Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одаренные личности и социум. Виды одаренности.






Проблема взаимодействия одаренной личности и социума является наиболее актуальной в современной психологии одаренности. Динамика развития одаренной личности не может рассматриваться вне взаимодействия личности и ее социального окружения. Факторы среды влияют на личность, ее творческое и когнитивное развитие. Они воздействуют на внутренние и внешние процессы, способствующие или противодействующие творчеству, а также на продукт творчества, на способ и возможность его реализации, усовершенствования и передачи, его полезность и приемлемость для окружения. Одаренная личность - это личность особого психического склада, для которой чрезвычайно значима социальная реализация. Если этого по какой-либо причине не происходит, то развитие одаренной личности идет по дисгармоничному пути, при котором одаренность утрачивается или характер ее трансформируется в деструктивный.

В.Г. Грязева и В.А. Петровский отмечали, что проблема взаимодействия личности и социума, организации жизненной среды для развития творческой личности является чрезвычайно острой, так как в обществе существует, с одной стороны, остракизм творчески одаренных людей, а с другой - эксплуатация их возможностей [1]. Противоречия между потребностями общества в людях, неординарно мыслящих, творческих, способных достигнуть наибольших успехов в различных областях, и невозможностью одаренных людей соответствовать предъявляемым обществом требованиям в силу их социально-психологического развития является центральной проблемой социальной психологии творчества.

Одарённые дети с интеллектуально-творческим потенциалом обладают повы-шенной чувствительностью к социальной действительности по сравнению с их сверст-никами с обычным уровнем развития. На них негативно влияет неблагополучно скла-дывающиеся взаимодействия и взаимоотношения, формирующиеся на различных социальных уровнях: в семье, школе, группах сверстников

Рассмотрим группы социально-психологических факторов, влияющих на меж-личностные отношения одаренных детей в группе сверстников, способствующих или препятствующих динамике их интеллектуально-творческого развития. К ним относятся такие факторы, как, во-первых, особенности соотношения высоких интеллектуально-творческих потенциалов одаренных детей с их социальным статусом в группе сверст-ников, во-вторых, соотношение одаренности и лидерства, в-третьих, влияние феномена диссинхронии на развитие одаренных детей.

Социально-психологическое направление в исследованиях одаренности концентри-рует внимание на взаимосвязи интеллектуально-творческих способностей с уровнем эмоционального, личностного развития и с социальным статусом индивида. [5; 6; 7] Межличностные отношения в коллективе учащихся могут либо способствовать, поощрять развитие творческих способностей одаренных детей, либо препятствовать их развитию, сдерживать его [7]. В известных исследованиях детских групповых взаимоотношений, изучающих особенности взаимодействия и общения одаренных детей, выявлена неод-нозначность взаимосвязи высокого уровня развития интеллектуальнотворческих по-тенциалов и благоприятного положения в группе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.