Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные международные организации, обеспечивающие безопасность морского судоходства






СОДЕРЖАНИЕ

 

В В Е Д Е Н И Е.. 8

1. ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА 9

1.1. Морское судоходство до учреждения ООН.. 9

1.2. Роль Организации Объединенных Нацийв в создании ММО.. 10

1.3. Организация контроля за иностранными судами государством порта. 12

1.4. Региональные соглашения. 13

1.5. Сущность и значение региональных соглашений. 14

1.6. Международная федерация транспортных рабочих. 14

1.7. Международная организация труда. 15

2. РЕЗОЛЮЦИЯ ММО А.787(19) ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ СУДОВ ГОСУДАРСТВОМ ПОРТА.. 16

2.1. Резолюция ММО А.787(19) - руководство для действий при выполнении контроля. 16

2.2. Суда, подвергающиеся портовому контролю.. 17

2.3. Основания для контроля судов государством порта. 17

2.3.1. Договорная квота инспектирования судов. 17

2.3.2. Рекомендуемый выбор судов. 17

2.3.3. Другие факторы.. 17

2.3.4. Обобщенная оценка вероятности инспекции. 18

2.4. Об инспекторах государства порта. 18

2.4.1. Официальный статус инспектора. 18

2.4.2. Компетентность инспекторов. 18

2.4.3. Объективность инспекторов. 19

2.4.4. Взаимоотношения с инспектором.. 19

2.5. Общее впечатление о судне. 20

2.5.1. Значимость общего впечатления о судне. 20

2.5.2. Первоначальное впечатление. 21

2.5.3. Впечатление о судне в результате его обхода. 21

2.5.4. Общее впечатление о судне. 21

2.6. Варианты инспекции. 22

2.6.1. Общие положения. 22

2.6.2. Обычная инспекция. 22

2.6.3. Более детальная инспекция. 23

2.6.4. Содержание более детальных инспекций. 24

2.7. Проверяемые документы.. 24

2.7.1. Общее замечание. 24

2.7.2. Судовые свидетельства. 25

2.7.3. Эксплуатационные документы.. 26

2.7.4. Квалификационные документы.. 26

2.7.5. Документы частного назначения. 26

2.8. Особенности проверки конструкции судна и его оборудования. 26

2.8.1. Проверка требований к конструкции корпуса и положений о грузовой марке. 26

2.8.2. Проверка в машинных помещениях. 27

2.8.3. Проверка спасательных средств. 27

2.8.4. Проверка противопожарной безопасности. 28

2.8.5. Проверка навигационной техники и пособий для плавания. 28

2.9. Особенности контроля положений Конвенции МАРПОЛ.. 28

2.9.1. Предварительное замечание. 28

2.9.2. Контроль операций мойки сырой нефтью, разгрузочных и зачистных операций, а также операций предварительной мойки. 28

2.9.3. Расследование случаев загрязняющих сбросов. 29

2.10. Особенности контроля судовых балластных вод, осадков и управления ими. 29

2.11. Особенности контроля эксплуатационных требований. 30

2.11.1. Общее замечание. 30

2.11.2. Проверка готовности к действиям в экстремальных ситуациях. 30

2.11.3. Проверка конвенционных требований при выполнении производственных операций. 31

2.12. Контроль состава и численности экипажа. 32

2.12.1. Безопасный минимальный состав экипажа. 32

2.12.2. Проверка выполнения положений Конвенции ПДНВ-78 с поправками. 32

2.13. Оформление результатов инспекций. 32

2.13.1. Сообщения об инспекциях по формам А и В.. 33

2.13.2. Сообщение о невыполнении требований Конвенции МАРПОЛ73/78. 33

2.13.3. Дополнительные замечания. 34

2.14. Применяемые к судам санкции. 34

2.14.1. Разновидность применяемых к судну санкций. 34

2.14.2. Приостановление производственных операций. 34

2.14.3. Задержание судна. 35

2.14.4. Запрещение судну на заход в порт. 35

2.14.5. Санкции к судну, нарушившему правила Конвенции МАРПОЛ в отношении сброса. 35

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ СУДОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ (МКУБ) 36

