Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






работ по профессии среднего профессионального образования.






При комплексном обучении учащиеся изучают несколько простых операций, затем на изученные операции выполняют комплексную работу, затем снова изучают операции более сложные и снова на изученные операции выполняют комплексные работы и т.д., пока не изучат все операции, затем учащиеся выполняют только комплексные работы. Достоинства: - обучение предусмотрено в учебных мастерских, а затем на предприятиях; - тесная связь теоретического обучения с производственным; - обучение на основе производительного труда (что делаем, то подаем); - обучение на основе современной технике и технологии (что новое применяется, то и изучается, если устарело, его не изучают).

При выполнении комплексных учебно-производственных работ показываются характерные трудовые приемы, новые сочетания приемов, новые способы установки, выверки, проверки, регулировки, наладки, контроля хода и итогов работы.

Задачи, стоящие перед мастером при проведении комплексных работ: 1)закрепить у учащихся умение и навыки по заранее изученным операциям и научить их сочетать эти операции в различных работах. 2)Совершенствовать умение и навыки по ранее изученным операциям. 3) Формирование умений и навыков самостоятельно планировать технологические процессы. 4) приучить учащихся выполнять работу в более быстрых темпах, вводить нормы времени. 5)предъявлять более повышенные требования к качеству работы.

Организация и методика инструктирования учащихся на уроках по выполнению работ комплексного характера во многом зависит от времени их проведения, т.е. опыта учащихся, а также от сложности работ, т.е. количества применяемых технологических операций, сложности, точности и др.технических требований. Осн. вопросами вводного инструктажа явл-ся: объяснение значения (назначения) предстоящей работы, подробный разбор чертежа, монтажной схемы, схемы сборки, технических требований к готовой продукции, объяснение, показ или самостоятельное изучение технологической последовательности выполнения работы, объяснение порядка и содержания межоперационного и итогового контроля, объяснение и показ особенностей организации труда и правил безопасности. При выполнении учащимися первых (простых) комплексных работ мастер сам полностью объясняет последовательность их выполнения, дает необходимые инструктивные пояснения. Большую помощь мастеру в этом оказывают инструкционно-технологические карты — док-ты письменного инструктирования, в которых раскрыта наиболее рациональная технологическая последовательность выполнения работы, содержатся необходимые инструктивные указания о наиболее рациональных способах ее выполнения.

Важное значение при выполнении учащимися комплексных и сложных работ имеет правильно организованный контроль хода работы мастером. При этом мастер определяет заранее наиболее ответственные технологические переходы и этапы и обязательно контролирует качество их выполнения.

При проведении вводного инструктажа учащимися необходимо подробно объяснить организацию и содержание такого межоперационного контроля, а также требования к качеству работы на соответствующих этапах. Это эффективный методический прием, способствующий развитию у учащихся привычки к регулярному и эффективному самоконтролю. По мере накопления у учащихся опыта выполнения работ комплексного характера их следует все больше привлекать к самостоятельному разбору технической и технологической документации, к самостоятельному технологическому планированию, выбору инструментов, приспособлений, режимов, пользованию справочными материалами.

Методика проведения текущего инструктажа по материалам урока по сложным комплексным работам. При выполнении комплексных работ у учащихся есть небольшой производственный опыт, поэтому при обходе рабочих мест, мастер вмешивается в работу учащихся лишь в тех случаях, когда нарушается техника безопасности и будет явный брак в работе. Мастер обращает внимание на качество работы, на соблюдение нормы времени, на технологический процесс, дает больше самостоятельности учащимся в использовании в работе приемов и способов труда.

Заключительный инструктаж по материалам урока по сложным комплексным работам проводится методом беседы. Учащиеся под руководством мастера разбирают ошибки, допущенные в работе, причины их возникновения, как исправить. Лучшим учащимся предлагается рассказать технологические процессы, приемы и способы обработки изделий.

Инструкционно-технологические карты применяются или выполняются на комплексные работы, на все полностью изделие. При выполнении комплексных работ у учащихся есть знания и небольшой производственный опыт, поэтому карты по содержанию более краткие: - эскизы даны на наиболее сложные операции, - качественные показатели или технические условия, -нормы времени на отдельные элементы на изделия, - эскиз всего изделия.


