Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы и перспективы центров социального обслуживания населения по повышению качества жизни пожилых людей






С целью изучения роли центров социального обслуживания населения по повышению качества жизни пожилых людей, нами было проведено исследование с использованием методов социологического исследования, как экспертный опрос и анкетирование пожилых людей.

В экспертном опросе приняли участие специалисты, работающие на территории города Улан-Удэ и Мухоршибирского района Республики Бурятии. Всего в исследование приняли участие 5 экспертов, ведущие профессиональную деятельность в учреждениях социального обслуживания и социальной защиты.

Экспертами выступили:

1. Хутаков Александр Романович, директор АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр «Доверие»;

2. Гармаева Светлана Бадмаевна, специалист по социальной работе АУСО РБ «Улан-Удэнский комплексный центр «Доверие»;

3. Бутуева Зинаида Арсентьевна, преподаватель Бурятского государственного университета, кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы, также теоретик и исследователь в области геронтологии.

4. Протасова Светлана Викторовна, заместитель начальника Отдела социальной защиты населения по Мухоршибирскому району;

5. Красинская Вера Ивановна, специалист по социальной работе, отделения социального обслуживания на дому, Отдела социальной защиты населения по Мухоршибирскому району.

В анкетирование приняли участие пожилые люди АУСО «Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие».

 

Характеристика пожилых людей АУСО «У-У КЦ «Доверие». В анкетирование приняли участие 40 респондентов в возрасте от 60 до 87 лет, среди них 20 женщин и 20 мужчин.

Мужчины пожилого возраста АУСО «У-У КЦ «Доверие» характеризируются:

1. Возраст их составляет от 60 до 75 лет;

2. Образование: 65 % респондентов имеют среднее профессиональное образование, 25 % респондентов среднее общее образование и 10 % высшее профессиональное образование;

3. Дети: 50 % респондентов не имеет детей, 50 % респондентов имеет 1-2 ребенка в возрасте старше 35 лет.

Женщины пожилого возраста АУСО «У-У КЦ «Доверие» характеризируются:

1. Возраст их составляет от 60 до 87 лет.

2. Образование: 60 % опрошенных имеет среднее профессиональное образование, 20 % респондентов среднее общее образование и 20 % высшее профессиональное образование.

3. Дети: 60 % опрошенных имеет 1-2 детей старше 37 лет и 40 % не имеет детей.

В своем исследовании мы постарались охватить социальную сферу от социальной политики до социальной защиты и обслуживания в области пожилых людей, для того чтобы наиболее полно выявить и раскрыть роль центров социального обслуживания по повышению качества жизни пожилых людей.

Первым методом социологического исследования стал экспертный опрос. Опросник состоял из 17 вопросов, разделенных на два блока:

1. Социальная политика в области социальной защиты пожилых людей;

2. Качество жизни пожилых людей.

Анализ первого блока. Первый блок состоял в характеристике социальной политики в области социального защиты пожилых людей, который состоял из 6 вопросов. На первый вопрос: «Как Вы считаете эффективно ли работает социальная политика в области социальной защиты пожилых людей?», все эксперты отметили, что да безусловно, социальная политика работает эффективно, что высокий темп старения населения, увеличение количества одиноких граждан среди лиц пожилого возраста и, как следствие, рост нуждающихся в социальных услугах, заставляет государство улучшать, развивать и внедрять новые инновационные, более эффективные меры и технологии работы с пожилыми людьми. Разрабатываются новые проекты, постановления, законы, среди которых последний закон о социальном обслуживании ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший силу 1 января 2015 года, эксперты отметили положительное отражение на работе, также отмечают что новый закон это стандарт для работы учреждений социального обслуживания «открыл поле для коммерческих и некоммерческих организаций, которые могут работать в социальной политике государства».

Подавляющее число экспертов ответили, что система социального обслуживания населения, сейчас находится на этапе развития, что это точно не начальный этап, также, что идет комплексное реформирование социальной политики в общем, так и социального обслуживания в частности.

На вопрос: «В какой степени удовлетворяет социальная политика потребностям пожилых людей?» эксперты ответили, что минимальным потребностям пожилых людей социальная политика удовлетворяет.

О проблемах и трудностях, стоящих перед системой социального обслуживания населения, эксперты отметили нехватку профессиональных кадров и добровольцев, которые могли бы помочь в организации социального обслуживания, так как рук социальных работников не хватает, а помощь требуется каждому пожилому человеку.

Второй блок экспертного опроса, который заключался в раскрытии качества жизни пожилых людей, который состоял из 11 вопросов.

О проблемах, сталкивающихся пожилые люди, эксперты отметили, это:

1. Финансовые трудности, в обеспечении хорошего уровня жизни;

2. Плохое состояние здоровья;

3. Социально-бытовые проблемы.

Также эксперты отметили, проблемы, с которыми пожилые люди приходят в центры социального обслуживания, это первая и самая важная проблема самообслуживания и жизнеобеспечения, так как зачастую пожилые люди имеют инвалидность, в следствие чего имеют бытовые проблемы; вторая проблема, это проблема одиночества, которая стоит также остро, как и проблема самообслуживания, некоторых стариков обманывали дети, тем что забирали их квартиры и выселяли на улицу, этим и обоснован факт, того что, некоторые пожилые люди попадали в центры социального обслуживания через реабилитационные центры для лиц без определенного места жительства.