ЧАСТЬ А. ВНЕДРЕНИЕ.. 36

3.1. Общие положения. 36

3.1.1. Определения. 36

3.1.2. Цели. 37

3.1.3. Применение. 37

3.1.4. Функциональные требования к системе управления безопасностью.. 37

3.2. Политика в области безопасности и защиты окружающей среды.. 37

3.3. Ответственность и полномочия Компании. 38

3.4. Назначенное лицо (лица) 38

3.5. Ответственность и полномочия капитана. 38

3.6. Ресурсы и персонал. 39

3.7. Разработка планов проведения операций на судах. 39

3.8. Готовность к аварийной ситуации. 39

3.9. Доклады о несоблюдении требований, авариях и опасных происшествиях и их анализ. 40

3.10. Техническое обслуживание и ремонт судна и оборудования. 40

3.11. Документация. 41

3.12. Проверка, обзор и оценка, осуществляемые Компанией. 41

ЧАСТЬ В. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ И ПРОВЕРКА.. 41

3.13. Освидетельствование и периодическая проверка. 41

3.14. Временное освидетельствование. 42

3.15. Проверка. 43

3.16. Формы документов по МКУБ.. 43

4. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА.. 51

4.1. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море - 1974 года (измененная Протоколом 1988 года к ней с поправками) 51

4.1.1. История принятия Конвенции СОЛАС-74/88. 51

4.1.2. ГЛАВА I - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 52

4.1.3. ГЛАВА II: КОНСТРУКЦИЯ.. 53

4.1.4. ГЛАВА III - СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВА.. 57

4.1.5. ГЛАВА IV - РАДИОСВЯЗЬ.. 65

4.1.6. ГЛАВА V - БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ.. 67

4.1.7. ГЛАВА VI -ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ.. 69

4.1.8. ГЛАВА VII - ПЕРЕВОЗКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ.. 75

4.1.9. ГЛАВА VIII- ЯДЕРНЫЕ СУДА.. 79

4.1.10. ГЛАВА IX - УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ СУДОВ.. 79

4.1.11. ГЛАВА Х - МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ.. 80

4.1.12. ГЛАВА XI - СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ.. 80

4.1.13. ГЛАВА XII- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ НАВАЛОЧНЫХ СУДОВ.. 82

4.1.14. ДОПОЛНЕНИЕ - СВИДЕТЕЛЬСТВА.. 85

4.1.14.1. Форма Свидетельства о безопасности пассажирского судна. 85

4.1.14.2. Форма Свидетельства о безопасности грузового суднапо конструкции. 88

4.1.14.3. Форма свидетельства о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению.. 92

4.1.14.4. Форма Свидетельства о безопасности грузового судна по радиооборудованию.. 97

4.1.14.5. Форма Свидетельства о безопасности грузового судна. 101

4.1.14.6. Форма свидетельства об изъятии. 109

4.2. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ С СУДОВ 1973 г., ИЗМЕНЕННАЯ ПРОТОКОЛОМ 1978 г. 111

4.2.1. История принятия Конвенции МАРПОЛ-73/78. 111

4.2.2 ПРОТОКОЛ I ПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СООБЩЕНИЙ ОБ ИНЦИДЕНТАХ, СВЯЗАННЫХ СО СБРОСОМ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ.. 114

4.2.3. ПРОТОКОЛ II АРБИТРАЖ (в соответствии со статьей 10 Конвенции) 115

4.2.4. ПРИЛОЖЕНИЕ I К КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ-73/78 " Правила предотвращения загрязнения нефтью" 116

4.2.5. ПРИЛОЖЕНИЕ II К КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ-73/78 " Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом". 118

4.2.6. ПРИЛОЖЕНИЕ III К КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ-73/78 " Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке". 121

4.2.7. ПРИЛОЖЕНИЕ IV К КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ-73/78 " Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов". 122

4.2.8. ПРИЛОЖЕНИЕ V К КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ-73/78 " Правила предотвращения загрязнения мусором с судов" 124

4.2.9. ПРИЛОЖЕНИЕ VI К КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ-73/78 " Правила предотвращения загрязнения атмосферы с судов" 126

4.2.10. Исключения из правил по предотвращению загрязнения при сбросе вредных веществ. 127

