Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды архитектурной графики






Про­ектирование архитектурного объекта не может обходиться без изобразительного отображения замыслов архитектора в графике и объемных моделях. Большая часть изобразительной информации, возникающей в. процессе проектирова­ния, передается и формируется в графи­ке. Ко второй половине XVIII в., когда повсеместно была признана теория изображения архитектурного объекта в ортогональных проекциях, сформирова­лись основные виды архитектурной гра­фики, которые к настоящему времени отражают задачи проектного процесса и носят название эскиз, чертеж и архитек­турный рисунок. Каждый из названных видов архитектурной графики имеет свою изобразительную специфику, отве­чает определенным требованиям. Характер процесса проектирования построен таким образом, что поиск архитектур­ной идеи осуществляется с помощью эс­киза, а оформление архитектурного чер­тежа — с помощью архитектурного ри­сунка.

Архитектурный эскиз и архитектур­ный рисунок. Изобразительная форма архитектурного эскиза и архитектурно­го рисунка очень схожи, их различает только целевое назначение изображе­ния. Архитектурный эскиз — способ совершенствования творческого замыс­ла архитектора. Архитектурный рису­нок любое рисованное произведение архитектора, назначение которого не обязательно преследует профессиональные цели. Сюжет архитектурного рисун­ка может иметь самостоятельное значе­ние (набросок с натуры, графический рисунок — иллюстрация и т. д.), но мо­жет быть составной частью чертежа, эс­киза. Навыки эскизирования, рисования имеют для архитектора важное значе­ние, ибо с их помощью фиксируются профессиональные замыслы архитекто­ра, совершенствуются его графическое мастерство, творческие способности. Кроме того, навыки архитектурного ри­сунка необходимы для изображения ок­ружающей предметной и природной среды, элементов оборудования, так как с их помощью архитектурный объект приобретает реальные размеры, пра­вильно соотносится с человеком, приро­дой. Архитектурный эскиз — форма изобразительного поиска, с которого на­чинается проектный процесс. Основным видом графического изображения в архитектурной деятель­ности является чертеж.

Архитектурный чертеж — это изоб­ражение, передающее информацию о размере, форме и конструкции объекта.

В современном чертеже построение объекта обязательно исполняется по за­конам начертательной геометрии. Чер­теж применяется на всех стадиях проек­тной работы, для каждой из которых свойственна своя манера чертежной гра­фики (эскизный чертеж, обмерочный чертеж, рабочий чертеж, демонстраци­онный чертеж, крок).

Архитектурное эскизирование

Эскиз — изобразительная форма проектного поиска, которая в большин­стве случаев исполняется автором от руки.

Вполне очевидно, что эскизирование — это процесс, прогнозирующий черты будущего сооруже­ния. Организация этого процесса зави­сит от индивидуальных творческих осо­бенностей архитектора, традиций про­фессиональной среды и архитектурной школы, в которой формировалась лич­ность зодчего.

Более того, каждому спе­циалисту понятно, что эскизирование — сложный процесс, развитие которого предполагает разную сложность эскиза на различных этапах поиска идеи. В российс­кой архитектурной практике принята следующая классификация эскиза: «эс­киз-идея» — поиск основных контуров образа проектируемого объекта; «фор-эскиз» — углубленная эскизная разра­ботка идеи объекта; «рабочий эскиз» — эскизная разработка состава проекта, эс­кизы проектных чертежей.

Ниже рассмотрим особенности каж­дой из форм поиска архитектурного за­мысла.

Эскиз-идея. Эскизирование есть творческий поиск, в процессе которого зодчий постепенно уточняет, углубляет, дополняет образ архитектурной темы. Первоначальный образ — расплывчатое, нечеткое представление архитектурного объекта, отражающее лишь общие кон­туры идеи. Содержание образа настоль­ко обобщено, что может быть выражено изображением — знаком.

Фор-эскиз. Если поисковая разра­ботка идеи есть лишь определение об­щих контуров образа, то цель фор-эски­зов — определение всех параметров объекта, необходимых для его проект­ной разработки. У разных архитекторов этот процесс занимает не одинаковое по продолжительности время, строится по сугубо индивидуальной схеме, однако в подавляющем большинстве случаев на стадии фор-эскиза происходит качественное уточнение замысла. Если идея объекта не сформировалась окончатель­но, то в фор-эскизах происходит поиск ее вариантов.

