Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью






 

В соответствии с Положением координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется в следующих основных формах:

проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Выбор названных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.

Материально-техническое обеспечение координационной деятельности возлагается на ее участников.

При этом следует учитывать, что за время прошедшие с момента принятия Положения произошли изменения уголовно-процессуального законодательства, в том числе и касающихся полномочий прокуратуры в сфере уголовного преследования, в связи, с чем такая форма координации, как создание следственно-оперативных групп утратила свое значение.

Координационное совещание руководителей правоохранительных органов. Из перечисленных форм координации к наиболее значимым и распространенным относится организация и проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов.

В п.7 Положения указано что, в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов прокуроры созывают координационные совещания, в состав которых входят прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительных органов или исполняющие их обязанности (члены совещания). В период длительного отсутствия прокурора (отпуск, болезнь, командировка) обязанности председателя исполняет лицо, замещающее его по должности.

Как правило, на координационном совещании рассматриваются вопросы, связанные с практикой выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; практикой применения законов о борьбе с преступными проявлениями, совершенствования правоохранительной деятельности, ее правовым регулированием, а также взаимодействия с судами и органами юстиции (п.1.2. Регламента).

В Положении установлены полномочия прокурора - председателя координационного совещания, а также членов координационного совещания.

Прокурор как руководитель координационного совещания обладает рядом исключительных прав, только он:

созывает координационное совещание;

истребует информацию, необходимую для организации координационной деятельности;

организует рабочие группы из представителей правоохранительных органов;

назначает из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания, который возглавляет секретариат координационного совещания.

Члены координационного совещания – руководители правоохранительных органов:

вносят предложения по вопросам, относящимся к координационной деятельности, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения;

вносят в согласованном порядке проекты документов, иные материалы, требующие обсуждения и принятия решения;

участвуют в обсуждении и выработке решений по вопросам, вынесенным на рассмотрение;

определяют участников рабочих групп;

вносят предложения об оценке эффективности принятых совместных решений и мер по их реализации.

В прокуратурах субъектов Федерации, также как и в Генеральной прокуратуре РФ, разрабатывается регламент координационного совещания руководителей правоохранительных органов, который является основным организационно- распорядительным документом, регламентирующим деятельность координационного совещания. Регламент утверждается постановлением соответствующего координационного совещания.

В Регламент включаются следующие основные положения:

1. Состав участников координационной деятельности;

2. Порядок формирования секретариата координационного совещания;

3. Порядок планирования работы координационного совещания и осуществления координационной деятельности;

4. Порядок подготовки материалов к заседанию координационного совещания;

5. Порядок проведения заседания координационного совещания;

6. Порядок оформления документов координационного совещания;

7. Порядок исполнения постановлений Координационного совещания.

Базовой основой и образцом для оформления регламентов в субъектах РФ является Регламент координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации.

Формирование состава координационного совещания является прерогативой прокурора – председателя координационного совещания. В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурам состав координационного совещания может формироваться двумя способами:

1. Путем указания в Регламенте координационного совещания наименований ведомств, координацию деятельности которых по борьбе с преступностью осуществляет прокурор. При этом Регламент координационного совещания должен быть утвержден его постановлением, подписанным всеми заинтересованными участниками координационной деятельности.

2. Утверждение отдельным постановлением Координационного совещания персонального состава его членов. В данном случае ответственный секретарь ко­ординационного совещания отслеживает происходящие изменения в персональном составе руководителей правоохранительных орга­нов и в случае назначения новых должностных лиц своевременно докладывает об этом прокурору, готовит проекты постановлений о внесении изменений в составе членов координационного совеща­ния.

Поскольку в соответствии с законодательством прокурор координирует деятельность по борьбе с преступностью правоохранительных органов, а не конкретных должностных лиц их возглавляющих, более правильным является первый способ, когда состав не определен по персоналиям (то есть без указания фамилии, имени, отчества руководителя правоохранительного органа – члена Координационного совещания). Кроме того, в случае кадровых перестановок внутри ведомства не потребуется внесения изменений в документы координационного совещания, прокурору достаточно будет представить вновь назначенного руководителя правоохранительного органы на очередном совещании координационного совещания.

