Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель сознания






Известно, что никакая модель, никакое информирование не дает истинных знаний. Поэтому, если бы было достаточно сказать, что сознание – это сознание, не нужно было бы и этой модели. Ум всегда требует максимальной детализации и информирования. И если человеку удается понять что-либо посредством логических выводов, он, как правило, отказывается от практического исследования. Можно сказать, что информирование – воровство знаний. Ум стремится к постижению истины без ее истинного постижения. Но ум может оказать существенную помощь, перестроившись с контроля на позволение.

Нам известны такие случаи, когда ум не знает, когда он учится чему-то. В начале обучения мы бдительны, мы осознаны. Например, когда мы учимся плавать или когда учимся водить машину, мы очень бдительны – жизнь в опасности. В подобных ситуациях жизнь делает нас осознанными. На дороге, в воде есть опасность, поэтому мы нервничаем, опасно совершить ошибку, это дорого может стоить. Но когда мы научились вождению, эта осознанность нам больше не нужна, роботизированная часть нашего ума берет верх. Когда мы научились чему-то, управление человеком переводится из разрешенного сознательного в подавленное сознательное, туда, где находятся все обусловленности и автоматизмы.

Но именно в ситуации обучения мы имеем возможность ощутить вкус осознанности, момент соприкосновения с реальностью через сознание. Нужно лишь увидеть это, сохранить это как жажду, как похмелье и далее приумножать.

Ум – робот, биокомпьютер, не способный управлять человеком, это не его функция. Ум – слуга, инструмент. Он необходим для осуществления функций тела-ума. Он нужен там, где он нужен и может быть использован, а не везде, где только возможно по его раз ум ению. Но вездесущий ум стал хозяином, ограничив человека эмоциональной, психологической и физиологической сферой существования. Именно поэтому мы ищем свое место за пределами ума, именно поэтому мы ищем пространство не-ума, пространство, которое подскажет кто «Я» есть истинно?.

«Ум очень хитер – он всегда может найти способ остаться тем же. Он всегда может найти способ остаться прежним. Он всегда может найти новые одежды и спрятаться за ними; он может найти прекрасные объяснения.

Остерегайтесь! Ум это не простое явление, он сложен, тонок, очень обманчив. Если вы постараетесь поймать его, вы будете в затруднении. Если вы выставляете его через переднюю дверь, он вернется с черного хода. Если вы хотите контролировать и подавлять его, он начнет действовать со стороны вашего бессознательного – что гораздо более опасно, потому что он будет по-прежнему управлять вами, хотя теперь вы совершенно не будете осознавать его контроля. Враг больше не видим, вот и все, но враг здесь. И когда враг невидим, он более опасен.

Как они (мысли) тонки, и как обманчивы! Задача в том, чтобы успокоить их... Поэтому помните, их не нужно подавлять, их не нужно ловить. Задача в том, чтобы успокоить их, и, управляя ими, найти счастье.

Именно успокаивая их, человек становится управляющим, но не наоборот: управляя ими, вы не успокоите их. Помните этот процесс: он кажется похожим, но это не так. Он очень отличается; фактически, он диаметрально противоположен. Сначала вы должны успокоить мысли, сначала утихомирьте их.

А чтобы успокоить их, нужно просто наблюдать, в молчании, без суждений, не говоря, что это хорошо, а это плохо. В то мгновение, когда вы говорите, что что-то хорошо или плохо, вы прыгаете в болото. Ум уже схватил вас, вы уже пойманы». (Ошо, " Дхаммапада – Путь Будды").

Модель сознания (см. рисунок) содержит: разрешенное и подавленное сознательное, а также бессознательное. Вертикальное положение схемы выбрано не случайно, потому что истинный рост сознания, его трансформация – это всегда рост по вертикали. Всякое улучшение не является ростом, а лишь способом обретения большей значимости и своего места в социальной среде.

Природа заботится о человеке и обеспечивает его всем необходимым, в том числе и сознательным умом где-то до 13 – 14 летнего возраста, а дальше – это уже дело рук самого человека. Но если до всего руки как-то еще доходят, то до роста сознания – нет. Этот путь, путь в бессознательное, принципиально отличен от привычного, общедоступного, обусловленного сферой сознательного.

Все, что связано с достижениями в различных областях жизни и деятельности человека, так или иначе обусловлено сферой сознательного, а точнее сказать тем, что называется сознательным умом.

Ум сознательно стремится завладеть миром, он неустанно расширяет свои пространства, добывая обо всем информацию, ибо во все времена она имела наивысшую цену, иногда даже превышающую цену самого человека.

Информация – это знание ума, это его собственность, она позволяет ему выживать, но она не имеет никакой ценности, и даже становится препятствием, когда речь идет о поиске, росте сознания. Информация – продукт ума, она всегда – прошлое и никогда – настоящее. Настоящее для ума – слуга прошлого. Конечно, процесс познания связан с постижением нового, но настоящее в нем направлено на обслуживание прошлого и будущего.

