Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные эмоциональные явления.Культурные факторы в эмоциональной сфере






Эмоции вообще (социальные эмоции).

 

Собственные эмоции или эмоции в узком смысле. Разнообразие социальных эмоций необычайно. Чем же сходны и различны с аффектом?

 

Ситуативность. Они тоже ситуативны, связаны с какой-то конкретной ситуацией. Чтобы пережить эмоцию не обязательно быть в ситуации. Они связаны с представлением о ситуации. Эмоция имеет идеомоторный характер. Простейший пример реакций. Николай Ростов («Война и мир») боялся, что его охватит страх на поле боя. Предвосхищение страха - это эмоция. Тревога, тревожность -предвосхищение опасности. И тогда мы сразу выделим два вида тревожности.

 

1. Ситуативная тревожность. Связана с реальной опасностью, с ее предвосхищением. Спортсмены, парашютисты. Был замечательный человек Федор Дмитриевич Горбов - медик, отбиравший космонавтов. Он хотел, чтобы полетел такой человек, которого не сломала бы слава. Он был с абсолютным отсутствием ситуативной тревоги - Ю.А. Гагарин.

2. Индивидуальная или личностная тревога. Тревожность - это индивидуальная черта человека. Невротическая. Источник тревоги может быть и вымышленным. Реальной опасности нет. Может быть связана с комплексом и неверным защитным механизмом, временно снимающим тревогу, но не устраняющим причины.

 

1-й источник боязни - утрата любимого объекта.

 

2-й - боязнь утраты любви со стороны этого объекта.

 

3-й - боязнь утраты себя или части себя (часть джемсовского Я).

 

4-й - боязнь утраты любви к себе. Это наиболее опасный источник. Печаль и меланхолия.

 

3. Тревожность в Гештальттерапии.

 

Источник тревоги - это необоснованное забегание вперед - Фриц Перлз. Скованное дыхание. Перлз считает, что источник комплексов надо искать не в прошлом, как у Фрейда, и не в будущем, как у Адлера, а в непонимании своих настоящих, происходящих сейчас, подлинных переживаниях. Пример, классный журнал. Если человек пытается понять настоящие переживания, появится волнение, взволнованность объектом, подлинный интерес к объекту. Есть тревога об автобусе -загляни в фон, на людей, которые стоят рядом. Это напрямую связано с любовью Достоевского к своей эпилепсии. (Суть про защитные механизмы - дополнительно).

 

4. Карл Роджерс тоже говорит о тревожности. Тревожность - это боязнь утраты образа Я, представления о себе, и одновременно, признак необходимости изменить свое представление. У каждого есть представление о себе. И оно может быть неверным. Тревога - это признак того, что представление неверно. И чтобы снять тревогу, надо изменить себя. Гуманистическая психология рассматривает тревогу происходящим событием даже не с телом, а в сознании. Ваша неприязнь к бомжу - это ваша проблема. Это тормоз личностного развития. Это признак того, что надо изменить представление о себе.

5. Фрустрация - это негативное эмоциональное состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленной цели. Ее не изучают как таковую. Каковы реакции на фрустрацию? В курсе Левина, а ее исполнение провела его ученица Тамара Дембо.

 

У испытуемого 10 колец, которые он набрасывает на штыри. Кольца надо бросать до тех пор, пока все не попадут в цель. Это невозможно. Два барьера - внешний и внутренний. Круг, за который нельзя выходить, круг внешний сохраняет ситуацию, как важную для субъекта. Внешний барьер появился тогда, когда испытуемый принял эту ситуацию на себя, согласился участвовать в ней; Тогда опыт показывает, что первая реакция на фрустрацию - это агрессия, гнев. Прямая и косвенная агрессия. Прямая связана с условиями опыта. Косвенная - человек сдержал себя, но в другом месте она должна произойти. После гнева - регрессия. Снижение уровня реагирования. Эмоциональная регрессия - плач.

 

Регрессия так же бывает инструментальная или поведенческая, повторение шаблонных движений без результата, познавательная регрессия - снижение в мышлении. Мышление ребенка далеко не сразу является понятийным. Оно приходит к 7 - 8 годам. Вместо логики - интуиция. У Выготского комплексное мышление, допонятийное мышление ребенка - дошкольника. Это вид регрессии, когда я не решаю проблемы, а снижаюсь в своем решении

 

Различные варианты ухода: ушел, но не вышел из ситуации, от внутреннего барьера ушел, внешний остался.

 

Реакция рационализации - это попытка справиться, найти причину своей неудачи. Интересно, что здесь есть путь и позитивный. Реакция замещения - это попытка заменить исходную ситуацию подобной ситуацией

 

1.по содержанию

2.по степени сложности

 

3. связанной с теми же людьми

 

Если пойдет по этому пути, он докажет, что задача не решается, он поймет, что у него изучали. Реакция фантазирования. Попытка сделать барьер полупроницаемым. Изменение обстоятельств в фантазии. Герой «Белых ночей» мечтатель - подпольщик.

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (личности), а еепредметом — определенные социально-психологические феномены.

Последние можно классифицировать по многим основаниям: по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, по отнесенности к тем или иным классам психологических явлений, по устойчивости, по степени осознанности и т.д.

Главной выступает классификация социально-психологических феноменов по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам.

Во-первых, обычно выделяют социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые социальные группы.

В больших группах — нациях (этносах), социальных классах, религиозных конфессиях, политических и общественных институтах (организациях) — возникают и функционируют сложные социально-психологические феномены, которые получили названия «психология нации», «классовая психология», «религиозная психология», «психология политики».

В малых группах функционируют и проявляются в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.

Во-вторых, кроме организованных общностей, существуют и общности неорганизованные (или слабо организованные), под которыми принято понимать толпу и другие разновидности скопления людей. Социально-психологические явления, которые здесь возникают, называют массовидными, а поведение людей — стихийным. К таким явлениям обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникационных процессов (психологию воздействия), психологию рекламы и др.

В-третьих, социальная психология изучает также и личность, которая является субъектом взаимодействия и общения с другими людьми.

По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и массовидные (стихийные), функционирующие в обычных или необычных условиях (например, конфликтных, экстремальных).

Кроме того, по этому же критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, как процессы и как образования, — все зависит от того, какие цели преследуются при их изучении. Например, социальные чувства — это эмоциональная составляющая поведения и деятельности людей (явление), имеющая свою динамику (процесс) и включающая в себя их различные настроения, состояния и переживания (сложное образование).

По устойчивости социально-психологические явления делятся на: динамичные (например, различные виды общения), относительно изменчивые (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции) (Сухов А.Н., 1995).

