Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поговорим о масленице






Борис Кустодиев. Масленица

Сейчас повсюду проходят масличные гуляния.

С одной стороны, это праздник наступающей весны, хорошее время, чтобы сходить в гости, встретится с друзьями и родными, повеселиться... Правда, этот праздник приводит порой к гастрономическим излишествам, нередко приобретает элементы языческого разгула, а кому-то дает повод просто хорошенько напиться.

С другой стороны, масленица - это подготовительная неделя к Великому посту, да уже и сами полупостные дни, когда из рациона исключаются мясные продукты, когда в среду и пятницу не совершается Божественная литургия и читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина.

Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни?

Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря:

- Для меня масленица всегда воспринималась как долгожданное и очень радостное время. А то, что люди в эти дни встречаются, устраивают застолья - не вижу в этом особой беды и греха.

Застолье, блины - это ведь тоже неспроста! Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это - очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «... приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15: 23). Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе - блины.

Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни. Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, - все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту.

Игумен Петр (Еремеев) (ректор Российского православного университета; настоятель Иоанно-Богословского храма - Патриаршего подворья в Китай-городе):

- Церковное празднование масленицы имеет колоссальный миссионерский и просветительский потенциал.

80 лет воинствующего материализма в нашей стране ударили одномоментно и по православной духовности, и по народной культуре, при всей условности этого разделения. И если во времена дореволюционные мы действительно наблюдали, как отдельные церковные праздники в быту переплетались с порой дикими народными традициями, имевшими связь с языческим прошлым славянских племен, то сейчас об этом говорить не приходится. Безусловно, плохо то, что у наших соотечественников практически стерта историческая память, совершенно утеряна традиция. Но именно это позволяет нам сегодня воцерковить реконструируемые практически на голом месте народные традиции и обычаи, используя огромный культурный потенциал Православия.

Масленица - это замечательная неделя. Каждый христианин должен сам для себя решить, насколько он может участвовать в масленичных увеселениях, насколько они актуальны в данный момент для его духовной жизни. Общение с родственниками и друзьями за праздничным столом никому не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять другого, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью. Масленица предоставляет родителям замечательную возможность подарить детям радость праздника. Праздник на улице -это вообще прекрасная возможность выйти из своих квартир, познакомиться, наконец, со своими соседями, ощутить себя членом большой человеческой семьи.

Я убежден, что сейчас мы, священники, должны сделать все для того, чтобы центром празднования масленицы стал храм, соборная площадь. Сегодня во многих городах уже так и происходит. Несколько лет назад меня поразил опыт Биробиджанской епархии, возглавившей подготовку и проведение масленицы в кафедральном городе и справившейся с этой ролью блестяще. Сегодня, по большому счету, кроме Церкви и некому организовать народный праздник так, чтобы он получился не вульгарным, не примитивным.

Если мы этого не сделаем, если Церковь в лице духовенства и активных мирян не начнет заниматься тематикой народных обычаев и традиций, то это сделают какие-нибудь неоязычники или другие проповедники-пустозвоны. Мы живем в эпоху невероятных возможностей и большой ответственности. Сегодня мы можем сделать празднование масленицы действительно христианским или, наоборот, окончательно потерять возможность сделать это.

Иеромонах Макарий (Маркиш) (Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии):

- Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе - и тогда все встает на свои места.

Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия. Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни (впрочем, отнюдь не только нынешней!). Свойства очень скверные. Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и не дальнейшее. Обратив же внимание - задумаются. Задумавшись - поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу.

Иеромонах Симеон (Томачинский) (насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря):

- К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться. Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, - не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат.

Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе.

Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом.

«Покургузка, люли, покургузка» - так оплакивают народные песни краткость масленичных дней, после которых «станет гузко», то бишь грустно. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем. время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» (Еккл. 3, 1-4).

Игумен Игнатий (Душеин) (благочинный VIII округа Калужской епархии, председатель Миссионерской комиссии Калужской епархии):

- Христиане, как известно, в наше время бывают разные. Есть так называемые «крещеные». Это те, которые так сами себя характеризуют, если спросить их о вере. Таких сейчас подавляющее большинство. Для них Пасха - время куличей, Великий пост - в лучшем случае время неядения чего-то, в худшем - он просто ими игнорируется. Для таковых масленица - это время, когда блины пекут.