4.2.11. Форма свидетельства IOPP МЕЖДУНАРОДНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЬЮ... 127

4.2.12. Форма журнала нефтяных операций. 130

4.2.13. Форма свидетельства МЕЖДУНАРОДНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ВРЕДНЫХ ЖИДКИХ ВЕЩЕСТВ НАЛИВОМ... 130

4.2.14. Форма свидетельства МЕЖДУНАРОДНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ.. 133

4.2.15. ЖУРНАЛ ОПЕРАЦИЙ С МУСОРОМ... 134

4.2.16. РЕГИСТРАЦИЯ СБРОСОВ МУСОРА.. 135

4.3.КОНВЕНЦИЯ ПДНВ –78 С ПОПРАВКАМИ.. 138

4.4. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ О ГРУЗОВОЙ МАРКЕ 1966 г. (ГМ-66) 141

4.4.1. История создания и требования ГМ-66. 141

4.4.2. Зоны, районы и сезонные периоды, предусмотренные конвенцией ГМ-66. 142

4.4.3. МЕЖДУНАРОДНОЙ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ГРУЗОВОЙ МАРКЕ (1966 г.) 144

4.4.4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВООБ ИЗЪЯТИИ ДЛЯ ГРУЗОВОЙ МАРКИ.. 148

4.5. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ОБМЕРУ СУДОВ 1969 г. (КОС-69) 150

4.5.1. История создания и требования КОС-69. 150

4.5.2. МЕЖДУНАРОДНОЕ МЕРИТАЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО 1969 г. 152

4.6. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ПОИСКУ И СПАСАНИЮ НА МОРЕ 1979 г. 154

4.7. МЕЖДУНАРОДНОЕ АВИАЦИОННОЕ И МОРСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ ПО ПОИСКУ И СПАСАНИЮ... 156

4.8. ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО MSC/Circ.801 принято 30 мая 1997 года. 162

4.9. СТАНДАРТНЫЕ ФРАЗЫ ММО ДЛЯ ОБЩЕНИЯ НА МОРЕ.. 164

4.10. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СВОД СИГНАЛОВ.. 165

4.11. Руководство по контролю и управлению балластными операциями на судах в целях сведения к минимуму переноса вредных водных организмов и патогенов. 167

4.12. Циркуляционное письмо MSC/Circ/1021/MEPC/Circ/389 принято 7 марта 2002 г. 168

4.13. Международная Конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управление ими. 169

4.13.1. История создания и требования Конвенции. 169

4.13.2. ДОПОЛНЕНИЕ 1. 171

Международное свидетельство управления балластными водами. 171

4.13.3. ДОПОЛНЕНИЕ II. 173

4.13.4.ЗАНЕСЕНИЕ В ЖУРНАЛ ОПЕРАЦИЙ С БАЛЛАСТНЫМИ ВОДАМИ.. 175

4.13.5. РЕГИСТРАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ С БАЛЛАСТНЫМИ ВОДАМИ.. 177

5. КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ УКРАИНЫ... 177

5.1. Общие положения. 177

5.2. Морские перевозки. 179

5.3. Морское страхование. 182

5.4. Чрезвычайные морские происшествия. 184

5.4.1. Понятие общей аварии. 184

5.4.2. Понятие частной (необщей) аварии. 186

5.4.3. Возмещение убытков от столкновения судов. 186

5.4.4. Возмещение убытков от загрязнения. 187

5.4.5. Вознаграждение за спасение на море. 187

5.4.6. Морские протесты.. 189

5.4.7. Пределы ответственности судовладельца. 189

6. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ.. 190

6.1. Основные направления политики судоходной компании. 190

6.2. Функциональные задачи компании по МКУБ.. 193

6.2.1. Подбор и служебный рост персонала, а также повышение качества профессиональной подготовки кадров судна и берега. 193

6.2.2. Профилактическая работа по предупреждению навигационной аварийности. 194

6.2.3. Деятельность Компании по организации технического обслуживания и ремонта судов. 195

6.2.4. Организация связи. 196

6.2.5. Организация грузоперевозок. 197

6.2.6. Социальное обеспечение безопасной эксплуатации судна. 198

6.2.7. Аварийно-претензионная практика. 199

6.2.8. Охрана труда и техника безопасности. 200

6.2.9. Охрана окружающей среды и организация ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. 201

