Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инженерная графика

Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ КИНОВИДЕОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

Методические указания и контрольные задания
для студентов заочной формы обучения

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности СПО 55.02.01 «Театральная и аудиовизуальная техника»

базовой подготовки

 

Санкт-Петербург

2015г

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 55.02.01 «Театральная и аудиовизуальная техника» разработаны в соответствии с программой общеобразовательной дисциплины профессионального цикла ОП.01 «Инженерная графика»

Организация-разработчик: Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж
Санкт-Петербургского государственного институт кино и телевидения

Разработчик: Качурина Александра Ильинична, преподаватель СПб КВТК

Лозовская Вера Григорьевна, преподаватель СПб КВТК

 

 

Рекомендована: Цикловой методической комиссией:

протокол № ___ от «____» _____________ _______ года

Председатель ЦМК ____________________ Т.П. Григорьева

Учебно-методическим советом колледжа,

протокол № ___ от «____» _____________ _______ года

Председатель УМС ____________________ Л.Д. Галичина

 

Утверждена: Заместитель директора колледжа по УМР,

____________________ Л.Д. Галичина

«____» _____________ _______ года

 

©

©

©

©

©

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Общие методические указания...............................................................................................4

2 Примерный тематический план..............................................................................................7

3 Вопросы для самопроверки......................................................................................................8

4 Методические указания к выполнению контрольной работы №1.......................................11

4.1 Лист 1.1 «Титульный лист»............................................................................................12

4.2 Лист 1.2 «Контур детали»...............................................................................................12

4.3 Лист 1.3 «Проекции геометрических тел»....................................................................13

4.4 Лист 1.4 «Комплексный чертеж модели».....................................................................15

4 5 Лист 1.5 «Простые разрезы».........................................................................................16

Задание к листу 1.2.............................................................................................................19

Задание к листу 1.3.............................................................................................................20

Задание к листу 1.4.............................................................................................................22

Задание к листу 1.4............................................................................................................24

Список литературы............................................................................................................27

Приложение А. Титульный лист.......................................................................................28

Приложение Б. Чертежный шрифт....................................................................................29

 

1 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Программа дисциплины «Инженерная графика» предусматривает изучение правил графического оформления чертежей в соответствии с требованиями ГОСТов и ЕСКД, теоретических основ геометрического, проекционного и машиностроительного черчения,

технического рисования, а также приобретение студентами практических навыков по технике выполнения чертежей.

Дисциплина «Инженерная графика» является базой для изучения общепрофессиональных специальных дисциплин, изучаемых в среднем специальном учебном заведении, и позволяет студенту развить пространственное мышление, необходимое для активной творческой деятельности будущего специалиста.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

· читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности;

· выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекций точек, лежащих на их поверхности;

· выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей и узлов в ручной и машинной графике;

· выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем;

· использовать полученные знания при выполнении конструкторских документов, курсовых, расчетно-графических и выпускных квалификационных работ

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

· правила разработки, выполнения, оформления и чтения конструкторской документации;

· способы графического представления пространственных образов и схем;

· законы, методы и приемы проекционного черчения;

· требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД);

· правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем.

Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 55.02.01 «Театральная и аудиовизуальная техника» и овладению профессиональными компетенциями:

ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки художественно-технологического проекта.

ПК 1.2. Осуществлять процесс технического проектирования с учетом современных тенденций в области искусства.

ПК 1.4. Разрабатывать техническое решение творческого проекта.

ПК 2.1. Применять различные технологии, графические и другие материалы с учетом их свойств.

ПК 2.2. Выполнять схемы и чертежи художественно-технического проекта или его отдельные элементы.

ПК 2.3. Конструировать художественно-технический проект с учетом возможностей его реализации, выполнять необходимые схемы.

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использовать информационно–коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллеги, руководством.

ОК. 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК. 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Учебным планом заочного обучения предусматривается следующее распределение нагрузки:

Максимальное количество часов, отведенное учебным планом на изучение дисциплины  
в том числе аудиторная (обязательная) работа  
в том числе самостоятельная работа  
в том числе практические занятия  
Форма контроля Дифференцированный зачет

 

В процессе обучения студенты должны выполнить домашнюю контрольную работу №1

Завершающей формой контроля знаний по данной дисциплине являются две итоговые контрольные работы, которые выполняются в аудитории во время экзаменационной сессии. Контрольная работа № 2 включают в себя элементы тем, изучаемых в соответствии с примерным тематическим планом в тестовом режиме. Контрольная работа № 3 представляет собой выполнение графической работы по деталированию на формате А3. В классных контрольных работах студент должен продемонстрировать полученные умения и навыки.