Эксперты обосновали качество жизни пожилых людей в современном мире, как низкое, объясняя это тем что, многим пожилым людям не хватает средств к существованию, в особенности у городского населения, но попав в центры социального обслуживания у пожилых людей жизнь улучшается. Также эксперты предложили пути повышения качества жизни пожилых людей, это, во-первых, менять менталитет, не ждать от государства постоянно чего-то, а самим работать и менять свою жизнь, но это относится не ко всем пожилым гражданам; во-вторых, развитие учреждений социального обслуживания, которые непосредственно работают с пожилыми людьми.

Также эксперты отметили, что сумма доходов пожилых людей очень низкая, у большинства кроме минимальных пенсий, нет никакого другого обеспечения, их доходы не покрывают расходы в жизни, но в центрах социального обслуживания пожилых людей полностью обеспечивают, с учетом их доходов, то есть 75 % доходов пожилые люди отдают центрам социального обслуживания, а оставшие 25 % оставляют себе на личные нужды. Эксперты отметили, что пожилым людям в центрах социального обслуживания, доступна все необходимые продукты питания, кроме этого есть 4-хразовое питание и буфет, также у них есть возможность приобретать, все что им угодно на свои личные сбережения, а до прихода в учреждения социального обслуживания, многие жили впроголодь. Жилищные условия многих пожилых людей были плохие, у некоторых жилплощади даже не было, так как они были лицами без определенного места жительства, а учреждениях социального обслуживания им доступна личная комната, ванная комната, зона досуга и отдыха, библиотека.

По мнению, экспертов социальное самочувствие у многих лиц преклонного возраста плохое, они чувствуют себя одинокими и отчужденными, зачастую возвращаются в свои воспоминания о молодости, также на социальное самочувствие влияет разрыв в социальных связях после выхода на пенсию, но в учреждениях стационарного обслуживания работают психологи, социальные работники, которые помогают им выйти из депрессии и восстановить свой социальный статус. Также эксперты отметили обеспокоенность пожилых людей своим здоровьем, объясняя это мнительностью и даже тем, что пожилые люди привлекают к себе внимание таким образом.

О доступности платных социальных услуг эксперты ответили, что все пожилые люди ими могут воспользоваться, так как они не дорогие, например, массаж 50 рублей, фитобочка 20 рублей, но они применяются по назначению.

Вторым методом моего социологического исследования стало анкетирование пожилых людей АУСО «Улан-Удэнского комплексного центра социального обслуживания населения «Доверие».

Анкета состояла из 18 вопросов открытого и закрытого типа и была разделена на два блока.

1. Качество жизни пожилых людей;

2. Социальное обслуживание пожилых людей.

Анализ первого блока. Первый блок состоял в характеристике качества жизни пожилых людей, который состоял из 12 вопросов.

На первый вопрос «Оцените Ваше качество жизни» 85 % респондентов ответили, что их качество жизни среднее, 10 % респондентов отметили качество жизни как низкое, и 5 % опрошенных, как высокое, также среди опрошенных пожилых людей 70 % частично удовлетворены своим качеством жизни в центре социального обслуживания и 30 % утвердительно ответили, что удовлетворены своим качеством жизни.

Пожилые люди отметили проблемы, существующие в их жизнедеятельности это:

1. Медицинские проблемы, связанные со здоровьем. Это проблема для опрошенных самая основная и центральная в их жизни, ими было отмечено, отсутствие в центре штатных врачей, таких как терапевт, хирург, травматолог, которые могли бы им помочь в решении их проблем со здоровьем;

2. Финансовые проблемы, которые состоят в невозможности покупки всех нужных предметов и вещей для личного пользования и лекарств, на 25 % от доходов, которые у них остаются (см. Рис.1).

Рисунок 1. Расходы пожилых людей.

3. Также для пожилых людей стоит остро проблема нехватки общения и внимания от волонтеров.

Также пожилыми людьми было отмечено, что решение этих проблем будет напрямую влиять на повышение их качества жизни.

Респонденты выделили проблемы, которые послужили причиной для обращения в центр социального обслуживания это:

1. Отсутствие жилья;

2. Проблема самообслуживания;

3. Проблемы, связанные со здоровьем.

На вопрос «Решились ли Ваши проблемы в центре социального обслуживания?» респонденты отметили, что главные проблемы были решены, это отсутствие жилья и проблема самообслуживания, им были предоставлены хорошие жилищные условия и качественный и профессиональный уход со стороны социальных работников и медицинских работников. А проблема здоровья, по мнению пожилых людей, была решена частично, так как отсутствие штатных врачей и медицинских препаратов в центре играет большую роль в повышении их физического и психологического здоровья.

Среди опрошенных на вопрос о доходах (то есть 25 % от их пенсии) 40 % респондентов имеет доход 1500-3000 рублей, 25 % респондентов - 3000-4500 рублей, 20 % - 4500-6000 рублей и 15 % имеет доход до 1500 рублей (см. рис. 2)

 

Рисунок 2. Размер доходов пожилых людей.

