Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедуры по борьбе с пожаром на судне






Для успешного тушения пожара необходимо применение наиболее эффективных огнетушащих средств, вопрос о выборе которых должен быть решен практически мгновенно. Правильный выбор огнетушащего средства позволит обеспечить быстрое прекращение горения, снизит опасность для экипажа и уменьшит повреждения судна.

Эта задача может значительно облегчиться введением классификации пожаров. Международной организацией стандартов вводится 5 классов пожаров (Стандарт 3941-77).

Пожары класса " А" - горение твердых горючих материалов. К таким материалам относятся дерево и изделия из него, ткани, бумага, резина, некоторые пластмассы и другие. Тушение этих материалов производится в основном водой, водными растворами, пеной.

Пожары класса " В" - горение жидких веществ их смесей и соединений. К этому классу веществ относятся нефть и жидкие нефтепродукты, жиры, краски, растворители и другие горючие жидкости (ГЖ). Тушение таких пожаров производится в основном с помощью пены путем покрытия ее слоем поверхности горючей жидкости, отделяя ее таким образом от зоны горения и окислителя. Кроме того, ГЖ можно тушить распыленной водой, порошками, углекислотой.

Пожары класса " С" - горение газообразных веществ и материалов. К этому классу веществ относятся горючие газы, используемые на морских судах в качестве технологического снабжения, а также перевозимые морскими судами горючие газы в качестве груза (метан, водород, аммиак и др). тушение горючих газов производится компактными струями воды или с помощью огнетушащих порошков.

Пожары класса " D" - возгорания, связанные со щелочными и подобными металлами и их соединениями при их контакте с водой. К таким веществам относятся натрий, калий, магний, титан, алюминий и др. Для тушения таких пожаров используют теплопоглощающие огнетушащие вещества, например некоторые порошки, не вступающие в реакцию с горящими материалами.

Пожары класса " Е" - горение, возникающее при воспламенении находящегося под напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок. Для борьбы с такими пожарами используют огнетушащие вещества, не являющиеся проводниками электричества.

Действия члена экипажа, обнаружившего очаг пожара:

- Нажать кнопку пожарного извещателя;

- Сообщить вахтенному помощнику капитана;

- Оповестить голосом людей в помещениях о пожаре;

- Загерметизировать горящее помещение;

- Приступить к тушению пожара до прибытия аварийной партии.

Действия вахтенного помощника капитана:

- Объявить пожарную тревогу.

- Отключить общесудовую вентиляцию.

- Объявить по внутрисудовой трансляции о месте пожара.

- Доложить капитану.

- Сообщить вахтенному механику.

- Отключить электропитание в аварийном помещении.

- Произвести герметизацию судна. Закрыть противопожарные двери.

- Включить освещение палуб в темное время суток.

- Развернуть судно так, чтобы пламя и дым сбивались ветром за борт.

- Остановить движение судна.

- Передать в радиорубку координаты судна с соответствующей информацией (при нахождении судна в море).

- Подготовить пиротехнические средства сигнализации к немедленному использованию.

- Шлюпки, оказавшиеся в зоне огня, приспустить или спустить на воду.

Действия на мостике:

- Силами группы разведки выявить место, размер и характер пожара.

- Действовать согласно Расписания по тревогам и Оперативному плану по борьбе с пожаром.

- Эвакуировать людей, находящихся в помещениях, охваченных пожаром и смежных с ними.

- Предупредить взрывы при пожаре.

- Привести в полную готовность к немедленному действию: водопожарную систему, углекислотную станцию, станцию пенотушения, станцию паротушения.

- При необходимости информировать суда, находящиеся поблизости, сообщить судовладельцу.

При стоянке в порту:

а) вызвать пожарную команду порта (завода);

б) информировать всеми видами связи близстоящих судов;

в) принять меры к немедленному выводу с судна членов семей и посторонних лиц.

Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:

обнаружение пожара и выявление его места и размеров;

ограничение распространения пожара;

предупреждение возможных при пожаре взрывов;

ликвидация пожара и его последствий.

Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;

изолировать очаг пожара от доступа воздуха;

охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.

При тушении пожара надлежит учитывать:

возникновение угрозы отравления людей газами, особенно при тушении горящих химикатов;

возможность проникновения ядовитых и отравляющих газов в соседние помещения;

отсутствие примеси пара в дыму при тушении пожара водой (вода не достигает очага пожара).

Для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях в основном следует применять системы водотушения, а при необходимости - пенотушения. Для тушения пожаров в труднодоступных помещениях судна, где нет людей, можно использовать пар, углекислотные переносные баллоны, огнетушители и бромэтиловые составы. Использование паротушения, жидкостного тушения и газотушения в жилых и служебных помещениях при нахождении в них людей запрещается.

