Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформа печати.






Был провозглашен принцип гласности и пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства.

Итоги и последствия реформ:

Политические и финансовые реформы Александра 2 названы великим благодаря тому, что они в относительно краткие сроки смогли полностью перестроить государственную систему на новый лад. Кризис в экономике был преодолен, государство получило новую армию, которая могла противостоять захватчикам, выросло число образованных граждан. В целом, реформы помогли стране встать на путь капитализации и индустриализации, а также провозгласили зачатки демократии.

Контрреформы 1870 – 1890-х гг.

В 1871 г. дознание по государственным преступлениям было официально поручено корпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции, который мог направить их в судебные инстанции, а мог принять меры к решению дела в административном порядке.

В 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей.

В 1874 г. из ведения общих судов изымаются дела о " противозаконных сообществах" и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям и о покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду.

После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами, усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 г. было принято специальное " Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия", закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка.

Согласно этому Положению, министру внутренних дел, генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени.

Еще в 1866 г. у суда присяжных были изъяты дела о печати, административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов. Наступление на гласность началось задолго до 1881 г. В интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869 г. мог производиться на дому.

В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело " деликатным", " конфиденциальным" или " секретным".

В 1889г. вступает в действие " Положение о земских участковых " начальниках" ", разрушившее раздельность судебной и административной властей. Этим актом прежде всего был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем, вплоть до 1913 г., они исчезают вовсе.

В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались высшее образование или занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.

Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уездные члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.

Второй инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд, состоявший из уездного члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлялся уездным предводителем дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами.

Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия, находившиеся под руководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников. Земские начальники отбирали кандидатов для волостных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальностей волостных судей.

В 1890 г. было пересмотрено " Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов представительства по первой курии: в нее входили теперь исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах в дворянской курии снижался имущественный ценз. Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - земских начальников, губернатора: губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское собрание. Закон предоставлял губернатору право приостанавливать любое постановление земского собрания, если оно " не соответствовало общим государственным пользам и нуждам" либо " нарушало интересы местного населения".

 

Реформирование общественного и государственного строя Российской империи в период революции 1905 – 1907 гг. Статус Государственной думы. Реформы П.А.Столыпина 1906 – 1910 гг. Изменения в государственном аппарате в годы Первой мировой войны. Развитие российского права во второй половине XIX – начале XX в.

В результате революции 1905—1907 гг. Россия сделала еще один шаг на пути превращения из феодальной монархии в буржуазную. Основным событием явилось создание представительного органа – Государственной думы.

6 августа 1905 г. был подписан Манифест об учреждении Государственной думы. В законе указывалось, что она формируется для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, которые в дальнейшем должны поступать в Государственный совет.

В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусматривались выборы по трем куриям – от землевладельцев, городских жителей и крестьян, при этом рабочие вообще лишались избирательных прав. Выборы в эту Думу не состоялись, поскольку ее бойкотировало подавляющее большинство населения.

17 октября 1905 г. появился манифест, устанавливающий созыв законодательной Думы, 11 декабря 1905 г. в избирательный закон были внесены существенные изменения: предусматривались четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Для всех курий выборы были многостепенными: для первых двух курий – 2хстепенные, для рабочих – 3хстепенн`ые, для крестьян – 4хстепенные выборы. Женщины избирательных прав не имели.

При выборах в I Государственную думу большинство мест получила оппозиция самодержавия. В результате оппозиционная I Дума через 72 дня была досрочно распущена. Но после проведения выборов во II Думу обнаружилось, что она еще более оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. 3 июня 1907 г. последовал высочайший Манифест о ее роспуске. Только выборы в III думу после изменения избирательного законодательства, дали желательный для царизма результат, поскольку большее число мест получили наиболее реакционные партии.

Был реорганизован Государственный совет, который стал выступать в качестве как бы второй палаты по отношению к Государственной думе. Половина Совета назначалась царем, другая половина была выборной. Выбирались в Государственный совет от губернских земских собраний представители имущих классов, а также представители духовенства, члены дворянских обществ. Законопроект из Государственной думы поступал в Государственный совет, который мог при желании отклонить его. Если обе палаты были согласны с законопроектом, то окончательное решение принадлежало царю. В целом создание Государственной думы было уступкой самодержавия под влиянием революции. Некоторые внешние признаки парламента у Думы имелись, однако никакими реальными полномочиями Дума не обладала: у правительства не было никакой ответственности перед Государственной думой, министры даже не обязаны были отвечать на запросы Думы.

Император обладал правом издания «чрезвычайных» законов в обход Думы, которым нередко пользовался. Общественный строй.

