Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экзаменационный билет № 22






Формирование, распределение и использование прибыли в предприятиях торговли и общественного питания.

Экономическая сущность оборота оптовой торговли, его виды и показатели измерения.

Планирование сегментации рынка, эффект и принципы сегментации. Критерии сегментации потребительских и промышленных рынков.

Отыеты:

1.

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход хоз. субъекта, хар-й его вознаграждение за риск осущ-я производственной и рыночной деятельности и представляющей разницу м\д совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осущ-я этой деятельности.

Распределение прибыли - это процесс формирования направлений её последующего испо-я в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Основная цель распределения прибыли – это оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой её частями с учётом обеспечения и реализации стратегии развития предприятия и роста его рыночной стоимости.

Объектом распределения прибыли является прибыль налогооблагаемая (балансовая).

Распр-е и исп-е прибыли базируется на принципах:

ПР- распр-тся между гос-м и предпритием и является источником первонач-го выполнения обязательств предпр. перед обществом.

ПР, остающаяся в распоряжении должна прежде всего обеспечивать дальнейшее развитие п\п.

ПР должна обеспечивать стимулирование трудовой активности и дополнит соц защиты персонала.

распределение прибыли д.б. экономически обосновано, для этого необходима оценка эффект-ти разработанной политики распределения прибыли.

Та часть прибыли, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и обязательных платежей определяется законодательно. Остальная часть прибыли распределяется по усмотрению п\п, но с помощью налоговой политики гос-во стимулирует отдельные соц. значимые направления распределения прибыли. (пр. на природоохранные мероприятия).

Направления распред-я ПР - 2 укрупнённые группы:

1фонды накопления. Их создание приводит к увеличению имущества предприятия. Они исп-ся на финансирование новых торгово-технологических процессов, модернизацию оборудования, реконструкция, расширение, строительство, природоохранные мероприятия, погашение долгосрочных ссуд банков и % по ним и др.

2фонды потребления. - это осуществление мероприятий по соц. и матер. поощрению коллектива. (пр. оплата путёвок, подарки, различного рода поощрения и т.д.).

Порядок распр-я и исп-я ПР фиксируется в уставных док-х п\п, при этом фондовый метод распределения прибыли в основном применяется на крупных п\п. Мелкие чаще составляют смету расходов без образования фондов.

Факторы: ВНЕШНИЕ: законодательство и налог. система, альтернативные внешние источники формирования фин ресурсов, темпы инфляции, стадия конъюнктуры потреб. рынка. ВНУТРЕННИЕ: уровень рентабельности, наличие инвестиционных программ, система матер. стимулирования, стадия жизненного цикла п\п, менталитет собственника.

Информационные данные – данные бухгалтерского учета, данные анализа товарооборота, товарных запасов, валового дохода, издержек, данные оперативного учета и внеучетные данные.

Анализ прибыли включает 2 основных этапа: 1. анализ формирования прибыли. 2. анализ распределения и использования прибыли.

Показатели анализа: абсолютные показатели прибыли и их изменение, относительные показатели (в %) прибыли ─ в % к объему продаж; прибыли к издержкам, к фонду оплаты труда, к валовому доходу, прибыли на 1 квадратный метр торговой площади, на 1 среднесписочного работника и другие.

Показатели эффективности распределения прибыли: коэффициент налогообложения прибыли, коэффициент чистой прибыли, коэффициент капитализации прибыли, коэффициент потребления прибыли и другие.

Особое внимание уделяется факторному анализу, в процессе которого определяется влияние на прибыль образующих факторов (прибыль от продаж, прибыль от операционной деятельности, прибыли (убытка) от внереализационной деятельности и другие), и взаимодействующих – товарооборота, цен, валового дохода, издержек, оборачиваемости и состава капитала, фондовооруженности, налогоемкости, численности работников и другие.