И, наконец, по степени осознанности социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными.

Эмоции определяются как сфера переживаний индивида, детерминирующая понимание им ситуации, в которой он находится, и мотивы его поведения в этой ситуации. Эмоции в своем " операциональном", " инструментальном" значении социализируются, то есть в процессе освоения своего окружения индивид научается структурировать свои чувствования и их внешние проявления в соответствии с культурно установленными формам.

Культурные факторы в эмоциональной сфере.

Среди основных причин – ускорение темпа современной жизни, дефицит времени, недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Как следствие загруженность родителей, невротизация взрослых, недостаточная осведомленность о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи.

 

24. Физиологические методики выявления эмоциональных состояний. Методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ и кожно-гальванической реакции. Достоинство м-да в том, что регистрируемые параметры практически не подвержены сознательному контролю со стороны обследуемого, благодаря чему получаемые данные достоверны. Сама процедура регистрации позволяет непосредственно в ходе опыта применять ЭВМ. Использ-е математич процедур многократно усиливает возможности этого м-да.Испытуемый должен угадывать момент появления информативных стимулов после появления предупредител-го сигнала. Неправильное угадывание наказывается ударом электрич тока, что создает ситуацию эмоц-ной напряженности. Сила элекрич воздействия (в данном случ- подкрепления) и вероятность появления стимула переменны. Регулируя вероятность появления стимула, мы изменяем для испытуемого степень прагматической неопределенности. Изменяя величину электрокожного воздействия на испытуемого, мы регулируем ур-нь его эмоц напряженности. Параллельно процедуре угадывания испытуемым момента появления информативного стимула у него производят регистрацию показателей вегетативных проявлений эмоций, а именно частоту пульса и степень выраженности кожно-гальванической реакции.Аппаратура: звуковой генератор (аудиометр) и наушники для предъявления звуковых стимулов, лампа для подачи предупредительного сигнала, электростимулятор для подачи стимулов подкрепления. В кач-ве усилительной и регистрирующей аппаратуры могут служить любой усилитель биопотенциалов в комплекте с самописцем, кардиограф или электроэнцефалограф- их можно использовать одновременно для записи электрокортикограммы (ЭКГ), кожно-гальванической реакции (КГР) и для отметки раздражения. Приготовить бланки для ведения протокола. В этих бланках д.б. указаны программы подачи стимулов соответственно вероятности их появления. Всего потребуется шесть протоколов: по одному на каждую интенсивность подкрепления+один протокол для фоновых замеров. Число световых стимулов не должно быть больше 40-50, чтобы не затягивать эксп-мент. 1. Опред-е индивидуального порога. Ручку регулировки напряжения на электростимуляторе экспериментатор ставит в положение «О». На предплечье испытуемого прикрепляют электроды для подачи раздражения. Затем ручкой регулировки экспериментатор постепенно наращивает напряжение тока до тех пор, пока испытуемый явно не почувствует появление электрич раздражения. После этого напряжение сбрасывают до нуля и затем вновь повышают до появления повторного ощущения. И так поступают не менее 5 раз. На основе этих замеров и определяют средний индивидуальный порог к воздействию электрич раздражителя. 2. Запись фоновых показателей ЭКГ и КГР. Эта процедура нужна для того, чтобы получить значение исходных для данного испытуемого значений вегетативных показателей. Нужно поставить электроды для записи ЭКГ (наиболее удобно первое стандартное отведение, т.е. размещение электродов на предплечьях правой и левой рук). Затем нужно поставить электроды для записи КГР (их можно поставить на средний палец правой руки) и снять фоновые показатели ЭКГ и КГР. 3. Основной эксп-мент. Перед его началом надлежит надеть испытуемому наушники и посадить его перед лампой, с помощью которой один из экспериментаторов будет подавать предупредительные сигналы. Выбрать одну из 4-х программ подачи стимулов и 1 из 6 стимулов-подкреплений, рассчитанных в значениях индивидуал-го порога. Экспериментаторы приступают к подаче раздражителей в соответствии с выбранной программой. Все замеры повторяют для всех остальных программ, т.е. других вероятностей появления основного стимула и величины электрич-го воздействия. После этого испытуемому зачитывается инструкция: вам будет предъявлено несколько предупредительных - световых -сигналов и несколько основных - звуковых - сигналов. Вслед за световым сигналом возможно появление звукового стимула, но последний может и не появиться. Ваша задача состоит в том, чтобы на появление светового сигнала отвечать словом «да», когда вслед за ним, по вашему мнению, должен появиться звуковой стимул, или словом «нет», если вы не ожидаете появления звука. Будет проведено несколько проб. В первой из них успешность вашего угадывания не будет подвергаться оценке. Во всех остальных пробах за неправильный ответ вы будете подвергнуты удару слабым током. Интенсивность удара будет меняться от пробы к пробе. Обработка результатов: 1. На основании словесных ответов испытуемого подсчитывают вероятность правильного ответа, определяемую как отнош-е числа правильных ответов к общ числу предъявленных стимулов. 2. Обработка кардиограммы: на отрезке, соответствующем серии сигналов одной вероятности появления звукового стимула при одной и той же величине подкрепления эл током, отыскивают всплески, отражающие электрич колебания сердца. 3. Производят обработку записи КГР- сначала на ленте записи проводят нулевую линию. Далее, с помощью полупрозрачной клетчатой бумаги определяют суммарную площадь записи, заключенной м/у кривой КГР и нулевой линией на участке, соответствующем серии сигналов одной вероятности появления звукового стимула (в квадратных миллиметрах). Затем циркулем-измерителем измеряют амплитуды множества всплесков КГР (в миллиметрах), после чего подсчитывают сумму амплитуд и дисперсию амплитуд. Число реакций может изменяться от нескольких до 30 и более. Обработку ЭКГ и КГР проводят для всех величин интенсивности подкрепления. При анализе полученных зависимостей выявить области, где величины вегетативного ответа принимают экстремальные значения. Выявить наиболее и наименее информативные показатели. Проанализировать, как связана вероятность правильного ответа с величиной вегетативного ответа, выявить области наибольшей точности ответа.

