Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моз­го­вой суб­страт ре­чи






Как уже го­во­ри­лось, речь со­став­ля­ет ос­но­ву пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка, и по­это­му с ре­чью в той или иной сте­пе­ни свя­за­ны об­шир­ные от­де­лы моз­га. Тем не ме­нее вы­де­ля­ют спе­ци­фи­че­ские ре­че­вые цен­тры; пред­став­ле­ния об этих цен­трах не­сколь­ко ог­ра­ни­че­ны, но тем не ме­нее от­ра­жа­ют об­щие прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции ре­чи и име­ют важ­ное зна­че­ние для нев­ро­ло­ги­че­ской кли­ни­ки.

Ка­ж­дая из сто­рон ре­чи обес­пе­чи­ва­ет­ся дея­тель­но­стью со­от­вет­ст­вую­щих вто­рич­ных и ас­со­циа­тив­ных зон ко­ры го­лов­но­го моз­га (см. вы­ше, разд. «Ко­ра го­лов­но­го моз­га» и рис. 18.2):

¾ им­прес­сив­ная уст­ная речь (по­ни­ма­ние уст­ной ре­чи) — сен­сор­ным цен­тром уст­ной ре­чи, или цен­тром Вер­ни­ке, рас­по­ло­жен­ным в ви­соч­ной до­ле ря­дом со вто­рич­ной слу­хо­вой зо­ной;

¾ экс­прес­сив­ная уст­ная речь (вы­ска­зы­ва­ние уст­ной ре­чи) — мо­тор­ным цен­тром уст­ной ре­чи, или цен­тром Бро­ка, рас­по­ло­жен­ным в лоб­ной до­ле ря­дом с про­ек­ци­он­ной зо­ной го­ло­со­вых и ды­ха­тель­ных мышц пре­цен­траль­ной из­ви­ли­ны;

¾ им­прес­сив­ная пись­мен­ная речь (рас­по­зна­ва­ние на­пи­сан­ных слов) — сен­сор­ным цен­тром пись­мен­ной ре­чи (цен­тром чте­ния), рас­по­ло­жен­ным в за­ты­лоч­ной до­ле ря­дом с пер­вич­ной зри­тель­ной до­лей;

¾ экс­прес­сив­ная пись­мен­ная речь (пись­мо) — мо­тор­ным цен­тром пись­мен­ной ре­чи, или цен­тром пись­ма, рас­по­ло­жен­ным в лоб­ной до­ле ря­дом с про­ек­ци­он­ной зо­ной мышц ру­ки пре­цен­траль­ной из­ви­ли­ны.

Ве­ду­щую роль в этой сис­те­ме ре­че­вых струк­тур иг­ра­ет центр Вер­ни­ке, от­ве­чаю­щий за вос­при­ятие уст­ной ре­чи (см. вы­ше, разд. «Ос­нов­ные функ­ции ре­чи»). Так, центр Бро­ка, по сло­вам са­мо­го Бро­ка, хра­нит «не па­мять на сло­ва, но па­мять на те дви­же­ния, ко­то­рые нуж­ны для ар­ти­ку­ля­ции слов»; по­это­му для про­из­не­се­ния ка­ко­го-ли­бо сло­ва на­до сна­ча­ла из­влечь это сло­во (то есть по­доб­рать сло­во, со­от­вет­ст­вую­щее то­му или ино­му по­ня­тию) из цен­тра Вер­ни­ке, а по­том уже по­доб­рать со­от­вет­ст­вую­щие ему «дви­же­ния» из цен­тра Бро­ка. С дру­гой сто­ро­ны, при чте­нии зри­тель­ные об­ра­зы слов по­па­да­ют из сен­сор­но­го цен­тра пись­мен­ной ре­чи (цен­тра чте­ния) в центр Вер­ни­ке, и толь­ко здесь рас­по­зна­ют­ся как по­ня­тия, то есть свя­зы­ва­ют­ся с обо­зна­чае­мы­ми эти­ми сло­ва­ми пред­ме­та­ми и яв­ле­ния­ми. Та­ким об­ра­зом, центр Вер­ни­ке от­ве­ча­ет не про­сто за рас­по­зна­ва­ние слы­ши­мых слов, но хра­нит их смысл, обес­пе­чи­вая по­ня­тий­ное мыш­ле­ние. Имен­но по­это­му этот центр (с не­сколь­ко рас­ши­рен­ны­ми гра­ни­ца­ми — фак­ти­че­ски об­ласть сты­ка слу­хо­вой, зри­тель­ной и со­ма­то­сен­сор­ной ко­ры) все ча­ще на­зы­ва­ют цен­тром гно­зи­са, цен­тром по­ня­тий, цен­тром по­зна­ния, выс­шим ин­тер­пре­ти­рую­щим цен­тром и пр.

Та­ким об­ра­зом, ре­че­вые цен­тры об­ра­зу­ют еди­ную сис­те­му, ядром ко­то­рой слу­жит центр Вер­ни­ке. При­ве­дем по­сле­до­ва­тель­ность ак­ти­ва­ции этой сис­те­мы при не­ко­то­рых фор­мах ре­чи:

¾ чте­ние про се­бя: сен­сор­ный центр пись­мен­ной ре­чи (центр чте­ния) — центр Вер­ни­ке;

¾ чте­ние вслух: сен­сор­ный центр пись­мен­ной ре­чи — центр Вер­ни­ке — центр Бро­ка;

¾ на­зы­ва­ние уви­ден­но­го пред­ме­та: центр зри­тель­но­го рас­по­зна­ва­ния объ­ек­тов — центр Вер­ни­ке — центр Бро­ка;

¾ по­вто­ре­ние ус­лы­шан­но­го сло­ва: центр рас­по­зна­ва­ния слов — центр Вер­ни­ке — центр Бро­ка.

Все эти ре­че­вые цен­тры у по­дав­ляю­ще­го боль­шин­ст­ва лю­дей (прак­ти­че­ски у всех прав­шей и боль­шин­ст­ва лев­шей) раз­ви­ты толь­ко в ле­вом по­лу­ша­рии.

При по­ра­же­ни­ях ре­че­вых цен­тров раз­ви­ва­ют­ся на­ру­ше­ния тех или иных сто­рон ре­чи — афа­зии. Имен­но ис­сле­до­ва­ние афа­зий лег­ло в ос­но­ву со­вре­мен­ных пред­став­ле­ний о ре­че­вых цен­трах и их свя­зях и, на­про­тив, на этих пред­став­ле­ни­ях ос­но­ва­но по­ни­ма­ние про­яв­ле­ний раз­ных афа­зий и их ди­аг­но­сти­ка. Не­ко­то­рые при­ме­ры афа­зий при­ве­де­ны в табл. 18.1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.