В любом случае все изменения в составе членов координационного совещания необходимо рассматривать на его заседаниях.

Неверным является издание в прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах, наряду с регламентами координационных совещаний, таких организационно-распорядительных документов, как регламенты координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью.

Согласно Положению совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Данное требование обязательно для прокуроров всех уровней. Однако с учетом значительных ресурсов, необходимых для проведения координационных совещаний, по нашему мнению, руководителем правоохранительных органов следует планировать их проведение, в большем количестве, чем предусмотрено Положением, только в случаях реальной необходимости, вынося на рассмотрения совещания не более двух наиболее важных вопросов борьбы с преступностью.

На координационные совещания могут быть приглашены другие должностные лица правоохранительных органов, руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их подразделений, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации.

Председатели судов, руководители органов юстиции могут принимать участие в координационных совещаниях правоохранительных органов. Согласованное решение об их участии принимается членами координационного совещания.

Заседание координационного совещания проводятся, как правило, в соответствующей прокуратуре, однако по решению его членов заседание может проводиться в одном из правоохранительных органов и считается правомочным, если на нем присутствуют члены координационного совещания – руководители или исполняющие их обязанности должностные лица правоохранительных органов, на которых возлагается выполнение принятых решений, они и прокурор подписывают соответствующие решение координационного совещания. Данная норма существует поскольку решения готовятся заранее на плановой основе.

На основании п. 13 Положения проекты документов по вопросу, рассматриваемому на координационном совещании, готовит правоохранительный орган, которым в инициативном порядке внесено предложение о его рассмотрении, либо созданная для этих целей рабочая группа из представителей соответствующих правоохранительных органов.

В соответствии с п.3 Регламента подготовку вопросов для рассмотрения на Координационном совещании осуществляется ведомством, указанном в плане первым (ответственным исполнителем).

Например, подготовленные и оформленные для рассмотрения на Координационном совещании материалы представляются в Генеральную прокуратур РФ за 15 дней до истечения установленного планом срока проведения его заседания. При этом материалы для рассмотрения на координационном совещании должны содержать справку объемом не более 10-12 страниц, проект постановления, а при необходимости проекты совместных организационно распорядительных документов, требующих обсуждения и принятия согласованного решения. К материалам прилагаются списки лиц, предлагаемых к участию и выступлению на координационном совещании. При отсутствии замечаний и предложений проекты документов визируются заместителями руководителей правоохранительных органов, в ведении которых находится подготовленный для обсуждения вопрос. Визирование с указанием должности, фамилии, инициалов и даты производится на листе согласования. Готовность материалов к рассмотрению докладывается председателю координационного совещания для утверждения повестки и списка лиц, приглашенных на заседание.

Повестка дня, материалы Координационного совещания направляются его членам за 5 дней до его проведения. О дате проведения Координационного совещания в этот же срок письменно уведомляются приглашенные на него лица.

Рассмотренные на Координационном совещании документы с учетом замечаний и предложений, внесенных его участниками, дорабатываются правоохранительным органом - ответственным исполнителем. Доработанный проект постановления координационного совещания, а также иных межведомственных документов направляется ответственным исполнителем для согласования членам координационного совещания. В случае отсутствия замечаний и предложений проект постановления координационного совещания визируется на листе согласования заместителем руководителя правоохранительных органов в соответствии с установленный компетенцией.

Согласованное постановление подписывается в срок, установленный Регламентом. Количество подлинных экземпляров должно соответствовать числу членов координационного совещания.

Во исполнение постановлений Координационного совещания руководители правоохранительных органов издают ведомственные организационно – распорядительные документы и принимают иные меры по их реализации, по вопросам, представляющим взаимный интерес, разрабатываются и принимаются совместные документы.

Если в реализации постановления координационного совещания участвуют несколько правоохранительных органов, его организационное обеспечение (обобщение информационно-аналитических материалов, подготовки итогового документа и согласованных предложений по совершенствованию деятельности) возлагается на правоохранительный орган, указанный в постановлении первым.

По каждому вопросу координационное совещание принимает в письменной форме решение, которое в соответствии с Регламентом Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации оформляется в форме постановления.