6.2.10. Организация работы при чрезвычайных ситуациях на море. 202

6.2.11. Финансовая деятельность Компании. 203

6.2.12. Юридическая деятельность Компании. 203

6.2.13. Коммерческая деятельность Компании. 204

6.3. Документация. 204

6.3.1. Общие требования. 204

6.3.2. Основные нормативно-правовые документы.. 205

6.3.3. Ведение документации. 206

6.4. Проверка, анализ и оценка, осуществляемые Компанией. 206

7. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ СУДНА.. 207

7.1. Общие положения. 208

7.1.1. Обязательства Компании в руководстве по эксплуатации судна. 208

7.1.2. Судовые документы.. 208

7.1.3. Контроль за безопасностью и освидетельствование судна. 209

7.2. Судовой экипаж.. 210

7.2.1. Основные задачи судового экипажа. 210

7.2.2. Судовая структура управления. 210

7.3. Организация судовой вахтенной службы.. 211

7.3.1. Требования в отношении несения вахты.. 211

7.3.2. Планирование рейса. 212

7.3.3. Принципы несения ходовой навигационной вахты.. 212

7.3.4. Принципы несения ходовой машинной вахты.. 215

7.3.5. Принципы несения радиовахты.. 218

7.3.6. Несение вахты в порту. 218

7.3.7. Принятие и несение палубной вахты.. 219

7.3.8. Принятие и несение машинной вахты.. 220

7.4. Ответственность капитана. 221

7.5. Обязанности экипажа судна по реализации требований МКУБ.. 222

7.6. Руководство по процедурам на судне. 222

7.6.1. Общие положения. 222

7.6.1.1. Состав и содержание процедур. 222

7.6.1.2. Классификация процедур. 223

7.6.2. Процедуры по организации работ на судне. 224

7.6.2.1. Процедуры швартовых и грузовых операций в открытом море. 224

7.6.2.2. Процедуры по работе с якорным устройством.. 224

7.6.2.3. Процедуры по пересадке людей с судна на судно. 225

7.6.2.4. Процедуры по установке трапов и сходен. 225

7.6.2.5. Процедуры со спасательными средствами. 226

7.6.2.6. Процедуры по работе на высоте и за бортом.. 226

7.6.2.7.Буксировочные процедуры.. 226

7.6.2.8. Процедуры по составлению грузового плана на морских торговых судах. 227

7.6.2.9. Процедуры организации и технологии погрузо-разгрузочных работ на судне. 229

7.6.2.10. Процедуры предпогрузочных и грузовых операций, направленные на сохранность груза 230

7.6.2.11. Процедуры оформления приходных, отходных формальностей в иностранных портах. 232

7.6.2.12. Процедуры по оформлению претензий в иностранных портах. 234

7.6.2.13. Процедуры оформления повреждений, причиненных по вине стивидоров. 239

7.6.2.14. Процедуры по бункеровке судна. 239

А. Подготовка к приему бункера. 239

Б. Прием бункера. 240

В. После окончания бункеровки. 240

7.6.2.15. Процедуры при оформлении коносаментов. 241

7.6.2.16. Процедуры с мусором.. 242

7.6.2.17. Процедуры чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря. 245

7.6.2.18. Процедуры медицинского обслуживания. 245

7.6.2.19. Процедуры по определению готовности экипажа судна к аварийным ситуациям.. 246

7.7. Организация технического обслуживания и ремонта судна. 252

7.7.1. Общие положения. 252

7.7.2. Техническое обслуживание судна. 254

7.7.3. Судоремонт. 255

7.8. Документация судна. 258

7.9. Подготовка экипажа судна к проверке, осуществляемой Компанией. 262

7.10. Сертификация, освидетельствование и контроль, осуществляемые на судне. 267

8. ПРОЦЕДУРЫ ДЕЙСТВИЙ ЭКИПАЖА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ.. 269

PROCEDURES OF CREW ACTIONS IN EXTREME SITUATIONS. 269

8.1. Введение. 269

8.2. Штаб чрезвычайных ситуаций. 270

8.3. План действий судна в чрезвычайных ситуациях. 271

8.4. Процедура " аварийные ситуации". 271

8.5. Процедура «Разработка планов и подготовка действий в аварийных ситуациях». 272