25. Психологические методики изучения эмоцион-х состояний. Опросник для оценки синдрома психического выгорания предназначен для DS-ки проявлений синдрома эмоц-го выгорания: эмоц-е истощение, деперсонализация, редукция личных достижений. Шкала депрессии (по Т.И.Балашовой, О.П.Елисееву) предназнач для DS-ки наличия и степени выраженности депрессии. Опросник Бека -для DS-ки депрессивных состояний. Шкала депрессии Цунга. Тест " Определение типового состояния " Э.Э.Эйдемиллера, В.В.Юстицкого -для измерения профессионально-обусловленных состояний: общей неудовлетворенности, нервно-психич-го напряжения, тревожности. Цветовой тест Люшера - для иссл-я особ-тей эмоц-го состояния. Суть процедуры тестирования предст соб ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга -для иссл-я реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деят-ти или удовлетв-ю п-тей личности. Методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (по Н.А. Курганскому и Т.А. Немчину)- для DS-ки состояний психической активации, интереса, эмоц-го тонуса, напряжения и комфортности. Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина - надежный и информативный способ самооценки ур-ня тревожности в данный момент - реактивная и личностная тревожность как устойчивые х-ки ч-ка. Методика измерения ур-ня тревожности Тейлора. Тест тревожности по В.М.Астапову - для иссл-я ур-ня тревожности у дошкольников. Тест школьной тревожности Филлипса выявлят х-р и ур-нь тревожности у школьников. Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветописи) А.Н.Лутошкина - для изучения особ-тей эмоц-го состояния испытуемого. Методика DS-ки невротизма (опросник Т.Ташева)- для определения наличия и степени нев­ротического расстройства личности и его вида.Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения" (по Т.А.Немчину) позволяет выявить ур-нь нервно-психического напряжения. Методика выявления степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии (по В.Зунгу-Т.Н.Балашовой). Рисуночный тест Дж.Бука " Дом. Дерево.Человек" выявлят степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности. Тест " Сказка " предст соб разновидность проективного теста: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особ-тях эмоц-ых переживаний (тревожность, агрессивность) и источниках, которые вызывают данные переживания. САН - методика, позволяющая уточнить особ-сти самочувствия, активности, настроения. Цветовой тест отношений (А.Эткинд)- невербальный компактный диагностическ метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый ур-ни отнош-й ч-ка. Методическая основа - цветоассоциативный эксперимент. Испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отнош-е к партнеру. Методика " Кактус" М.А.Панфиловой- для опред-я состояния эмоц-ой сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность. Методика DS-ки ур-ня эмоц-го выгорания В.В.Бойко позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоц-го выгорания (" напряжение", " резистенция" и " истощение"). М-ка " Дифференциальные шкалы эмоций" (по К.Изарду) - для выявления доминирующих эмоций, позволяющих качественно описать самочувствие обследуемого.

 

26. Классификация чувств и хар-ки эмоциональных отношений. Чувства - одна из форм психич-го отражения мира. В отличие от познавател процессов, в котор действит-ть отражается в виде ощущений, образов, представлений, понятий, мнений, в чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний. В чувствах отражаются действительные отнош-я ч-ка к значимым для него объектам, явлениям. В завис-ти от того, что выступает предметом п-тей и интересов ч-ка, источником его переживаний, различают: эмоции как исходные, первичные, простые (элементарные) переживания, связанные с удовлетвор-ем или неудовлетвор-ем п-тей организма (в пище, отдыхе, самосохранении), а также как формы проявления более сложных эмоц-х состояний- чувств; чувства рассм-ют как более сложные, прижизненно сформированные и связанные с удовлетвор-ем (неудовлетвор-ем) соц-ных п-тей и интересов личности, переживания ч-ка. Человеческие эмоции преобразованы соц-ными условиями существования, исторически обусловлены, возникли на основе совместной трудовой деят-ти, выполняют важнейшие сигнальную и регулирующую ф-и. Сигнальная ф-я чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окруж среде или в организме человека. Регулирующая ф-я чувств выраж в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды. Для классиф-и чувств м.б. разные основания. Так, по влиянию на деят-ть различают чувства стенические (положительно влияющие на успешность деят-ти) и астенические (отрицательно влияющие на деят-ть и поведение ч-ка). По направленности чувства м.б. положительные (радость, уверенность, оптимизм) и отрицательные (угнетенность, страх). По форме проявления различ настроения (небольшой силы кратковременные или относит-но длительно функционирующие эмоц-ые состояния ч-ка), аффекты (большой силы кратковременные чувства, вспышки чувств (гнев, ненависть, панический страх) и страсти (сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания ч-ка). Чувства зависят от хода и результатов жизни и деят-ти ч-ка. Среди них выделяют такие важнейшие как морально-политические, правовые, интеллектуальные и эстетические чувства. Х-ки эмоц отнош-й. Чувства как эмоц отнош-я х-ся с различных сторон. Знак отнош-й: считается, что отнош-е м.б. положит-ым, отрицат-м, безразличным. Положительно ч-к относится к тому, что его привлекает, отрицательно- к тому, что его отталкивает, вызывает отвращение, неудовольствие. В наиболее простой форме это выражается в оценках «нравится-не нравится», «люблю-не люблю», «доволен-не доволен», «интересно-не интересно». Безразличное/нейтральное, отнош-е выражается в заявлении: «все равно».Однако такое заявление может относиться и к нескольким объектам, к которым у ч-ка равноположительное отнош-е. Поэтому истинное безразличное отнош-е м.б. только к незначимым для ч-ка объектам (т.е. не вызывающим у него интереса). Различия в интенсивности чувств видны хотя бы на примере следующ ряда: положит-ое отнош-е к знакомому- дружба-любовь. В ходе разв-я субъективных отнош-й их интенсивность меняется, причем часто довольно резко. Иногда достаточно небольшого толчка, чтобы положит-ое отнош-е не только уменьшилось по интенсивности, но даже изменилось по модальности, т.е. стало отрицательным. К чувствам принято относить страсть, но это не вид чувства, а степень его выраженности. Страсть- это возможность какого-то волевого акта или идеи постоянно, в течение длит-го времени вызывать сильную эмоц-ю реакцию.Не всегда эмоц-е отнош-я х-ся устойчивость ю. Особенно отличаются неустойчивостью отнош-я детей. Так, в течение одного часа совместной игры дети могут несколько раз поссориться и помириться. У взрослых некоторые эмоц отнош-я м.б. довольно устойчивыми, принимая форму ригидности установок, консервативности взглядов или выражая принципиальную позицию личности. У каждой личности в процессе ее разв-я формир-ся сложная многоуровневая и динамическая система субъективных отнош-й. Чем к большему числу объектов ч-к выражает свое отнош-е, тем шире эта система, тем богаче сама личность. Многообразие или узость отнош-й тесно связаны с дифференцированностью отнош-й. Напр, школьники младш классов в большинстве случаев довольны как самим уроком по какому-либо предмету, так и различными его сторонами: отнош-ями с учителем, достигаемыми результатами, условиями, в которых проводятся уроки. Их субъективные отнош-я часто возникают под влиянием случайных событий. Это генерализованное положит-е отнош-е свидетельствует о незрелости младших школьников как личностей, об их неумении отделять один фактор от др в своих оценках. Для них учебная дисциплина м.б. интересной потому, что им нравится учитель, преподающий ее, или наоборот, учитель нравится потому, что на уроке интересно. Обобщенность эмоц-х отнош-й возникает тогда, когда ч-к обобщает эмоц-ые впечатления и знания и руководствуется ими в проявлении своего отнош-я к чему-либо. Напр, положит-е отнош-е ч-ка к физкультуре будет обобщенным и устойчивым, а необходимость заниматься фзк станет его убеждением, если он будет понимать роль любых занятий физкультурой для своего разв-я и регулярно получать от них удовольствие.Правда, иногда обобщенность отнош-й выступает в кач-ве недостатка личности, а не ее достоинства, создавая предвзятость отнош-я к чему -или кому-либо.Для чувств характерна субъективность, т.к. одни и те же явления могут иметь для разных людей различное значение. Для ряда чувств характерна их интимность, т.е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность. Когда делятся с близким ч-ком этими интимными чувствами, это значит, что идет задушевный разговор.Еще одно св-во чувств- прочность. Оно связано с сопротивляемостью разрушающим его воздействиям и отражает степень привязанности к объекту, по отнош-ю к которому проявляется чувство, силу возникшей эмоц-ной установки как доминантного процесса. А зрелая доминанта обладает св-вом сопряженного торможения, с помощью котор подавляются все раздражители, не относящиеся к этой доминанте.

