Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Видеотека Вавилона






МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

 

реакции на современные русскоязычные

музыкальные проекты

 

ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж)

им. Л. В. Собинова»

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

сборник эссе и критических статей

Ярославль, 2016

 

УДК 78.072.3

ББК 94

М89

 

 

М89 Музыкальный калейдоскоп: сборник эссе и критических статей. ― Ярославль: ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л. В. Собинова», 2016. ― 30 с.

 

ISBN 978-1-365-19606-5

 

 

УДК 78.072.3

ББК 94

 

ISBN 978-1-365-19606-5 © Л. В. Дубаков, предисловие, оформление, 2016

 
 

 


Содержание

 

Предисловие……………………………………………………………………..6

 

В. Бражникова ЧЁРНЫЙ ШТОРМ (об альбоме «Чёрная гавань» группы «Jane Air»)………………………………………………………………7

 

Л. Дубаков ВИДЕОТЕКА ВАВИЛОНА (об альбоме «Amore e Morte» исполнителя Mujuice)…………………………………………………………..9

 

А. Жимайлов ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОПС: ОТ ШАНСОНА ДО ИНДИ (об альбомах «Кукушка» группы «Пилот» и «Кажется важным» группы «ЗимаВсегда»)………………………………………...…………….....11

 

Е. Иванова НА ГРАНИ АКАДЕМИЗМА (о рок-опере Э. Н. Артемьева «Преступление и наказание» в двух действиях)………………………....14

 

Ю. Кустова ПОЛЁТ В НИКОГДА (об альбоме «Алхимия» группы «Мельница»)……………………………………………………………………22

 

Е. Пархачёва НЕ ГАСИ В СЕБЕ СВЕТ (об альбоме «Бесконечность» группы «Tracktor Bowling»)…………………………………………………..27

 

 

 

 

Предисловие

Этот проект мыслился как собрание рецензий объёмом не более 3000 печатных знаков на современные русскоязычные рок-альбомы. Но что называется всё пошло не так с самого начала. Первая же рецензия оказалась, скорее, экспериментальным поэтическим эссе, нежели рецензией, а позже была написана и полновесная музыковедческая статья. Объём текста был соблюдён лишь в одном случае. Всё ли, на что написаны тексты в этом сборнике, является рок-альбомами — вопрос, понятно, риторический. И сначала меня как редактора это слегка смущало, но спустя время я решил, что свободную творческую стихию совершенно не обязательно усиленно вмещать в тесные рамки жанра, объёма, материала. Авторы, принявшие участие в этом проекте, посчитали возможным рассказать вам о понравившихся им музыкальных альбомах, проектах 2015-2016 годов так, как они в конечном итоге рассказали, но все при этом — с увлечением и с симпатией к музыкантам, которые создали эту музыку. И это самое главное. Потому что в итоге такое читать не скучно. К тому же, проект изначально был назван «Музыкальным калейдоскопом», вот «калейдоскоп» и поворачивался, и цветные элементы каждый раз создавали неожиданные узоры. Интересного и полезного вам чтения. Может быть, когда-нибудь продолжим. Электронную версию сборника можно найти по адресу: https://new.vk.com/musical.kaleidoscope. Обложку сборника можно раскрашивать, как душе заблагорассудится.

 

Л. В. Дубаков

Валерия Бражникова

 

ЧЁРНЫЙ ШТОРМ
(об альбоме «Чёрная гавань» группы «Jane Air»)

 

Петербургская альтернативная группа Jane Air для тех, чьё взросление пришлось на начало 2000-х, уже приобрела ареол ностальгии. За многолетний опыт творчества они прошли эволюцию от эмо-текстов и нестройного звучания до философских размышлений и интересных музыкальных находок. Седьмой студийный альбом питерцев «Черная гавань» заставляет и задуматься, и посмеяться.

Ребята из Jane air совсем выросли. Первые два альбома («Pull Ya? Let It Doll Go!» и «Jane air») до увлечения лидера группы Антона Лиссова американской литературой были направлены на маргинальную публику. Показывая изнанку культурной столицы, команда делала вызов современному обществу.