Домашняя контрольная работа составлена по десятивариантной системе. Вариант выбирают по последней цифре шифра студента. Если последняя цифра шифра ноль, следует выбирать десятый вариант.

Контрольная работа №1 брошюруется, складывается до формата А4 и высылается в колледж на рецензирование. Работа высылается в полном комплекте. Отдельные листы не рецензируются и не зачитываются Работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается.

Если студент, изучая материал, не может самостоятельно разобраться в каком либо вопросе, следует обратиться за консультацией в колледж (письменно или устно).

Не зачтенную контрольную работу нужно исправить или переделать в зависимости от указаний преподавателя и послать на проверку повторно.

Студент должен хранить зачтённую контрольную работу до предъявления на итоговой контрольной работе. В случае утери работа выполняется повторно.

Для выполнения чертежей необходимы специальные чертежные приборы, инструменты, принадлежности и материалы. Желательно для выполнения контрольных работ по дисциплине «Инженерная графика» иметь:

-чертежную бумагу формата А3 (Формат А4 получается делением формата А3 пополам);

-карандаши чертежные М, ТМ, М (B, HB, H)

- мягкую резинку для карандаша.

-два угольника с углами 30°, 60°, 90 и 45°, 45°, 90°,

- линейку 30 см,

- готовальню с самым минимальным количеством инструментов (циркуль, измеритель)

 

 

2 ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Рабочая программа дисциплины «Инженерная графика»

Раздел 1. Геометрическое черчение

Тема 1.1. Основные сведения по оформлению чертежей

Тема 1.2. Чертежный шрифт и нанесение надписей на чертежах

Тема 1.3. Основные правила нанесения размеров

Тема 1.4. Геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей

Раздел 2. Проекционное черчение (Основы начертательной геометрии)

Тема 2.1. Проецирование точки. Комплексный чертеж точки.

Тема 2.2. Проецирование отрезка прямой. Комплексный чертеж отрезка

Тема 2.3. Проецирование плоскости

Тема 2.4. Аксонометрические проекции

Тема 2.5. Проецирование геометрических тел

Тема 2.6. Сечение геометрических тел плоскостями.

Тема 2.7. Взаимное расположение геометрических тел.

Тема 2.8. Проекции моделей.

Раздел 3. Элементы технического рисования

Раздел 4. Машиностроительное черчение

Тема 4.1. Правила разработки и оформления конструкторской документации

Тема 4.2.Изображения - виды, разрезы сечения.

Тема 4.3. Резьба, резьбовые изделия.

Тема 4.4. Разъемные и неразъемные соединения деталей

Тема 4.5. Эскизы деталей и рабочие чертежи

Тема 4.6. Чертежи общего вида и сборочные чертежи

Тема 4.7. Чтение и деталирование сборочного чертежа.

Раздел 5. Чертежи и схемы по специальности

Тема 5.1 Кинематические и электрические схемы по специальности.

Тема 5.2. Элементы строительного черчения.

 

3 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

Перечень вопросов, обязательных к изучению по разделу 1

1. Какой стандарт устанавливает размеры листов, на которых выполняются чертежи? Как оформляется формат и где располагается основная надпись?

2. Какие форматы считаются основными? Что такое дополнительный формат?

3. Что такое масштаб изображения предмета на чертеже? Какой стандарт устанавливает масштабы?

4. Назовите масштабы увеличения и уменьшения.

5. Какой стандарт устанавливает линии чертеже? Назовите типы линий, их начертание, толщину и назначение.

6. Какой стандарт устанавливает чертежные шрифты?

7. Какой параметр шрифта является его основным размером?

8. Каков вид и размеры размерной стрелки на чертеже?

9. Как располагаются размерные числа по отношению к размерным линиям? В каких случаях линейные и угловые размеры наносятся на полочках-выносках?

10. В каких единицах измерений указывают на чертежах линейные и угловые размеры?

11. Каковы минимально допустимые расстояния между параллельными размерными линиями и между размерной линией и линией видимого контура?

12. Как поступить, если при нанесении размеров недостаточно места для нанесения размерных стрелок или размерных чисел?

13. Какими знаками обозначают диаметр, радиус, сфера, квадрат, уклон, конусность и каковы размеры соответствующих знаков по отношению к размерным числам?

14. Как разделить окружность на 4 и 8 частей; на 3 и 6 частей?