27. Регуляция и саморегул эмоц-ых состояний. В наст.вр. разработано много способов саморегуляции: релаксационная, аутогенная тренировки, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация. Частные способы регуляции эмоц состояния (использ-е дыхател-х упражн, психическая регуляция, использ-е «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в 3 глобальных способа: 1) посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция. Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую ч-к переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деят-ть, вызывающие у ч-ка интерес, «+» эмоц-ые переживания. 3-й способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоц-го напряжения. Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого ч-ка, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией. Наиболее распространен способ-аутогенная тренировка. Известна и др система саморегуляции- «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. Для снятия эмоц-ой напряженности (тревоги, страха) следует расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как ч-к отсмеялся, и нормализация работы сердца - вот слагаемые «+» воздействия смеха на эмоц состояние ч-ка. Психологической основой методики «сихорегулирующая тренировка» яв-ся бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц. Изменение направленности сознания. Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий. Отвлечение использовалось в русских лечебных заговорах как способ устранения «-«эмоций. Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма). Снижение значимости предстоящей деят-ти или полученного результата сущ-ся путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценки значимости ситуации по типу «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому». Снять эмоц напряжение помогают след способы: 1.получение дополнит информ-и, снимающей неопределенность ситуации. 2.разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи. 3.откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах. 4.Физическая разрядка. (поскольку при сильном эмоц переживании организм дает мобилизационную реакцию для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу. Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физич работой. 5.Слушание музыки. 6.Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоц напряжение. Использование защитных механизмов: Уход - это физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации. Идентификация - процесс присвоения установок и взглядов др людей.
Ч-к перенимает установки могущественных в его глазах людей и меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги. Проекция - это приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому. Это перекладывание ответственности на другого. Смещение - подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то (вымещение зла, досады на объекте, не имеющем отнош-я к ситуации, вызвавшей эти эмоции). Отрицание -это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-то события имеют место. Вытеснение -крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, «-» переживания. Регрессия -возвращение к более ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию. Реактивное образование -поведение, противоположное имеющимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маскировки (желая скрыть свою влюбленность, ч-к будет проявлять к объекту обожания недружелюбность). Использ-е дыхат-х упражнений яв-ся наиболее доступным способом регуляции эмоц возбуждения.

28. Влияние личностных особенностей на понимание эмоций другого чел-ка. Понимание эмоций др ч-ка определяется многими факторами, в частности, индивидуальными особ-тями как оцениваемого, так и опознающего. Так, Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающее, чем на самих себя. Она установила, что люди необщительные, эмоционально неустойчивые, с развитым образным мышлением, более старшие по возр успешнее опознают отрицат-ые эмоц-е состояния. Переверзева показала, что наблюдателю труднее распознать эмоции у лиц со склонностью к отрицат-ым эмоц-ным переживаниям, т.к. им свойственно скрывать выражение своих эмоций. Чем больше ч-к склонен контролировать выражение своих эмоций, тем труднее их распознать др ч-ку. Поскольку ч-к, склонный к положит-ным эмоц-ным переживаниям, меньше контролирует свои эмоции, постольку они легче и распознаются наблюдателем.Борисова, изучая психологич-ую проницательность, установила, что «непроницательные» это: а) «гипоэмотивные» люди, имеющие низкие баллы по всем основным модальностям (радость, гнев, страх); б) боязливые, имеющие высокий балл эмоции страха; в) субъекты с доминированием эмоций двух модальностей, одна из которых - эмоция страха; г) «гневливые», имеющие высокий балл эмоции гнева.Хомская и Батова отмечают, что женщины достоверно чаще, чем мужчины, видят на фотографиях возмущение и обиду, а мужчины - решительность (решимость, но то и др не яв-ся эмоцией). Кроме того, были обнаружены, хотя и не достоверные, различия по опознанию тревоги, печали, удовольствия (чаще опознавали женщины), а также по гордости, горю, безразличию и нежности (чаще опознавали мужчины). Испытуемые среднего возраста достоверно реже, по сравнению с молодыми и пожилыми, видели ненависть и презрение и чаще - решимость.

29. Понятия личность, индивид, индивидуальность. Человек -родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени разв-я живой природы- к человеческому роду. В понятии " ч-к" утверждается генетическая предопределенность разв-я собственно человеч-х признаков и качеств. Индивид - это единичный представитель вида " homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологич-ми особ-тями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологич-ми св-вами (способ-тями, темп-нтом, эмоционал-тью). Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного ч-ка. Это своеобразие его психофизиологич-ой структуры (тип темп-нта, физич-е и психич-е особ-ти, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).Соотнош-е индивидуальности и личности определяется тем, что это 2 способа бытия ч-ка, 2 его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется в том, что сущ-ют 2 отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Личность - человеческая индивидуальность, выстыпающая как субъект познания и преобразов-я мира. Становление личности есть процесс социализации ч-ка, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществл-ся в конкретно-исторических обстоятельствах жизни ч-ка. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в об-ве соц-ных ф-й и ролей, соц норм и правил поведения, с формир-ем умений строить отнош-я с др людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоят-го и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуал-ти -процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность- это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни ч-к. В понятиях " личность" и " индивидуальность" зафиксированы различн стороны, разные измерения духовной сущности ч-ка. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом " личность" обычно употребл эпитеты: " сильная", " энергичная", " независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят " яркая", " неповторимая", " творческая", имея в виду кач-ва самостоятельной сущности.