Понятие, задачи и организация производственной практики учащихся на предприятиях, в
учреждениях. П
роизводственное обучение (ПО) - составная часть процесса профессионального
обучения по формированию практических ЗУН в области определенной специальности. ПО
представляет из себя единый учебно-производственный процесс, взаимосвязь

производственного труда и учебы.

Производственная практика - составная часть процесса профессионального обучения, имеющая целью приобретение практических ЗУН по специальности, приводящая в условиях реальной производственной деятельности. Она бывает: учебная, квалификационная.

Основная цель производственной практики — это вооружение учащихся профессиональными навыками, умениями и практическим знаниями, необходимыми для овладения профессиональным мастерством. Основная задача учебной практики учащихся — совершенствование их профессиональных навыков и умений, расширение и углубление профессиональных знаний, изучение передового производственного опыта, подготовка к предвыпускной производственной практике и самостоятельной работе на производстве по окончании профессионального училища. Обучение учащихся в цехах предприятия — решающий период в подготовке квалифицированных рабочих. Здесь учащиеся знакомятся с производственной обстановкой, современным оборудованием, новой технологической оснасткой, со смежными объектами работ, с современным технологическим процессом.

Работа в коллективах предприятий оказывает на учащихся большое воспитательное воздействие: учащиеся усваивают опыт рабочих; воспринимают традиции трудовых коллективов; практически знакомятся с жизнью предприятия.Учебная практика направлена на то, чтобы учащиеся закрепили и усовершенствовали важнейшие навыки при выполнении комплексных работ, приобрели умения планировать технологические процессы, шире ознакомились с конструкциями типовых изделий.

При организации учебной практики следует учитывать различия в организации учебно-воспитательного процесса в учебных мастерских и в условиях производства. Если в учебных мастерских обучение целиком подчинено учебным целям, то на предприятии все направлено на обеспечение выпуска продукции надлежащего качества и объема.

Мастер ПО обязан согласовывать ход учебного процесса с реальными возможностями и требованиями производства и при этом сохранять свою руководящую роль в обучении и воспитании учащихся, определять рациональные формы организации учебной работы в группе, применять наиболее целесообразные приемы и методы обучения и руководить каждым учащимся. Оттого, насколько развита проф. самостоятельность учащихся, во многом зависит их адаптация к обучению на предприятии, установление взаимоотношений с товарищами по работе.

Предвыпускная (квалификационная) производственная практика учащихся представляет собой заключительный этап их проф. подготовки и проводится в последние месяцы обучения. К задачам, решаемым в процессе квалификационной практике, относятся: социальная, психологическая и физиологическая адаптация учащихся к производственным условиям; совершенствование и конкретизация профессиональных знаний, навыков и умений; специализация по избранной профессии; накопление опыта самостоятельной работы при выполнении сложных производственных работ; освоение прогрессивной технологии, современного оборудования, средств механизации и автоматизации; овладение высокопроизводительными инструментами и приспособлениями, опытом передовиков и новаторов производства; изучение заводской технической и технологической документации, вопросов научной организации труда на рабочем месте; формирование навыков и умений применять знания на практике, решать сложные производственные задачи.

В период К практики важно ставить и решать задачи формирования профессионально ценных качеств будущих рабочих, таких, как быстрота реакции, координированность движений, быстрота внимания, наблюдательность, умение определять на слух неисправность в работе оборудования и инструментов, развитие глазомера и т.д. В этот период обучения учащиеся полностью подготавливаются к самостоятельному труду на предприятии: осваивают типичные работы, совершенствуют скоростные навыки, знакомятся с организацией производства, включаются в деятельность общественных организаций.

Руководитель предвыпускной практики от УСПО оповещает учащихся о сроках прохождения практики, доводит до учащихся перечень базовых мест прохождения практики. Руководитель на основании ГОСТа и положения о выпускной практике разрабатывает программу и перспективно —тематичекий план. Положение о производственной практике учащихся учреждений начального профессионального образования разрабатывается на основе Закона РФ, определяет механизм взаимодействия УСПО и предприятий любой формы собственности по организации производственной практики учащихся.

