Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиционные и современные системы производственного обучения






Понятие «система ПО» определяется в широком и узком смысле в соответствии с работами СЯ.Батышева, Н.И.Макиенко, Н.Е.Эргановой. Система ПО в широком смысле — это единство содержания, методов, форм и дидактических СО, которые при определяющей роли содержания учебного материала обеспечивают формирование у обучаемых умений и навыков выполнения рабочих приемов, трудовых операций и видов работ, характерных для определенной профессии. Система ПО в узком смысле — это структура учебного материала, которая предполагает формирование у обучаемых профессиональных умений и навыков в определенной последовательности.

Системы ПО изменяются в зависимости: • от развития научно-технического прогресса; • развития наук «Педагогика» и «МПО»; • изменения соц.-эконом. условий в обществе. Системы ПО выбирают исходя: - из дидакт. целесообразности применения системы ПО в конкретных условиях; - специфики типов производств и стр-ры труд, функций рабочих; - разнообразия способов осуществления производственных процессов. Системы ПО делятся на традиц. и современные.

К традии. сите. ПО относятся: предметная; операционная операционно-предметная; ЦИТа (моторно-тренировочная система); операционно-комплексная. Суть предметной системы (ПС) ПО - формир-ние професс. умений у обучаемых происх. в проц. изгот-ния ими в послед-ном порядке от нач. до конца опред-го кол-ва усложняющихся предметов. Предметная система применялась в практике ремесленного ученичества. В основе операц. сист. (ОС) лежат послед-ое формир-ие у обучаемых навыков и умений по вып-нию осн. труд, оп-ций, входящих в состав професс. работ, а также сист. упр-ний по кажд. оп-ции. ОС применялась при массовой подготовке рабочих кадров. Операц.-предм. система (ОПС) основана на изгот-нии обучаемыми законченных изделий. ОПС применялась при массовой подготовке рабочих кадров. В основе сист. ПО ЦИТа (моторно-тренировочной системы) лежит многок. вып-ние тренировочных упр-ний по разраб-ной инструкц-ой док-ции с целью формир-ния у обучаемых навыков вып-ния трудовых движений, затем эл-тов труд, приемов, потом оп-ций и их сочет-ий. В основе операц.-комплекс. Сист. (ОКС) - прохождение 3 этапов обучения: 1) уч-ся сначала упражняются и приобр. навыки вып-ния осн. труд.приемов по спец-сти, затем овладевают 2—3 труд, оп-ми (Тр.о). После этого уч-ся приступают к вып-ию комплексных работ, включ-щих в себя ранее изученные оп-ции, затем этот цикл повторяется, но для новых, более сложных, операций; 2) уч-ся вып-ют учеб.-производств. работы (УПР) в мастерских по 2—3-му разряду; 3) уч-ся обуч-ся на предприятии. ОКС примен-ся при подг-ке раб. по спец-тям машиностроительного профиля. К современным системам ПО относятся: -операц.-поточная; - приемо-комплексно-видовая; -инвариантно-модульная; - процессуальная; - проблемно-аналитическая В операц.-поточной сист. (ОПтС) у обучаемого форм-ся умения вып-ния одной отдельно взятой оп-ции. ОПтС прим-ся при подг-ке раб. для массового типа произв-ва. Основу приемо-комплексно-видовой сист. (ПКВС) сост-ет формир-ние умений выполнять приемы труда в пределах конкр. вида работы в рамках профессии с послед-щим соед-ем приемов в комплексы. В этой системе осн. эл-том ПО яв-ся прием работы. ПКВС применима для механообраб-щих и монтажно-сборочных профессий. Инвариантно-модульная система (ИМС) строится по восх-щим ступеням (этапам) обуч.так, что кажд. последующая ступень яв-ся логич. продолж. предыдущ. и обеспеч. возм-сть дальнейшего обуч. На 1-й ступени вед-ся подг-ка раб. нач. квалиф-ции, на 2-й -пров-ся повыш. квал-ции раб. до уровня сред, квалификации, а на 3-й -до уровня высшей. Кажд. ступень - это блок обуч., сос-ящий из базисного (общепрофесс-го и доп-го (спец.) модулей. Процессуальная система (ПцС) основана на класс-ции учеб. мате, по процессуальному признаку. Типич. группы произв.проц. выдел-ся на основе след. объединяющих факторов: способов упр-ния оборуд-ем; способов обслуж-ния оборуд-ия. Пробл.-аналитчи. сист. (ПАС) предпол. выдел.учеб. проблем путем анализа содерж. труда рабочего конкр. профессии. Кажд. проблема сост. из проблемных ситуаций. Проц. ПО склад-ся из изуч. выдел-ых ситуаций и разреш. их путем вып-ния труд, действий на осн. анализа проблемы в целом. ПАС прим-ся для обуч. рабочих по группе профессий, связ-ых с наладкой автоматиз-ных комплексов, электротехнич.и радиотехнических систем.