При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через иллюминаторы или специально пробиваемые для этой цели отверстия. Для тушения наружного огня необходимо:

по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;

подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта;

охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы;

вести наблюдение за смежными с районами пожара помещениями;

сбить за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность, так как доступ к очагу пожара практически бывает ограничен или невозможен. При определении способа тушения таких пожаров и выборе огнегасительных средств необходимо учитывать физико-химические свойства груза, расположение его в трюме и в смежных ним помещениях, а также возможность герметизации люковых закрытий и надежность, закрытия трюмной вентиляции.

В особо тяжелых случаях, когда не представляется возможным ликвидировать пожар помощью имеющихся на судне огнегасительных средств, следует затопить трюм.

Для тушения пожара в машинных и котельном отделениях необходимо использовать в первую очередь огнетушители, местные и переносные пенные и углекислотные установки, а также водопожарную систему, имеющую стволы с распылительными насадками. Если пожар этими средствами погасить не удается, а также в случае возгорания под пайолами, надлежит применять стационарные системы пожаротушения.

При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака из всей системы рефрижераторной установки.

Перед включением стационарных систем пожаротушения в машинном или котельном отделениях надлежит:

- прекратить подачу топлива к механизмам и вывести их из действия;

- произвести герметизацию отделения и выключить вентиляцию;

- подать сигнал о запуске стационарных систем пожаротушения и вывести из отделения всех людей;

- одновременно с пуском указанных систем необходимо охлаждать водой переборки и палубы всех помещений, смежных с аварийным.

Перед тушением находящегося под напряжением горящего электрооборудования необходимо как можно быстрее его обесточить.

Если напряжение сразу же снять не удалось, для тушения горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, следует использовать сухие углекислотные и аэрозольные огнетушители, воздушно-механическую пену, приготовленную на пресной воде, и асбестовые коврики. Применение других огнегасительных средств запрещается.

Лица, участвующие в тушении горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, должны работать в диэлектрических перчатках, а также ботах или галошах и, по возможности, находиться на резиновых ковриках.

Если горящее электрооборудование обесточено, то его можно тушить с помощью любых огнегасительных средств. Однако во избежание порчи тушить электрооборудование рекомендуется по возможности углекислотой, а при ее отсутствии - воздушно-механической пеной, приготовленной на пресной воде, или пресной водой. При этом необходимо учитывать следующее:

- углекислота не влияет на снижение сопротивления изоляции электрооборудования;

- воздушно-механическая пена и пресная вода снижают сопротивление изоляции, поэтому после их применения электрооборудование требует просушки;

- при применении морской воды или химической пены электрооборудование может быть выведено из строя.

Горящее жидкое топливо следует тушить бромэтиловыми составами, паром или углекислым газом, используя для этого стационарные системы пожаротушения. Для предупреждения пожара и взрыва в соседних помещениях следует подавать в них бромэтиловые составы, пар или углекислый газ.

Во время тушения пожара необходимо принять меры борьбы с дымом, используя для этого переносные дымососы и, если возможно, стационарные вытяжные вентиляторы. При этом необходимо учитывать, что приток чистого воздуха способствует горению. При объемном способе тушения пожара производить вентиляцию помещения запрещается.

Для предотвращения повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека следует производить не ранее чем через 8 часов после окончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов и запаха, но не менее 30 минут.

До окончания производства вентиляции входить в помещение, где осуществлялось тушение пожара средствами объемного пожаротушения, разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все правила предосторожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении не выше 60º С.

Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.

После устранения последствий пожара (взрыва) капитану следует выявить и закрепить следующие факты:

1) время и место начала пожара, а также нанесенный в результате пожара (взрыва) ущерб;

2) какой опасный с точки зрения возгорания материал имеется на судне и вероятность его возгорания;

3) наличие использованных для пожаротушения средств;

4) отсчеты приборов, показывающих концентрацию взрывоопасных веществ;

5) опасность повторного возгорания и наличие недегазированных танков;

6) при участии в спасательной операции по тушению пожара специальных береговых средств и буксиров - их названия, характер деятельности, расположение и мощности;

7) расположение пожарных шлангов на судне и предпринятые меры по тушению силами членов экипажа судна;

время, которое потребовалось для тушения. Необходимость предпринять меры для сохранения вещественных доказательств, касающихся причин и времени возгорания. С той целью к предполагаемому месту возгорания никто не должен быть допущен до прибытия на судно эксперта, представляющего интересы судовладельца.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.