Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедуры по борьбе с обледенением судна






Перед выходом судна в плавание в ледовых условиях, независимо от того, будет ли это плавание совершаться самостоятельно или под проводкой ледокола, судно должно быть полностью и всесторонне подготовлено к нему. Надлежит организовать регулярный прием ледовой и метеорологической информации, а фактическую ледовую обстановку с обзорной ледовой карты наносить на путевую карту.

Обледенение судов может наблюдаться главным образом в морях, прилегающих к Арктическому бассейну (Северное, Балтийское, Норвежское, Гренландское, Баренцево, Белое, Берингово, Охотское, Японское). В холодное время года обледенение может наблюдаться в северных частях Черного, Каспийского и Азовского морей.

Обледенение судна приводит к уменьшению высоты надводного борта и, как следствие, уменьшению запаса плавучести, ухудшению остойчивости. Нарастание льда происходит на судовых надстройках, палубах, рангоуте, такелаже. При этом центр тяжести судна перемещается вверх, в связи с чем уменьшается его остойчивость, ухудшается маневренность, затрудняется и становится опасной работа на палубе. В отдельных случаях обледенение может явиться причиной потери остойчивости, опрокидывания и гибели судна.

Меры, применяемые на судах для борьбы с обледенением подразделяются на механические, тепловые, физико-химические.

К механическим способам относится обычно ручное скалывание льда; к тепловым - обработка судна горячей водой и паром, электрообогревом или отработанным газом из турбин; физико-химические способы борьбы с обледенением состоят в создании промежуточного слоя некоторого вещества между льдом и поверхностью судна. Вещество должно либо уменьшать силу сцепления льда с поверхностью судна, либо понижать температуру замерзания воды.

Пока существующие способы борьбы с обледенением мало эффективны, а сама проблема изучена недостаточно.

Главными элементами, определяющими возникновение обледенения судов, являются температура воздуха и воды, направление и сила ветра и волнение моря.

Обледенение судов наблюдается главным образом при температуре воздуха в пределах от –1º С до –14º С. При температуре от –1º С до –5º С обычно образуется черный гололед, а при температуре от от –4º С до –14º С наиболее опасный глазированный лед. В случаях более низкой температуры воздуха, ниже –18º С, могут образовываться сухие ледяные кристаллы, не дающие сильного обледенения.

Температура воды, при которой наиболее часто встречается опасное обледенение судов, находится, как правило, в пределах от +3º С до –1, 8º С. Иногда наблюдается обледенение при температуре воды выше +3º С, но в этих случаях оно бывает умеренным или слабым.

Морская вода замерзает при температуре ниже 0º С. Чем ближе температура воды к точке замерзания и чем ниже температура воздуха, тем быстрее охлаждаются частицы воды до момента замерзания. Переохлажденным частицам воды достаточно коснуться металлических частей судна, как они превращаются в лед.

Большинство случаев опасного обледенения наблюдается при силе ветра свыше 6 баллов.

Сочетание всех благоприятных обледенению факторов, усиленное еще выпадением осадков в виде переохлажденного дождя и снега, приводит к опасному обледенению судов. При подходе к районам возможного обледенения необходимо выполнить следующие мероприятия:

- опустить и закрепить грузовые стрелы;

- прочистить шпигаты и проверить нет ли загромождения штормовых портиков;

- убрать предметы, загромождающие верхнюю палубу, и основать штормовые леера, если они не были основаны ранее;

- подготовить инструменты для околки и уборки льда (пешни, ломы, кирки, топоры, лопаты, голики и т.д.);

- зачехлить палубные механизмы и вьюшки;

- подготовить к подачи на верхнюю палубу горячую воду и пар, в первую очередь к якорному и шлюпочному устройствам, для оттаивания.

Борьба со льдом на судне ведется авралом и заключается в его околке и удалении с верхней палубы, надстроек и рангоута за борт. Околку льда надо начинать сверху и сразу же, как только замечено нарастание слоя льда, а не тогда, когда толщина льда достигнет уже значительной величины. Своевременное применение горячей воды и пара для смывания только что образовавшегося льда бывает достаточно эффективным.

При борьбе с обледенением не следует допускать накопления льда на судне. В первую очередь надлежит освобождать ото льда радиоантенны, ходовые огни, спасательные средства, такелаж, рангоут, а также двери надстроек и рубок, брашпиль и якорные клюзы. Необходимо следить за своевременной сколкой льда со штормовых портиков и шпигатов для обеспечения беспрепятственного стока воды с палубы.

Очистку от льда больших судовых поверхностей следует начинать с наиболее высоко расположенных конструкций (мостиков, рубок и т.д.), так как даже незначительное их обледенение ведет к резкому ухудшению остойчивости судна. Потерю остойчивости судна следует определять путем сравнения периода качки до начала и во время обледенения. При возрастании периода качки на 20-25% надлежит немедленно принять меры по увеличению остойчивости судна. При обледенении следует избегать курсов на попутном волнении, так как может произойти резкое ухудшение остойчивости.

При возникновении несимметричного обледенения и появления статического крена удаление льда следует производить в первую очередь со стороны крена судна. В этом случае запрещается выравнивать крен путем перекачки топлива или воды из одной цистерны в другую в связи с опасностью опрокидывания судна. Для уменьшения дифферента на нос допускается перераспределение водяного балласта.

В течение всего времени борьбы с обледенением на судне должно быть обеспечено постоянное наблюдение за водонепроницаемостью корпуса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.