А если говорить о людях церковных, которые всерьез озабочены вопросом своего спасения, то для них масленицы вообще нет, а есть Сырная седмица, в конце которой - Прощеное воскресенье и начало Великого поста.

В воспоминаниях Шмелева, теперь известных всем православным читателям, масленица описывается как разгульное торжество, некий пир накануне поста. Но даже за этим разгулом угадывается радостное ожидание обновления. Великий пост - вот действительно радостное время для православного человека. Это радость, которую мир сей со всеми его удовольствиями и разгулами дать не может.

Великий пост - время обновления, время покаяния. Особое время, когда даже воздух пахнет иначе, когда по-другому думаешь, говоришь, живешь. И последняя неделя перед постом имеет свой житейский колорит. Это время подготовки к посту. Не гастрономического «отрыва», а именно мобилизации душевных сил, «закругления» дел. Это как канун большого праздника.

Протоиерей Димитрий Моисеев (кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии):

- На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь - это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица - не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу - это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту.

Сжигание чучела масленицы, залезание на столб - это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют.

Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует.

Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица (масленица) проходит между неделями (воскресеньями) о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью.

Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту - все больше и больше.

На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному.

Протоиерей Артемий Владимиров (настоятель московского храма в честь Всех святых б. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе):

Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное (в том числе, в среду и пятницу).

Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице.

Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию!

Протоиерей Димитрий Мерцев (председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол»):

- Несмотря на то, что в наше время масленица - уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет.

Проводить масленичную (а, вернее, Сырную, или мясопустную) неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние (допустим, балладу о Кудеяре - о двенадцати разбойниках). Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны.

Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир.». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу».

В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа - потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек - Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост - это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично.

Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением («Покаяния отверзи мне двери.», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего.»), еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост.

Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой - особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое.

Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером.

Священник Алексий Зайцев (клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия»):

- История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице (точнее, Сырной неделе), мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская».

Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях - Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии.

Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями (где могли и убить ради потехи), пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти.

Стоит отметить, что для каждого христианина масленица - это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста.

Священник Глеб Грозовский (священник Софийского собора Царского села, координатор социально-молодежных проектов и духовно-просветительских программ Царскосельского благочиния):

- Как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни?

Праздник масленицы, хотя и имеет языческое прошлое, все же глубоко укоренился в сознании наших граждан, как будто имеющий прямое отношение к Православию. Но это далеко не так. Не будем углубляться в историю. Но, несомненно, этот праздник считается добрым, побуждающим к милосердию и прощению. Понятно, что если праздник атеистический или языческий, это вовсе не значит, что в нем нет ничего хорошего. Обильная милостыня и молитва за усопших - вот далеко не все положительные черты традиционного праздника масленицы. Ведь можно преобразовать капище в храм, а языческий праздник - в добрую, церковную традицию.

Вот, например, сжигают масленицу. Отголоски язычества? Да. Но некоторые ухитряются, записав свои грехи на бумажку и вставив их в определенное место, сжечь вместе с чучелом. Оригинально. Вот сжечь бы страсти свои постом и молитвой! Но это как-то сложнее, не всегда получается. Вот и ищет человек легких путей. Сжег, забыл - и порядок. Это касается, в основном, крещенных людей. Это, наверное, их первый шаг к осознанному Православию.

Но воцерковленные православные христиане знают, что масленица или, как ее еще называют, Сырная седмица, вступающая в свои права с понедельника, это, по сути, подготовительный путь к Великому посту: еще разрешены в употребление молоко и яйца, но уже нельзя вкушать разнообразнейшие мясные изделия. На Сырной седмице в храмах проходят службы, на которых мы подготавливаемся к самому длительному посту с назидательной и душеспасительной молитвой святого Ефрема Сирина, в которой просим Бога ограничить нас от праздности, уныния, желания властвовать и празднословить, просим дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви, возможность видеть свои недостатки (грехи) и не осуждать других.

.А тем временем за стенами храма крещеный люд веселится напропалую, будто стремясь наесться, напиться, нагуляться перед Великим постом. Из-за этого искаженного понимания масленицы в конце XVII века патриарх Адриан сократил ее празднование с четырнадцати до семи дней.