В Регламенте указано, что проект постановления координационного совещания, состоящий из описательной и резолютивной частей, должен содержать: основные выводы из проведенных обобщений и проверок; конкретные предложения по совершенствованию практике борьбы с преступностью, форм и методов правоохранительной деятельности; меры по их реализации с указанием исполнителей и сроков выполнения.

Постановление координационного совещания является основным документом координационной деятельности.

Проект постановления готовится одновременно со всеми материалами по каждому вопросу, подлежащему рассмотрению на совещании.

На заседании координационного совещания ведется протокол, а при необходимости делается стенограмма с использованием технических средств.

Протокол координационного совещания ведется ответственным секретарем координационного совещания и должен отражать ход заседания. Протокол имеет соответствующую нумерацию. В нем отражаются дата и время проведения совещания, состав его участников, в том числе приглашенные должностные лица. В описательной части содержатся сведения о председательствующем на совещании, вопросы повестки дня, должностные лица, выступающие с докладами, краткое содержание выступлений, внесенные предложения и их обоснование, содержание вопросов к докладчикам и краткие ответы на них, замечания и поручения председателя координационного совещания. В заключительной части протокола указывается какое решение принято, проект постановления, по каждому вопросу повестки дня - какие даны указания председательствующим, сроки подготовки постановления с учетом высказанных замечаний и предложений[23].

Протоколы координационного совещания подписывает его председатель - прокурор.

По нашему мнению, с целью повышения эффективности координационной деятельности будет целесообразным внести в действующие законодательство изменения в части установления права прокурора единолично подписывать согласованное постановление координационного совещания.

Следует иметь в виду, что постановление и протокол не заменяют друг друга, по своему содержанию имеют разное значение и подлежат оформлению в раздельном порядке.

К наиболее часто встречающимся нарушениям организации и осуществления координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью относятся следующее:

1) в постановлении координационного совещания (далее постановление) не указываются сроки выполнения намеченных мероприятий;

2) в постановлении не точно обозначаются исполнители («всем руководителям правоохранительных органов», «управлениям прокуратуры республики»);

3) присутствуют элементы декларативности и общих штампов («продолжить считать направление деятельности приоритетным», «принять исчерпывающие меры по исполнению приказа»; «активизировать работу»; «сделать практические выводы»);

4) в постановлениях встречаются нечеткие формулировки («разработать алгоритм действий»; «в районах, наиболее пораженных преступлениями»)

5) даются предписания органам, не являющимися членами координационных совещаний;

6) членам координационных совещаний рекомендуется выполнить какие-либо мероприятия, вместо их обвязывания это делать;

7) решения подписываются не теми участниками, на которые возложено их исполнение;

8) исполнителями значатся органы не являющиеся правоохранительными;

9) на координационные совещания не приглашаются представители общественности, представители судов, научные и педагогические работники;

10) протоколы координационных совещаний не всегда составляются;

11) решение о приглашении представителей принимается не всеми участниками координационного совещания.

Для обеспечения функционирования координационного совещания формируетсясекретариат координационного совещания и постоянно действующие межведомственные рабочие группы, состав и количество которых определяются в каждом регионе самостоятельно, в зависимости от проблем, на решение которых будет направлена их деятельность.

Согласно п. 12 Положения и 1.4 Регламента секретариат координационного совещания формируется из представителей всех правоохранительных органов.

В Генеральной прокуратуре РФ секретариат возглавляет ответственный секретарь – заместитель начальника организационного управления Главного организационно - аналитического управления - начальник отдела координации Генеральной прокуратуры РФ.

Факт отсутствия в секретариате представителей всех правоохранителей органов является одним из нарушений координационной деятельности, на которые указывает Генеральная прокуратура Российской Федерации в ходе проверок.

Секретариат координационного совещания:

проводит текущую организационную работу;

ведет документацию координационного совещания с соблюдением требований секретного делопроизводства;

извещает членов координационного совещания и приглашенных на него лиц о повестке дня совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению, и других материалов;

организует подготовку и внесение предложений правоохранительных органов по плану работы координационного совещания;

формирует проекты планов работы и представляет их на рассмотрение руководителям правоохранительных органов;

анализирует ход выполнения планов и решений координационного совещания, о результатах информирует его председателя;

выполняет иные поручения председателя координационного совещания.

