Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демократический политический режим.






Демократический режим, или демократия, – это политический режим, при котором народ является источником власти; «это правление народа, избранное народом и для народа» (А. Линкольн).

Демократия характеризуется следующими основными признаками:

-юридическое признание народа источником власти, сувереном в государстве. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, именно он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем референдума;

-равноправие граждан. Демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан;

-принятие решений с учетом мнения большинства и подчинение меньшинства при их осуществлении;

-периодическая выборность ключевых органов государства;

-возможность для каждого гражданина получить полное представление по существу рассматриваемого вопроса;

-право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественно- го объединения.

Любые демократические государства базируются на этих фундаментальных признаках. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии дополняют их принципами прав человека, приоритета последних над правами государства, ограничения власти большинства над меньшинством, уважения права меньшинства на свое мнение и отстаивание его, верховенства закона и т. д. Названные общие признаки демократии позволяют классифицировать многочисленные теории демократии и практические демократические модели. К современным теориям демократии следует отнести демократию классического либерализма, коллективистскую

демократию, а также плюралистическую.

17. Государство: теории происхождения, признаки и функции

Государство возникает на определенной стадии развития человечества как институт власти и управления обществом. Выделяют факторы, способствующие его возникновению:

-углубление общественного разделения труда;

-обособление управленческой деятельности;

-появление частной собственности и разделение общества на классы.

По вопросу происхождения государства существуют несколько

теорий:

натуралистическая;

теологическая;

патриархальная;

договорная;

органическая;

психологическая;

теория завоевания;

марксистская.

Наиболее популярна теория общественного договора. Ее разработчики Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Суть данной теории можно свести к следующему. В суровой борьбе за выживание разрозненно живущие люди были свободны и равны между собой, но вынуждены были вести войну всех против всех. В поисках выхода из хаоса люди заключили договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государства. Таким образом, люди добровольно ограничили свою свободу в обмен на закон и по- рядок.

Появление государства – это закономерный результат стремления людей жить в цивилизованном и благоустроенном обществе. Именно государство способно эффективно регулировать социальные отношения.

Одним из первых мыслителей в научный оборот термин государство (stati) ввел Н. Макиавелли. По его мнению, государство не божий промысел, а дело рук человека. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми, между правителем и поданными. Цель этих отношений – обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности. Он рассматривал государство как любую верхов- ную власть над человеком.

Государство – это организация, образуемая социальной общно- стью на определенной территории и располагающая монопольным правом на применение легитимного насилия.

Термин государство обычно употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле – оно отождествляется с обществом и страной, в узком – понимается как один из институтов политической системы.

Можно выделить характерные для любого государства общие признаки:

-публичность власти;

-территория;

-суверенитет;

-законотворчество;

-монополия на легальное применение силы;

-право на взимание налогов и печатание денег;

-наличие гражданства;

-государственная символика (герб, гимн, флаг).

Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции – это деятельность государства, направленная на управление обществом, согласование интересов различных слоев и классов, сохранение своих властных полномочий. Внешние функции – это защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности. Реализацию функций государства осуществляет комплекс специальных органов и учреждений:

-представительные органы (парламент);

-исполнительно-распорядительные органы (правительство, премьер, президент);

-надзорно-контрольные органы;

-органы охраны общественного порядка;

-судебная система;

-органы государственной безопасности;

-вооруженные силы.

18. Монархия характеризуется тем, что власть главы государства (короля) передается по наследству, не считается производной от какой-либо другой власти или избирателей. Республика – глава гос- ударства (президент) является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей.

Разновидности монархического правления:

-абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя (Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ);

-конституционная монархия предполагает ограничение полномочий главы государства представительным органом (парламентом). Конституционная монархия имеет свои подвиды. Различают дуалистическую (полномочия монарха ограничиваются в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти – в настоящее время не существует) и парламентскую («монарх царствует, но не правит», законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром – Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Япония и др.) монархии.