К основным факторам, влияющим на формирование фондов за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия – изменение суммы прибыли, остающейся в распоряжении, и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды. Кроме того, в процессе анализа изучается фактическое использование средств фондов накопления и потребления, определяется эффективность их использования, позволяющая установить полноту финансирования, своевременность выполнения запланированных мероприятий, с помощью различных показателей: коэффициента инвестирования прибыли, коэффициента резервирования прибыли, коэффициента выплаты прибыли собственникам, коэффициента участия работников в прибыли и другие.

Методы: используются все методы – традиционный метод, метод ДФА, метод стохастического факторного анализа, метод оптимизации показателей.

При планировании прибыли методами являются:

1.экстраполяции. 2. метод прямого счета. 3. метод на основе среднего уровня рентабельности. 4. метод целевого формирования прибыли. 5. математический метод.

Метод прямого счета является наиболее простым и достаточно надежным. Если уже запланирован план товарооборота, валовой доход, издержки обращения, известны налоговые платежи. Прибыль в этом случае определяется как ВД ─ ИО. Метод прямого счета имеет и минусы, то есть он недостаточно ориентирован на достижение нормативных показателей уровня прибыли от реализации. Метод среднего уровня рентабельности (Р = П*100/ Т), то есть П = Р*Т/100. Метод планирования с использованием взаимосвязи издержек, товарооборота и прибыли. 1. Тк = Издержки постоянные*100/Уровень валового дохода *Уровень издержек переменных.

2.Планируемая рентабельность = (Т пл. ─ Тк)*(Увд ─ Уи пер.) /100.

Метод целевого формирования прибыли. П = Р*Т/ 100 ─ (ставка налога на прибыль).

При планировании прибыли выбирается несколько вариантов расчетов и выбирается наиболее оптимальный вариант. При использовании метода целевой прибыли определяется общая потребность в приросте основных фондов.

▲ ОФ (прирост основных фондов) = планируемая потребность в основных фондах на конец (ОФ к) ─ планируемая потребность в основных фондах на начало (ОФ н) + выбытие основных фондов (В).

Потребность в оборотных средствах определяется на основе норматива собственных оборотных средств и ожидаемого наличия на начало планируемого периода. Отчисление в резервный фонд производится в соответствии с их нормативом, установленном документе при образовании предприятия (устав предприятия). Потребность капитализированной части прибыли определяется исходя из целей предприятия, этапов жизненного цикла, наличие конкурентов и т.д. Планирование прибыли, направленное на цели потребления, осуществляется в разрезе следующих элементов: 1. выплаты доходов собственникам предприятия. 2. бюджет участия наемных работников. 3. бюджет внутренней социальной программы (питание, путевки, помощь пенсионерам и т.д.). 4. на благотворительность.

2.

Оптовый товарооборот характеризует объем продажи товаров производителями и торговыми посредниками покупателям для использования в коммерческом обороте. Оптовый оборот – промежуточная стадия реализации товаров, в результате которой товары закупаются и продаются крупными партиями для последующей перепродажи или предпринимательских целей в производстве и не выходит за пределы товарного обращения.

Оптовый т/о классифицируется: 1) по назначению: а) продажа товаров розничным и промышленным предприятиям, учреждениям и организациям, а также на экспорт; б) межгосударственный и межреспубликанский, осуществляемый на основе межправительственных соглашений; в) внутрисистемный отпуск - продажа внутри региона одним оптовым продавцом другому.

2) по формам товародвижения: а) складской; б) транзитный, характеризующий посредническую роль опта в отношениях между поставщиками и покупателями. Транзитный т/о делится на оборот с участием в расчетах (когда оптовое предприятие выступает как собственник, оплативший стоимость товара) и транзит без участия в расчетах (когда опт. предприятие выступает как посредник и получает вознаграждение за организацию продвижения товара). Сумма складского и транзитного т/о составляет валовой оптовый т/о.