В Регламенте координационного совещания закреплено, что секретариат контролирует своевременность подготовки и представления материалов, информирует о складывающейся ситуации председателя Координационного совещания – Генерального прокурора Российской Федерации.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации неоднократно указывалось, что секретариату подлежит периодически анализировать координационную деятельность, не только на областном, но и на районном уровне.

Межведомственные рабочие группы. На основании п. 11 Положения, п.1.5 Регламента координационного совещания в целях подготовки материалов и проектов документов по конкретным вопросам, вынесенным на рассмотрение координационного совещания, сбора и направления необходимой в связи с этим информации в различные государственные органы и осуществления взаимодействия со средствами массовой информации организуются рабочие группы.

Руководство группами, как правило, возлагается на заместителей руководителей правоохранительных органов, курирующих те или иные направления борьбы с преступностью.

Рабочие группы на уровне прокуратур субъектов РФ создаются совместными приказами или распоряжениями руководителей правоохранительных органов на основании решения координационного совещания. Поскольку прокуроры районов полномочиями по изданию приказов не обладают, на городском уровне межведомственные группы формируются распоряжениями.

Межведомственные рабочие группы организуют свою деятельность на основании Положениях о группах и на плановой основе осуществляются периодические заседания, на которых по направлению деятельности группы обсуждаются актуальные вопросы борьбы с преступностью и профилактики правонарушений и преступлений, принимаются решения, осуществляется контроль их исполнения.

В ходе заседания рабочей группы ведется протокол, и принимаются совместные решения.

Наряду с представителями правоохранительных органов, в состав межведомственных рабочих групп в качестве равных участников могут включаться представители контролирующих органов.

Создания межведомственных рабочих групп по определенным направления деятельности прямо предусмотрено соответствующими приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

На основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции» прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и приравненных к ним прокурорам в целях совершенствования деятельности по выявлению преступлений коррупционной направленности необходимо обеспечить функционирование постоянно действующих рабочих групп из числа представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, в рамках работы которых планировать и осуществлять совместные целевые профилактические мероприятия, рассматривать ход реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции и действующими на поднадзорной территории долгосрочными планами противодействия коррупции.

В соответствии с указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 14.11.2008 № 229/7 «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики» прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненных к ним прокурорам предписано в целях координации деятельности правоохранительных органов, своевременного выявления и пресечения правонарушений в период оздоровления ситуации в экономике и финансах, оперативного анализа поступающей информации создать рабочие группы из представителей органов МВД России, ФСБ России, ФНС России, Росфинмониторинга и иных государственных ор­ганов.

Анализ имеющейся практики координационной деятельности показывает целесообразность создания во многих регионах межведомственных рабочих групп по следующим наиболее актуальным направлениям борьбы с преступностью, к которым, в частности, относятся:

- вопросы борьбы с бандитизмом, умышленными убийствами и другими тяжкими преступлениями;

- вопросы борьбы с коррупцией;

- вопросы борьбы с преступлениями несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних;

- вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом;

- вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- вопросы борьбы с преступлениями в сфере экономике;

- вопросы борьбы с рецидивной преступностью;

- вопросы борьбы с хищениями;

- вопросы борьбы с организованной преступностью;

- вопросы борьбы с незаконным оборотом оружия;

- вопросы борьбы с незаконной миграцией;

- вопросы экологической безопасности;

- вопросы соблюдения конституционных прав граждан в сфере уголовного судопроизводства;

- преступления и правонарушения в сфере национальных проектов;

- профилактика преступлений.

В связи с важностью, актуальностью и приоритетностью данных вопросов, на них нередко обращается внимание в выступлениях и поручениях Президента Российской Федерации, они находят отражение в организационно – распорядительных документах Генерального прокурора Российской Федерации.

Межведомственные рабочие группы осуществляют повседневное накопление информации на закрепленных направлениях борьбы с преступностью.

Межведомственные рабочие группы участвуют в подготовке информационно-аналитических документов для направления в органы законодательной и исполнительной власти, для доклада председателю координационного совещания, руководителям правоохранительных органов и для рассмотрения их на координационном совещании.