Перечень вопросов, обязательных к изучению по теме 2

1. Назовите известные вам методы проецирования.

2. В чём состоит отличие центрального проецирования от параллельного прямоугольного или косоугольного проецирования?

3. Назовите основные плоскости проекций.

4. Что называется проекцией точки и как эта проекция образуется?

5. Что такое комплексный чертеж и каковы правила его построения? Что такое линии связи?

6. Какие прямые называются прямыми общего положения, прямыми уровня, проецирующими прямыми? Каковы их характерные признаки при изображении их на комплексном чертеже?

7. Что называют аксонометрической проекцией?

8. Какой метод проецирования используют для получения фронтальной диметрической проекции?

9. Как называется изображение, полученное путем прямоугольного проецирования предмета вместе с координатными осями на аксонометрическую плоскость?

10. Перечислите сходства и различия диметрической и изометрической проекций.

11. Как располагаются оси при построении косоугольной фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической проекций?

12. Какие размеры откладывают вдоль осей фронтальной диметрической и изометрической проекций?

 

Перечень вопросов, обязательных к изучению по теме 3

1. Чем отличается технический рисунок от аксонометрических проекций?

2. Какими правилами пользуются при выполнении технических рисунков?

3. Назовите способы передачи объема на техническом рисунке.

Перечень вопросов, обязательных к изучению по теме 4

1. Что называется видом? Какие шесть видов являются основными и как они располагаются на чертеже?

2. Какой вид называется главным и как он выбирается? В каком случае и как подписывают основные виды?

3. Какие виды называются дополнительными и местными?

4. Как указывается на чертеже направление, по которому строится дополнительный вид? Когда применяется на чертеже знак «повернуто»?

5. Как выглядит значок «повернуто»?

6. Какое изображение предмета называют разрезом? Для чего применяют на чертеже разрезы?

7. Как классифицируются разрезы в зависимости от расположения секущей плоскости относительно плоскостей проекции?

8. В чем отличие ступенчатого разреза от ломаного?

9. Как обозначается секущая плоскость и разрез в простых и сложных разрезах?

10. В каких случаях секущая плоскость и разрез на чертеже не обозначаются?

11. В каких случаях допускается соединять на чертеже часть вида и часть разреза? Когда в таких случаях часть вида и часть разреза соединяются с осевой линией, и когда – сплошной волнистой линией?

12. Как выполняется разрез, если ребро предмета совпадает с осевой линией?

13. Какой разрез называется местным, для чего он используется и как выполняется?

14. Как производится штриховка в разрезах?

15. В каких случаях в разрезах отдельных конструкторских элементов предмета штриховку не выполняют?

16. Какое изображение предмета называют сечением и для чего применяют сечение?

17. Какие сечения называют вынесенными, а какие наложенными? В чем состоит их различие?

18. Как образуется резьба? Назовите виды стандартных резьб.

19. Какими основными параметрами характеризуется резьба?

20. В чем заключается основная условность изображения резьбы на чертеже?

21. Чем отличается условное изображение резьбы на стержне от условного обозначения резьбы в отверстии?

22. Как на чертеже наносится обозначение метрической резьбы?

23. Эскиз детали. Правила выполнения эскиза.

24. Чертеж детали и его отличие от эскиза.

25. Сборочный чертеж, его назначение и порядок выполнения.

26. Требования, предъявляемые к сборочным чертежам.

27. Номера позиций и их расположение на чертеже.

28. Спецификация, ее назначение и разделы.

 

Перечень вопросов, обязательных к изучению по теме 5

1. Виды схем, их назначение.

2. Основные правила выполнения схем

3. Особенности строительного черчения

 

4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

 

Контрольная работа выполняется на 4 листах

Перечень листов Содержание Формат
1-1 Титульный лист А4
1-2 Контур детали А4
1-3 Проекции геометрических тел А3
1-4 Комплексный чертеж модели А3 или А4
1-5 Простые разрезы А3

 

Каждый лист оформляется рамкой с основной надписью, расположенной в правом нижнем углу (Рис. 1) по индивидуальным вариантам задания.