 

30. Концепции личности в трудах отечественных ученых. Л.С. Выготский - один из методологов пс-и, много времени посвятил разработке программы и приемов эмпирич-го иссл-я психики ребенка. Центральная категория-категория сознания. Он искал новый путь в объяснении психич-х явлений, опираясь на идеи марксизма. Чтобы понять внутрен психич процессы, нужно было выйти за пределы организма, и искать их объяснение в общественных отнош-х ч-ка со средой. Его концепция наз культурно-исторической, потому что интерпретацию сознания и психич процессов можно было вывести только из их разв-я и становления. Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о разв-и высших психич ф-й. Они формир-ся у ребенка в процессе онтогенетич-го разв-я в общении со взрослым. Развитие, по Выготск, связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых яв-ся слово. Обсуждается феномен натуральных психич-х ф-й, котор яв-ся врожденными и непосредственными. Развитие, по Выготскому, идет по двум линиям: биологич и историческ, или натуральн и культурн, развит-е поведения. Выготск формулир гипотезы: 1) об опосредствованности ВПФ, и 2) о происхождении внутрен деят-ти из внешней путем интериоризации. Сначала овладение поведением происходит во внешнем (соц-ном) плане, в сотрудничестве со взрослым, а затем знаки и сами ф-и постепенно становятся внутренними. Этот закон наз общий генетич-й закона культурного разв-я. Формир-е личности предст соб процесс культурного разв-я. Он писал, что можно поставить знак равенства м/у личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формир-ся в результате такого историч разв-я, и сама по себе исторична. Показателем личности яв-ся соотнош-е натуральных и высших психич ф-й. Чем больше в ч-ке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность. Б.Г. Ананьев разработал понятие возраста как основной единицы периодизации жизненного пути ч-ка. Он ставил задачу исслед-ть связи биологич-х особ-тей и соц-ных достижений личности. Особ-тью его концепции яв-ся включение ч-ка в более широкий, чем деят-ть, контекст- в контекст человекознания. Идея соц-ной детерминации личности занимает в концепции Ананьева 1 из центральных мест. Соц фактор рассматр им опосредованно, ч/з понятия соц-го статуса, соц-ной ситуации. Он наиболее тщательно исследовал проблему индивидуал-го разв-я ч-ка. Личность рассматр им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. Это " связано с образованием постоянного комплекса соц-ных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением ср-тв общения, предметной деят-ти. Подобно тому, как начало индивида- долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности- долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на 2-3 годах жизни ч-ка. Ананьев предложил антропологич-й подход к иссл-ю ч-ка. Индивидуал-ое разв-е- внутренне противоречивый процесс, зависящий от многих детерминант. Развитие-это возрастающая интеграция, синтез психофизиологич-х ф-й. Эта интеграция обеспеч-ся различными механизмами. Структура личности организуется по иерархическому, при котор сложные соц св-ва подчиняют себе более элементарные, психофизиологич-ие, и координационному принципам. Ананьев включ психич-ое разв-е в онто-, социо- и персоногенез. Мясищев разработал пс-ю отношений. Система обществен-х отнош-й формирует субъективные отнош-я ч-ка ко всем сторонам действит-ти. Отношение - одна из форм отражения ч-ком окружающей его реальности. Психологич-ие отнош-я ч-ка представляют целостную систему индивидуал-ых, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действит-ти. Отнош-я личности - ее п-ти, интересы, склонности яв-ся продуктом взаимодействия ч-ка с конкретной средой. Виды отнош-й: эмоц-ое отнош-е, интерес и оценочное отнош-е. Отнош-е - сила, потенциал, определяющий степень интереса, выраженности эмоции, степень напряжения желания или п-ти. Отнош-я- движущая сила личности. Характер-устойчивая в каждой личности система отнош-й к разным сторонам действит-ти, проявляющаяся в типичных для личности способах выражения этих отнош-й в ее повседневном поведении. В структуре личности он выделял несколько планов: 1).доминирующие отнош-я личности, 2).психич-й ур-нь /ур-нь желаний и достижений, 3).динамика реакций (темп-мент). Источником нарушений личности, ее патологии яв-ся проблемы, котор возникают в процессе установл-я или реализации отнош-й в разных сферах деят-ти. Он предложил новый подход к дs-ке и лечению патологий, основой которого стала пс-я отнош-й. А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и разв-я личности. В этой концепции центральное место отведено понятию деят-ти. Основной внутренней х-кой личности яв-ся мотивационная сфера личности. Др важным понятием в его теории яв-ся личностный смысл. Он выражает отнош-е целей деят-ти ч-ка, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, т.е. к тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деят-ти, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность. Сущностная х-ка личности и её основные особ-ти опред-ся: содержанием мировоззрения ч-ка, его психологич-кой сущностью; степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв об-ва; степенью осознанности ч-ком своего места в об-ве; содержанием и х-ром п-тей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости; спецификой соотнош-я и проявления различных личностных качеств.

Концепция личности А.Г. Ковалева: личность выступает как интегральное образование психических процессов, психич состояний и психологич-х свойств. Психологич-ие процессы составляют фундамент психич-ой жизни ч-ка. Психические процессы формируют психич состояния, которые характеризуют функционал-ый ур-нь психической деят-ти. До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особ-ти его х-ра (возбудимый, застенчивый, депрессивный). Психич св-ва образуются из психич-их процессов, функционирующих на фоне психич-х состояний. Психич св-ва характеризуют устойчивый, относительно постоянный ур-нь активности, характерный для данного ч-ка. Ур-нь активности определяет ту или иную соц-ную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия разв-я ч-ка. В процессе разв-я психич-е св-ва связываются друг с другом и образуются сложные структуры. В качестве таковых Ковалев расматривает темп-нт (система природных свойств ч-ка), направленность (система п-тей, интересов и идеалов), способ-ти (интеллектуальные, волевые и эмоц-ные св-ва), х-р (система отнш-й и способов поведения). Выделение этих структур в какой-то мере условно, т.к. одни и те же св-ва х-зуют не только направленность, но и х-р, оказ-ют влияние на проявление способ-тей. Однако следует различать эти структуры как относит-но автономные, т.к. при наличии одних и тех же свойств, напр, направленности люди могут разниться друг от друга по способ-тям, темп-нту и х-ру. Дальнешая эволюция взглядов Ковалева на структуру личности незначительна. Первым компонентом в структуре личности яв-ся направленность, 2-м- способ-ти, 3-м- х-р, 4-м- система управл-я, которую обозначают понятием «Я», а 5-й- психич-ие процессы. Сама личность предст соб синтез названных выше структур. Независимость, произвольность поведения и зрелость человеческой личности обеспечивается этим синтезом.

