Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение человека. Соотношение биологического и социального в человеке






В практике деятельность человека сводится не только к своей сущности. В реальном поведении сущность всегда обнаруживается в его существовании т.е. если сущность человека это его общая характеристика человеческого рода, то существование каждого человека всегда индивидуально и в своей конкретной истории не исчерпывается сущностью т.е. целостность человека выражается в том, что человек есть единство трех основных начал: биологического, социального и психического. Отсутствие одного из этих факторов приводит к уничтожению человека как личности, поэтому развитие способностей человека, его целостное формирование связано с природными задатками, социальной средой и внутреннего «Я» т.е. волей, стремлением достигнуть цели и его интересами. Отсюда вытекает: индивидуальное существование невозможно вне системы общественных отношений которое и составляет его сущность и вместе с тем его сущность невозможна вне его существования→ сущность человека формируется в процессе существования, постоянно присутствует в человеке, а само существование всегда существенно. C проблемой сущности и существования связан вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности человек – социальное явление и одновременно он дитя природы и в своем существовании выйти за рамки, функционирования вопреки своей биологической природе не может ибо биология в человеке выражается в генах, морфофизиологических, электорохимических, нервномозговых и других процессах организма→ социально-биологическое находятся в неразрывном единстве, сторонами которого является личность, как его социальное качество и организм который составляет его природную основу. Со стороны биологической природы каждый человек обусловлен с самого начала генотипом и поэтому при рождении он получит ту или иную наследственность которая в виде задатков зашифрована в генах эти задатки влияют на внешние физиологические данные (рост, форма лица, сила голоса) его психические качества (темперамент, эмоции, отдельные черты характера). По мнению ученых в какой то мере по наследству передается одаренность в различных видах деятельности. Прежде всего в музыке, художественной деятельности, математике отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека т.е. нельзя свести к генотипу, так как задатки это лишь предпосылки способностей, а их развитие определяется биологическими задатками, социальной средой и воспитанием, а также психологическими способностями личности.

При рассмотрении проблем социальной и биологической, нужно избегать 2 крайностей:

  1. Абсолютизации социальных факторов (пансоциологизм)
  2. Абсолютизация биологического фактора.

Первая позиция говорит о том, что человек – чистая доска, на которой рисуют его биографию. (лог)

Вторая точка зрения приводит к тому, что на ее основе возникают биозидаторские

учения, которые в конечном итоге ведут к признанию превосходства одной расы над другой.

Вывод: несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность генотипа человека проявляется не на расовом уровне, при каком-либо социальном, а на индивидуальном, так как в природе расового национального и социального генотипа не существует. Все биологические задатки в человеке удовлетворяются в социальной форме, то есть природно-биологическая сторона существования человека опосредуется социально-культурными факторами. Это касается и удовлетворения сугубо биологических потребностей.

 

№3 Происхождение человека.

Вопрос о происхождении человека всегда интересовал людей, научная основа этих интересов была заложена Дарвином, который указал на близость человека к африканским человекообразным обезьянам и нашел, что человек по своим анатомическим признакам, по резус-фактору, структуре гемоглобина и белков, сходстве генов, произошел от обезьяны.

Проблема антропоцентризма.

Человек сложная цельная система и формируется как существо биосоциальное. Ответом на этот вопрос является учение об антропогенезе и антропосоциогенезе. До 19 века в европейской философии господствовала теистическая антропологическая концепция согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: и сказал Бог да будет и стало. Сотворил человека по образу нашему по подобию нашему и сотворил он мужчину и женщину. Такая концепция отрицает развитие в истории т.е. прошлое, настоящее и будущее одно и то же.

Проблема антропогенеза начала изучаться в 19 веке. Это связанно с утверждением эволюционной теории.

В 1795 году шотландский ученый Гептон (геолог) сформулировал теории эволюции геологических фармаций (теория катастроф) геологическая история земли есть повторение циклов разрушение одних континентов и возникновение других это подтверждено сходством современных и древних геологических процессов. Астроном математик Лаплас предложил свою космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы. Английский врач и натуралист Эразм Дарвин опубликовал теорию эволюции жизни в этической поэме «Зоономия» где обосновал эволюцию животных под влиянием внешней среды.

Эволюционные идей разрабатывал Ламарк, который создает достаточно целостную концепцию эволюции живой природы. Согласно которой виды животных и растений постоянно изменяются усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некого внутреннего стремления организмов к усовершенствованию. Также вводит понятие биология.