Чтобы правильно сложить и сброшюровать контрольную работу (Рис.2) надо:

- для вертикально расположенного формата вверх отмерить отрезок 297 мм, справа – 190 мм, слева – 43 мм;

- для горизонтально расположенного формата справа отмеряем 190 мм, а слева 43 мм

Рисунок 2 – Складывание формата А3 для брошюрования по ГОСТ 2.501-88

Все листы, кроме первого, оформляются рамкой и основной надписью (Рис.3)

Рисунок 3 – Образец основной надписи по ГОСТ 2.104-2006

1 – наименование чертежа; 2 – обозначение чертежа, состоящее из индекса раздела черчения (например, ГЧ – геометрическое черчение, ПЧ – проекционное черчение, МЧ – машиностроительное черчение), номер задания, номер шифра; 3 – обозначение материала; 4 – литера (например, У – учебный), 5 – масса; 6 – масштаб; 7 – номер листа; 8 – количество листов; 9 – название учебного заведения (например КВТК); 10 – исполнитель; 11, 12 – подписи; 13 – дата. Графы 14, 15, 16, 17 и 18 в учебных чертежах не заполняется.

 

Работать над выполнением чертежей нужно в определенной последовательности: сначала ознакомиться с содержанием и образцом листа, найти свой вариант, изучить методические указания, ответить на вопросы для самопроверки по изучаемой теме. Затем приступить к вычерчиванию листа.

 

4.1 ЛИСТ 1-1 «ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ»

Титульный лист является первым листом документа. Форма титульного листа дана в приложении А.

 

4.2 ЛИСТ 1-2 «КОНТУР ДЕТАЛИ»

Содержание листа. На чертежной бумаге формата А4 вычертить контур детали, применяя правила деления окружности на равные части. Проставить размеры.

Цель задания. Изучить правила выполнения геометрических построений, необходимых для построения контура детали.

Порядок выполнения листа. Варианты задания выбирают по таблице 1.

Начертить рамку и основную надпись, начертить по своему варианту контур детали. Обратите внимание на композицию чертежа: изображения должны быть расположены равномерно без «пустых» и слишком заполненных углов. Построение выполняйте тонкими линиями, затем обведите чертеж и заполните основную надпись чертежным шрифтом (Приложение Б).

Методические указания. При вычерчивании контура детали вспомните правила деления окружности на равные части. Обводку контура детали выполняют с помощью циркуля.

 

 

Деление окружности на 4 и 8 равных частей э Деление окружности на 3 и 6 равных частей
Деление окружности на 5 равных частей Деление окружности на 7 равных частей

Рисунок 4 – Деление окружности на равные части с помощью циркуля

 

4.3 ЛИСТ 1-3 «ПРОЕКЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ»

 

Содержание листа. Выполнить комплексный чертеж группы геометрических тел в трех видах на чертежной бумаге формата А3. Поставить необходимые размеры.

Цель задания: изучить проецирование геометрических тел в прямоугольных проекциях. Ознакомиться с элементами геометрических тел (грань, ребро, вершина, высота, основание и т.д.)

Порядок выполнения листа. Образец выполнения третьего вида показан на рис.5. Варианты выбрать по таблице 2. Перечертить два вида геометрических тел и построить третий вид (слева). Нанести размеры. Построение выполняйте тонкими линиями, затем обведите чертеж и заполните основную надпись чертежным шрифтом.

 

Рисунок 5 – Образец листа 1-3

 

Методические указания. Изображения предметов геометрических тел выполняют методом прямоугольного проецирования. При этом изображаемый предмет располагают между глазом наблюдателя и плоскостью проекций, через все точки предмета проводят проецирующие лучи под прямым углом к плоскости проекций и получают прямоугольную проекцию на плоскости.

Во многих случая, чтобы понять форму предмета, бывает недостаточно одной проекции. Наиболее полное представление о предмете дает проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Расположение плоскостей проекций показано на рис. 6.

Изучив, как строят проекции точек, отрезков прямых, плоских фигур, т.е. элементов, которые образуют различные предметы, можно перейти к рассмотрению способов получения прямоугольных проекций самих предметов.

Рисунок 7 – Образование комплексного чертежа

На рис.7а показано проецирование предмета на три плоскости проекций. Предмет расположен в пространстве внутри трехгранного угла, образованного плоскостями проекций. Спроецировав предмет на плоскости проекций, мысленно поворачиваем плоскости вокруг линий их пересечения (осей проекций) до совмещения. Чтобы все изображения предмета получились на одной плоскости, как показано на рис.7б (комплексный чертеж)

 

 

4.4 ЛИСТ 1-4 «КОМПЛЕКСНЫЙ ЧЕРТЕЖ МОДЕЛИ»

Содержание листа. Выполнить комплексный чертеж модели по наглядному изображению. Невидимый контур показать штриховыми линиями. Построить изометрическую проекцию модели. На комплексном чертеже поставить необходимые размеры. Работа выполняется на листе чертежной бумаги формата А3.