Руководитель выдает задание на практику; определяет форму дневника практики и отчета о проделанной работе; ставит перед учащимися ряд проблемных вопросов, которые необходимо решить во время практики; проводит индивидуальные консультации. Для осуществления контроля за ходом работы руководитель посещает место прохождения практики учащихся. Руководитель принимает отчет по практике и выставляет итоговую оценку. Во время прохождения практики студенты ведут дневник, составляют отчет и в конце практики защищают его.


Методическая работа преподавателя и мастера производственного обучения в учреждении среднего профессионального образования. Методическая работа преподавателя (МР) — разработка преподавателями методов и средств обучения применительно к своему обученному предмету на основе анализа содержания обучения и цели образования. Таким образом, главная цель МР - педагогическая подготовка мастеров производственного обучения и преподавателей к успешному осуществлению текущей учебно-воспитательной работы. Преподаватель обязан непрерывного обновлять свои знания, повышать квалификацию, расширять свой кругозор. Особенно важно для мастера производственного обучения практически овладеть передовыми методами труда по своей специальности, а любому педагогу систематически внедрять в практику своей работы передовой педагогический опыт, достижения педагогики и психологии, а также науки по предмету, который он преподает.

Ввиду разнообразия форм МР она должна быть четко спланирована по содержанию и срокам проведения. Планирование МР проводится на базе перспективного плана работы училища, составляемого на учебный год. МР руководит директор УСПО и зам. Директора по методической работе.

Существуют разнообразные формы проведения МР в училищах: коллективные, проводимые для всех педагогических работников или для отдельных групп мастеров производственного обучения и преподавателей, и индивидуальные, проводимые с отдельными мастерами производственного обучения и преподавателями. Коллективная: педагогический совет; методические комиссии; методические совещания, конференции, лекции; школы передового опыта; семинары, консультации. Индивидуальная: самостоятельная МР, индивидуальная работа руководителей с мастерами, преподавателями.

Индивидуальная МР состоит из: методического познания- расширение и углубление теоретических знании по специальности, которая достигается систематическим чтением новинок литературы проработкой статей и журналов участие в работе семинаров, посещением лекций, докладов посещением выставок. Проектирование — составление плана самостоятельной МР, поурочное планирование, планирование учебно-воспитательным процесса. Методический анализ происходит после посещения уроков ТО и ПО, анализируется учебно-программная документация, целесообразность выбора типа урока для решения поставленных задач, готовность преподавателя и учащихся к нему, проведение проверки знаний, степень и активность учащихся при опросе подготовку учащихся к восприятию нового материала уровень изложения нового материала применение ТСО реализацию воспитательных целей урока проведение закрепление изученного материала выдача домашнего задания и др. Анализ должен быть объективным, бескорыстным так как справедливая критика недостатков в работе способствует их устранению. Рефлексия проводиться после анализа, и выявления отдельных недостатков в МР. Входе рефлексии проверяется как педагог устранил отмеченные недостатки и совершенствует систему своей работы, как правело это приводит к росту квалификации специалистов. Консультирование - директор и его заместитель по МР оказывают преподавателям помощь в МР на протяжении их деятельности постоянно консультируют, они рассматривают составленные ими учебно-методическую документацию и при необходимости внося в них коррективы.

Преподаватель и мастер должны постоянно заниматься исследовательской работой по определенной теме или проблеме, которая включает в себя изучение литературы и передового педагогического опыта, тем самым педагог и мастер повышают свою педагогическую квалификацию.

Преподаватель, должен постоянно готовиться к урокам. Это творческая работа, в которой отражаются его знания, эрудиция, культура, трудолюбие. Подготовка к урокам включает: анализ учебно-методической документации, литературы, учебников, логическое структурирование содержания урока, проектирование целей урока, конструирование методов, форм и приемов обучения.

Широкое развитие получила в последние годы такая форма воспитания молодежи, как наставничество. Наставничество является важнейшим фактором формирования молодого рабочего поколения. Наставниками являются кадровые рабочие, обладающие высоким мастерством, богатым жизненным опытом. Целями наставничества являются: обучение молодых рабочих профессиональному мастерству, оказание помощи в выполнении производственного задании, воспитание у молодых рабочих творческого отношения к труду и др. Наставничество также предполагает обеспечение профессиональной адаптации на производстве. Наставничество бывает индивидуальное и бригадное. Для эффективной работы наставников необходимо организовывать методическую помощь.



 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.