3) по форме расчетов: а) предварительная оплата - покупатель согласно договору производит оплату до фактического получения товара. Поставщик передает товар после получения денег от покупателя. Предварительная оплата обычно применяется на товары, пользующиеся повышенным спросом, или на разовые заказы;

б) оплата по факту - покупатель оплачивает товар в момент его получения. Это условие повышает гарантии оплаты со стороны покупателей и заказчиков, а также гарантирует современность поставок со стороны продавца;

в) получение на реализацию - поставщик передает товар покупателю на условиях договора. Покупатель реализует товар, после чего производит оплату поставщику на условиях и в сроки, отмеченные в договоре, либо возвращает товар в виде, пригодном для дальнейшей реализации. Данный вид расчетов применим и для новых, еще не известных покупателю товаров, находящихся в начале кривой жизненного цикла. Спрос на такие товары, возможно, будет расти с развитием жизненного цикла;

г) получение на консигнацию - поставщик передает товар покупателю на условиях обязательной его оплаты через определенный период времени, предусмотренный договором. По истечении указанного периода покупатель производит оплату независимо от реализации. Данное условие обеспечивает отсрочку платежа и применяется, если на реализуемые товары не находится достаточное количество покупателей и заказчиков, способных оплатить товар немедленно или с предварительной оплатой.

Анализ опт. т/о аналогичен анализу розничного т/о.

3.

Сегментация рынка - это классификация потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями.

Сегмент - это группа потребителей, обладающих общими характеристиками (потребностями, покупательским поведением) и одинаковой реакцией на определенный набор стимулов маркетинга.

Главная цель сегментации — обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей.

Под сегментированием рынка понимается его разбивка на однородные совокупности – сегменты, отличающиеся однородным поведением потребителя по отношению к этому сегменту. По-другому, под сегментацией понимается управленческий подход к процессу принятия решения на рынке по основным элементам маркетинга. Объектом сегментации выступают потребители, которые, обладая определенными характеристиками составляют определенный сегмент рынка.

Признаки сегментации:

1 Общие:

а) географические (величина региона, плотность населения, численность населения, климатические условия, административное деление, удаленность от предприятия-производителя, климатические различия);

б) демографические (возраст, пол, размер и жизненый цикл семьи, количество детей в семье. Кроме того, в настоящее время относят такие группы потребителей, как: дети, молодежь ср.возраста, подростки, пожилыеи пенсионеры, многодетные семьи);

в) социально-экономические – предполагает разделение совокупности на основе социальной и профессиональной общности. Не редко эти критерии взаимодействуют друг с другом и с другими признаками сегментации.

г) поведенческие, включают манеры поведения, отношение к жизни, нравственно-религиозные нормы и т.п.

2 Специфические. Т.к. сегментация товаров народного потребления более сложная, чем товаров производственного назначения, то критериев в том случае больше.

Эти признаки являются объективными критериями сегментации, а субъективными будут: интересы и организация досуга, тип личности, мотивы поведения покупателя по отношению к товару (с ориентацией на низкую цену; ----- на длительный срок эксплуатации; ------- на высокое качество; приверженцы определенной марки).

Этапы сегментации: формирование критериев сегментации; выбор метода методов и осуществления сегментации; интерпретация результатов; выбор целевых сегментов рынка; позиционирование товара; разработка плана маркетинга.

Порядок сегментации. Выделение сегментов рынка проводится в два этапа:

1 Макросегментация- это разбиение всего рынка на рынки конкретных товаров

2 Микросегментация – внутри получившихся рынков товаров выделяют сегменты потребителей (или группы).

Порядок микросегментации: выявление взаимосвязи между характеристиками покупателей и их предпочтениями и поведения; выбор наиболее важных признаков для сегментации; расчленение рынка по выбранным признакам, сначала по наиболее важным и четким, а затем по остальным; определение стирания границ между сегментами; детальное описание получившихся сегментов; детальное описание получившихся сегментов.

Процесс планирования сегментации включает следующие этапы:

- определение характеристик и требований потребителей;

- анализ сходства и различий потребителей;

- разработку профилей групп потребителей;

- выбор потребительского сегмента;

- определение места компании в конкурентной среде;

- разработка плана мероприятий по всему комплексу маркетинг-микс.