Цель задания: Научиться выполнять чертежи по наглядным изображения модели и строить изометрию.

Порядок выполнения листа. Образец выполнения показан на рис. 8. Начертите рамку и основную надпись. Найдите свой вариант по таблице 3. Проведите оси проекций, начертите три вида модели в тонких линиях. Начертите изометрическую проекцию модели. Нанесите необходимые размеры. Обведите чертеж. Заполните основную надпись чертежным шрифтом.

Рисунок 8 – Образец листа 1-4

Методические указания. При построении комплексного чертежа модели необходимо вспомнить, как образуется комплексный чертеж (Рис.7). Перед тем, как начать построение чертежа в изометрической проекции, изучите правила построения аксонометрических проекций, рассмотрите примеры построения в изометрии плоских фигур (квадрата, треугольника, шестиугольника, окружности). В изометрии аксонометрические оси создают между собой углы, которые равны 120 градусам. Коэффициент искажения по всем трем осям принимается за 1.

Рисунок 9 – Положение осей в изометрии.

 

 

4.5 ЛИСТ 1-5 «ПРОСТЫЕ РАЗРЕЗЫ»

Содержание листа. По двум видам построить третий вид и выполнить необходимые разрезы. Поставить необходимые размеры. Работа выполняется на листе чертежной бумаги формата А3.

Цель задания. Закрепить знания и навыки проецирования моделей в прямоугольных проекциях; научиться построению третьего вида по двум заданным. Ознакомиться с основными правилами выполнения разрезов.

Порядок выполнения листа. Образец дан на рис.10. Варианты определяют по таблице 5

Начертите рамку и основную надпись.

Перечертите данные два вида (главный и вид сверху). Внимательно изучите все элементы модели.

Мысленно представьте общий вид модели (можно сделать зарисовку по типу аксонометрии на отдельном листе).

Дочертите третий вид (вид слева), сделайте разрез. Нанесите размеры. Заполните основную надпись.

Рисунок 10 – Образец листа 1-5

 

Методические указания. При построении третьего вида по двум данным нужно сначала хорошо представит себе форму детали в целом. Для этого необходимо выяснить, какие геометрические тела составляют данную деталь, мысленно расчленить деталь на составляющие ее геометрические тела, представить себе, как эти тела будут изображаться на третьем виде. Для того, чтобы правильно понять форму детали, необходимо два данных вида рассмотреть одновременно, т.е., найдя какой-либо элемент на главном виде, посмотреть, как он проецируется на вид сверху.

Приступая к выполнению листа 1-5, изучите правила построения разрезов. Рассмотрите примеры образования и правила выполнения простых разрезов.

Изображения на чертежах должны давать ясное представление о внешнем и внутреннем устройстве предмета. Внутренние очертания, невидимые снаружи, показывают штриховыми линиями. Однако при изображении деталей со сложным внутренним устройством большое количество штриховых линий затрудняет чтение чертежа. Чертеж детали можно сделать более ясным и наглядным применив разрез.

Разрезом называется изображение предмета, мысленно рассеченного одной или несколькими секущими плоскостями. На разрезе показывают то, что получается в секущей плоскости, и то, что расположено за ней. Отсеченную часть предмета, расположенную между глазом наблюдателя и секущей плоскостью, мысленно удаляют. Мысленное рассечение предмета относится только к данному разрезу и не влечет за собой изменения других изображений того же предмета. Разрезы, выполненные одной секущей плоскостью, называются простыми.

В зависимости от положения секущей плоскости разрезы разделяют на горизонтальные, вертикальные, наклонные. Вертикальные разрезы делятся на фронтальные и профильные.

На рис. 11 показано образование горизонтального разреза. Деталь рассечена горизонтальной плоскостью. Верхняя часть детали удалена. На виде сверху изображена оставшаяся нижняя часть. Места, попавшие в секущую плоскость, заштриховывают. Штриховка выполняется под 45˚.

Рисунок 11 – Образование горизонтального разреза.

 

Образование фронтального разреза показано на рис.12. Деталь рассечена плоскостью, параллельной фронтальной плоскости проекций. Фигура сечения выделена штриховкой.

Рисунок 12 – Образование фронтального разреза

 

В тех случаях, когда необходимо выявить форму предмета лишь в отдельном узко ограниченном месте, применяют местные разрезы, которые ограничиваются волнистой сплошной линией. Эта линия не должна совпадать с контуром чертежа (рис.13).