В середине седмицы (в среду и пятницу) в храмах не служат литургию. Последний день масленицы -Прощеное воскресенье. В церкви в этот день вспоминают изгнание Адама из рая, а «в народе» -прощаются с зимой. Гаснут масленичные костры. Люди навещают могилы предков и спешат к вечерней службе, чтобы по ее окончании попросить друг у друга прощения, дабы вступить в Великий пост с мирными сердцами. Батюшки, включая и настоятеля храма, выходят на амвон и кланяются земным поклоном, прося друг у друга и у прихожан прощения за все обиды, вольные или невольные, за невнимание, за грехи. А прихожане в свою очередь подходят к священникам, целуют Евангелие и произносят главную просьбу этого дня: «Простите меня, грешного», а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю». Для некоторых это непривычно, но у всех после этого на душе делается легко-легко. А потом начинается Великий пост - время покаяния, воздержания, самоограничения, усиленной молитвы, доброделания своим ближним и постоянных испытаний. Главное, чтобы наше правильное отношение к масленичной седмице способствовало нашему духовному росту.

Священник Павел Гумеров:

- У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица.

Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием.

Для православных Сырная седмица, масленица - неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего.», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом.

Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост - для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство (все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года). К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все - либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича - Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели.

Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Пост - это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи -разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения.

Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе.

Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной.

Протоиерей Андрей Ткачев (настоятель храма преподобного Агапита Печерского в Киеве):

- Человек - существо падшее. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи.

Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями.

Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть -безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего.

Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки. - одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно.

Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций».

Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч.

Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло. Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира. Отражение языческих нападок на историческую Церковь теперь будет одним из если и не самых тяжелых, то самых постоянных занятий церковных апологетов.

Так что над масленицей умничать нечего.

Это недельный период времени, когда мясо уже не естся, а на молочную пищу отменяется пост в среду и пятницу. Это время, когда в среду и пятницу службы в храме совершаются по постовому чину, а литургия не служится. Может в прежние времена для тяжко трудящегося крестьянина это и было время редкого веселья, смешанного с буйством, еды и питья от пуза и кулачного мордобоя. Может в этом и заключалась некая народная терапия для полутемной души уставшего человека. Но сейчас иное время и иные задачи.

Перед смертью не надышишься и перед постом не наешься. Современность и без масленицы шумна. Она, современность, полагает смысл жизни в бегстве от действительности и в непрестанной перемене впечатлений.

Для нас же это должно быть время собирания мыслей вокруг предстоящего поста. А сам пост должен восприниматься как время умной войны за личное бессмертие во Христе, как время воздержания в хлебе и обильного питания «всяким глаголом, исходящим из уст Божиих».

Насколько Церковь зависит от спонсоров? Ответы священнослужителей

Тема о деньгах — наверное, самая скользкая. Именно ей чаще и проще всего удается поколебать, а то и нарушить мир в любом коллективе: от ячейки общества и малой Церкви — семьи, до церковного организма в целом.

Христос между Константином IX Мономахом и императрицей Зоей

Несмотря на заезженность снова и снова с завидной регулярностью встает в СМИ вопрос о «попах на мерседесах». Братья и сестры во Христе слишком увлекаются его обсуждением, часто не то чтобы переходя на личности, но и доходя до крайностей и непристойностей в адрес друг друга.

Не настолько избита, но так же остро звучит тема возведения изысканных соборов и их внутренней отделки. Многим хочется, чтобы Церковь «была скромнее». Но при этом зайти в храм они, во всяком случае, в ближайшее время, не планируют.

И, наконец, одно из актуальных для сегодняшнего дня утверждение — принимая пожертвования от состоятельных людей, Церковь теряет свою свободу: как в случае чего обличить того, кто тебе щедро жертвует на храм?

Ко всему прочему бытует уверенность, что Церковь — боящаяся публичности структура, в которой избегают разговоров на любые острые темы. Что здесь нельзя прямо задать вопрос и получить на него прямой ответ, потому что всё по Чехову: «как бы чего не вышло.»

В преддверии Великого поста, когда хочется, чтобы ничто мирское и суетное не отвлекало от долгожданного «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения», мы предлагаем вниманию читателей ответы на блиц-опрос информационного портала «Православие в Украине», посвященный спонсорам и спонсорству в Церкви. Пребывая в твердой уверенности, что подобные вопросы не стоят такого количества времени и внимания, мы решили всё-таки задать их тем людям, которым в этом отношении есть, что сказать. Мудрые, взвешенные слова, надеемся, помогут развеять сомнения и недоумения у многих из нас, позволят разрешить для себя спорные моменты, расставить, по возможности, акценты.