8.5.1. Процедуры по борьбе с пожаром на судне. 273

8.5.2. Процедуры борьбы за непотопляемость судна. 275

8.5.3. Процедуры по борьбе с обледенением судна. 277

8.5.4. Процедуры по борьбе с аварийной утечкой хладагента. 278

8.5.5. Процедуры действий при падении человека за борт. 279

8.5.6. Процедуры действий при посадке судна на мель. 279

8.5.7. Процедуры действий при столкновении с другим судном или объектом.. 281

8.5.8. Процедуры действий при исчезновении человека в море или порту. 283

8.5.8.1. Судно в море. 283

8.5.8.2. Судно в порту (ни рейде) 283

8.5.9. Процедуры действий при аварийном разливе нефтепродуктов. 284

8.5.10. Процедуры действий при внезапном получении статистического крена. 287

8.5.11. Процедуры действий при обесточивании судна. 287

8.5.12. Процедуры действий при остановке ГД в море. 288

8.5.13. Процедуры действий при выходе из строя рулевой машины.. 289

8.5.14. Процедуры действий при выходе из строя ДАУ ГД ли машинного телеграфа. 289

8.5.15. Процедуры действий при смещении груза. 289

8.5.16. Процедуры действий при оставлении судна. 290

8.5.17. Процедуры эвакуации людей из замкнутых пространств. 290

8.5.18. Процедуры по оказанию помощи, включая спасательные операции. 291

8.5.19. Процедуры действий при заболеваниях и травмах с угрозой смертельного исхода и смертельным исходом 293

8.5.20. Процедуры действий при задержании и аресте. 297

8.5.21. Процедуры действий при передаче сообщений с судна. 297

8.5.22. Процедуры, предпринимаемые при невыполнении скорости, перерасхода бункера, при постановке судна к небезопасному причалу и направлении в небезопасный порт. 298

8.5.23. Процедуры по оформлению несчастных случаев на судне. 298

9. ПЛАВАНИЕ СУДНА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ.. 299

9.1. Общие понятия. 299

9.2. Плавание судна при ограниченной видимости. 299

9.3. Плавание судна в районе со стесненными условиями. 300

9.4. Плавание судна в районе действия системы управления (регулирования) движением судов. 301

9.5. Плавание судна установленными путями. Плавание судна в системе разделения движения судов. 302

9.6. Процедуры действий перед выходом судна из порта и входом в порт. 302

9.7. Процедуры постановки судна на якорь. 303

9.8. Процедуры по приему и высадке лоцмана. 304

9.9. Особенности плавания судна в штормовых условиях. 304

9.10. Особенности плавания судна во льдах. 305

9.11. При осуществлении плавания под проводкой ледокола. 306

10. СУДОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЛИСТЫ (ЧЕК-ЛИСТЫ) 307

10.1. Общие требования. 307

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 344


В В Е Д Е Н И Е

Регламентация морского судоходства характеризуется появлением массы международных документов. В подавляющем составе - это решения ММО, важнейшей обязанностью которой является обеспечение безопасности международного судоходства. Ее документы охватывают практически все вопросы обеспечения безопасности на море и защиты среды. Они содержат положения и обязательства для всех уровней пользователей, включая правительственный аппарат, классификационные общества, управляющих судоходными компаниями, работников портов и моряков, эксплуатирующих суда.

Деятельность, как и само существование, Международной морской организации (ММО) не известна подавляющему большинству людей мировой общественности, поскольку эта Организация действует в сфере морского торгового мореплавания. Однако следует признать, что и в самих морских кругах представление об этом весьма неоднозначно. Зачастую даже руководящие работники мореходных предприятий и учреждений, знакомые с основными конвенциями, не имеют общего представления о характере деятельности ММО в целом; в этом отношении капитаны и командный состав флота обладают, как правило, еще более скудными и отрывочными знаниями.