Рисунок 13 – Пример местного разреза

Если разрез выполняется на симметричной фигуре, допускается соединять половину вида с половиной разреза (рис.14а). Границей между половиной вида и половиной разреза служит ось симметрии.

В случае совпадения проекции ребра с осью симметрии границей между частью вида и частью разреза на симметричной фигуре должна служить волнистая линия (14б).

При выполнении простых разрезов необходимо знать, в каких случаях разрезы обозначают надписями и в каких не обозначают.

 

Рисунок 14 – Пример разреза симметричной фигуры Рисунок 15 – пример обозначения разреза

буквами

 

Разрезы горизонтальные, фронтальные и профильные не обозначают, если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии предмета и соответствующие изображения расположены в проекционной связи, и обозначают, если секущая плоскостью не совпадает с плоскостью симметрии. При этом положение секущей плоскости указывается на чертеже разомкнутой линией. Ставят начальный и конечный штрихи (длина штриха 8 – 10 мм). Толщина обводки разомкнутой линии равна 1, 5 S, где S – толщина линии обводки контура.

На начальном и конечном штрихах, ближе к краю, ставят стрелки, указывающие направление взгляда. Выполненный разрез отмечают буквами по типу А-А (рис. 15).

Условности при выполнении разреза. Известно, что при изображении разреза та часть предмета, которая попадает в секущую плоскость, покрывается штриховкой. Есть исключения из этого правила: сплошные детали – винты, болты, заклепки, шпонки, валы, рукоятки и т. п. – в продольном разрезе показывают не рассеченными. Шарики всегда показывают не рассеченными. Как правило, на сборочных чертежах показывают не рассеченными гайки, шайбы, болты и т.п.). Такие элементы, как спицы маховиков, шкивов, зубчатых колес, тонкие стенки типа ребер жесткости и т.п., показывают незаштрихованными, если секущая плоскость направлена вдоль оси или длинной стороны такого элемента.

 

5 ЗАДАНИЕ К ЛИСТУ 1 - 2

Таблица 1

   
    4
  6
    8  
  10

 

6 ЗАДАНИЕ К ЛИСТУ 1 - 3

Таблица 2

 

 

 

Окончание таблицы 2

   
   

 

 

7 ЗАДАНИЕ К ЛИСТУ 1 - 3

Таблица 4

 

1     2
4
5 6  

 

Окончание таблицы 4

 

8
    10

 

8 ЗАДАНИЕ К ЛИСТУ 1 - 4

Таблица 5

 
3     4

 

 

Продолжение таблицы 5

 

5     6
7     8

 

 

Окончание таблицы 5

 

  10

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

1 ГОСТ 2.301 – 68. Форматы

2 ГОСТ 2.302 – 68. Масштабы

3 ГОСТ 2.304 – 81. Шрифты чертежные

4 ГОСТ 2.305 – 2008. Изображения – виды, разрезы, сечения

5 ГОСТ 2.306 – 68. Обозначения графические материалов и правила их нанесения на чертежах

6 ГОСТ 2.307 – 2011. Нанесение размеров и предельных отклонений

7 ГОСТ 2.104 – 2006. ЕСКД. Основные надписи

8 ГОСТ 2.109 – 73. Общие требования к чертежам

9 ГОСТ 2.701 – 2008. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению

10 ГОСТ 2.702 – 2011. ЕСКД. Правила выполнения электрических схем

11 Боголюбов С.К. Инженерная графика – М.: Машиностроение, 2009.

12 Боголюбов С.К. Черчение – М.: Машиностроение, 2003

13 Миронов Б.Г., Миронов Р.С. Инженерная графика – М.: Машиностроение, 2008.

14 Чекмарев А.А. Инженерная графика – М.: Высшая школа, 2000.

 

Дополнительные источники:

1 Березина Н.А. Инженерная графика: учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2010.

2 Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения – М.: Высшая школа, 1992.

3 Боголюбов С.К. Черчение и детализирование сборочных чертежей, альбом – М.: Машиностроение, 1996.

4 Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Черчение: учебное пособие. – М., Владос, 2003.

5 Куликов В.П. Инженерная графика. – М.: ИНФРА, 2010

6 Всезнающий сайт про черчение. Онлайн учебник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cherch.ru

7 Машиностроительное черчение. Инженерная графика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusgraf.ru

 

Приложение А

 

Министерство культуры Российской федерации

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ КИНОВИДЕОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Заочное отделение

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этап. Навесная переправа. | на лето 2015 – 2016 года




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.