Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.






1. Часть первая статьи 8 определяет обязанности государства (всех государственных органов и должностных лиц) в экономической сфере.

Эти обязанности сводятся, с одной стороны, к определению базовых экономических принципов, на которых существует Российское государство, а с другой - к ограничению возможностей государства (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации) определять приоритеты в принципах и методах при регулировании экономических отношений внутри страны.

Данные обязанности не «берутся» на себя государством, они возложены на него самим фактом принятия и вступления в силу Конституции Российской Федерации. В этом смысле они выступают как оценочный критерий всей деятельности в области экономики органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также их должностных лиц.

Обязанности государства по смыслу части первой статьи 8 Конституции Российской Федерации не сводятся к реализации конкретных экономических проектов или к достижению строго определенных экономических показателей. Под конституционным термином «гарантируются» подразумевается, во-первых, требование ко всем органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностным лицам обеспечивать, чтобы принимаемые ими решения не нарушали единства экономического пространства, не создавали прямо или косвенно препятствий для перемещения внутри страны товаров, услуг и финансовых средств, не вели (как минимум) к ограничению конкуренции или самостоятельной экономической деятельности граждан и других субъектов экономических отношений; во-вторых, требование к созданию внутри страны такого законодательства и такой практики в деятельности государственных органов, которые бы позволили ограничивать или пресекать ту деятельность органов государственной власти как на федеральном, так и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления и самостоятельных участников экономических отношений, которая приводит к нарушениям или ограничениям указанных выше базовых экономических принципов.

Необходимо отметить, что постановка вопроса относительно ограничений государства и определения для него фактически целей регулирования отношений в сфере экономики порождает соответствующее право всех участников экономических отношений обжаловать действия государственных органов и должностных лиц, если эти действия разрушают единство экономического пространства, либо приводят к ограничению конкуренции, свободы экономической деятельности, либо способствуют монополизации рынков товаров, работ и услуг.

В связи с этим следует достаточно четко представлять себе, как и какие базовые экономические принципы гарантируются рассматриваемой нормой.

Под гарантией единства экономического пространства, прежде всего, подразумевается обеспечение государством единства правового регулирования гражданских отношений, а также форм и методов защиты нарушенных прав на всей территории Российской Федерации, единства гражданского и гражданско-процессуального законодательства, поскольку, согласно пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, эти отрасли отнесены к ведению Российской Федерации. Кроме того, единство экономического пространства обеспечивается единством стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета (что обеспечивается благодаря единым источникам регулирования, согласно пункту «р» статьи 71 Конституции Российской Федерации).

Закрепление среди базовых принципов в части первой статьи 8 принципа свободного передвижения на территории Российской Федерации товаров, услуг и финансовых средств, а также единство денежного обращения (см. статью 75), по существу, тоже служат обеспечению единства экономического пространства Российской Федерации.

Под гарантией свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств подразумевается обеспечение режима с отсутствием внутренних таможенных границ, одинаковым (равным) положением предпринимателей на всей территории Российской Федерации вне зависимости от места их регистрации или расположения. Включение этого принципа в Конституцию Российской Федерации непосредственно связано с обеспечением единства экономического пространства России. Кроме того, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств должно быть гарантировано едиными стандартами правового регулирования порядка создания и деятельности предприятий, едиными стандартами сертификации товаров и услуг, едиными правилами лицензирования тех или иных видов предпринимательской деятельности.

Понятно, когда речь идет о единых стандартах, то необходимо учитывать, что такие стандарты в силу федеративного устройства государства могут и должны быть различными, ибо многие из них определяются в зависимости от компетенции непосредственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единство же заключается, во-первых, в общей и единой правовой базе установления таких стандартов - гражданском законодательстве, во-вторых, в признании на всей территории России и всеми органами государственной власти и местного самоуправления актов (документов), изданных (выданных) органом государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления. Такое взаимопризнание актов (документов) логически презюмируется единством государственной власти (статья 11 Конституции), хотя на практике может получать и нормативное воплощение, как, например, в статье V Федеративного договора или в статье V Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан».

Под поддержкой конкуренции подразумевается обязанность государства ограничивать монополизм в сферах конкурентного предпринимательства, обеспечивать контроль и регулировать деятельность производителей-монополистов в сферах естественных и иных монополий, а также формировать такое законодательство, которое бы объективно содействовало появлению новых предпринимателей во всех сферах производства и создавало им преимущества на первоначальном этапе деятельности. В российской конституционной практике данный экономический принцип появился впервые. Впрочем, и антимонопольное законодательство создано лишь в 1990-1991 годах (законы РСФСР «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям» и «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Это связано с появлением негосударственных производителей и получением большой степени свободы государственными предприятиями в осуществлении своей хозяйственной деятельности. В настоящее время действует более десяти законов и указов Президента России, в той или иной мере затрагивающих вопросы конкуренции и ограничения монополий. Например, вопрос о выравнивании условий хозяйствования предприятий добывающих отраслей в какой-то мере урегулирован законами Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. «Об акцизах» и от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (с последующими изменениями и дополнениями).

Закрепленный в части первой статьи 8 принцип свободы экономической деятельности - это, пожалуй, самый большой результат рыночных преобразований в стране. Последний раз подобная норма была только в Своде законов Российской Империи, в котором статья 83 Устава о промышленности гласила: «Владельцы вправе на своем заведении употреблять такой капитал и такого рода способ обработки изделий, какой заблагорассудится, а равно усилить, уменьшить и вовсе уничтожить действие своего заведения, не давая в том никому отчета, обязываясь только доставлять о всех этих переменах сведения правительству». Впервые после этого в законодательстве России вместо ограничительных принципов предпринимательства провозглашен принцип свободы экономической деятельности. Его основное правовое содержание заключается в том, что любой субъект предпринимательства может оспорить, опираясь на статью 8 Конституции, решения и действия любого органа государственной власти и любого должностного лица, если такие решения и действия приводят к ограничению свободы.

При этом надо иметь в виду, что принцип свободы экономической деятельности и все иные принципы, закрепленные в части первой статьи 8, не являются абсолютными, они тоже в свою очередь ограничены другими принципами, закрепленными в главе 1 Конституции. Примером реализации такого ограничения может служить статья 74 Конституции Российской Федерации.

2. Признание и защита равным образом различных форм собственности впервые провозглашены в Конституции России как результат проводимых в стране демократических реформ. Этот принцип находит свое развитие, например, в части третьей статьи 35, пункте «г» части первой статьи 72, части первой статьи 132 Конституции.

Федеральным законом от 1 июля 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» во исполнение рассматриваемой конституционной нормы в уголовном законодательстве введен принцип единства квалификации и санкций за преступления против собственности, чьей бы она ни была (государственной, частной и т.д.). Теперь различие в форме собственности, на которую осуществлено посягательство, не влечет различий в квалификации преступлений. Также это различие не должно влечь и различие в организации непосредственно следственной работы и оценке тяжести вины преступника. Кроме этого, требует изменений налоговое, земельное, трудовое и другое законодательство.

Особняком стоит проблема реализации государством своих задач, когда это связано с необходимостью ограничения прав собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и граждан. Ее можно будет решить только, если государство как собственник будет придерживаться принципа равенства в отношениях с другими собственниками.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.