Известным церковным иерархам и священнослужителям, за плечами у которых — возведение или возрождение из руин прославленных украинских святынь, были поставлены четыре вопроса:

1. Церковь, и в частности священнослужителей, часто упрекают в том, что они принимают пожертвования от состоятельных людей, чей образ жизни, мягко говоря, далек от благочестия. Как Вы считаете, если человек хочет пожертвовать на храм, предлагает какую-либо помощь, в том числе большую, нужно ли его спрашивать об источнике его доходов?

2. Случалось ли Вам наблюдать случаи, когда человек, будучи далек от Церкви и веры, жертвовал на храм формально, из соображений не меценатских, но потом, со временем, воцерковился и стал прихожанином?

3. Насколько широко распространены случаи, когда благотворитель жертвует на храм немалые суммы и постоянно, а потом на этом основании считает себя в праве давать «настоятельные рекоммендации» священнослужителям в тех или иных вопросах, в том числе, вероучительных?

4. Может ли являться большая милостыня со стороны состоятельного человека основанием для особенного отношения к нему среди клириков и настоятеля храма?

В опросе приняли участие:

архиепископ Вышгородский Павел, наместник Святой Успенской Киево-Печерской Лавры,

викарий Митрополита Киевского и всея Украины;

епископ Броварской Феодосий (Снигирёв), викарий Киевской Митрополии, благочинный Киевской епархии по делам монастырей;

Архимандрит Иона (Черепанов), наместник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, наместник Спасо-Преображенского монастыря (с. Нещеров Обуховского р-на Киевской обл.);

Архимандрит Варсонофий (Столяр), казначей Святой Успенской Киево-Печерской Лавры; Архимандрит Гедеон (Харон), наместник Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря (г. Киев);

Протоиерей Александр Авдюгин, настоятель «шахтерского» храма во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны (г. Ровеньки Луганской области);

Протоиерей Андрей Ткачев, настоятель храма во имя преподобного Агапита Печерского (г.

Киев);

Протоиерей Николай Несправа, настоятель храмового комплекса в честь иконы Божьей Матери «Иверская» (ж/м Северный, г. Днепропетровск);

Священник Анатолий Слынько, клирик Свято-Воскресенского храма (с. Зазимье Киевской области).

«Нужно учиться видеть за внешней оболочкой событий незримую руку Божию, управляющую миром»

Церковь, и в частности священнослужителей, часто упрекают в том, что они принимают пожертвования от состоятельных людей, чей образ жизни, мягко говоря, далек от благочестия. Как Вы считаете, если человек хочет пожертвовать на храм, предлагает какую-либо помощь, в том числе большую, нужно ли его спрашивать об источнике его доходов?

Епископ Броварской Феодосий: Думаю, что каждый раз выяснять, откуда человек взял деньги для пожертвования, не следует. Тем более, что любой жертвователь может просто опустить их анонимно в церковную кружку.

Тем не менее, если священнослужителю станет известным, что деньги «нечистые», или это будет очевидным, то надо найти в себе силы отказаться от такого пожертвования на храм, даже если оно будет значительным. Ведь церковные правила запрещают принимать такие средства на святое дело. Мне кажется, тут можно действовать по аналогии с заповедью апостола Павла в отношении идоложертвенного: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10; 27, 28).

Архимандрит Иона (Черепанов): Обычно желающие пожертвовать редко приходят «с улицы», и священник хоть косвенно, но знает источник доходов потенциального благотворителя.

Решая, стоит ли принимать помощь, я руководствуюсь советом, который мне дал архимандрит Григорий, игумен монастыря Дохиар на Афоне. На подобный вопрос он, пристально посмотрев на меня, спросил, знаю ли я, что значат слова из Псалтири: «Елей же грешного да не намастит главы моея». Думаю, ответ очевиден.

