Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три вида древнерусского письма






ñ Устав — самое древнее русское письмо, рисованное письмо, каждая буква отдельно от другой, до 15 век

ñ Полуустав - с конца 14 века, важна не красота букв, а скорость написания, есть сокращенные слова (слова с титлами — надстрочными знаками над сокращенным словом)

ñ Скоропись — получила распространение в 16-17 веках, беговой почерк, рука пишет, не отрываясь, важна скорость написания, нет разделений на предложения, на слова

 

 

«Слово» было написано скорописью.

Употребленная в тексте, модная с 15 века болгарская орфография (второе южнославянское влияние после того, как был захвачен Константинополь)

Все это тоже свидетельствует о том, что рукопись поздняя

подготовители рукописи увидели, что рукопись создана в северо-западной области, псковско-новгородской земле (по написанию слов)

произведение 12 века дошло в переписке 15 века, но то, что дошло, - подлинно.

Подготовители сделали выписки из этого собрания.

Сделали большую работу по преобразованию этого произведения.

1800 год - «Слово» опубликовано в Москве

Мусин-Пушкин написал предисловие: его собственность, в произведении есть темные места, не указал фамилии тех, кто трудился над рукописью.

Дальше — рукопись сгорела в московском пожаре 1812 года. Дом и все собрание Мусина-Пушкина сгорело.

На сегодня: мы имеем копию, сделанную для Екатерины второй, изданную в 19 веке, выписки Карамзина и Малиновского.

Интерес к этому произведению был громадный, возобновился против отечественной войны, когда начались занятия в университете — август 1813 года. Профессор, знаменитый историк Михаил Трофимович Качановский (идатель Вестника Европы, глава скептической школы, сомневался, подлинные ли памятники истории, считал, что «Слово» не подлинное, что это, возможно, подделка конца 18 века). Аргументация Качановского: доказать подлинность вещи можно наличием подобного (есть произведение, которые по художественному уровню приближается к уровню этого произведения).

Пушкин-Качановскому: кто мог подделать? Лирическая вещь — мог подделать только поэт.

Мог подделать историк, Карамзин. Но он не поэт.

Вопрос писателя, который интуитивно чувствует, что вещь подлинная.

1813 год — Калайдович в Псковском апостоле 1307 года обнаружил цитату из «Слова» о князьях, «при которых...» (об Олеге Гориславовиче). Доказательство подлинности.

К середине 19 века скептицизм прошел, потому что в 1852 году был открыт памятник «Задонщина». Произведение написано в начале 15 века. Является подражанием «Слову»

(вопрос: «Слово» и «Задонщина» - готовить)

Максимович, Потидняк становили связь «Слова» с украинским и белорусским фольклором. В 19 веке — сделаны переводы Жуковским и Майковым.

«Слово» было предметом изучения на Западе и Востоке.

1938 Андре Мазон, французский специалист по русскому языку и рус.литу, выпустил большую книгу, в которой утверждал, что «Слово» является переделкой «Задонщины». Речь шла о приоритете культуры.

Ответ Мазону, опровержение его взглядов Гудзий — 1946 год: ставить рядом эти произведения может только человек, у которого отсутствует вкус, который не читал оба эти произведения в оригинале, у Мазона не сходятся утверждения.

1960е годы академик Зимин, историк, новая гипотеза: автором «слова» был Иоиль Быковский. Зимин читал его архив, знакомился с ним — Быковский писал стихи. Если Иоиль Быковский написал «Слово», то он должен был быть гениальным во всем, но этого не было — его проповеди и стихи заурядны.

Дискуссия — теория Зимина призналась несостоятельной

Произведение 12 века дошло до нас в переписке 15 века, обнаружено в 18 веке, напечатано в 1800 году, утраченная рукопись — подлинник

доказательство — верность исторических реалий, заключенных в произведении.

Русь была раздроблена ан 10 княжеств, князья воевали друг с другом. У половцев — консолидация. Они — вторая беда русских. С ними боролся Владимир Мономах.

Поход Игоря на половцев — начался 23 апреля 1185 года. 4 князя — потомки Олега Гориславича. 1 мая 1185 года — затмение. Встреча на реке каяле. Сначала русские одержали победу, Игорь хотел уходить, но в итоге решили остаться, на утро они были окружены половецким войском, русское войско было разгромлено. Из всего войска спаслось 15 человек. Русские князья попали в плен.

В это время Святослав собирал войска для похода на половцев, потому что 1184 он совершил удачный поход на половцев, в котором не участвовал Игорь.

Событийное веяние в «Слове» выдерживается так же, как это время изображено в летописи. Только за одним исключением: Игорь возвращается в Киев, а не в Новгород-Северский, как было на самом деле.

В зачине сказано, что это повесть, а значит, оно не походит на произведения славы баяна.

Игорь - типичный князь той эпохи, думающий о личной чести, а не о чести свей русской земли и ее счастья.

Но! осуждаются не конкретные князья, а их политика в общем, осуждается раздробленность, которая привела к татаро-монгольскому нашествию.

Это не воинская повесть.

(в названии) публицистический, поучительный.

Определить жанр «Слова» невозможно.

Стиль монументального историзма: действие происходит на огромных географических пространствах. Упоминается огромное количество городов. Центральный образ — образ русской земли.

Рефрен о русской земле, которая находится за холмами. Ей противопоставлен образ пустынной половецкой степи.

Масштабность подчеркнута одновременностью действия в разных местах

Наличие авторских отступлений, в которых выражено основное идейное содержание произведения.

Связь содержания с фольклором: плачь, причитания, монологическая речь, наличия обращений, элементы былинного эпоса, гиперболизация, фольклорные сравнения (битвы с пиром), постоянные эпитеты, природы изображены живой, сочувствующей герою. Особенно заметна связь: сон Святослава, плачь Ярославны

это книжное произведение.

Смешение разных жанров в пределах одного произведения фольклор не знает. В фольклоре нет одновременного обращения к настоящему и прошлому.

Произведение сложно по языку.

Нет никакого налета деревенскости. Автор вышел из другого социального мира, книжный интеллектуал 12 века, огромные знания, редкий художественный вкус. Ни один памятник средневековья не дает такого разнообразия форм, как «слово».

Написано чисто русским языком.

Написано ритмизованной прозой.

«Слово» не похоже на византийские произведение 12 века (для византийца не важна природа, важна оппозиция бог-человек)

для «Слова» очень важны природные образы, они не статичны, не мертвы, они живые. Важна оппозиция человек-природа.

Когда написано: думают, что «Слово» написано по горячим следам события, осенью 1185 (академик Рыбаков), когда Игорь ездил в Киев. Лихачев — не позднее 1187 года. В 1187 умер Ярослав, к которому Святослав обращается как в живому человеку. Демкова (1997) «Слово» создано в период между летом 1194 и летом 1196. почему: после смерти князя Святослава — нет славы киевскому князю, до смерти князя Всеволода, который умер в мае 1196 года.

Совершенно точно: 12 век! Все исследования это подтверждают.

Обращение «господин». Верна военная терминология. Исторически точны упоминания об оружии. Упоминания об одежде, типичной для 12 века.

 

Кто был автором слова?

Множество гипотез.

 

ñ автор мог быть сторонником Игоря

ñ мог быть сторонником Святослава

ñ мог быть дружинником (знает то, что знает очевидец)

ñ не защищает местные интересы, человек книжной культуры, знает фольклор, человек христианской культуры, но знает язычество

 

Лихачев «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве и культура его времени»

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.