Концепция разв-е личности А.В.Петровского: личностью не рождаются, личностью ч-к становится в процессе деят-ти и общения-в процессе социализации. Ребенок, обладая природными предпосылками, вступает во взаимодействие с окруж миром, овладевает достижениями человечества. Способ-ти и кач-ва воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие кач-ва. Психич-е способ-ти личности не только предпосылка, но и результат ее поступков. При этом все, что ч-к думает, опосредовано его отнош-ем к другим людям и потому насыщено общественным человеческим содержанием. Определяющий фактор разв-я личности- деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у ч-ка с наиболее референтной группой. Движущая сила разв-я личности- противоречие м/у растущими п-тями и реальными возможностями их удовлетв-я. Межличностные отнош-я в группах порождают противоречие м/у п-тью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, котор соответствуют задачам, нормам и условиям функционир-я и разв-я в этой общности. Успешное преодоление этого противоречия обеспеч-ет интеграцию личности в группу, шире- в систему обществ-х отнош-й. Разв-е личности- процесс ее вхождения в новую соц среду и интеграция с ней. Это м.б. переход ребенка из детсада в школу, работника из одной фирмы в др, или же личностное разв-е в глобальном масштабе- от младенчества до гражданской зрелости. Разв-е личности опред-ся тем деятельно- опосредствованным типом взаимоотнош-й, котор складыв-ся у ч-ка с наиболее значимой для него группой, т.е. разв-е группы выступает фактором разв-я личности. Сама п-ть быть личностью (т.е. быть в максимальной степени представленным значимыми для индивида кач-вами в жизнедеят-ти др людей) и способ-ть быть личностью (совокуп-ть индивидуал-х особ-тей и ср-тв, позволяющих совершать обеспечивающие удовлетв-е п-ти быть личностью), также определяют процесс разв-я личности. Этапы разв-я личности в относит-но стабильной общности наз фазами разв-я личности. Фазы: адаптация, индивидуализация, интеграция. Адаптация предполаг активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и ср-вами деят-ти. Индивидуализация порождается обостряющимся противоречием м/у достигнутым результатом адаптации- тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, - и не удовлетворенной на 1-м этапе п-ти в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Интеграция детерминируется противоречием м/у стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особ-тями и значительными для него отличиями- с одной стороны, и с др, п-тью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуал особ-ти, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деят-ти. В рамках этой фазы в групповой деят-ти у индивида складыв-ся новообразование личности- черты, которых не было не только у него, но и у др членов группы, но которые отвечают п-тям группового разв-я и собственной п-ти индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы. Эти фазы выступает как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах. В связи с тем, что у ч-ка в его жизни многократно меняется соц-ая ситуация и он входит не в одну относительно стабильную и референтную для него общность, адаптация или дезадаптация, индивидуализация или деиндивидуализация, интеграция или дезинтеграция воспроизводятся множество раз, соответствующие новообразования закрепляются, и у ч-ка складыв-ся достаточно устойчивая структура его индивидуальности. Протяженные во времени, они выступают как макрофазы разв-я личности в пределах одной эры, обозначаемые как 3 эпохи: детство, отрочество, юность. Именно таким обр дитя превращается в зрелую самостоят-ую личность, дееспособную, готовую к воспроизводству и воспитанию нового ч-ка, продолжению себя в своих детях. Эпоха детства (наиболее длительная макрофаза разв-я личности), охват-ет предошкольн, дошкольн, млад школьный возр. периоды), эпоха отрочества и период подростк возр совпадают. Эпоха юности и период ранней юности частично совпадают. Для эпохи детства характерно относит-ое преобладание адаптации над индивидуализацией, для эпохи отрочества- преобладание индивидуализации над адоптацией, для эпохи юности- доминир-е интеграции над индивидуализацией. Данная концепция разв-я личности позволяет объединить подходы социальной и возрастной пс-и.

Концепция личности Б.Ф. Ломова. Развивая системный подход к пониманию сущности л-ти, пытается вскрыть всю сложность и неоднозначность проблемы соотнош-я соц-ного и биологич-го в личности. Исследуя развитие индивида, пс-я, конечно, не ограничивается ана­лизом только отдельных психич ф-й и состояний, ее прежде всего интересует формир-е и разв-е лич­ности ч-ка. Проблема соотнош-й биоло­гич-го и соц-ного выступает как про­блема организм и личность. В каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств ч-ка: в понятии организм- структура человеч-го индивида как биологич-ой системы, в понятий лич­ность- его включенность в жизнь об-ва. Вне об-ва это кач-во индивида не сущ-ет, а потому вне анализа отнош-й индивид-об-во не может быть понято. Объективным основанием личностных св-тв индивида яв-ся система общественных отнош-й, в котором он живет и развив-ся. Формир-е и разв-е личности можно рассм как усвоение со­ц-ных программ, сложившихся в данном об-ве на дан­ной исторической ступени. Этот процесс направляется об-вом при помощи спе­циальных соц-ных институтов, в 1 очередь систе­мы воспитания и образования. Итак, детерми­нация разв-я индивида имеет системный х-р и отлича­ется высокой динамичностью. Она включает как соц-ные, так и биологич-ие детерминанты. При одних обстоятельствах биоло­гическое выступает по отнош-ю к психическому как его ме­ханизм, в др- как предпосылка, в 3-х- как содержа­ние психич-го отражения, в 4-х- как фактор, влия­ющий на психич-ие явления, в 5-х- как причина отдель­ных актов поведения, в 6-х- как условие возникн-я психич-х явлений. Еще более многообразны и многоплановы отнош-я пси­хического к соц-ному. Все это создает большие труд­ности в изучении триады биологич-ое- психич-ое- социальное. Соотнош-е соц-го и биологич-го в психике ч-ка многомерно, многоуровнево и динамично. Оно опре­д-ся конкретными обстоят-вами психич-го разв-я индивида и по-разному складывается на разных ступенях этого разв-я и на разных его ур-нях.

