и получила высокую оценку.

Поэтому мы перейдем к другой позиции, которая менее изучена и с точки зрения настоящего исследования представляет для нас больший познавательный и практический интерес. Ее истоки, очевидно, также восходят к античности, а именно к методу «эвристической беседы» Сократа, в результате которой должно произойти «самооткрытие» истины. Сходные взгляды выражал Ж.-Ж.Руссо, предложивший принцип природосообразности образования. И.Кант подчеркивал способность человека к духовной автономии, считал его способным к самостоятельному целеполаганию и следованию выбранным ценностям и идеалам. В результате усилий отдельных теоретиков и практиков личностноориетированная позиция постепенно обретала более отчетливые контуры, а заодно, и право на жизнь.

На рубеже ХІХ-ХХвв. в ряду прочих эпохальных изменений мы отмечаем и открытие того факта, что нет единого знания как такового: разумнее употреблять слово «знания» и этих знаний – множество. Кроме того, нет единственно правильного пути познания, базирующегося на некоей общей основе. ХХ век оказывается куда как благосклоннее к противоположным, а иногда, как казалось ранее, и взаимоисключающим понятиям: «религиозная картина мира» и «научная картина мира», «мужское» и «женское», «элитарное» и «массовое» и т.д. Возможно, свою роль в этом сыграли и СМИ, благодаря которым в ХХв. произошел колоссальный прирост информации, расширение культурных горизонтов и корелляция фундаментальных установок европейского классического сознания.

В контексте постклассического знания возникают и плодотворно развиваются диалогическая концепция (М.Бубер и др.), концепция культурного релятивизма (М.Гершкович и др.) и т.д. Так, М.Бубер указывал на несимметричность взаимоотношений «учитель-ученик» в традиционной модели образования. Отсюда вытекает необходимость ведения постоянного и многомерного диалога между учителем и учеником как между двумя равнозначными участниками коммуникационного процесса. В результате диалога на личностном уровне должна произойти спонтанная «встреча». Философия экзистенциализма (А.Камю и др.) обогатила современную педагогику проработкой одной из базовых категорий нашего существования, а именно свободы, пониманием каждого человека как уникального духовного существа и необходимостью развития «Я-экзистенции». Своеобразный вклад в развитие нетрадиционной образовательной парадигмы внесла философия постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар, Р.Барт, Ж.Делез и др.) с идеями ризоматичности современного сознания и культуры, «смерти автора» и абсолютизацией роли реципиента.

Общая гуманистическая направленность, трактовка образования как системы осмысленных действий и взаимодействий различных участников педагогического процесса и выдвижение на первый план такого приоритета как интерпретация смысла действий участниками образовательного процесса стали основополагающими принципами фундирующейся на добротной философской базе антитоталитарной педагогики ХХв. (Г.Ноль и др.).

В результате знакового т.н. антропологического поворота в развитии научной и общественной мысли прошедшего столетия произошло характерное смещение приоритетов в сторону Личности и Творчества. Окончательно утвердились идеи о самоценности отдельной человеческой личности, духовной свободе, необходимости творческого самовыражения и т.д. В то же время подобная трактовка проблемы человека делает необходимым акцентирование на моменте ответственности человека за совершаемые им действия. Обосновываются, детализируются и уточняются такие понятия и дефиниции как «профессиональная и культурная компетентность», «необходимость проведения гуманитарной экспертизы» и т.д. В настоящее время личностный и компетентностный подходы вкупе с основными моментами концепции гуманизации и гуманитаризации образования, демократизацией, понимаемой в широком смысле этого слова, являют собою суть современной образовательной парадигмы [2].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В данный момент мы наблюдаем постепенный переход от классической образовательной парадигмы к постклассической, фундирующейся на таких принципах как гуманизм, антропоцентризм и личностноориентированный подход, компетентность, интерактивность, креативное начало.

2. Университеты, имеющие многовековую историю, сохраняют в современном обществе высокий статус. Однако, университетское образование в настоящее время находится в процессе формирования обновленной системы базовых ценностей.

3. В последние годы в РБ появился ряд убедительных научных исследований, посвященных философии современного образования и повышению качества образования в высшей школе, прошли научно-методические конференции вышеупомянутой тематики.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эвентологический риск | Классификация семьи




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.