 

На вопрос «Удовлетворяют ли Вас Жилищные условия в центре социального обслуживания?» 100 % респондентов ответили утвердительно, пояснив, что для них созданы все комфортные условия для достойного проживания в центре, в их распоряжении находится личная комната 1, 2, 3-местная, где у каждого проживающего есть своя кровать, тумба, шкаф, во всех комнатах стоит телевизор, холодильник, чайник есть общее рекреационное помещение, где находится телевизор, также есть библиотека, с огромным выбором художественных книг и печатных изданий газет, журналов.

На вопрос, качества питания, мнения респондентов разделилось, 50 % респондентов частично удовлетворены качеством питания, пояснив это тем, что готовят не вкусно, хотя это конечно, дело вкусов и 50 % опрошенных удовлетворены качеством питания.

Второй блок анкеты, заключался в характеристике социального обслуживания пожилых людей в центре «Доверие», который состоял из 6 вопросов.

По мнению 100 % опрошенных система социального обслуживания в отношении пожилых людей работает эффективно, для их достойной жизнедеятельности и старости, но не без проблем, которые есть в любой системе, например, отсутствие во многом профессиональных кадров.

На вопрос «Удовлетворены ли Вы предоставленными услугами в центре социального обслуживания?» 60 % респондентов удовлетворены, 40 % респондентов частично удовлетворены, объясняя это тем, что вводится частичная оплата отдельных социальных услуг, на которые им зачастую не хватает материальных средств, также этим и объяснено мнение респондентов, о доступности социальных услуг в центре, где 70 % опрошенных доступны все социальные услуги, а 30 % пожилых людей не доступны некоторые социальные услуги.

Респонденты отмечают, что хотели бы получать и другие социальные услуги это:

1. Посещение врачей;

2. Получение бесплатных лекарств;

3. Возможность получения вещей или пошивочной, для личного пользования.

И на главный вопрос, о роли центра социального обслуживания в жизни пожилого человека, респонденты ответили, что деятельность центров играет огромную роль в их жизни, где благодаря их работе, многие нуждающиеся получают тот уход и внимание, которого у них не было до прихода в центр «Доверие».

Таким образом, изучив опыт деятельности центров социального обслуживания однозначно свидетельствует о чрезвычайной важности и необходимости той работы, которую проводят эти социальные службы. Перспективным направлением деятельности центров социального обслуживания является расширение спектра социальных услуг, внедрение инновационных технологий социальной работы с пожилыми гражданами.

Характерной особенностью любой системы является наличие проблем различного плана, связанных с ее изменением, функционированием, организацией. Система социального обслуживания населения не исключение, поскольку, для совершенствования системы в целом необходимо достаточно много времени. При разрешении одной проблемы, всплывают новые, поэтому необходимо быстро реагировать и эффективно работать в разрешении проблем и быстро переходить на другие, ведь именно от степени быстроты разрешения проблем зависит развитие системы социального обслуживания в целом.

Следовательно, можно выделить наиболее значимые проблемы социального обслуживания:

1. Демографические причины возникновения проблем в социальном обслуживании: высокий темп старения населения и ее инвалидизация, увеличение числа одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов, что влияет на загруженность социальных служб;

2. Низкое социально-экономическое состояние населения в целом, связано с низким уровнем жизни, массовыми сокращениями в различных учреждениях и предприятиях Республики Бурятия, что также повлияет на увеличение нуждающихся в социальной защите и социальном обслуживании;

3. Недостаточно высокий уровень материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, что является одним из факторов эффективности предоставления социальных услуг в различных учреждениях социального обслуживания;

4. Низкий уровень заработной платы социальных работников, способствует оттоку молодых, перспективных специалистов. Поэтому во многих учреждениях социального обслуживания персонал является пенсионного возраста или предпенсионного возраста.

Исходя из проблем, можно выделить значимые перспективы развития системы социального обслуживания:

1. Расширение учреждений социального обслуживания населения, посредством создания новых учреждений, прежде всего негосударственных, которые позволят значительно уменьшить потребность населения в социальном обслуживании. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере социального обслуживания населения, особенно в сфере социального обслуживания на дому;

2. Разработка и реализация различных целевых программ, организация кадрового резерва, обучение по программе профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации специалистов по социальной работе, а также комплексный подход к организации социального обслуживания, гарантирующий многообразие социальных служб.

Таким образом, для разрешения современных проблем в системе социального обслуживания населения в целом, необходима оптимизация системы социального обслуживания населения, развитие и расширение форм социального обслуживания на дому, расширение учреждений социального обслуживания, увеличение материально-технической базы учреждений социального обслуживания.

Таким образом, важнейшей задачей государства на современном этапе является создание эффективной системы социального обслуживания как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска.

Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении возникших у них социальных проблем по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.

Основная цель формирования этой системы - повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.

В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждений социальной помощи препятствуют различные факторы:

1. ограниченность финансовых ресурсов;

2. дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;

3. низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

Сегодня актуальны вопросы социального обслуживания населения в современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания очевидны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.