Для формирования банка данных члены рабочих групп истребуют необходимую информацию из структурных подразделений своих ведомств, соответствующих органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, ведомственных и иных научных учреждений, межведомственных комиссий и специализированных информационных систем, ведомств и органов международного правового сотрудничества и других источников, имеющих сведения о состоянии криминогенной обстановки[24].

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2002 № 255 «О повышении эффективности работы органов военной прокуратуры по профилактике преступлений и других правонарушений» установлено, что в целях укрепления законности и противодействия преступности могут проводиться совместные заседания коллегии Главной военной прокуратуры и коллегий Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти.

Нельзя не отметить имеющиеся различия координационного совещания руководителей правоохранительных органов от межведомственного совещания. Как известно, наряду с проведением координационных совещаний в ходе осуществление координационной деятельности практикуется проведение, в том числе, и межведомственных совещаний по вопросам борьбы с преступностью, которые также является формой координационной деятельности, хоть и не закрепленной в Положении. Указанные совещания имеют довольно много схожих черт с координационными совещаниями: их проведение также осуществляется на плановой основе, ведется протокол, принимаются решения. Однако имеются и существенные отличия.

Как отмечает Л.М. Давыденко: «Координационным - именуется совещание, в которых участвуют представители правоохранительных органов. Межведомственные - где наряду с правоохранительными, участвуют представители других ведомств»[25].

Однако данное определение подлежит уточнению, поскольку как мы видим и в координационных совещаниях могут принимать участие представители других ведомств, однако, принимая участие в межведомственном совещании, представители данных органов, в отличие от координационных совещаний, пользуются равными правами с представителями правоохранительных органов, в том числе и в принятии и подготовки решений.

Координационное совещание это постоянно действующее совещание, которое образуется в составе: председателя - прокурора и членов - руководителей соответствующих правоохранительных органов по должности или лиц, исполняющих их обязанности. То есть в координационном совещании принимают участие только руководители органов, в межведомственном - их заместители, руководители структурных подразделений.

Порядок организации и проведения координационного совещания, периодичность его созыва специально регламентированы Положением о координации. Решение координационного совещание оформляется в форме постановления, решения по наиболее важным вопросам межведомственного совещания оформляются письменным документом – решением межведомственного совещания, решения по конкретным вопросам могут оформляться протоколом.

На координационных совещаниях обсуждаются вопросы и принимаются решения по наиболее важным, значимым и целенаправленным проблемам борьбы с преступностью и только преступностью, на межведомственном, наряду с обсуждением вопросов борьбы с преступностью, могут обсуждаться вопросы борьбы с правонарушениями.

Проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению. Такие действия являются эффективной формой координации, которая позволяет в более сжатые сроки провести масштабные операции по выявлению, пресечению преступлений, предотвратить дублирование действий сотрудников различных правоохранительных ведомств с наибольшей экономией сил и средств, получить при этом высокий результат. Как показывает практика, такие совместные мероприятия как комплексные проверки, различного рода операции типа «Вихрь», «Антитеррор», мероприятия, включенные в программы борьбы с преступностью, оказывают положительное влияние на состояние преступности в целом и по отдельным направлениям борьбы с ней.

В ходе осуществления целевых мероприятий проводятся проверки организаций, юридических лиц, выносятся предписания об устранении выявленных нарушений, вносятся представления, возбуждаются дела об административных правонарушениях, а при наличии оснований, возбуждаются уголовные дела.

Результаты проведенных целевых мероприятий обсуждаются на координационных и межведомственных совещаниях.

О результатах исполнения целевого мероприятия ответственным исполнителем готовится информация, которая направляется прокурору - председателю координационного совещания.

К числу наиболее распространенных целевых мероприятий относятся:

- совместное с органами внутренних дел, федеральной безопасности, федеральной миграционной службой целевое мероприятие по выявлению организаций, занимающихся незаконной деятельностью при проведении азартных игр;

- совместное с органами внутренних дел, федеральной безопасности, во взаимодействии со специалистами федеральной миграционной службы, государственного пожарного надзора, Роспотребнадзора, а также официальных представителей правообладателей торговых марок совместное целевое мероприятие «Контрафакт» по выявлению и пресечению преступлений, связанных с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также связанных с незаконным распространением средств, предназначенных для негласного получения информации;

- совместные с органами внутренних дел, федеральной безопасности, целевые мероприятия, направленные на противодействие коррупции при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и т.д.

