Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ББК 51.1 (2)






Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

ГОУВПО «Ставропольская государственная медицинская академия»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Руководство

К практическим занятиям

По общественному здоровью

И здравоохранению

Учебное пособие

 

Ставрополь


ББК 51.1 (2)

УДК 614.2 (076.5)Максименко Л.Л. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению. Учебное пособие. Ставрополь, 2007, с. 273 Максименко Людмила Леонидовна, к.м.н., доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Ставропольской государственной медицинской академии. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению подготовлено на основе накопленного опыта преподавания и предназначено для студентов и преподавателей медицинских вузов. Включает индивидуальные задания, приближенные к реальной практической деятельности врача, и методику проведения занятия, позволяющую студентам четко понимать цель занятия, основные вопросы темы и их краткое содержание. В учебно-методическом пособии представлены современные методики медицинской статистики: принципы организации и проведения санитарно-статистического исследования, основные методы математико-статистического анализа; способы расчета и оценки демографических показателей и показателей заболеваемости, особенности организации первичной медико-санитарной помощи городскому и сельскому населению и анализа работы различных лечебно-профилактических учреждений, вопросы планирования, финансирования и экономики здравоохранения. Учебное пособие позволяет студентам медицинских вузов подготовиться к практическим занятиям и приобрести практические навыки решения ситуационных задач. Материалы пособия могут быть использованы студентами для освоения предмета при подготовке к практическим занятиям и экзаменам.

Рецензент: проректор по учебной работе СтГМА, к.м.н., доцент Ю.А. Филимонов

 

© Ставропольская государственная

медицинская академия, 2007


ТЕМА 1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомить студентов с последовательностью проведения статистического исследования, научить самостоятельному составлению плана и программы статистического исследования, правильному определению единицы наблюдения и учетных признаков, ознакомить с методикой сбора материала его обработки и анализа.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: В начале занятия преподаватель дает определение санитарной статистики, подчеркивая значение статистических исследований для изучения общественного здоровья и здравоохранения, медицинской науки и практической деятельности врачей. Далее разбирается методика проведения статистического исследования его основные этапы. На конкретных примерах преподаватель показывает, что, прежде всего, необходимо четко сформулировать цель исследования, его задачи, составить план и программу статистического исследования. Дается определение единицы наблюдения, учетных признаков, подлежащих регистрации, демонстрируются образцы статистических регистрационных документов. После этого разбираются условия группировки и сводки статистического материала в таблицы: простые, групповые, комбинационные. При изложении второго этапа статистического исследования студентов знакомят с методами сбора статистического материала, особое внимание, уделяя требованиям, предъявляемым к выборочному статистическому наблюдению. Разработку и сводку статистического материала студенты выполняют самостоятельно, на основе уже подготовленных учетных документов: карта выбывшего из стационара, талон амбулаторного пациента, история стоматологического больного. Полученные данные изображаются графически и анализируются. В конце занятия проводится контроль выполненных индивидуальных заданий с разбором допущенных студентами ошибок.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ

1. Что изучает санитарная статистика?

2. Назовите основные этапы статистического исследования.

3. Какие вопросы включают план статистического исследования?

4. Как составить программу статистического исследования?

5. Что представляет собой единица наблюдения?

6. Чем отличаются простые, групповые и комбинационные таблицы.

7. Каков порядок проведения разработки и сводки статистического материала?

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ: Статистика — общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями. Анализ количественных показателей позволяет выявить важнейшие закономерности различных процессов в жизни общества и таким образом познать качественную природу явлений в их взаимосвязь. Статистический метод нашел применение во всех областях деятельности человека, в науке и в том числе в медицине и здравоохранении. Медицинская (санитарная) статистика изучает состояние общественного здоровья и здравоохранения, устанавливает достоверность результатов исследований, проводимых в клиниках и лабораториях, эффективность новых препаратов, методов диагностики и профилактики, качество работы врача. Выделяют следующие разделы медицинской статистики: 1) статистика общественного здоровья; 2) статистика здравоохранения; 3) статистика научных исследований, или теоретическая медицинская статистика.

Медико-статистические исследования выполняются в определенной последовательности. В начале определяется цель и задачи работы. Цель устанавливает направление всего исследования в целом и отвечает на вопрос " зачем" оно будет проводиться. Целью медико-социальных исследований может быть изучение различных сторон здоровья населения, деятельности системы здравоохранения и т.д. Задачи определяют конкретные пути достижения цели, позволяют разделить всю работу на ступени, преодоление которых способствует получению конечного результата, В дальнейшем статистическое исследование проводится поэтапно, строгая последовательность в выполнении которых обеспечивает полноту и достоверность медико-статистической информации.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Подготовительный (организационный) этап: составление плана и программы исследования;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.