Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления и методы корректирующего и восстановительного обучения детей с нарушениями в развитии






Типы нарушения психического развития детей: недоразвитие, задержанное разви­тие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие

дети и подростки с различными отклонениями в психическом, саматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья. В качестве отдельных направлений в СП входят: Психология УО (олигофрено П), П глухих и слабослыш (сурдопсихология), П слепых и слабовидящ. (тифло П), а также П детей с недостатками речи, детей с ЗПР, П слепо-глухих, П лиц с недостатками ОДА

В коррекции два направления:

1. коррекция конкретного дефекта и его последствий

2. целостное влияние на Л реб (обучение, воспит, развит)

3 изучение соц адаптации – включает межличностные отношения инвалида с окруж средой, уровень соц поддержки и компенсации.

В коррекции 2 направления:

1). Коррекция конкретного дефекта и его последствий (логопедическая работа);

2). Целостное влияние на личность ребенка.

В целом оба направления называют коррекционо-воспитательной работой или процессом.

Любой дефект снижает прежде всего социальную полноценность ребенка во всех ее направлениях и коррекционная работа не сводится к механическим упражнениям или набору специальных упражнений, а охватывает весь воспитательный процесс.

Образование – это общественно-организуемый и нормативный процесс постоянной передачи предшествующими накоплениями последующим социально значимого опыта.

В нем выделяются 3 аспекта:

(1) – познавательный, который обеспечивает усвоение опыта;

(2) – воспитание типологических свойств личности;

(3) – физическое и умственное развитие.

Образование направлено непосредственно на познавательный аспект, а развитие и воспитание осуществляется опосредствено.

Коррекция по отношению к общему образованию выступает, как система.

Коррекционное обучение – это усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоение способов применения этих знаний.

Коррекционное воспитание – это воспитание типологических свойств личности соответствующих предметной специфики (познание, труд) и и позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитиие – это исправление (преодоление) недостатков умственной физического развития, совершенствование психофизических функций и сохранной сенсорной сферой и нейромеханических механизмов в компенсации дефекта. Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и арттерапии

Музыкальная деятельность имеет место не только на занятиях, но вне занятий (праздники, концерты и так далее);

Изобразительные средства – выступают не только как богатейший источник знаний об окружающей действительности, но и как способ выражения чувств, эмоций, своего внутреннего мира;

Ручной труд – развитие моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, расширяет кругозор и речевой запас;

Художественно-речевая деятельность помогает совершенствовать речевые навыки, преодолевать страх и неуверенность в процессе пользования речью, духовно обогащает детей;

Театрализовано-игровая деятельность – основной язык театрального искусства – действие, основные признаки – диалог и игра. позволяет воспитывать положительные личностные качества, нравственно-этические основы, развивать психические функции (внимание, воображение, речь, память).

Встречается мнение о том, что коррекция – это способ компенсации, в педагогическом отношении коррекция более широкое понятие, поскольку именно она определяет степень компенсации у ребенка. В зависимости от характера проблемы психологическая коррекция может быть прямой и не прямой (опосредственой).

При прямой помощи психолог работает с ребенком по запросу из вне, при непрямой по запросу родителей (консультация, тренинг). На практике психолог должен быть компетентен в обоих вариантах, чтобы применить тот вариант, который более эффективен. Общее направление психологической коррекции содержит 3 блока:

1 – диагностический;

2 – собственно коррекционный:

а) преодоление микросоциальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания;

б) помощь ребенку в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивного взаимодействия с окружающими, повышение социального статуса в развитии компенсации в вопросах нормативного поведения;

в) формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных мнестических и интеллектуальных процессов;

г) развитие и совершенствование коммуникативных функций эмоционально-волевой регуляции поведения;

д) формирование адекватных родительских установок на заболевание и проблемы ребенка, путем вовлечения родителей с в психокоррекционый процесс;

е) создание в детском коллективе, где воспитывается аномальный ребенок, атмосферы внимания, доброжелательности.

3 – прогностический блок – оценка потенциальных возможностей и оценка развития. Психопрофилактическая работа ориентируется на такие особенности ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить определенные сложности или отклонения в развитии. Матейчик считает особо важной задачей меры профилактики психологической депревации детей:

1) обеспечить доступ стимулов из внешней среды в необходимом объеме;

2) эти стимулы должны иметь для ребенка значение прежде всего в области желательного поведения, то есть он должен включать их в систему своих переживаний и познаний;

3) создать условия для положительно-стойких взаимоотношений между ребенком и окружающим миром, предметным и социальным;

4) облегчить ребенку освоение социальных ролей, через включения в них.

А также персональные компьютеры. Одной из основных целей применения компьютеров в коррекционо-образовательном процессе является ориентация на наиболее полное использование тех физических возможностей, которые имеются у детей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.