19. В зависимости от соотношения полномочий президента, парламента и правительства, а также принципов отношений между ними республики бывают парламентскими, президентскими и смешанными. Парламентская республика (ФРГ, Италия, Венгрия, Ирландия, Индия, Латвия). Президент – глава государства, но он не является главой правительства, как правило, осуществляет представительские функции. Президент может избираться прямым народным голосованием, либо парламентом. В некоторых странах существует институт контрасигнатуры – акты президента вступают в силу толь- ко после того, как они подписаны главой правительства или мини- стром, которые и несут ответственность за принимаемые президентом акты. Исполнительная власть находится в руках правительства во главе с премьер-министром. Правительство формируется парти- ей, получившей большинство мест в парламенте, и несет ответственность перед парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства и имеет право отправить его в отставку.

Президентская республика (США, Мексика, Бразилия, Казах- стан, Таджикистан, Сирия, Нигерия). Родиной президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. Президент избирается путем всенародных выборов и не зависит от вотума доверия парламента. Он является главой государства и главой исполнитель- ной власти. Правительство назначается президентом и несет ответственность перед ним. Парламент не имеет права отправить прави- тельство в отставку. Основным принципом организации и осуществления власти в президентской республике является принцип разделения властей: парламент осуществляет законодательную власть, президент – исполнительную, независимые суды – судебную. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. Смешанная республика (Болгария, Литва, Португалия, Россия, Республика Беларусь, Румыния, Украина, Финляндия). Впервые данная форма возникла в 1958 г. во Франции. Здесь сочетаются элементы президентской и парламентской республик. Глава государства – президент обладает большими полномочиями, избирается напрямую народом, формирует правительство, обладает правом роспуска нижней палаты парламента. Правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом. Верховная власть в стране принадлежит президенту.

20. Территориальное устройство государств

Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Эта категория характеризует правовое положение составляющих территорию государства частей. При этом большое значение имеют экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности населения, а также исторические традиции, социально-культурный и этнический факторы. Различают:

-унитарное государство;

-федерацию;

-конфедерацию.

Унитарное государство (Республика Беларусь, Украина, Франция, Португалия, Япония, Дания, Норвегия). Это единое государственное образование, состоящее из административно- территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают политической самостоятельностью. Признаками унитарного государства являются:

-единая конституция;

-единая система центральных органов власти;

-единая судебная и правовая система.

Внешнюю политику осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

В зависимости от степени формы контроля центра за местной властью выделяют три разновидности унитарного государства:

-децентрализованные;

-относительно децентрализованные;

-централизованные.

Федерация (США, Канада, Бельгия, ФРГ, Индия, Россия). Это фор- ма устройства государства, состоящего из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. Субъекты федерации создаются не по национально-территориальному, а по физико-географическому (США, Австралия) или историческому (Швейцария, Австрия, ФРГ) признаку. В многонациональных федерациях число ее субъектов не соответствует числу национальностей (так, в Швейцарии 23 кантона и 4 национальные группы).

Признаки федерации:

-территория состоит из отдельных субъектов (штаты, земли, провинции);

-верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

-субъекты имеют право принятия собственной конституции и имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы;

-возможно наличие союзного гражданства и гражданства федеральных единиц;

-в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

-Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом (несмотря на его формальное провозглашение), не имеют права выхода из союза и юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях.

Конфедерация – это временный союз нескольких независимых государств, объединенных для проведения единой политики в определенных целях (для совместной обороны, для решения экономических, энергетических и других проблем). В конфедерации создаются органы управления, решения которых вступают в силу только после их утверждения центральными органами власти входящих в нее стран. Страны имеют право договариваться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах. Здесь нет единых законодательных, исполнительных и судебных органов, нет единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, отсутствует единый бюджет. Страны сохраняют самостоятельность как во внутренних, так и во внешних делах и могут по своей воле покидать кон- федерацию. Данное образование, как правило, недолговечно.

21. Сущность и принципы правового государства

Идеи верховенства закона, равенства всех перед законом, разделения властей рассматривались мыслителями разных эпох. Классиками теории правового государства являются Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант. Сам термин «правовое государство» утвердился в ХIХ в. благодаря трудам немецких юристов Карла Теодора Велькера и Роберта фон Моля. Правовое государство означает создание между властью и гражданином системы права (законодательства), регулирующей их взаимоотношения на договорной, контрактной основе. Принцип правового государства подразумевает безусловное подчинение всех властных органов системе права, наличие реального разделения властей, строгий общественный контроль за политической сферой. Власть и гражданин, государство и общество выступают равными субъектами права.

