Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование государства.






Арабский Халифат cложился в результате объединения арабских племен, центром которых был Аравийский полуостров.

В V-VI вв. в юго-западной Аравии происходил кризис рабовладения, а у кочевых племен наблюдалось разложение первобытного строя.

Усиливается имущественная и социальная дифференциация, усиливалается межплеменная рознь, что было причиной войн.

Шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины) захватывали лучшие пастбища и скот.

Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией богатых. Экономически ведущим регионом был Хиджас (земледельческий район побережья Красного моря), по которому проходили основные торгово-караванные пути. Эта область стала центром объединения.

Характерной чертой складывания государства у арабов была религиозная окраска этого процесса: тесная связь формирования государственности и возникновения новой религии.

В этой обстановке социального кризиса появляется и распространяется по Аравии новое религиозное учение - ислам, провозглашавшее необходимость установления нового порядка путем проведения религиозной войны (хаджа). Провозвестником, ≪ пророком≫ ислама является Мухаммед (умер в 632 г.).

Ислам получил значительную поддержку среди простых людей, а вскоре и среди представителей родоплеменных и торговых родов, понявших, что новое учение вовсе не противоречит их интересам.

В 20-30 гг. VII в. было завершено оформление мусульманской общины Мухаммеда в Медине. Была создана религиозная и надплеменная организация - ядро складывающегося государства. Сам Мухаммед выступал в роли пророка, вождя, военного предводителя и судьи.

С помощью ислама и военых отрядов постепенно преодолевался племенной сепаратизм.

Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно вошли в привилегированную группу, из которой после смерти пророка выделялись новые единоличные вожди мусульман - халифы (заместители пророка).

К середине VII в. под знаменем новой религии произошло объединение Аравии. Халиф Омар (634-644) завершил политическое объединение Аравии.

В VII-VIII вв. другие халифы осуществили завоевание Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки и Испании. В результате сложилась феодальная империя - Арабский халифат с центром.

После смерти Мухаммеда и в последующем из числа его родственников, имевших право на наследство, выбирался духовный и светский глава государства - халиф.

Высшим чиновником считался визирь.

Государственное управление осуществляли диваны.

Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры, а во главе городов и поселений - шейхи.

В истории халифата выделяют 2 этапа:

- дамасский (сирийский), когда у власти находилась династия Омейядов (661-750 гг.);

- багдадский (месопотамский), когда правили Аббасиды (750-1055 гг.).

По ним изучают основные этапы государственности.

Империя была непрочной. Уже с середины VIII в. начинается процесс распада халифата и происходит образование " малых" халифатов: Кордовский (Испания), Каирский (Египет) и т. д.

В XI в. турки-сельджуки овладели Багдадом и лишили светской власти халифа, хотя и признали его духовным главой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.