До недавнего прошлого с таким положением еще можно было мириться. Но времена изменились; деятельность ММО охватила все стороны мирового судоходства и глубоко проникла даже в особенности эксплуатации морских судов, чему немало способствовал ряд факторов:

- изменение статуса самой организации (с уровня межправительственной консультативной на уровень международной);

- изменение статуса большинства решений ММО (с рекомендательного на обязательный);

- принятие поправок к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) об обязанности судовладельцев осуществлять политику безопасной эксплуатации флота (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ));

- принятие поправок к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, установившей высокие стандарты подготовки и обучения моряков, систем их дипломирования, а также выполнения моряками их обязанностей при несении вахты;

- учреждение практически глобально действующего института контроля состояния судов и их экипажей и соответствия их конвенционным требованиям (Парижский и другие меморандумы о взаимопонимании).

Все это привело к тому, что работа национальных флотов без учета решений ММО стала немыслимой. В этом свете понимание задач и общей направленности действий ММО, а также смысла и содержания решений ММО, становится необходимым для специалистов морского дела практически всех уровней. Сущность решений и документов ММО заслуживает специального изучения в морских учебных заведениях.

В документах ММО (конвенции, кодексы, руководства, революции и т.п.) обычно используется " технико-юридический" лексикон. Это вызывает у их пользователей-практиков определенные затруднения в отношении как общего понимания назначения документов и их специфических деталей, так и использования перекрестных ссылок одного на другой. Эти затруднения усиливаются еще и по той причине, что некоторые документы ММО регулируют либо вовсе новые, либо получившие кардинальное развитие существующие аспекты морской практики, недостаточно известные пользователям.

Никто не осмелится отрицать, что главные цели создания и деятельности ММО - охрана человеческой жизни на море и защита морской среды от техногенного воздействия высоки и благородны. Постепенно это начинает осознаваться и за пределами морского сообщества: к настоящему времени ММО зарекомендовала себя, как одна из наиболее эффективно действующих международных организаций. На пути к своей цели Организация сумела проявить гибкость и целеустремленность в своих действиях. Нельзя забывать, что многие, казалось бы, чисто технические вопросы, в ряде случаев имели за собой серьезную экономическую и иногда даже общественно-политическую подоплеку. Нельзя также забывать и о том, что принятие решений происходило при наличии различных точек зрения, обусловленных разными подходами и оценками, в условиях одобрения и, наоборот, сопротивления. Достижение практически глобально-признанных решений является бесспорной заслугой ММО и, с другой стороны, свидетельствует о плодотворности борьбы мнений, если эта борьба направляется общей целью и разумными процедурными рамками.

Для того чтобы принятые решения стали работать на общество, их надо претворять в жизнь. Задействование решений ММО происходит во всех сферах морской индустрии и является непрерывным процессом, соотносящимся с научно-техническим прогрессом и с социальным заказом. Однако следует отметить, что если в прошлые годы основная забота по внедрению решений ММО ложилась на морские администрации, признанные организации и судоходные компании, то теперь к исполнению решений становится причастен и плавсостав - как экипажи судов в целом, так и сами моряки.

Наблюдающееся в последние годы ужесточение контроля судов со стороны государств порта происходит как за счет увеличения числа контролируемых судов, так и за счет расширения содержания инспекций. Если раньше при проведении инспекций основной упор делался на проверку соответствия конвенционным положениям технического и функционального состояния судов и их оборудования, то теперь в равной степени проверяются профессионализм моряков и способность их грамотного участия в коллективных действиях экипажа при выполнении обычных судовых операций, а также в экстремальных ситуациях.

Морское сообщество ужесточило контроль за выполнением конвенционных требований, и сейчас он приобрел поистине глобальный характер. В отношении судов, не соответствующих конвенционным стандартам или не выполняющих конвенционные требования, применяются жесткие санкции, вплоть до запрета выхода их в плавание.

Таким образом, знание и исполнение конвенционных положений становится обязательным для включения в круг профессиональных и должностных обязанностей морских специалистов всех уровней. Можно считать, что это будет важным шагом в намечаемой ММО на будущее очередной цели - в создании и развитии " культуры безопасности" морского судоходства как неотъемлемого его качества.

Только изучив конвенционные положения, моряки сумеют правильно понять высокие цели ММО, оценить перспективность принимаемых решений и осуществить их в своей работе.

ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.