Правовое государство – это вид демократического государства, действующего только в рамках принятых и единых для всех законов, уважающее и защищающее права и свободы граждан.

Социальной базой правового государства являются свободные граждане, составляющие гражданское общество.

Правовое государство это не только хорошие и правильные за- коны, но и определенный уровень развития граждан. Граждане не только сами соблюдают все законы, но и способны «заставить» государственные органы действовать в рамках закона.

Характерные черты правового государства:

наличие развитого гражданского общества;

правовое равенство граждан и гарантированность законных прав и свобод;

всеобщность права и его распространение на всех граждан, все государственные институты;

взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом;

суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер;

реальное разделение властей на законодательную, исполни- тельную и судебную;

наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан.

Для возникновения правового государства необходим определенный уровень экономического, политического и социального развития, а также соответствующий уровень политической культуры граждан.

22. Гражданское общество: общая характеристика и условия его возникновения

Большую роль в разработке теории гражданского общества сыграли такие мыслители прошлого, как Аристотель, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гегель. Гражданское общество – это общество, со- стоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы.

Для координации совместной деятельности граждане входят в добровольно сформированные группы, коллективы, организации, ассоциации, защищающие их экономические, этнические, культурные, религиозные интересы, реализуемые вне сферы деятельности государства.

Во взаимодействии общество – государство первичным является общество. Во-первых, потому что общество возникло задолго до появления государства. Во-вторых, государство является производным от общества, а не наоборот. Именно граждане через свои общественные структуры формируют государственные органы власти. Произвол государства и его органов в отношении индивидов или общества возникает тогда, когда этот произвол терпят сами граждане. В условиях гражданского общества предполагается, что все государственные органы находятся под жестким контролем общества и любые нарушения прав и свобод граждан со стороны государства строго пресекаются.

Структуру гражданского общества можно рассмотреть через экономическую (фирмы, совместные предприятия, акционерные общества); социально-политическую (семья, классы, политические партии) и духовную (традиции, нравы, обычаи, сфера образования, науки и культуры) сферы.

Основным элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность, чьи интересы и потребности осуществляются через семью, церковь, профессиональные и творческие организации, политические партии и т. д.

Основными признаками гражданского общества являются:

-разграничение компетенций государства и общества;

-демократия и плюрализм в политической сфере;

-рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия;

-экономика, основанная на новейших технологиях;

-социальную базу гражданского общества составляет средний класс – это экономически, политически и социально независимые люди;

-социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами;

-в правовой сфере – тесное взаимодействие с правовым государством, приоритет свобод и прав граждан перед интересами государства;

-идеологический и религиозный плюрализм;

-свобода слова и средств массовой информации.

В гражданском обществе преобладают горизонтальные (не- властные) связи и отношения. В то время как в государстве доминируют вертикальные связи.

23. Глава государства и его роль в структуре высших органов власти

Главой государства является официальное лицо (орган), занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и во взаимоотношениях с другими государствами.

Место и роль главы государства в каждой конкретной стране определяется особенностями конституционного строя, национальным законодательством и практикой государственного строительства. В большинстве цивилизованных стран мира глава государства

– символ национального единства, обеспечивающий преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие всех ее ветвей (законодательной, исполнительной, судебной). Правовой статус главы государства и его реальная роль за- висят от формы правления и характера политического режима. В странах, где глава государства наделен широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формулирует политический курс и обеспечивает его воплощение в жизнь. В странах с парламентарной формой правления глава государства непосредственного участия в управлении государственными делами не принимает, выполняя представительские функции, но может влиять на политические процессы, а в случае возникновения чрезвычайных и кризисных ситуаций его степень воздействия на органы государственной власти возрастает.

В государствах с монархической формой правления монарх: суверен, верховный представитель и носитель государственной власти. По его воле действует правительство, от его имени издаются законы, его именем принимаются судебные решения, под его контролем формируется и действует парламент.