Следующей формой координационной деятельности является издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов.

Понятие организационно - распорядительных документов применительно к органам прокуратуры содержится в приложении №1 к Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации утвержденной Приказом Генерального прокурора от 29.12.2011 № 450. К ним согласно Инструкции относятся: приказ, указание, распоряжение, решение, методические указания, письма.

Анализ совместных организационных документов, принимаемых на уровне субъекта Российской Федерации, позволяет выделить наиболее распространенные вопросы борьбы с преступностью регулируемые данными документами:

- об организации взаимодействия при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях и происшествиях, по отдельным направлениям деятельности;

- о реализации руководителями следственных отделов и прокурорами своих полномочий в сфере уголовного судопроизводства;

- о взаимодействии правоохранительных органов по принятию мер гражданско-правового характера в отношении обвиняемых (подозреваемых), страдающих наркоманией (токсикоманией), по прекращению права управления транспортным средством;

- об организации ведомственного контроля и прокурорского надзора за принятием решений о приостановлении расследования по уголовным делам на основании п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ;

- о взаимодействии дежурных служб правоохранительных органов;

- об организации работы по возмещению вреда, причиненного преступлениями;

- о взаимодействии при использовании информации о выявленных нарушениях закона в сфере экономики, поступающей из контролирующих органов;

- о заслушивании отчетов о результатах работы по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности;

- об организации надзора и ведомственного контроля за розыском лиц, пропавших без вести и др.

Указанные межведомственные приказы, указания по определенным направлениям деятельности, содержащие конкретные мероприятия со сроками исполнения, принятые в рамках осуществления координационной деятельности и во исполнение требований постановления координационного совещания, способствуют успешному решению общих задач, стоящих перед каждым из правоохранительных органов, либо выполнения определенных мероприятий.

Наряду с вышеперечисленными встречаются и иные формы организационно – распорядительных документов, например, соглашение.

Заслуживает внимание также практика издания совместных документов в рамках взаимодействия правоохранительных органов с судами. Так, прокуратурой Алтайского края и управлением внутренних дел края, с целью повышения эффективности розыска лиц, скрывшихся от суда, усиления контроля за исполнением определений и постановлений судов, с Алтайским краевым судом подписано письмо от 21.09.2010 № 01-04/1687/990/16 «О совместных организационных мероприятиях по обеспечению исполнения судебных решений о розыске лиц, скрывшихся от суда».

Данный документ регламентирует деятельность судей, прокуроров, руководителей органов внутренних дел по организации розыска лиц, скрывшихся от суда. В частности, в обязанности судей вменено направление прокурору одновременно с копией судебного постановления копии документов из уголовного дела, содержащих сведения о гражданстве, судимости, месте регистрации и жительства, работе, родственниках обвиняемого и другие, необходимые для оперативного проведения розыска. При письменном обращении руководителя органа внутренних дел судья обязан предоставлять оперативным сотрудникам для ознакомления приостановленное производством уголовное дело, а также выдавать копии материалов, необходимых для проведения розыска. За прокурорами закреплено ежеквартальное проведение проверки исполнения требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части розыска обвиняемых, скрывшихся от суда. Также прокурор обязан по запросам информировать суды о состоянии розыска обвиняемых. Начальникам ОВД, среди прочего, вменено проведение совместно с судами сверок уголовных дел, приостановленных в связи с розыском обвиняемых, с розыскными делами органов внутренних дел края[26].

Главное состоит в том, что вышеперечисленные документы насили совместный характер, подписывались несколькими руководителями правоохранительных органов и регулировали вопросы, актуальные для совместной борьбы с преступностью проводимой на определенной территории.

Совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта. Этот вид деятельности предусматривает:

1) совместную разработку программы выезда;

2) создание распоряжением совместной группы;

3) одновременное и параллельное ознакомление с работой проверяемых органов; предварительное обсуждение всеми членами группы результатов выезда;

4) совместный анализ полученных результатов и последующее их рассмотрение на координационном совещании руководителей правоохранительных органов субъекта Российской Федерации, расширенной коллегии, межведомственном совещании.