Всякая работа с информацией, связано ли это с образованием или с уникальным научным творчеством – изобретениями и открытиями, не может расцениваться как расширение сферы сознания. Всякое расширение ума обусловлено. Ум сам планирует и осуществляет свое совершенствование.

Все, что принимает ум, он принимает в обусловленности, в штампах. Ум всегда видит то, что видит и никогда больше. Ум не предназначен для того, чтобы видеть процесс, течение, он видит только свершившийся факт. Жизнь не подвержена восприятию и передаче ее умом, она вне ума, она всегда в настоящем моменте, в здесь-и-сейчас. Ум же всегда в прошлом.

«Почему так происходит? Почему вы живете в прошлом? Потому что ум это не что иное, как накопление прошлого. Ум – это память: все, что вы сделали, все, о чем вы мечтали, все, что вы хотели сделать и не смогли, все, что вы воображали в прошлом, есть ваш ум. Ум – это мертвая сущность. Если вы смотрите через ум, вы никогда не найдете настоящего, потому что настоящее – есть жизнь, а жизнь никогда не может быть достигнута через что-то мертвое. До жизни нельзя дотронуться через смерть.

Ум мертв. Ум подобен пыли, собирающейся на зеркале. Чем больше пыли собирается, тем меньше зеркало похоже на зеркало. А если пыли собралось много, как это и происходит с вами, тогда зеркало вообще ничего не отражает.

Все собирают пыль. И вы не только собираете, вы привязаны к этому, вы думаете, что это сокровище. Прошлое ушло, почему вы цепляетесь за него? Вы не можете с ним ничего сделать. Вы не можете вернуться, вы не можете переделать его. Почему вы цепляетесь за него? Это не сокровище. И если вы привязаны к прошлому и думаете, что это сокровище, конечно же, ваш ум захочет прожить его вновь и вновь в будущем. Ваше будущее не может быть ни чем иным как вашим измененным прошлым – немножко улучшенным, немного более известным; ум может лишь проецировать известное, то, что вы знаете». (Ошо, " Йога – альфа и омега").

Познание истины жизни – это тотальное проживание жизни, ощущение ее в каждом мгновении без остатка, до конца. Это не расширение сферы своего интеллекта, сферы ума, это расширение сферы не-ума. Рост сознания, сферы не-ума – это не накопление знаний, это присутствие в процессе познания. Рост сознания – это обретение своего более тонкого, более полного присутствия во всем осознанно.

Только то, что позволяет человеку соприкоснуться с реальностью, может служить его инструментом познания истины. Ум не может быть таким инструментом, интеллектуальный центр не может быть таким инструментом. Таким инструментом может быть только чистое пробуждающееся непрерывно трансформирующееся Сознание.

Причиной, по которой рост сознания становится трудным для нас, является то, что мы одновременно, создавая новое пространство сознания за счет бессознательного, вынуждены использовать его же как фундамент, как основу для его дальнейшего роста.

Чувствительность, впечатлительность, любовь – это то, что всегда в настоящем, переживание всегда здесь. И если его не пропускать, задержаться в нем, возможно соприкосновение с жизнью.

Очень важно самому разобраться в том, что ум – это лишь модель чувствований, ощущений, любви, ум – это их интерпретация. На самом деле именно ум сделал нас нечувствительными. Мы лишь думаем, что чувствуем. Активность ума, его инициатива заняли место восприимчивости и чувствительности.

Жить осознанно в чувствительности и восприимчивости – это процесс не столько активности, усилий и сверхусилий, сколько сверх не усилий. Сверхусилия, связанные с концентрацией разделенного внимания, самовспоминанием, самонаблюдением, готовят лишь почву и закладывают семена, которые способны прорасти только в условиях сверх не усилий. Иначе семя откажется прорастать до тех пор, пока оно не увидит свой собственный росток.

Рождение нового качества человека всегда связано с растождествлением, отбрасыванием старого, смертью содержимого ума, всего, что накоплено и находится в сознательном и бессознательном. Не может семя прорасти, оставаясь целым, оно должно умереть. Рост сознания – это всегда полное и беспристрастное растворение всех привязанностей и обусловленностей, откуда бы они не исходили и что бы они не несли. С этим грузом придется расставаться.

Когда я говорю " расставаться", я имею в виду, что не привязанности и обусловленности должны управлять нами, а мы ими. В этом состоит рост сознания, в этом заключается обретение мудрости. Можно стать безразличным, но это не рост в осознанности, это отрицание, отречение, бегство, подавление. Все, что подавлено, обязательно всплывает и с этим снова приходится что-то делать. Нужно стать не безразличным, а беспристрастным – трансформировать комплекс, обусловленность или привязанность, то есть выйти за пределы зоны их действия. А зона их действия всегда находится в пределах ума, эго.

Реальное расширение сознательного невозможно, пока существует подавленное сознательное. Все, что становится осознанным из сферы подавленного сознательного, может быть легко отброшено. Именно в этом весь секрет катарсиса: выносится что-то из сферы подавленного сознательного, из тьмы его сырого и зловонного подвала на свет божий.