При организации планирования сегментации рынка необходимо соблюдать следующие требования к сегментации рынка:

- сегменты должны различаться между собой;

- каждый сегмент должен содержать только сходных по спросу потребителей;

- характеристики потребителей должны быть измеримы фирмой;

- каждый сегмент должен быть достаточен по размеру, чтобы соизмерить объем продаж и покрытие расходов;

- потребители каждого сегмента должны быть легко доступными для проведения рекламных кампаний и информационного воздействия.

Анализ сегментации проводится с целью выяснения насколько эффективна сложившаяся на предприятии технология сегментации. Известны три эффекта сегментации:

l Эффект максимизации прибыли на единицу продукции - увеличение доходов предприятия в результате обоснованного выбора целевого сегмента, что обусловливается уменьшением издержек на распространение и продвижение товара. Такой эффект позволяет предприятию с небольшими ресурсами успешно конкурировать с предприятиями больших размеров на специализированных рынках.

l Эффект обманчивости величины сегмента - наибольшая величина сегмента не всегда соответствует наилучшим коммерческим возможностям, так как в большом сегменте вполне вероятны сильная конкуренция и высокая степень удовлетворенности потребителей товарами конкурентов. Фирма, избирающая подобный сегмент может понести убытки из-за ожесточенной конкурентной борьбы.

l Эффект игнорированного сегмента заключается в том, что наиболее успешный бизнес может развиваться именно в проигнорированном другими фирмами сегменте рынка (опыт Японии в проникновении на чужие рынки). Выявление игнорированного сегмента может стать первоочередной задачей сегментации, так как позволяет занять соответствую рыночную нишу. В этом смысле игнорированный сегмент и рыночная ниша являются синонимами.

Какого-то единого метода сегментирования рынка не существует. Деятелю рынка необходимо опробовать варианты сегментирования на основе разных переменных параметров, одного или нескольких сразу, в попытках отыскать наиболее полезный подход. Чаще всего используют следующие принципы:

1) сегментирование по географическому принципу;

2) сегментирование по демографическому принципу;

3) сегментирование по психографическому принципу;

4) сегментирование по поведенческому принципу.

Критерии сегментации потребительского рынка.

Потребительский рынок - это рынок конечных потребителей, которые приобретают товары для личного, домашнего или семейного пользования.

Сегменты потребительского рынка могут выделяться на основе региональных критериев, демографических критериев и критериев жизненного стиля потребителей.

Региональные критерии представляют собой основные отличительные характеристики городов, областей, регионов. Предприятие может использовать одну или несколько демографических особенностей для сегментации своего рынка. Стратегии сегментации делают упор на выделение и использование географических отличий.

Критерии сегментации промышленного рынка

Промышленный рынок - это рынок организаций-потребителей, которые приобретают товары для дальнейшего производства и перепродажи другим потребителям.

Критерии сегментации промышленного рынка, в принципе, могут быть аналогичными критериям сегментации потребительского рынка.

" Демографические" критерии могут включать область специализации, ресурсы, существующие контракты, прошлые покупки, размер заказов, характеристики лиц, принимающих решения. Факторы стиля жизни включают способ функционирования организации, приверженность торговой марке, причины совершения покупки, социальные и психологические характеристики сотрудников. Эти параметры могут представлять собой основу для сегментации рынка.

Переходя от внешних критериев к внутренним, эти группы имеют следующий вид.

Среда (сектор промышленности, размер фирмы, географическое положение)

Рабочие характеристики (применяемая технология, использование данного товара, технические и финансовые ресурс)

Метод совершения закупки (наличие центра закупки, иерархическая структура, отношения покупатель - продавец, общая политика закупок, критерии закупки)

Ситуационные факторы (срочность выполнения заказа, применение товара, размер заказа)

Личные качества покупателя.

Рынок предприятий имеет целый ряд существенных отличий от потребительского рынка, которые необходимо учитывать при взаимодействии с ними:

-меньшее число покупателей

- большие масштабы заключаемых сделок

- более выраженная географ-я концентрация потребителей

- шире товарная номенклатура

- конечная цель - извлечение прибыли

- выше денежный оборот

- спрос менее эластичен.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.