Методика проведения инструктажей на уроках производственного обучения. Тейлор заложил основы письменного инструктажа, сделал инструкционную карту не только производственным, но и педагогическим инструментом.

На современном уроке ПО сочетаются две формы обучения: групповая и бригадно-индивидуальная. При групповой форме обучения все учащиеся группы выполняют одинаковые задания, одинаковые учебно-производственные работы, что позволяет мастеру проводить одновременно со всей группой вводный, текущий, коллективный и заключительный инструктажи и значительно облегчает руководство индивидуальной работой учащихся. При этом создаются наиболее благоприятные условия для систематического изучения учебного материала.

При непосредственном проведении практических работ все большее место занимает бригадно-индивидуальная форма обучения, значение которой заключается в подготовке будущих рабочих к труду в условиях бригадного подряда.

Инструктаж — вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Включает элементы беседы, показ приемов работы, порядка действий, демонстрацию предметов труда, тех­нологических процессов, а также продуктов труда (готовых изделий, деталей), наглядных пособий и др. Методика И. зависит от типа и формы обучения.

Инструктаж групповой формы обучения м.б. вводным, текущим и заключительным.

Вводный инструктаж решает след. задачи: - ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы и теми средствами, с помощью которых ее можно выполнить (оборудование, инструменты, приспособления и т.д.); - ознакомление с технической документацией и требованиями к конечному результату труда; - объяснение правил и последовательности выполнения работы в целом и отдельных ее частей (приемов, операций); -предупреждение учащихся о возможных затруднениях, ошибках; - при необходимости показ способов самоконтроля за выполнением операций.

Текущих инструктаж проводится по ходу выполнения учащимися практической работы. В ходе такого инструктажа мастер акцентирует внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся и т.д. Активизация группы достигается введением элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом. Степень самостоятельности учащихся при выполнении произв-го задания повышается, если мастер по ходу текущего инструктажа комментирует работу учащихся, приводит примеры из опыта работы новаторов производства, передовых бригад, звеньев, работающих на базовом предприятии и т.д.

Заключительный инструктаж имеет несколько дидактических и воспитательных целей: объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе; выявление учащихся-передовиков и их поощрение, выявление общих и индивидуальных просчетов в выполнении тех или иных трудовых операций, путей их устранения и т.д. такой инструктаж способствует формированию таких качеств будущего рабочего, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду.

Выделяют так же промежуточный инструктаж, который проводится во время самостоятельной работы учащихся, если отдельные учащиеся допускают ошибки в выполнении трудовых приемов, о которых необходимо предупредить всех учащихся учебной группы.

Большую помощь учащимся при изучении отдельных операций оказывает операционная карта. В ней подробно указывается содержание и порядок трудовых движений и приемов, из которых складывается изучаемая операция.

В процессе ПО учащиеся применяют инструкционные карты. В ней с помощью рисунков и кратких разъяснений указывается, что, в какой последовательности и как должен делать учащийся при выполнении учебно-производственной работы.

Так же на уроках ПО мастер сочетает свои объяснения с личным показом трудовых приемов. Особое место занимает демонстрация преподавателем выполнения отдельных операций, в том числе расчлененный или замедленный показ. В необходимых случаях И. проводится с использованием моделей, схем, таблиц и т.п., а также учебного кино. При проведении И. применяется учебно-техническая документация: учебные рабочие чертежи, эскизы и т.п., карточки-задания, инструкционные и т.п. карты, содержащие схемы, рисунки, чертежи, фото. К достоинствам этой формы И. относится возможность многократного использования инструкционного материала каждым учащимся в отдельности и в любое время; тщательно продуманная формулировка указаний.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.