Специфика графического исполне­ния фор-эскиза состоит в том, что авто­ру эскизирования необходимо понима­ние различия целей — исполнения эски­за-идеи как поиска идей проектной темы, и целей развития этих идей в фор-эскизах. Само понятие «развитие идеи» предполагает более высокую сте­пень конкретности изображения в фор-эскизе.

Постепенно приобретается четкое понимание ритма проектного поиска, работа над фор-эскизом становился ба­зой для следующей стадии эскизирова­ния — подготовки к рабочему эскизу.

Рабочий эскиз. Цель такого эскизи­рования — выяснение композиции про­ектного чертежа или комплекса проект­ных чертежей. Рабочий эскиз является подсобной графикой, выявляющей не только параметры проектируемого объекта, но и особенности его изображе­ния в чертежной графике. В архитектурной практике известны две разновидности рабочего эскиза.

Первая разновидность рабочего эс­киза — эскизный чертеж с изображени­ем, выполненным от руки или с помо­щью чертежных инструментов, с учетом масштаба изображения или без таково­го.

Вторая разновидность рабочего эс­киза — рабочая схема проектной экспо­зиции. В работе архитектора наступает момент, когда необходимо решить, какое количество чертежей достаточно для раскрытия идеи проектного замысла. Количество чертежей зависит от объема проектной работы, уровня культурной подготовки заказчика. Принятое реше­ние определяет объем и содержание эк­спозиции, состоящей из нескольких чер­тежей.

Требования к технике исполнения эскизов

Работа над эскизом составляет суще­ственную часть процесса проектирова­ния. От того, насколько эффективно ар­хитектор эскизирует, зависит конечный результат его труда.

В работе над эскизом-идеей, когда представления объекта еще очень некон­кретны и расплывчаты, целесообразно применять простые и автоматические карандаши с мягкими грифелями, уголь и угольные стержни, сангину, фломасте­ры с толстым фетром. Именно с помо­щью этих инструментов легче найти первые еще не очень конкретные конту­ры образа будущего сооружения. Удоб­но эскизировать на небольших листах эскизной бумаги стандартных размеров (в 1/8; 1/6 формата стандартного чер­тежного листа), которые можно разло­жить рядами и сопоставить полученные результаты. Можно эскизировать и на больших форматах бумаги (в 1/2; 1/4; 1/6 стандартного формата чертежного листа), когда на одной изобразительной плоскости умещается множество эски­зов, что очень удобно для их сопостав­ления.

В работе над фор-эскизом, когда композиционные и пластические пара­метры образа в общих чертах определи­лись, целесообразно применять инстру­менты, с помощью которых можно по­лучить качественное линейное изобра­жение — рапидографы, фломастеры с тонким фетром, микрографы. Это не ис­ключает работы над фор-эскизом с при­менением угля, сангины, толстого гри­феля. Линейная графика настолько кон­кретна, что с ее помощью легче обозна­чить эскизные контуры фасадов, планов, перспективных рисунков, раскрываю­щих картину пластических, конструк­тивных и композиционных особеннос­тей объекта. В соответствии с характе­ром применяемых инструментов для этой стадии эскизирования использует­ся особая бумага — с гладкой мелкофак­турной поверхностью (ватман, калька, миллиметровка и т. д.).

В разработке рабочего эскиза, для графики эскизных чертежей, эскизов проектной экспозиции применяются ин­струменты, с помощью которых можно получить огрубленно выразительное изображение — карандаши простые и автоматические с мягкими грифелями, фломастеры со средними и толстыми

фетрами, рапидографы с толстой иглой (О, 5; 0, 7; 0, 8 мм). Использование этих инструментов делает эскизную графику легкой для восприятия, выразительной, легкочитаемой. В соответствии с харак­тером инструмента избирается и бумага соответствующего качества. Для флома­стеров и карандашей с толстыми грифе­лями, угля и сангины можно использо­вать любую бумагу. Для использования рапидографов применяется бумага с гладкой поверхностью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.