Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекция и абилитация функциональной специализации задних отделов мозга и межполушарных взаимодействий (2-й ФБМ)






В данном параграфе мы продолжаем обсуждать схему внедрения метода замещающего онтогенеза, акцентируя ту его часть, которая максимально ориентирована на коррекцию функциональной специа­лизации правого и левого полушарий мозга (его задних отделов) и их взаимодействия. Выше этот блок был обозначен как «навешанные кон­струкции», то есть технологии, которые в отличие от ранее описан­ных внедряются в процесс психолого-педагогического сопровожде­ния избирательно, в зависимости от исходного синдрома. Хотя следу­ет отметить, что в современной детской популяции очень редко мож­но встретить вариант отклоняющегося развития, не связанный с дизонтогенезом межполушарных взаимодействий на уровне 2-го фун­кционального блока мозга.

Итак, уделив в начале коррекционного курса максимальное вни­мание формированию межполушарных и подкорково-корковых взаи­модействий на базовом, субкортикальном уровне (посредством сенсо-моторных синергических и реципрокных интеграции), мы можем на­чинать внедрение специальных когнитивных процедур более высоко­го порядка. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундамен­том. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный и слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представ­ления и речь.

Во всех случаях на этом уровне мы ориентированы на коррекцию и абилитацию операциональных компонентов любого из перечислен­ных процессов. Например, в речи это интонационно-мелодические,


96 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

жесто-мимические, кинестетические (артикуляционные), кинетичес­кие, номинативные, логико-грамматические, вербально-мнестичес-кие аспекты и фонематический слух.

Мы еще не говорим о формировании самостоятельного речевого высказывания, регулирующих и обобщающих факторах речи и т.п. Ведь для того, чтобы были созданы предпосылки для их активизации, ребенок должен нас (и себя, кстати) услышать, повторить, понять и запомнить сказанное. Кроме того, перечисленные факторы, как изве­стно, — епархия 3-го ФБМ; следовательно, их формирование адек­ватно в едином контексте с другими процедурами и упражнениями, ориентированными на оптимизацию функционального статуса этих систем мозга.

Мы уже в достаточной степени овладели предвербальными про­цессами и механизмами (тонус, подвижность, общий сенсомоторный репертуар речевого аппарата, дыхание, слюноотделение и т.п.), опос­редуемыми 1-м ФБМ. Хотя и не останавливаемся на достигнутом и продолжаем (в свернутой форме) выполнение этих упражнений. Но теперь мы удерживаем в центре нашего внимания:

—операциональные звенья (факторы) собственно речевого акта
(равно как и любой другой когнитивной функции) как таковые и в
их иерархической зависимости от онтогенетически более рано- или,
напротив, поздносозревающих;

—их консолидацию в пределах одной функции и в межфункцио­
нальном аспектах: например, письмо инвариантно включает гности­
ческие, двигательные, речевые, мнестические факторы.

Рассмотрим в заданном контексте несколько примеров межполу-шарного факторогенеза, опосредуемого на уровне 2-го функциональ­ного блока мозга. Всем известно, что фонематический слух является классическим примером левополушарнои локализации психологичес­кого фактора у правшей. Но очевидно, что, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения, он должен на первых этапах онтогенеза сформироваться и автоматизироваться как тональное звукоразличе-ние; звуковая дифференцировка бытовых и природных шумов, голо­са человека; наконец, восприятие просодики маминой речи в разных ситуациях, в зависимости от близости ее тела, собственного телесно­го комфорта/дискомфорта и т.п.

Иными словами, факторогенез фонематического слуха до его фокусировки в левом полушарии должен быть максимально обеспе­чен прелингвистическими правополушарными компонентами, «пре-вербитумом» (по М. Критчли), всесторонним взаимодействием ребен­ка с окружающим миром, где все имеет свое «имя», и введением в


Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 97

действие механизма межгемисферного переноса. Как доказывают ней-ропсихологические исследования, именно дефицит или несформиро-ванность последнего могут приводить к грубейшим задержкам рече­вого развития, в частности, по сенсорному типу.

Другим очевидным примером служит становление межполушар-ного обеспечения пространственных представлений как целостной функциональной системы. До того как в обиходе ребенка появятся слова «выше», «вниз», «вперед», «голова», «левая рука» и т.д., то есть актуализируются соматорефлексия и вербальная маркировка про­странства (левое полушарие), в правом должны в полной мере сфор­мироваться соматогнозис и обобщенный полимодальный перцептив­ный образ телесного и опто-мануального непосредственно-чувствен­ного взаимовлияния с объектами внешнего пространства.

Или известный всем феномен зеркальности, который демонстри­руют практически все дети в процессе усвоения букв и цифр. Он яв­ляется не чем иным, как отражением равноправного сосуществования в правом и левом полушариях мозга перцептивных и мнестических «двойных энграмм» (по М. Газзаниге). Это факт несформированности функциональной асимметрии мозга, а следовательно, локуса правопо-лушарного контроля за направлением процессов восприятия и памяти.

Общеизвестно, что данный дефицит элиминируется вслед за ста­билизацией доминантной роли правого полушария по отношению к широкому спектру пространственных факторов и к опережающей первичной симультанной обработке (по Э.А. Костандову) любого сти­мула. Это приводит к стагнации вектора восприятия от левой стороны перцептивного поля к правой и закономерному подавлению «двойных энграмм». Очевидно, что одновременно происходит возрастание до­минантной роли левого полушария по отношению к реализации зна­ковых программ (каковыми являются буквы и цифры). В условиях того или иного дефицита межполушарных взаимодействий «зеркальные» феномены не исчезают естественным путем, но продолжают актуали­зироваться длительное время, вплоть до момента, когда ребенок на­учится произвольно контролировать такие ошибки, то есть обсуждае­мый вектор восприятия так и не становится автоматизмом.

Итак, в обоих случаях мы видим реализацию той модели, которая рассматривалась при обсуждении общей теории онтогенеза межполу­шарных взаимодействий. И констатируем, что онтогенез любого пси­хического процесса в горизонтальном ракурсе стремится от правого полушария к левому. Кроме того, он «фокусируется», дифференциру­ется в левом полушарии, становясь последовательно развивающимся во времени (сукцессивным) только после того, как произойдет его диффузное, полимодальное, симультанное разворачивание в правом.

4 _ 4794


98 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития

Для понимания логики коррекционно-абилитационного маршрута в соответствии с этой системно-функциональной церебральной дина­микой обратимся к нейропсихологическим технологиям, ориентиро­ванным на оптимизацию: 1) речи в ее взаимодействии с другими пси­хическими функциями и системами; 2) пространственных представ­лений. Общеизвестно, что именно эти когнитивные процессы наибо­лее уязвимы для любого дизонтогенетического эксцесса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.