Архимандрит Варсонофий (Столяр): Я думаю, що це буде неетично. Людина прийшла до мене і подарувала ікону на Києво-Печерську Лавру. Ми ж не спитаємо: «А де ви взяли цю ікону? Почекайте, можна я зараз викличу міліцію, СБУ - перевіримо, щоб вона була не крадена.» Це ж неетично. Ми оцінюємо людей, так би мовити, за зовнішніми вчинками. Тільки Господь-Серцеведець, тільки Він може знати, з якими думками, з якими помислами людина приносить ці гроші.

Але це не наша місія — оцінювати вчинки людей. Наша місія, якщо жертвують на храм, — прийняти. Ми віримо, що людина з чистим серцем жертвує і жертвує во славу Божу. Господь вчить нас, щоб ми жертвували так, щоб не знала ліва рука, що робить права рука. Якщо ми почнемо з’ясовувати -звідки? де? чому? — це буде не зовсім гарно.

Зрозуміло, неправильно, якщо ми знаємо, що людина, яка жертвує, краде, а ми будемо просити в неї про допомогу. Тим самим, сприятимемо злочину, гріху. Якщо ми не знаємо людини, а вона принесла, то це інша річ.

Архимандрит Гедеон (Харон): Во-первых, Церковь — не налоговая служба и, конечно же, не спрашивает об источнике доходов. Каждый христианин сам решает, помогать ли храму. Есть Законы Божьи, есть заповеди Господни, которые нужно соблюдать. Одна из заповедей говорит: который человек знает Евангелие, жертвует на Церковь десятину своего дохода. Многие люди так и делают. Это было еще в Ветхозаветной Церкви, есть и сейчас, уже в христианстве. Люди, которые веруют в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и Святую Троицу, жертвуют и участвуют в жизни Церкви.

Церковь — это православное пространство, а не только здание. Храм требует много забот: его надо украшать, благоустраивать. И слова «спонсор», «инвестор», «меценат» не подходят Православной Церкви. Все, что касается Церкви, — это благоукрасители, жертводатели, попечители святых Церквей.

Поэтому у Православной Церкви нет такой практики спрашивать у каждого человека об источнике доходов. Это у сектантов все более скрупулезно: они спрашивают у человека, какую он получает зарплату, чтобы часть из этой суммы обязательно приносил в храм. У православных — «весь живот наш Христу Богу предадим», а не просто деньги. И у верующего человека, который уважает и веру, и культуру другого, не возникает вопроса: а почему это кто-то столько жертвует?

Протоиерей Андрей Ткачев: Желание пожертвовать на храм, как и любое другое желание человека, лежит в той сфере внутренней свободы, куда не проникает с легкостью человеческий взгляд. Сам жертвующий человек не всегда может дать ясный ответ, почему он хочет пожертвовать ту или иную сумму, и почему одному храму, а не другому. Нужно учиться видеть за внешней оболочкой событий незримую руку Божию, управляющую миром.

Хотя в истории не редки случаи отказа святых от некоторых пожертвований, если Богом было открыто, что источник их нечист. Повторяю, информация не была получена в результате расспросов или расследований, а открыта Господом. Очевидно, для этого требуется святость принимающего жертву. К святости нужно и стремиться, а все остальные формы контроля за качеством пожертвованием сомнительны.

Протоиерей Александр Авдюгин: А в душу этого жертвователя те, кто упрекает, смотрели? С чего это у человека, которого все знали как «далекого от благочестия», вдруг возникает желания совершить крупное пожертвование на храм? Любое дело — греховное или благочестивое — имеет свои причины, свой прилог. Может быть, прошлой ночью у жертвователя-толстосума был сон, где его мать покойная потребовала молитвы церковной или он в ужасе проснулся от осознания своей непотребности и низости? Не надо забывать, что у нас, особенно в крестьянской среде, издревле деньги считались чем-то «поганым» и «нечистым». Осознание «неправедным богачом» грязности своих денег и попытка пожертвованием хоть как-то загладить свои грехи — это тоже путь к покаянию.

Раскаявшийся атаман Кудияр или разбойник Опта (основатель Оптиной пустыни) - примеры в церковной проповеди.

Единственно, у кого не надо брать пожертвования, так это у политиков, которые всегда в преддверии очередных выборов усиленно «одухотворяются» в поисках электората. Тут все четко и понятно: грязные деньги на грязное дело.