К третьему альбому «Pere-Lachaise» эта тема исчерпала себя. Увлечение литературой и старым кино дало много плодов: появились два альбома («Pere-Lachaise» и «Sex & violence»), в которых многие песни (такие как, например, «Джекил и Хайд», «Мессалина», «Последний день Мэри Энн») являют собой композиции с продуманной драматургией и яркими сюжетами; они переносят в атмосферу прошлого, передают колорит других стран.

Лирику двух «литературных» альбомов сменила атмосфера тусовки и разврата, заполонившая альбом «Weekend Warriors». Герои песен ведут отнюдь не правильный образ жизни: пьют, развратничают, употребляют наркотики, обманывают, предают, воруют. Антон Лиссов обнажает проблемы общества, показывая их «с изнанки».

Седьмой альбом питерской команды — «Чёрная гавань» отличается сюжетной и стилевой пестротой. Он вобрал в себя многое: здесь и сумрачность, и философия, и лирика, и мрачноватый юмор. Поражает разнообразие мыслей и образов: место действия из маленького дома на окраине города («По первому снегу») переносится в открытое море («Держим фарватер»), из прошлого («Не люби никогда больше, милая») — в настоящее («Небеса»).

«Черная гавань» — заглавная песня альбома — рисует такую картину: Петербург затопило, Нева вышла из берегов, скинув оковы набережных и каналов. Душа вырывается на волю от предрассудков и стереотипов: «Я ищу свободы, любви и красоты». Жесткие риффы и агрессивная партия ударных создают ощущение непрекращающегося движения. Некоторое замедление происходит лишь на строках «Заставь моё сердце петь, зажги во мне снова огонь» на фоне ускоряющейся барабанной дроби — замедление необходимо лишь для последующего рывка.

Другая песня — «Небеса» — пронзительная история о ветеране Великой Отечественной войны, который остался один. Он умирает во время парада Победы и наконец-то встречается с ушедшими близкими. Искренняя композиция, от которой подступает ком к горлу. Хочется сказать за неё «спасибо». За то, что помните без громких и пафосных слов. Музыкально песня решена в стиле грустной рок-баллады с простым ритмом ударных и разреженным звуком гитар. Антон Лиссов поёт, «проживая» каждое слово.

«Не люби больше, милая» — рассказ о смерти молодой девушки из-за несчастной любви. Рисуется атмосфера города XIX века в сумерках: «Кибитка с двумя пристяжными по Московскому тракту, а вьюга воет и воет, версты, темные веси…» Музыкальное повествование идёт лишь на фоне звуков болезненно-громкого стука сердца, топота копыт (ударные) и завывания ветра. С помощью устаревшей лексики: «ямщик», «вотчина», «цирюльник», «преставилась» — создается ощущение «литературности», будто произведение написано в далеком прошлом.

Красивая, полная любви и печали песня «Wish you were here» — воспоминание о самом дорогом человеке на свете: «Я держу свой курс ровно на свет…ведь этот маяк — моя мама». Низкий голос солиста, блюзовая мелодия фортепиано, акустическая гитара и спокойный ритм барабанов создают ностальгическую атмосферу.

Философия и лирика альбома разбавлена ироничными песнями о старике («Бей, дедушка, бей»), у которого был железный кулак и лютая нелюбовь ко всему «забугорному»; композициями о порочной ненасытности («На её руке лилия», «Летняя ночная рапсодия спящей фурии на Крестовском острове») и, конечно же, песнями о любви — к женщине, к той же свободе, к родному Санкт-Петербургу («О, Мария», «Песок и ветер», «Лада»).

Это разнообразие тем показывает, что ребят волнуют не только «зубоскальное» пиратство, протест, но и глубоко личные переживания, которые могут волновать более широкую публику, как в жанровом, так и в смысловом отношении. С музыкальной точки зрения альбом более чем разнообразен: от песен в стиле alternative («Черная гавань») и folk с этническими барабанными ритмами («По первому снегу»), до оригинальной композиции в жанре spoken word — «Не люби больше, милая».

Можно с уверенностью сказать, что альбом удался: каждый найдёт для себя песни, которые будут близки именно им. Если какие-то покажутся юношескими, другие придутся по вкусу. И наоборот, если лирические песни кто-то посчитает скучными, мрачный пиратский протест явно понравится.