Концепция личности К.К. Платонова. Рассма Л-ть как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей м/у ними, при сохранении функции. Выделил 4 подструктуры Л-ти. Критерии выделения подструктур: отнош-е биологич-го и соц-ного, врожден-го и приобретен-го, процессуального и содержательного; внутренняя близость черт л-ти, входящих в каждую подструктуру; каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формир-я (воспит-е, обуч-е, тренировка, упражнение); объективно существующая иерархическая зависимость подструктур; исторические критерии, используемые для понимания л-ти: л-ть как сумма психич-х св-тв, л-ть как опыт ч-ка, биологизация л-ти, социологизация л-ти. Подструктуры: 1. Подструктура направленности и отнош-й л-ти, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожден-х задатков и формир-ся путем воспит-я. Она м.б. названа соц-но обусловленной. Она включ желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это- формы проявления направленности, в котор проявляются отнош-я л-ти. Однако Платонов рассм отнош-е не как св-во л-ти, а как атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности. Параметры этой подструктуры след рассм на соц-но-психологич-ом ур-не. 2. Подструктура опыта, котор объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обуч-я, но уже с заметным влиянием биологически, и генетически обусловленных св-тв л-ти. Ведущая форма разв-я качеств этой подструктуры- обуч-е обусловливает и ур-нь их анализа- психолого-педагогический. 3. Подструктура индивидуал-х особ-тей психич-х процессов или ф-й памяти, эмоций, ощущений, мышл-я, восприятия, чувств, воли. Платонов устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая силу биологич-кой и генетич-ой обусловленности психич процессов и ф-й. Процесс формир-я и разв-я индивидуал-х особ-тей психич процессов осущ-ся путем упражнения, а изучается данная подструктура на наиндивидуально-психологич-ом ур-не. 4. Подструктура биопсихических св-тв, в которую входят половые и возрастные св-ва л-ти, типологические св-ва л-ти (темп-нт). Процесс формир-я черт этой подструктуры осущ-ся путем тренировки. Св-ва л-ти, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологич-х особ-тей мозга, а соц-ные влияния их только компенсируют. Активность этой подструктуры опред-ся силой н.с., изучаться она должна на психофизиологич-ом и нейропсихологич-м ур-не. Итак, в эти подструктуры м.б. уложены все известные св-ва л-ти. Часть этих св-тв относ в основном только к 1-й подструктуре, напр, убежденность и заинтересованность- к 1-й; начитанность и умелость- ко 2-й; решительность и сообразительность- к 3-й; истощаемость и возбудимость- к 4-й. Др лежат на пересечениях подструктур и яв-ся результатом взаимосвязей различн собственных подструктур. Пример- морально-воспитанная воля как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность, как взаимосвязь 3, 4 и 2 подструктур.

 