Священник Анатолий Слынько: Ну, спрашивать о доходах в церковной ограде это плохой тон. Греховность этого вопроса должна освещаться на исповеди. Вот как вы узнаете: конкретное пожертвование человек заработал честно или обманом? Священник — не следователь, а исповедник и врач души. Везде в Евангелии Христос, имея дело с мытарями, богачами неправедными не упрекал их в том, что они жертвуют деньги, в том числе и на храм. Хотя все знали, что они зарабатывают нечестно, обирая своих соплеменников. Господь на душу смотрел. Яркий пример Закхей, начальник мытарей, после встречи со Христом половину имения решил раздать и обидимым возвратить вчетверо. Заметьте, Закхей сам та решил. Это было движением его души, которое без дела не могло остаться.

Если сказать жертвователю: «Нам твои грязные деньги не нужны, иди, кайся грешник!..» Неужели мы «приобретем брата» таким поведением? Лучше принять пожертвование, но не делать акцента на этом пожертвовании, а сосредоточиться на самом человеке. Потому что на самом деле важно приобрести для Бога душу этого человека. Может, это не удастся, но усилия в этом направлении делать необходимо.

«Просто так» — не жертвуют»

Случалось ли Вам наблюдать случаи, когда человек, будучи далек от Церкви и веры, жертвовал на храм формально, из соображений не меценатских, но потом, со временем, воцерковился и стал прихожанином?

Архиепископ Вышгородский Павел: Всегда были и, слава Богу, есть люди, которые творят дела милосердия. Случается, что некоторые из них далеки от веры. Как правило, эти люди хоть и невоцерковлены, но добры сердцем, и эта доброта побуждает их творить милостыню и жертвовать не только на больницы, нищим, но и на храмы. Очень часто, приобщившись к благому делу, они впоследствии приходят к вере.

Епископ Броварской Феодосий: В моей практике таких случаев не было, хотя я думаю, они вполне могут иметь место.

Архимандрит Иона (Черепанов): Если человек решил пожертвовать на церковные нужды какую-то часть своих доходов, это значит, что он уже мыслит в правильном русле, сознает себя частью Церкви, которой и старается посильно помочь.

Конечно, степень воцерковленности бывает разной, но о формальном подходе, мне кажется, говорить нельзя, ведь благотворительность в нашей стране не дает никаких льгот, и меркантильными соображениями жертвователь руководствоваться не может.

Обычно постоянные благотворители храмов и монастырей являются их прихожанами и жертвуют на какие-либо конкретные проекты.

Архимандрит Варсонофий (Столяр): У кожної людини свій шлях до Бога. У когось віруючі дідусь, бабуся, когось приводять знайомі чи друзі до храму, хтось, вивчаючи науки, починає розуміти, що світ не може бути створений випадково тощо. Коли людина допомагає, зустрічається зі священиками, з парафіянами, які сіють слово Боже, і воно проростає в серці цієї людини, то таким чином вона поступово воцерковлюється. Тому таких випадків чимало.

Архимандрит Гедеон (Харон): В наше время это очень актуально. Иногда человек приходит и жертвует на храм, потому что нынче модно помогать храму, например, в политических или «пиарных» целях. И часто бывает, что с этого человек и начинает свой путь к Богу. Бог видит его жертву, вразумляет и приводит его к покаянию, к вере.

Могу утверждать, что за последнее время, когда началось возрождение Церкви после советской богоборческой власти, очень много людей именно через пожертвования и пришло в Церковь.

Я видел много примеров — служил от Сибири до Америки — вначале человек просто помог, потом на богослужении постоял, затем и в строительстве храма поучаствовал. И потихоньку-потихоньку он шел к Богу, а потом смотришь: уже стал членом Церкви Христовой.

Так же у нас и с Великим постом часто происходит. Люди вначале соблюдают пост ради здоровья, а в результате приходят к мысли, что раз соблюдаю пост, значит, нужно и молиться, и каяться, и исповедоваться, и причащаться. И так вот шаг за шагом становятся православными людьми.

Протоиерей Андрей Ткачев: Дела не умирают. Они продолжают жить и действовать, оказывая влияние на человека. Это касается и злых дел, и добрых. Грешник запутывается в сетях своих ранее соделанных грехов, а о добре сказано: отпускай хлеб по водам. По прошествии времени опять найдешь его (Екклесиаст).

Помните, в сказках часто главному герою помогают в сложных ситуациях животные (утка, муравей, щука и т.д.), спасенные им прежде. Это верная философская идея: тебя найдет в нужное время благословение за сделанное добро. Об этом же говорит и Евангелие: приобретайте друзей богатством неправедным (Лук. 16).