Антон Лиссов со своей командой не только задает высокую качественную планку творчества, но и вопросы, на которые, как мне кажется, он бы сам хотел найти ответ: почему люди так поступают? как жили люди, родившиеся до нас, чем были заняты их мысли? почему одним хватает чести и честности, а другим — нет? И, конечно, альбом куда более искренний и личный, благодаря песням «Небеса», «О, Мария» и «Wish I were here». Замечательно, что ребята помнят о тех, кого любят.

 

https://new.vk.com/janeairband

 

Леонид Дубаков

ВИДЕОТЕКА ВАВИЛОНА

(об альбоме «Amore e Morte» исполнителя Mujuice)

 

Новый альбом Романа Литвинова «Amore e Morte» неожиданно обнаруживает в себе религиозный подтекст. В нём словно бы сражается Царство Божье, исполненное любви, и Вавилон, источающий смерть. Это противоборство — внутри и снаружи альбома, на его обложке, где изображён потерявшийся в тёмном лесу агнец. Вавилон, смахивающий песок тысячелетий на окольцованную властью капитала Москву, — это наш мир, забывший о Боге и поклоняющийся маммоне, который, подобно Карлу, украл у нас кораллы смирения. Этот мир заражён энтропией, он сгорает в пепел, рассыпается в прах, превращается в тлен, он едет на быстрой и дорогой машине по окружной к разрушенному мосту. И алмазы его фар подгоняют нас туда же. Его место — в хрустальном гробу, раскачивающемся под куполом цирка на бриллиантовых цепях, по манежу которого, облизываясь на нас, бродят каменные псы. Этот мир — в тесноте грудной клетки, из которой не вырваться на свободу пожару сердца и серебру птиц, поющих прекрасных песни, ведь от этой клетки спрятан, потерян, забыт ключ. В нём невозможны перемены к лучшему, все перемены в нём призрачны, по-настоящему же в нём возможен только распад — в этом мире мы обязательно однажды сломаемся напрочь, в нём мы всё время разбиваемся вдребезги. Он тонет в нефтяной боли, а мы захлёбываемся в слезах бензина. Этот мир спит и не просыпается, он засел в видеотеке Вавилона и изумрудами своих глаз смотрит цветные фильмы, в которых гордые люди строят ступенчатую башню к смеющимся звёздам, что после хотят спрятать в сейфы, а крылатые быки с высокомерными лицами проходят сквозь ворота Иштар прямо в подземный мир. В Вавилоне старость правит шествием — старость, попавшая отравленной стрелой между рёбер атлантов, которые больше не способны держать небо. Мы в нём облучены смертью, обручены со смертью, обречены на смерть. В облике ночной луны проглядывает череп, а под ногами растут ядовитые цветы. Роман Литвинов говорит об этом мире словами старых песен Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя, Ильи Лагутенко, Земфиры Рамазановой. Он поёт о том, о чём пели до него и о чём пел он сам — раньше, в альбоме «Downshifting». И ему подпевают — далёкие и близкие, мёртвые и живые. Земфира в песне «Возвращайся домой» почти цитирует саму себя: если земля разбивается пополам, по полам, то мы вслед за ней разбиваемся на тысячи частей, чертей. Цой проглядывает палимпсестом из-под «Журавлей», синтаксически и интонационно явно передающих привет его «Кукушке» с её мотивом истечения последнего времени. В песнях «Amore e Morte» иногда есть привкус, а порой вкус повтора, они наполнены узнаваемыми отсылками, но это — старые песни о главном, и такова их жанровая природа. Это песни о мире без Бога и о Боге, который когда-нибудь снова вернётся домой, выбравшись из леса нашего тёмного невежества. И вот мы следим из своих бетонных коробок, как под весёлую до ужаса электронную музыку, через заклинательные безличные предложения и множественные рифмы Вавилон снова перестраивается в Москву, а вавилоняне переодеваются в европейское. Мы видим, как снова вино Евхаристии претворяется в кровь Агнца и смерть оказывается побеждена. Мы просыпаемся, выходим из видеотеки, вспоминаем о Нём и сбрасываем с себя сны цветных некрасивых и опасных страстей — сомнения, стяжания, нарциссизма. Мы направляемся в Сион, превращая свои сердца в близнецов, оставаясь при этом юными внутри и готовыми начинать всё сначала, но по-другому, лучше, ведь Царство Божье внутри нас, и настала пора, чтобы и мы все там наконец оказались.

https://new.vk.com/mujuice.official

 

Андрей Жимайлов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.