В республиканских странах главой государства является вы- борный президент. В его компетенции входят следующие функции и полномочия:

Представительские функции:

-верховное представительство государства, председательство на торжественных церемониях, выступления с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации;

-в сфере внешних отношений.

Полномочия в области государственного управления:

-роль в формировании правительства (в парламентских республиках он автоматически соглашается на замещение поста премьер- министра лидером победившей на выборах партии);

-в президентских республиках он является единоличным носителем правительственной власти, назначает и увольняет членов правительства, играет решающую роль в определении программы правительства, подписывает важнейшие акты исполнительной власти, руководит административным аппаратом и вооруженными силами, производит назначения на высшие военные и гражданские должности.

Полномочия в сфере законодательной деятельности:

-в парламентских республиках главе государства принадлежит право открытия и закрытия сессий, в ряде стран – право роспуска парламента и назначения внеочередных выборов;

-в президентских республиках он не имеет рычагов для вмешательства во внутреннюю деятельность парламента, кроме обращения к его палатам с выступлениями;

-в смешанных республиках у президента есть право роспуска парламента, созыва сессий, возврата законопроектов, право законодательной инициативы.

Внешнеполитические полномочия:

-в странах с парламентскими формами правления внешняя политика находится в компетенции главы правительства, а у президента – лишь протокольно-представительские обязанности;

-в республиках со смешанной формой правления президент может руководить внешней политикой единолично или передавать часть обязанностей главе правительства;

-в президентских республиках глава государства единолично руководит и управляет внешней политикой (представляет страну, руководит дипломатическим ведомством, ведет переговоры и подписывает международно-правовые акты, имеет право на объявление войны и заключение мира).

Полномочия в судебной области:

-назначения на судебные должности;

-участие в формировании правовой базы государства;

-право на помилование.

Чрезвычайные полномочия:

-право объявления чрезвычайного положения;

-право приостановки действия конституционных гарантий;

-право на ограничение полномочий парламента;

-право на использование вооруженных сил внутри страны.

24. Парламент: общая характеристика и функции

Парламент – выборный коллегиальный высший орган государства, который функционирует в условиях демократического правления и осуществляет законотворчество. В системе государственно- властных функций он выступает как постоянно действующий представительный орган власти.

Важнейшей характеристикой парламента является его построение. В большинстве стран мира парламенты строятся по принципу двухпалатности, что позволяет решить ряд объективных задач: необходимость оптимизации деятельности, обеспечение уравновешенности и высокого профессионализма парламентской работы, соблюдение сбалансированности и взвешенности законодательного процесса. Данный принцип особенно необходим в федерациях для соблюдения баланса интересов населения (нижней палаты) и субъектов федерации (верхней палаты).

Нижние палаты двухпалатных парламентов, как и все однопалатные парламенты, формируются на основе прямых выборов по фиксированным нормам представительства (когда от определенного среднего количества избирателей избирается один депутат). Поря- док формирования верхних палат может быть различен: на основе прямых выборов; на основе выборов с высоким возрастным цензом; от региональных представительных органов власти.

Центральным элементом внутренней структуры парламента являются комиссии (комитеты). Их задача заключается в детальной проработке законотворческих вопросов непосредственно перед сессиями парламента. Таким путем достигается оперативность и профессионализм в решении вопросов создания или изменения законов, т. к. комиссии (комитеты) строятся и формируются по основным направлениям внутренней и внешней политики государства. Они занимаются рассмотрением вопросов бюджета, внешней поли- тики и международных отношений, обороны, безопасности, экономики, финансов, проблемами социальной защиты, образования, куль- туры. Задачей постоянных комиссий (комитетов) является деятельность по вопросам функционирования самого парламента: процедурные вопросы, регламент, депутатская этика и т. п. Зачастую они осуществляют функции связи с министерствами и контролируют деятельность органов исполнительной власти, а их специализация и предметная компетенция чаще всего соответствует общей структуре правительства.

Компетенции парламента связаны с построением представительных органов. Двухпалатность парламента предопределяет наличие полномочий у каждой из палат, но практика государственного строительства большинства стран мира показывает, что нижние палаты играют более значительную и даже доминантную роль в реализации этих полномочий.