31. Концепции личности в трудах зарубежн ученых. Психоаналитическая теория З. Фрейда предст соб пример психодинамического подхода к изуч-ю личности.Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет 2 п-ти, которые определяют психическую деят-ть ч-ка: либидозную и агрессивную. Но т.к. удовлетв-е этих п-тей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. Раскрывая х-р взаимодействия данных п-тей и возможности их удовл-я, Фрейд в структуре личности выделяет 3 основных компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»). Ид яв-ся именно той ареной, где властвуют вытесненные в область бессознательного инстинкты. Эго, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется нормативам и требованиям реальности. Сунер-эго -это совок-ть моральных устоев об-ва; оно исполняет роль «цензора». Так.обр, эго находится в конфликте, ибо требования ид и супер-эго несовместимы. Поэтому эго постоянно прибегает к защитным механизмам - вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается неосознанно. При этом мотивы, переживания, чувства, которые «переселяются» в область бессознательного, продолжают действовать в виде символов, в виде деят-ти, которая приемлема для «цензора». По мнению Фрейда, для осуществления разнообразных функций и форм деятельности существует целая система специальных механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия). При этом организм рассм-ся Фрейдом как сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии. Поэтому если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. Супер-эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов. Однако если это ему не удается, конфликт между ид и супер-эго приобретает обостренный х-р, нормальное функционир-е системы нарушается; блокированное либидо находит свое выражение в различных болезненных симптомах. В этой конструкции личности, созданной Фрейдом, содержится предположение о сложности, многоплановости структур человеческого поведения, и все эти компоненты подчинены в основном биологическим законам. В теории Фрейда реальные действия ч-ка выступают символом п-ти, «затравленной» сознанием. Аналитическая пс-я К.Г. Юнга. По Юнгу, психика ч-ка включ 3 ур-ня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности ч-ка играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллект-е бессознат-ое носит всеобщий х-р; оно оказывает влияние на личность ч-ка и предопределяет его поведение с момента рождения. Коллективное бессознательное состоит из разных ур-ней. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Колек-е бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются в сновидениях и творчестве. Юнг ввел понятие Я - это стремление ч-ка к целостности и единству. В основу классиф-и личностных типов он положил направленность ч-ка на себя и на объект, разделив всех людей на экстравертов и интровертов. Экстраверсия - преимущественная направленность личности на окружающих людей, внешние явления и события. Интроверсия - преимущественная направленность личности на свой внутренний мир, собственное Я, личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Параметр «интроверсия-экстраверсия» был описан также Гиппократом, Галеном, Вундтом, Айзенком. Процесс индивидуализации Юнг рассматривал как психическое разв-е личности, обращая внимание на ее особ-ти: на большую дифференциацию -развитие частей, усложнение структуры; на достижение целостности. Процесс индивидуализации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивиду достичь самореализации. Аналитическая пс-я Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение движению личности в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Индивидуальная пс-я А.Адлера. Ввел понятие стиль жизни, котор наиболее отчетливо проявляется в установках и поведении конкретной личности и формир-ся под влиянием социума. По мнению Адлера структура личности едина, а детерминантой в развитии личности яв-ся стремление ч-ка к превосходству. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, люди в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый ч-к вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Адлер различал 4 типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный. Адлер предложил теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Ее принципы: индивидуум как самосогласующа-яся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющ-ся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума. Его идеи были предвестниками современной гуманистической и феноменологической пс-и. В теории Эрик а Эриксон а наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способ-ти. К др особ-тям его теории, названной эго-психология, относ: акцент на изменениях, происходящих в процессе разв-я на протяжении жизни ч-ка; упор на психически здорового ч-ка; особая роль идентичности; сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности. Эго-психология Эриксона считается развитием психоанализа, но он отошёл от психоанализа по нескольким пунктам: сдвиг акцента от ид к эго; подчёркивание исторических условий формир-я эго у ребёнка; охват теорией всего жизненное пространство индивидуума; его взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов, отличный от таковых у Фрейда. Центральным для его теории разв-я эго яв-ся эпигенетический принцип. Согласно ему, ч-к в течение жизни проходит ч/з несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность развив-ся ступенчато, переход от одной ступени к др предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Об-во устроено так, что разв-е соц-ных возможностей принимается одобрительно, об-во способствует сохранению этой тенденции, поддержанию её темпа и последовательности разв-я. Эриксон описал 8 стадий психосоциального разв-я личности: младенчество (базальное доверие –базальное недоверие); раннее детство (автономия –стыд и сомнение); возраст игры (инициативность –вина); школьный возр (трудолюбие –неполноценность); юность (эго-идентичность –ролевое смешение); ранняя зрелость (интимность- изоляция); средняя зрелость (продуктивность –инертность); поздняя зрелость (эго-интеграция –отчаяние). Карен Хорни отвергла положение Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим фактором в разв-и личности яв-ся х-р соц-ных отнош-й м/у родителями и ребёнком. Согласно Хорни, в детстве основными яв-ся п-ти в удовлетв-ии и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетв-ю п-ти в безопасности, это приводит к возникн-ю базальной враждебности, а та ведёт к возникн-ю базальной тревоги (ощущение беспомощности во враждебном мире) –основе невроза. Хорни описала 10 невротических п-тей, которые люди используют с целью совладения с недостатком безопасности и беспомощностью, порождёнными базальной тревогой. В отличие от здоров людей, невротики опираются на одну п-ть при реагировании на различные ситуации. Невротические п-ти: в любви и одобрении; в руководящем партнёре; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности и независимости; в безупречности и неопровержимости. Хорни разделила список п-тей на три категории, каждая из которых предст стратегию оптимизации межличностных отнош-й с целью достиж-я безопасности в окруж мире. Каждой стратегии сопутствует определённая ориентация в отнош-ях с др людьми: на людей, от людей и против людей. Также Хорни выдвигала феминистски ориентированные идеи, подчёркивающие значение культуры и половых ролей. Ей принадлежат многочисленные статьи по психологии женщины. Теория типов личности Айзенк а основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы предст соб множества, в которых м/у двумя экстремальными точками располагаются х-ки индивидов. Айзенк подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Айзенку, в основе структуры личности лежат 2 главных типа (суперчерты): интроверсия –экстраверсия и стабильность –нейротизм, представляемой в виде «круга Айзенка». Рассмотрены явные особ-ти поведения, являющимися результатом комбинаций этих 2-х типов. Также рассм. третья суперчерта: психотизм –сила суперэго. При этом Айзенк придаёт большое знач-е генетическому фактору. Им было разработано несколько вопросников для оценки 3-х основных суперчерт. Эрих Фромм акцентирует внимание влияния на личность социально-культурных факторов. Он утверждал, что определённой частью людей движет желание бегства от свободы, осуществляющееся посредством механизмов авторитаризма, деструктивности и конформизма. Здоровый путь освобождения по Фромму -в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности. Фромм описал 5 экзистенциальных п-тей, присущих ч-ку: в установлении связей; в преодолении; в корнях; в идентичности; в системе взглядов и преданности. Он полагал, что основные ориентации х-ра яв-ся следствием способа удовлетв-я экзистенциальных п-тей. Непродуктивные типы х-ра: рецептивный (сентиментальный, зависимый и пассивный, считающий, что надо быть любимым, а не любить), эксплуатирующий (ч-к, который добивается от др желаемого силой и обманом), накапливающий (скупой, упрямый), рыночный (ч-к, определяющий себя как товар, который можно выгодно продать/обменять; предельно отчуждённый от других). Продуктивный х-р только один; согласно Фромму, он предст соб цель разв-я человечества, и в его основе лежат разум, любовь и труд. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.

 

32. Социализация личности. Процесс социализации – совокуп-ть всех соц-х процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционир-ть в качестве члена об-ва (это процесс вхождения индивида в соц. среду, усвоение им соц. влияний, приобщение его к системе соц. связей). Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом соц. опыта путем вхождения в соц. среду, систему соц. связей; с др стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы соц. связей за счет его активной Д-ти, активного включения в соц. среду. 1-ая сторона процесса социал-и - усвоение соц. опыта - это х-ка того, как среда воздействует на ч-ка; 2-ая х-ет момент воздействия ч-ка на среду с помощью Д-ти - это активность позиции Л-и. Выделяют 3 сферы, в которых осущ-ся процесс становления Л-и: 1) Д-ть, 2) общение, 3) самосознание. Общей для них х-кой яв-ся процесс расширения, умножение соц. связей индивида с внешним миром. Стадии процесса социализации: 1) дотрудовая: а) ранняя социализация (от рождения до поступления в школу); б) стадия обучения (все время обучения, период юности). 2) трудовая (период зрелости) - это весь период трудовой Д-и ч-ка. 3) послетрудовая ст (пожилой возраст). Институты социализации. Об-во и группа передают становящейся Л-и некоторую систему норм и ценностей посредством знаков - это институты социализации. На 1-ой стадии социализации: а) семья, дет. сады; б) школа, ВУЗ. На 2-ой стадии - трудовой коллектив. На 3-ей -различные общественные организации.

 

33. Понятие социальной роли и соц статуса. Ролевой набор, ожидания. Ролевая идентификация. Каждый ч-к в соц-ной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, наз статусом. Ч-к может иметь несколько статусов. Но чаще всего только 1 определяет его положение в об-ве. Этот статус наз главным /интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (напр, директор, профессор). Соц статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и др знаках соц-ной и проф принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях).Выделяют предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - значит навязанный об-вом вне завис-ти от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей. Приобретенный (достигнутый) статус опред-ся усилиями самого ч-ка (напр, писатель, ученый). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполаг существенные и относит-но устойчивые х-ки ч-ка (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого ч-ка чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется соц-ое, экономич-е и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат).Соц статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной соц системе. Социальные статусы - структурные элементы соц-ной организации об-ва, обеспечивающие соц-ые связи м/у субъектами общественных отнош-й. Эти отнош-я, упорядоченные в рамках соц организации, группируются в соответствии с соц-но-экономической структурой об-ва и образуют сложную координированную систему. Соц связи м/у субъектами общественных отнош-й, устанавливаемые по поводу обеспечиваемых соц-ных ф-й, образуют определенные пункты пересечен






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.