Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути преодоления теневой экономики.






Несмотря на терпимость общества к сложившейся ситуации в стране, уже сегодня идут процессы, направленные на сопротивление неформализации общественной жизни. Необходима выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности, которая требует комплексного социально-экономического и экономико-правового подхода. Односторонние акценты, с упором на чисто экономические или только на институциональные решения могут лишь усугубить проблему, обострить социальные последствия соответствующих мер. Основным направлением борьбы с теневой экономикой, когда ею охвачена значительная часть физических и юридических лиц, следует считать ее легализацию, создание условий для их вовлечения в нормальную экономическую жизнь в сочетании с привлечением к уголовной ответственности криминальной ее части. Мировой опыт подсказывает, что количественный критерий успешного решения задачи противодействия развитию теневой экономики соответствует 5-10% ВВП страны, причем этого уровня лишь силовыми методами не достичь. В настоящее время борьба с проявлениями теневой экономики возложена на МВД, МНС, ФСНП России, хотя эта проблема давно уже стала общегосударственной. Каждый из этих органов преимущественно действует в своей области работы и не охватывает всю сферу теневой деятельности, и, что самое главное, не касается корней, причин этого явления. Поэтому для борьбы с теневой экономикой, возможно, необходимо создание самостоятельного органа, который занимался бы комплексной системой контроля над финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц и разработкой правовых основ их функционирования в сфере предпринимательства. При таких масштабах теневой экономики общегосударственной задачей является ее легализация. Ведь она становится необходимым фактором для обеспечения жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой “теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными способами. Правильно было бы вопросы легализации теневой экономики начать решать с устранения корней ее развития, с учетом видов экономической деятельности, оказывающих разрушительное воздействие на экономику страны. При этом надо исходить, с одной стороны, из реально происходящих в обществе объективных экономических, политических, социальных и других процессов, с другой – из всего комплекса действия институциональных механизмов в экономической сфере и практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с теневой экономикой. Одним из основных факторов развития теневой экономики является поляризация доходов населения и обнищание его основной массы. В целях предупреждения преступлений в свое время еще Платон предлагал установить пределы разрыва между бедностью и богатством в 4 раза. Это предположение не беспочвенно. В европейских странах он близок к пятикратному, в США к восьмикратному. Социально опасным и наиболее криминогенным считается соотношение 1: 10 и более. По данным же правительственной программы социальных реформ РФ на 1996-2000 годы этот разрыв был 24-кратным. Практика показывает, что резкое имущественное расслоение населения, сосредоточение значительных имущественных ценностей в руках малой части населения при обнищании большинства, снижение социальных и правовых гарантий, потеря социальной ориентации и жизненных перспектив у многих граждан является питательной средой для растущей криминализации общества. Поэтому одной из мер в решении этой сложной проблемы России является сокращение растущей поляризации доходов между различными слоями общества. В постсоветский период в России сложилось ошибочное представление о либеральной рыночной экономике, о характере и степени свободы субъектов хозяйствования на рынке. Абсолютной свободы в рыночной экономике нет и быть не может, ее результатом может быть только анархия и широкомасштабная теневая экономика. Это подтверждается нашей действительностью. Поэтому одной из предпосылок борьбы с теневой экономикой и условием ее легализации является совершенствование нормативно-правовой базы. Начатое в последние годы совершенствование уголовного законодательства – это начало и одно из направлений борьбы с теневой экономикой. В ряде принимаемых законов, определяющих налоговую, финансовую, бюджетную политику, необходимо предусмотреть статьи, направленные на концентрацию национального капитала в российской, а не зарубежной экономике. При этом нужно четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников, чтобы деятельность последних переориентировать в нормальную, легальную хозяйственную жизнь, потому что она предоставляет людям возможность трудиться и зарабатывать, расширять свои объемы производства товаров и услуг.

Наибольший ущерб от функционирования незаконного предпринимательства несет государственная власть, население, предприниматели и предприятия, ведущие свой бизнес на законных основаниях.

Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредоточиваются на трех основных направлениях:

— На предотвращении втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников;

— На мерах по сокращению численности контингента незаконных предпринимателей;

— На формировании благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства.

По первому направлению государство действует следующим образом. Во-первых, средствами рекламы и пропаганды создается негативный образ теневому бизнесу, через СМИ подчеркивается его вредное воздействие на экономику и общество, указывается на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и легальному бизнесу. Во-вторых, правоохранительными органами ведется активная профилактическая работа по предотвращению незаконного предпринимательства. В-третьих, пресекается нелегальная предпринимательская деятельность на стадии ее формирования, а ее организаторы берутся на учет и подвергаются административным и уголовным наказаниям.

Сокращение численности незаконных предприятий и предпринимателей осуществляется за счет оперативно-розыскных мер правоохранительных органов, связанных с задержанием и наказанием организаторов теневого бизнеса.