Комплексная проверка деятельности нижестоящих правоохранительных органов дает возможность правильнее оценить работу районного звена, быстрее и глубже разобраться с состоянием законности и преступности на местах, выявить причины ошибок и установить наиболее типичные недостатки. При этом могут изучаться как состояние борьбы с преступностью в целом по городу, району за определенный период, так и отдельные вопросы борьбы с преступностью. Основная задача совместных выездов - практическое руководство нижестоящими органами и оказание необходимой помощи. Кроме того, совместные выезды могут быть реакцией правоохранительной системы на факты совершения преступлений, обладающих повышенной общественной опасностью, в том числе совершенных организованными группами.

Необходимо отметить, что такая форма координационной деятельности как совместные с правоохранительными органами выезды на места для проведения комплексных проверок требует правового регулирования, которое бы определяло механизм ее осуществления, способы реализации. Одним из вариантов решения данного вопроса может быть разработка на федеральном уровне совместной Инструкции, регулирующей порядок совместного выезда.

Взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций. В практике получает распространение такая форма координации, как межведомственные семинары - совместные занятия работников различных правоохранительных органов, а также органов судебной власти. В ходе подготовки к их проведению совместно утверждаются планы работы (расписания занятий) семинаров, определяются темы, даты и место их проведения, докладчики (лекторы) по каждой теме. Важное значение имеет выбор тематики, которая должна определяться с учетом специфики задач, стоящих перед соответствующими правоохранительными органами, недостатков в их деятельности, уровня теоретической подготовки и опыта практической работы слушателей. При планировании работы особое внимание уделяется актуальным вопросам уголовного права и уголовного процесса, конкретным криминалистическим методикам. В подготовке межведомственных семинаров целесообразно использовать обобщения следственной, прокурорской и судебной практики[27].

Раскрывая формы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью нельзя не отметить приоритетные направления. Так, на координационном совещании руководителей правоохранительных органов от 21.02.2011, в котором приняли участие председатели Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, Секретарь совета Безопасности, Председатель Следственного комитета России, глава МВД России, Министр юстиции России, Глава ФСКН России, полномочные представители Президента в округах, Генеральный прокурор Российской Федерации Президент ориентировал участников совещания на решение ряда приоритетных задач:

1) повышение уровня антитеррористической безопасности;

2) повышение результативности борьбы с преступностью, в особенности с организованной преступностью;

3) повышение мер профилактики преступности, в том числе рецидивной, сделав особый акцент на несовершеннолетних, уделив внимание борьбы с беспризорностью и безнадзорностью;

4) профилактика экстремизма;

5) противодействие коррупции.

В теории прокурорского надзора выделяются и принципы координационной деятельности по борьбе с преступностью. Один из них - принцип приоритета в координационной деятельности - это совместное определение участниками координационной деятельности тех прояв­лений и видов преступности, которые наиболее актуальны для данной территории и требуют первоочередных, безотлагательных и согласованных мер[28].

Примерные критерии для определения приоритетных направлений коорди­нации в теории уже предлагались:

- рост числа, особая опасность и низкая раскрываемость отдельных
видов и категорий преступлений;

- возникновение, даже единичное, немногочисленное, в силу
действия вновь сложившихся условий социального, экономического,
политического, иного характера и их изменений, новых видов, способов
совершения преступлений, требующих мобилизации дополнительных и
согласованных усилий по их раскрытию, нейтрализации и
предупреждению;

- неблагоприятные изменения в общей структуре совершаемых
преступлений и обстоятельств, им способствующих или сопутствующих,
даже при относительной стабильности их общего числа в частности,
увеличение доли участия в преступлениях несовершеннолетних;
совершение их наркоманами; с применением огнестрельного оружия и т.п.[29]

По мнению Зинурова Р.Н., с которым, по нашему мнению, можно согласится, важнейшим критерием приоритета в координационной деятельности может быть предложена необходимость защиты жизни, прав и свобод человека.

Другим важнейшим и обязательным критерием должны быть социально-экономические идругие причины распространенности опре­деленного вида преступлений на данной территории, что свидетельствует о стабильности условий, способствующих их совершению.