Протоиерей Александр Авдюгин: «Просто так» — не жертвуют. Всегда есть цель. В моей пастырской практике был лишь единственный случай, когда деньги в храм богатый господин принес «просто так», но и здесь довольно скоро была выяснена причина этого поступка. Оказывается, конкурент по бизнесу нашего жертвователя хвастался в своих «деловых кругах», что он жертвует на храмы Божьи. Вот так «нравственная конкуренция» (если есть такая) и сподвигла на поступок.

В Церкви неверующие жертвователи видят, прежде всего, социальную составляющую общества. Тех, кто заботится о падших, нищих, больных и убогих. Видя, что данные ими средства расходуются именно по назначению (часто это оговаривается), и к вере приходят.

Священник Анатолий Слынько: Мне трудно судить из-за своей маленькой священнической практики. Но вот приходится наблюдать другое. Люди постепенно воцерковляются и параллельно помогают храму, видя нужды храма как бы изнутри. А это бывает, когда в общине есть подлинно церковная жизнь: молитва, общение, любовь.

«.Священник обязан делать все для просвещения и спасения жертводателя. В том числе, назидать, утешать, а если надо, то и обличать»

Насколько широко распространены случаи, когда благотворитель жертвует на храм немалые суммы и постоянно, а потом на этом основании считает себя в праве давать «настоятельные рекоммендации» священнослужителям в тех или иных вопросах, в том числе, вероучительных?

Архиепископ Вышгородский Павел: Действительно, бывали случаи, когда человек пожертвует на храм какую-то пусть и небольшую сумму, а потом в той или иной церкви или монастыре считает себя хозяином. Это искаженное представление о благотворительной деятельности, когда человек не Церковь, упорядочивающую человеческую жизнь, видит в себе, а себя в Церкви. К сожалению, есть такие примеры.

Но истинные благотворители, которые строят храмы и существенно помогают монастырям, рассуждают следующим образом: «Я делаю лишь то, что должен делать и благодарю Бога за дарованную мне возможность это совершить». Такой подход к делу благотворительности характеризует этих людей как благочестивых, умных, глубоко осознающих свой христианский долг, который они исполняют в меру своих сил и возможностей. Не стоит также забывать того, что народная мудрость гласит: «Дай Бог подать, не дай Бог просить».

Епископ Броварской Феодосий: К сожалению, такое бывает очень часто. Причина этому - низкий уровень церковного и культурного сознания состоятельного жертвователя, как правило, вырвавшегося «из грязи в князи» и еще не научившегося правильному отношению к большим деньгам.

Совсем по-другому вели себя меценаты в былые времена, до большевистской революции 1917 года. Большинство из них были воспитаны в богатых и благочестивых семьях, поэтому не имели повода кичиться приобретенным, умели по-евангельски относиться к своему состоянию. В то время считалось честью для семьи вложить в дело Божие часть своих средств. О желании требовать от Церкви что-либо взамен не могло быть и речи, ведь правая рука не должна знать, что делает левая.

Как же быть современному священнослужителю с неразумными благотворителями, о которых Вы спрашиваете? Изначально не давать им повода думать, что жертвуемые средства дают право хозяйничать в Церкви. Не следует человекоугодничать за деньги. Мягко, в индивидуальном общении надо подвигать благотворителей к мысли о том, что деньги на храм — это хорошо, но спасение невозможно без личного подвига покаяния, исправления, приобщения Христу в этой земной жизни.

А самому священнику надо помнить, что принимая от людей деньги на храм, он перед Богом возлагает на себя обязанность молиться о жертвователях, делать все для их просвещения и спасения. В том числе, назидать, утешать, а если надо, то и обличать. Думаю, что поступая так, священнослужитель значительно реже будет сталкиваться с той проблемой, о которой мы говорим.

Архимандрит Иона (Черепанов): К счастью, мне подобная ситуация незнакома, друзья нашего монастыря — люди воцерковленные и благоговейные, знающие, что Господь, давший им средства, в судный день спросит, как они ими распорядились, и хорошо понимающие, что «сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь — пирожник».