Развернутая характеристика эволюции принадлежит Ч. Дарвину, который в своем труде происхождение видов путем естественного отбора, происхождение человека и половой отбор выдвинул гипотезу происхождения человека от обезъяно-подобного предка. Дарвин в отличии от Ламарка (односторонний детерминизим) представил эволюцию в результате трех основных факторов: изменчивости – является основой образования новых признаков в строении и функциях организма, наследственность – закрепляет эти признаки и особенности, естественный отбор – который позволяет приспосабливаться к условиям существования, а это позволяет сделать вывод: настоящее существование биологических видов в том числе и человека обуславливается его прошлым, а будущее основано на настоящем. Поэтому ничего сверх естественно в происхождении человека нет. Дарвин разработал таким образом теорию естественного происхождение человека, а Энгельс внес в нее влияние социальных фактором, которая была обоснованна в теории трудового антропогенеза. С этого момента человек стал рассматриваться как биосоциальное существо. Значит человек и общество обладает социальной формой наследования.

Новый аспект в развитии учения Дарвина связан с успехами генетики, появляется мутационная теория эволюции де Фриз который сказал: «все виды возникают скачкообразно в результате крупных единичных мутаций в генно-наследственном аппарате».

В 20-е годы ХХ столетия получило развитие синтетическая концепция эволюции где большая роль принадлежит популяционной генетике (Кольцов, Четвериков, Тимофеев, Лисовский), которые изучали не индивидуальное развитие организма, а популяцию животных и растений.

В настоящее время вопрос о происхождении человека связывают с учением самоорганизующихся систем или синергетикой, которая позволила обосновать в рамках эволюционной концепции единством биологической и социальной природы человека. Это позволило последовательно вскрыть всю цепочку предшественников современного человека с точки зрения современного естествознания. Самый древний предок человека и высших обезьян – рамапитек жил на территории индии, Африки около 14 млн лет назад. Примерно 10 млн лет назад от него отделился предок орангутана – сивапитек, который жил в Азии. По всей видимости общий предок гориллы, шимпанзе и человека пользовался орудиями труда, у него была развита кисть руки, прямохождение, затем австралопитек 4-2 млн лет назад, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьенец (homo sapiens). Отсюда вывод антропосоциогенез не следует представлять в виде линейного процесса, поэтому наши ближайшие родственники хотя и не очень близкие ныне живущие (шимпанзе и гориллы) связаны общим предком, но эта связь привела к уничтожению тех обезьяны от которых произошли мы.

 

 

По типу деятельности выделяется три вида:

1. Прометеевская – он характеризуется творческим характером и деятельность его направлена на разрушение существующих социальных порядков и на стремлении организовать идеальное общество (группу, коллектив) и создание нового человека, из нас можно сделать все что угодно. Такие личности: Кальвин, Гитлер, Сталин, МаоДзеДун.

2. Сизифова – характеризуется возможностью человека выйти за рамки существующего порядка личности и одновременно указывает, что все усилия людей по преобразованию общества обречены на неудачу.

3. Модель Колумба – данный тип исходит из реального существования человека, который осознает, что в деятельности могут быть удачи и поражения.

Исходя из этих характеристик можно дать определение личности. Личность – есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений. Из данного определения следует, что социализация это процесс усвоения, человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватно для данного общества способом. Социализация личности осуществляется и в филогенезе т.е. происходит формирование родовых свойств и качеств человечества и в онтогенезе, где осуществляется формирование конкретной личности, поэтому социализация это всегда динамический процесс. Следует подчеркнуть в формировании личности на понятия менталитет (от лат ум, мышление, душевный склад). Под менталитетом подразумевается глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания, куда включается бессознательное. Менталитет берет свое начало и в любом обществе формируется на основе традиций – социально-культурных, в ценностных идеалах исторического прошлого народа, поэтому менталитет изменяется крайне медленно в отличии от изменения политических и социальных условий и в силу своей природы (для русского менталитета характерной чертой является инертность).

Важной чертой личности является ее нравственно духовная сущность и обусловленные этой сущностью поступки поэтому «Каждый сам кузнец своего счастья и несчастья».

Личность характеризуется познавательными качествами «Что я могу знать?» сюда включаются самоощущения, самонаблюдения, самопознание, самооценка то есть с этой функцией человека он смотрит на других людей каков Я.

«Что я должен делать?» вторя черта личности: самоподготовка, самообразование, саморазвитие и самовоспитание. Реализуя ответ на этот вопрос человек осознает каким я стану.

«На что я могу надеяться?» - регулятивная функция: характеризуется единством первых двух и одновременно стимулирует деятельность личности: самоконтроль, самодисциплина.

В реальной жизни происходит самореализация личности и это находит свое выражение в ответах на вопрос, «Что мне нужно?»: реальные потребности личности, возможности реализации реальных потребностей это значит что общество и социальная среда должны создавать объективные условия для деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.