К следующему критерию можно отнести тенденцию роста определенных видов преступлений и степень ущерба.

Приоритетное направление координационной деятельности — это объ­ективная необходимость принятия первоочередных совместных мер в сфере деятельности нескольких правоохранительных органов, требующая безотлагательной защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства по наиболее распространенным и опасным преступлениям, в том числе имеющим тенденцию к росту[30].

Необходимость обсуждать на координационных совещаниях ряда наиболее актуальных вопросов прямо вытекает из приказов Генерального прокурора Российской Федерации. Так, из п. 1.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2012 № 7«Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности»следует, что прокурорам надо особое внимание обращать на исполнение поручений органов предварительного расследования и использование результатов оперативно- розыскной деятельности. На координационных совещаниях рассматривать наиболее актуальные вопросы борьбы с преступностью, совершенствования правоохранительной деятельности, ее правового регулирования, практики предупреждения, выявления и расследования преступлений.

В соответствии с п.2.5. приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» предписано положение с соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве систематически рассматривать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, в ходе которых освещать выявленные прокуратурой нарушения, принципиально ставить вопрос об их устранении и недопущении впредь.

На основании п.2.3. приказа Генерального прокурора РФ от 12.07.2010 № 276 (ред.22.04.2011 № 104) «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства»прокурорам необходимо рассмотреть в I полугодии 2011 г. на координационном совещании руководителей правоохранительных органов вопрос об исполнении органами предварительного расследования требований закона о соблюдении разумного срока уголовного судопроизводства, при необходимости разработать межведомственный организационно-распорядительный документ об исполнении соответствующих положений законодательства и настоящего приказа. В дальнейшем проблемы, связанные с соблюдением разумного срока уголовного судопроизводства, выносить на рассмотрение коллегий, координационных и оперативных совещаний по мере необходимости.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 15.05.2010 № 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции» прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур необходимо активизировать работу координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, на которых обсуждать актуальные проблемы правоприменительной практики по борьбе с коррупцией.

Копии материалов координационных совещаний и планов работы прокуратур в сфере противодействия коррупции, а также отчетов об исполнении принятых решений (выполнении планов) направлять в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и Главное организационно-аналитическое управление (военным прокурорам представлять соответствующие материалы в Главную военную прокуратуру).

Военным прокурорам регулярно обсуждать проблемы правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции на координационных совещаниях по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации;

В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 10.11.2009 № 355/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов» прокуроры должны организовать работу по повышению эффективности взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов, возникающие проблемы выносить по обеспечению исполнения законодательства в сфере размещения заказов на обсуждение координационных совещаний.

Анализ результатов координационной деятельности позволяет выявить ряд наиболее распространенные вопросы, обсуждаемые на координационных совещаниях:

- об исполнении органами предварительного расследования требований закона о соблюдении разумного срока уголовного судопроизводства;

- об эффективности мер, принимаемых правоохранительными органами по предупреждению, пресечению, выявлению и расследованию преступлений имущественного характера;

- об эффективности мер по соблюдению на досудебной стадии законности и обеспечению конституционных прав граждан при осуществлении уголовного преследования в органах предварительного расследования;

- о результатах анализа эффективности мер, принимаемых правоохранительными органами по выявлению, пресечению, расследованию преступлений коррупционной направленности;

- о противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в рамках реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года;

- о противодействия незаконной миграции, игорному бизнесу;

- о состоянии правоохранительной деятельности в сфере соблюдения законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений (заявлений) о розыске без вести пропавших, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий на данном направлении;

- о правоохранительной деятельности по профилактике, пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

- об эффективности принимаемых правоохранительными органами мер по профилактике, пресечению, раскрытию и расследованию особо тяжких преступлений против личности и т.д.

В целях надлежащего выполнения органами дознания в войсках (Вооруженных Силах) уголовно-процессуальных функций практикуется проведение военными прокурорами и руководителями военных следственных органов совместных с органами военного управления, органами внутренних дел и командованием воинских частей координационных, оперативных совещаний, учебно-методических занятий и стажировок с органами дознания и дознавателями[31].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.