Но о печальных ситуациях, когда жертвователь поступает по принципу «кто платит деньги, тот и заказывает музыку», я тоже слыхал. Думаю, что благотворитель может давать рекомендации (если за ними обращаются) только в той области, в которой батюшка не особо компетентен, например, в строительстве, юриспруденции и т.п., и делать это не в диктаторской форме, а в виде доброжелательного совета.

Архимандрит Варсонофий (Столяр): Ми знаємо, що живемо у світі гріховному, і кожна людина -грішна. Головний гріх — це гордість. Тому, перш за все, гріх і підштовхує людину виділитися. Людина немічна і хоче якоїсь уваги до себе, особливо, коли вважає, що зробила добру справу — допомогла храму. Такі випадки є, але якраз завдання священика — підказати, що якщо ти зробив добру справу, то це во славу Божу, а не у свою славу. Бо тоді добра справа не зараховується Господом Богом, а ти восхваляєш тільки своє ім’я.

Архимандрит Гедеон (Харон): Так было издревле. Еще до революции считалось правилом хорошего тона дворянам приходить после «Отче наш», то есть сразу к Таинству Причастия. Такая была мода. Конечно, это плохо, неправильно, грешно, но такое было. Человеческий фактор везде есть, и мы знаем множество таких случаев из истории. Один Бог нелицеприятен, как говорит апостол Павел, но мы все лицеприятны. И только Бог рассудит.

Протоиерей Андрей Ткачев: Такое не исключено, и если это есть, то это очень печально. И давать, и принимать нужно смиренно, поскольку мы не хозяева в Церкви, а служители. И добрые дела превращаются в отборное золото по мере забвения о них. А по мере пользования их плодами и превращения их в повод покомандовать они, напротив, обесцениваются. Так что здесь может быть как в анекдоте: богач гневается, что его отправляют в ад и напоминает, что жертвовал на храмы много, а ему отвечают: деньги мы вам вернем.

Протоиерей Александр Авдюгин: Слышал о подобных случаях, но непосредственно с ними не сталкивался. Мне как-то трудно это представить, и могу однозначно сказать, что вина в таких прецедентах целиком и полностью лежит на настоятелях тех храмов, где подобное происходит.

Священник Анатолий Слынько: Человек, достигший высокого и материального положения, считает себя власть имущим. По-церковному это называется просто «гордость». Часто можно наблюдать, когда спонсоры очень быстро со священником переходят на «ты», спешат назвать его другом, приглашают на застолья и любят хвастаться перед друзьями: «Вот, мол, посмотрите, у меня какой священник есть». Такой себе «карманный батюшка» получается. Но это только так может показаться с первого взгляда. На самом деле, внутренний климат на приходе всё равно задает настоятель и прихожане.

Священнику часто приходится иногда даже жертвовать собой ради Церкви и храма. Но ни в коем случае не верой. Есть один рассказ в древнем патерике об авве Пафнутии. Он не любил вина. Однажды в дороге, встретившись с шайкой разбойников, увидел он, что разбойники пьют вино. Атаман разбойников знал старца, знал также, что он не пьет вина. Но, видя Пафнутия в великом утомлении, наполнил чашу вином и, взяв в руку меч, сказал старцу: «Если не выпьешь, убью тебя». Старец, поняв, что разбойник хочет исполнить заповедь Божию, и желая обратить его на путь спасения, принял чашу и выпил. Тогда атаман раскаялся перед старцем и сказал: «Прости мне, авва! Оскорбил я тебя». Старец ответил: «Уповаю, что Бог за эту чашу сотворит с тобой милость и в этом веке, и в будущем». — «И я надеюсь на Бога, — сказал атаман, — и с этого времени никому не сделаю зла». Таким образом, старец, отказавшись от своей воли для Господа, обратил на путь спасения всю шайку разбойников.

Подобным образом приходится сегодня многим настоятелям «обращать» спонсоров к храму — путем отказа от своей воли, здоровья, порой даже с потерей авторитета среди некоторых прихожан. Христа также в свое время упрекали фарисеи: «Почему это Он ест и пьет с грешниками?» А с другой стороны, как приятно молиться в уютном, красивом, теплом храме с замечательным росписью, действующим благозвучным хором. Но какой ценой все это было добыто, мало кто задается.

«.Имеет место не человекоугодие, а вполне объяснимое чувство признательности, которое знакомо всякому человеку, получившему помощь или поддержку»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.