Сдвиги в экономической и социальной структуре в начале ХХ в., новая политическая обстановка обусловили консолидацию и формирование трех определенных групп общества:

1) правительственный лагерь: основной задачей которого являлось сохранение существующего самодержавного строя.

2) буржуазия и либеральные помещики: добивались умеренной конституционной монархии.

3) революционные демократы: их целью являлось свержение самодержавия и установление демократической республики.

Итогом оформления этих лагерей стало возникновение политических партий.

В годы первой русской революции возникла монархическая политическая партия – Союз русского народа. К правительственному лагерю примыкали многочисленные организации духовенства.

В 1905 г. окончательно сложился либерально-буржуазный лагерь. Вначале это выразилось в движении либеральной земской оппозиции, которая требовала от царизма уступок в виде весьма умеренной конституции.

Однако на съезде земских и городских деятелей произошел раскол. Правое крыло съезда образовало партию октябристов, в которую вошли дельцы-капиталисты и крупные помещики, более левое – конституционно-демократическая партия (кадеты), куда входили представители преимущественно средней буржуазии.

На рубеже XX в. возникает социал-демократическая рабочая партия, вскоре расколовшаяся на большевиков и меньшевиков. В 1901 г. из остатков народнических организаций образовалась политическая партия так называемых социалистов-революционеров (эсеров), отражавшая в определенной мере интересы крестьянства, но в первую очередь его верхушки.

Аграрная реформа 1906 г. Председатель Совета министров П. А. Столыпин полагал, что революцию порождают недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из них он считал сельскую общину, тормозившую развитие капитализма в деревне. Основной идеей реформы было создание мощной прослойки кулачества.

Указ от 9 ноября 1906 г. устанавливал право любого крестьянина выйти из общины и потребовать в свою собственность земельный надел. Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее благоприятные условия для образования кулацких хозяйств.

Важную часть реформы составила переселенческая политика: П. А. Столыпин хотел ослабить земельную нужду в Центральной России и Прибалтике. Было образовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны, однако переселение было организовано плохо, что существенно повлияло на снижение результатов.

В целом при осуществлении реформы не удалось достичь намеченных целей. Частичное разрушение крестьянской общины хотя и произошло, но достаточно широкого размаха оно не получило. Вместе с тем реформа способствовала процессу расслоения крестьянства, что привело в конечном счете к обострению классовой борьбы в деревне.

 

Февральская революция 1917 г. в России. Свержение самодержавия. Важнейшие государственные реформы Временного правительства. Возникновение Советов рабочих и солдатских депутатов, Советов крестьянских депутатов. Двоевластие. Основные изменения в российском праве в феврале – октябре 1917 г.

В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демократическая революция, итогом которой стало отречение Николая II от престола.

Официально республика в России была провозглашена только 1 сентября 1917 г.

После февральской революции 1917 года в России возникло одновременно два органа власти: Советы рабочих и солдатских депутатов, представлявших собой зачаток народной власти, и Временное правительство – орган диктатуры буржуазии.

Высшим органом государственного управления впредь до созыва Учредительного собрания стало Временное правительство. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно выполняло функции высшего органа государственной власти, в том числе законодательные. Временное правительство считало себя преемником старой власти, хотя было создано соглашением между временным комитетом Государственной думы и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов

2 марта 1917 г. Возглавил Временное правительство князь Львов, назначенный на эту должность царем задним числом одновременно с подписанием акта об отречении. Положение Временного правительства на протяжении всего периода отличалось крайней неустойчивостью из-за частного изменения его состава.

Временное правительство, несмотря на стремление сохранить старую государственную машину, вынуждено было пойти на изменения государственного аппарата.

Последовало упразднение Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов, охранных отделений, Особого присутствия Правительствующего сената, ликвидирована система политического сыска.

Взамен Департамента полиции было создано Главное управление общественной полиции, ставшее затем Главным управлением по делам милиции.

Были упразднены должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников, вместо них органами государственного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства.

Государственная дума и Государственный совет длительное время бездействовали, но были официально упразднены только 6 октября 1917 г.

Были учреждены Министерство труда, Министерство продовольствия и Министерство призрения. Учредились Экономический совет, Главный экономический комитет.

В августе 1917 г. были упразднены Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода, взамен возникло Министерство вероисповеданий.

Временное правительство не успело провести Учредительное собрание. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон, и назначен срок выборов на ноябрь.

14 сентября 1917 г. было созвано Демократическое совещание, которое избрало постоянно действующий орган – Временный Совет Республики (Предпарламент) для осуществления контроля над деятельностью Временного правительства, однако реально этот орган не имел никакого значения.

На местах были созданы волостные земские собрания и управы, упраздняются волостные сходы и правления, а также волостные суды. Если население города превышало 150 тыс. человек, то учреждались районные думы и управы, руководили ими советы дум этих городов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.