Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные характеристики мусульманской правовой системы






Мусульманское право получило свое начало в системе предписаний верующим в Аллаха - шариате. Главным источником права в мусульманских государствах и по сей день, являются религиозные писания: Сунна, Коран и т.д.

Такое сильное влияние религии на право нет ни в одной другой системе права. Именно поэтому система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы.

Это воздействие распространяется не только на саму систему, но и на граждан мусульманских государств, и на правоведов. Если европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом.

В основе мусульманского права лежит четыре источника:

Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;

Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульман;

Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками. Таким суждениям предается законный, общественный характер.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом.

Также в данной правовой системе нет деления на частное и публичное право, на общее право и право справедливости. Здесь имеются другие принципы структурного объединения.

В мусульманском праве также имеется отраслевое деление, но со своими особенностями. Например, существует отрасль «право личного статуса», которая включает в себя решение семейных и наследственных отношения, или отрасль «властных норм» - сфера государственного и административного права.

Занятно еще и то, что норма права, основанная на религиозных догмах, не в коем случаем не может меняться, ни при каких обстоятельствах. Но ведь многие нормы, записанные в шариате, просто-напросто устарели! И что же делать в этом случае?! В этом и состоит искусство судей. Они находят различные «лазейки», юридические уловки и другие приемы, чтобы, не нарушая отдельные пункты нормы, добиться противоположного результата.

Исходя из всего выше сказанного, можно заключить, что мусульманское право очень во многом зависит от религиозных писаний и это мешает ей развиваться и меняться с той скоростью, которую требует современный мир. Конечно, последнее время на развитие правовой системы мусульманских государств влияют правовые системы Запада - романо-германское и общее (традиционное) право. Но законодатель и суды все равно ограничены в своих действиях религией, а население государств данной правовой семьи отказываются принимать те нормы, которые, по их мнению, противоречат нормам религии. Поэтому можно сказать, что мусульманская правовая система имеет множество пробелов, которые порой нет возможности устранить, здесь нет прецедентов, которые давали бы какие-то общее представление о том, как решать те или иные дела.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.