Содержание компетенции парламентов предопределяет направления их деятельности: законотворчество, принятие бюджета, контроль за деятельностью органов исполнительной власти, судебную и внешнеполитическую деятельность. Парламенты не принимают участия в оперативном решении проблем внешней политики, но могут принимать заявления и обращения по наиболее острым внешнеполитическим вопросам; имеют право одобрять заключенные международные договоры и соглашения, заключать мирные соглашения или объявлять войну.

Важную роль в характеристике компетенции парламента играет оценка содержания конституционно-правового статуса самих парламентариев. Практически во всех развитых странах депутаты не связаны юридическими обязательствами по отношению к своим избирателям. Они не считаются представителями конкретных избирательных округов, а представляют весь народ в целом и в силу это- го не могут быть отозваны избирателями. Подобный подход наиболее полно обеспечивает для депутатов возможность заниматься делами в рамках своей компетенции, придает их деятельности политический характер, не сводит ее к уровню работы уполномоченных по местным делам.

25. Правительство: порядок формирования и полномочия

Понятие правительство может трактоваться как в узком, так и широком смысле. В узком смысле – это: люди, которые правят страной; центральный орган управления государством; исполни- тельная власть; группа людей, которая управляет повседневными делами государства. В широком смысле – это государственный коллегиальный орган, призванный осуществлять повседневное текущее руководство внутренней и внешней политикой своей страны.

В правовом и конкретно-государственном плане правительства в разных странах отличаются по своим властным полномочиям, по способу формирования, по месту и роли в системе государственно- го механизма. Правительства в демократических государствах бывают партийные и беспартийные.

Партийные правительства подразделяются на однопартийные, формируемые партией, получившей большинство на парламентских вы- борах, и многопартийные (коалиционные), которые создаются на вынужденно-договорной основе из представителей разных политических сил.

Беспартийные правительства характерны для стран, где политические партии отсутствуют (де-факто или де-юре); когда в стране кризисная ситуация и возникает необходимость в переходном правительстве (правительство чиновников); когда межпартийная борьба не позволяет создать стабильное правительство и формируется кабинет управления текущими делами государства в ожидании следующих парламентских выборов; когда в результате чрезвычайных событий (например, военного переворота в стране) правительство образуют непрофессионалы (например, генералитет); когда партийная система в стране не развита, а правительство формируется из профессионалов своего дела (кабинет специалистов).

Образование правительства предопределяется формой правления конкретного государства и предполагает два способа: внепарламентский и парламентский. При внепарламентском способе глава государства назначает главу правительства и его членов без официального участия парламента. При парламентском способе правительство образуется по воле партии парламентского большинства или коалиции партий. Существует несколько методов этой процедуры: глава государства предлагает кандидатуры главы и членов правительства – парламент назначает; глава государства предлагает кандидатуры – парламент одобряет – глава государства назначает; глава государства назначает главу и членов правительства – парламент одобряет; парламент предлагает кандидатуру главы правительства – глава государства назначает. Но в любом случае, даже с учетом конкретно-исторических особенностей, правительство должно получить вотум доверия со стороны парламента.

Конкретно-исторические особенности отдельных стран определяют специальные требования к членам правительства. Министры могут быть (или не быть) депутатами парламента, они могут занимать (не занимать) какие бы то ни было иные посты и должности, они обязаны (или не обязаны) иметь определенную религиозность (например, исповедовать ислам), должны иметь соответствующие должности компетенцию, опыт и образование. В состав правительства должны в обязательном порядке входить в качестве министров представители всех основных религиозно-этнических групп данного государства.

Структурно состав правительства в каждой стране отличается своеобразием. В состав правительства помимо его главы, министров и руководителей департаментов входит особая структура – управление делами правительства (канцелярия), призванное четко организовывать работу кабинета, а также привлекаемых специалистов (которые могут формально входить, или не входить в состав кабинета).

Правительство – формально коллегиальный орган, несущий ответственность за принимаемые решения и проводимый политический курс. В случае внутренних волнений или угрозы внешней безопасности оно может вводить военное положение.

Полномочия правительства:

общее руководство внутренним состоянием государства; общее руководство внешними делами;

подготовка проекта бюджета и после его утверждения парламентом обеспечение его исполнения;

руководство государственной политикой в области культуры, образования, религии, науки и техники.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.