Похожее случается в психоанализе, но чаще в трасперсональной терапии. Именно похожее, потому что психотерапия позволяет человеку очень быстро стать более " осознанным", но только в пределах сознательного. " Осознавание" сферы подавленного сознательного в пределах сознательного связано с принятием новой правды, новой концепции. Поэтому, видимо, стали столь привлекательными новые методы " просветления" под названием НЛП (нейро-лингвистическое программирование). Они, в прямом смысле слова, предлагают сознательному " новую", более живучую, объективно добытую правду взамен " старой", которая исчерпала свой ресурс. Программирование может осуществляться, как на контролируемом уровне сознания, так и на неконтролируемом уровне сознания, то есть в бессознательном. Таким образом подавленное сознательное теперь расширяется еще и за счет бессознательного. Формируется новая сфера бессознательного – подавленное бессознательное, что по-настоящему имеет опасность в сравнении с подавленным сознательным.

Подавленное сознательное известно, но не пускается наружу, подавленное бессознательное неизвестно. То есть нет предмета для работы, для осознавания. Человек программируется до уровня механизма. Притупляются чувства, эмоции, страдания, страхи и т. д. Достигается истинная цель научно-технического прогресса – глобальная роботизация. Воистину человеку удается создать биологического робота – из самого себя. Надежда занять место пилота в неуправляемом трансконтинентальном лайнере рушится окончательно. Позволит ли разумность человека победить себя бессознательности или все-таки осознанность возобладает – проблема предстоящего столетия.

 

 

Медитационная техника Ошо: «Глядение в зеркало»

 

«Если вы тренируетесь быть менее сознательным, ум никогда не сможет встретиться с бессознательным. В самом деле, вы станете неспособным к встрече с ним. Те, кто принимают наркотики или алкоголь, тренируют свой ум быть совершенно бессознательным. Когда вы засыпаете или вас загипнотизировали, или вы гипнотизируете, вы теряете сознательность. Есть много путей, позволяющих вам быть более бессознательным, известных как религиозные практики. Все, что создает скуку, создает бессознательность.

Есть много способов помочь вам встретиться с «бессознательным». Я предлагаю вам простое упражнение, которое поможет вам встретиться с ним.

Вечером, прежде чем идти спать, закройте дверь своей комнаты и установите перед собой большое зеркало. В комнате должно быть совершенно темно. Теперь установите небольшой огонь сбоку от зеркала так, чтобы пламя не отражалось в зеркале. В зеркале должно отражаться только ваше лицо, но не пламя.

Глядите непрерывно в ваши глаза, отраженные зеркалом. Не мигайте. Опыт должен продолжаться сорок минут, и после двух или трех дней вы сможете смотреть, не мигая, не мигая в течение всех сорока минут. Даже если на глаза наворачиваются слезы, не обращайте внимания. Но все же не мигайте и продолжайте глядеть в глаза.

После двух-трех дней упражнений вы сможете наблюдать очень странное явление: ваше лицо начнет принимать новые формы. Возможно, вы будете испуганы. Лицо в зеркале начнет меняться. Иногда вы будете видеть совсем чужое лицо – вы никогда не знали, что ваше лицо может быть таким. Но все лица, которые вы увидите, принадлежат вам.Это взрывается бессознательный ум. Эти лица, эти маски – ваши. И иногда вы сможете даже увидеть лицо, принадлежащее вам в прошлой жизни.

После недели постоянных занятий – сорокаминутного глядения каждый вечер – ваше лицо будет непрерывным потоком форм. Множество лиц будет появляться и исчезать постоянно. После трех недель занятий вы не сможете вспомнить, какое из этих лиц ваше. Вы не сможете вспомнить собственное лицо, потому что появлялось и исчезало так много лиц.

Если вы будете продолжать, то однажды, после трех недель упражнений, случится очень странная вещь: в зеркале вдруг не будет лица! Зеркало будет пусто! Вы глядите в пустоту, там не будет никакого лица.

Вот момент! Закройте глаза и смотрите внутрь и вы встретите «бессознательное». Вы будете обнаженным, совершенно обнаженным – как вы есть. Все обманы падут.

Вот это – реальность, но общество создало так много оболочек, чтобы вы не сознавали ее. И как только вы узнали себя в своей наготе, вы стали другим человеком. Теперь вы знаете, что вы такое. До тех пор, пока вы не узнали, что вы есть, вы не можете преобразиться. Преобразовать можно только эту обнаженную реальность. И тогда, в самом деле, одна только воля к преобразованию осуществит это преобразование.

Такие, как вы есть, вы не можете преобразоваться. Вы можете заменить одно ложное лицо другим: вор может стать монахом, преступник может стать святым, но это не подлинное преобразование. Преображение означает стать тем, что вы есть в действительности» (Ошо, " Оранжевая книга").

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.