Третье направление борьбы с теневым бизнесом включает в себя создание благоприятных условий для развития легитимного предпринимательства. Государственные органы совместно с представителями общественных организаций и легального бизнеса вырабатывают систему организационных, правовых, финансовых и иных мероприятий, связанных с облегчением функционирования официально зарегистрированных коммерческих структур. В перечень мер, улучшающих среду бизнеса, входят:

— Улучшение налогового климата;

— Снижение административного давления на легальный бизнес;

— Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств криминальных структур и недобросовестных государственных чиновников;

— Помощь в кредитовании бизнеса;

— Устранение системы поборов и вымогательства в любых формах;

— Создание системы бизнес-инкубаторов, обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов.

С целью увеличения эффективности мер по борьбе с теневым бизнесом, государственными структурами привлекаются к сотрудничеству в данном вопросе такие заинтересованные стороны, как легальный бизнес и общественные организации.

Легальный бизнес, как нами отмечалось выше, весьма заинтересован в снижении доли теневого предпринимательства. Обладая значительными финансовыми ресурсами, кадровым потенциалом, влиянием на общественное мнение, предпринимательские объединения и союзы вносят свой вклад в борьбу с теневым бизнесом. Конкретно это проявляется в том, что:

— Легальный бизнес включает во внутренние кодексы корпоративной этики соответствующие положения, касающиеся недопустимости таких действий, как уклонение от уплаты налогов, подкуп должностных лиц, СМИ, судебных органов;

— Предпринимательские объединения, ассоциации и союзы, действующие на легитимной основе, самостоятельно регулируют поведение своих членов, при необходимости применяя к нарушителям штрафные санкции и меры дисциплинарного характера;

— Легальный бизнес отказывается от сотрудничества с предпринимателями-теневиками, тем самым затрудняя их деятельность, а также работу теневого бизнеса в целом;

— Под патронажем легального бизнеса осуществляются научные исследования по различной тематике, связанной с теневым бизнесом, даются юридические консультации юридическим и физическим лицам по вопросам противодействия незаконному предпринимательству, защиты прав потребителей и интеллектуальной собственности;

— Легальный бизнес осуществляет большую профилактическую и разъяснительную работу по широкому спектру вопросов, связанных с незаконным предпринимательством. На вебсайтах предпринимательских организаций и объединений, а также в СМИ публикуются соответствующие статистические данные, аналитические статьи и иные материалы.


Вывод

Под влиянием теневой экономики в обществе происходит формирование и воспроизводство параллельных официальных целостных социально-экономических структур, действующих вне рамок правовых отношений. Способных при сохранении существующих тенденций подчинить себе экономику страны и сформировать мафиозно-клановую систему общественных отношений. В рамках этой системы преобладает агрессивный тип координации деятельности её участников, решение многих вопросов осуществляется посредством прямого силового давления.

Теневая экономика является питательной средой для коррупции и организованной преступности. Коррупционные процессы широко проникли в среду должностных лиц управленческих структур разного уровня. Наибольшую опасность представляет коррупция в верхних эшелонах власти, формирующих экономическую политику и располагающих возможностью её корректировки.

Коррупция очень тесно связана с организованной преступностью, которая её провоцирует и стимулирует. Организованные преступные группы, облачившись в предпринимательскую мантию, используют коррупционные связи для «перекачки» государственного имущества в коммерческие структуры через получение из госбюджета незаконных кредитов и субсидий, занижая реальную стоимость приватизируемых объектов, присваивая валютную выручку от реализации за рубежом энергоносителей и других товарно-сырьевых ресурсов.

Все эти действия стимулируют теневую активность, поскольку именно теневая экономика представляет собой тот источник, из которого черпаются средства для финансирования коррумпированного чиновничества. Коррупция является сегодня не только одной из составляющих теневой экономики, но и мощным средством влияния организованной преступности на власть.

На сегодняшний день очень важно осознание того, что чем точнее будут статистические показатели, тем эффективнее будут меры органов власти, предпринимаемые для решения проблемных вопросов в экономике региона.

Очевидным представляется снижение уровня «теневой» составляющей в экономике России. По данным Росстата, в 2009 году, доля теневой экономики составляла 16 %, в 2010 году – 15, 5%. На апрель 2012 года Росстат оценивает долю теневой экономики в России примерно в 15%. В особо кризисном же 2015 году численность занятых в неформальной экономике РФ выросла во втором квартале на 900 тыс. чел до 21, 2% от общего числа занятых в экономике (15, 3 млн. чел.), то есть 3, 24 млн человек.

Таким образом, теневая экономика в настоящее время представляет серьёзную угрозу национальной безопасности страны, затрагивая её экономическую, социальную и политическую составляющие. Это предопределяет необходимость принятия комплекса мер, направленных на регулирование процессов, протекающих в рамках системы теневой экономики. От того, в каком направлении будет проводиться государственная политика и насколько существенными будут результаты, достигнутые государством в борьбе с теневой экономикой, зависит выбор пути дальнейшего развития экономики и общества.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.