Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В результате преобразований федеральная исполнительная власть была разделена на две ступени:Правительство России и федеральные органы - министерства и иные органы.






Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства. Он взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.

В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

18. Федеральные органы исполнительной власти.

Исполнительная власть осуществляет государственное управление. Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения ( Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), автономной области и автономных округов.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции.

Органы общей компетенцииправительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные (представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов) и единоначальные органы ( принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя). Коллегиальные органы (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований — в их уставах.

Органы общей компетенцииэто Советы министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти выступают главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).

19. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Территориальные федеральные органы исполнительной власти входят в систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в пределах определенного территориального образования (федерального округа, субъекта РФ).

Общие права территориальных органов:

· представлять соответствующие министерстваиведомства РФ в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ;

· осуществлять управленческую деятельность в рамках установленной компетенции;

· запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления собственной управленческой деятельности;

· участвовать в работе соответствующих центральных органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ;

· принимать участие в выработке управленческих отношений в рамках собственной компетенции;

· вносить предложения, направленные на повышение эффективности деятельности центральных федеральных органов исполнительной власти.

Территориальные федеральные органы исполнительной власти в зависимости от взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ подразделяются: на территориальные федеральные органы, курируемые органами исполнительной власти субъектов РФ, и территориальные федеральные органы, взаимодействующие с органами исполнительной власти субъектов РФ.

К территориальным федеральным органам исполнительной власти, взаимодействующим с органами исполнительной власти субъектов РФ, относятся органы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерства внутренних дел РФ; Федеральной налоговой службы; Федеральной таможенной службы; Федеральной службы безопасности и др.

20. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края).

Основы организации и деятельности исполнительной власти края определены Уставом Красноярского края (принят 5 июня 2008 г.) и Законом Красноярского края от 10 июля 2008 г. «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края». В систему исполнительной власти.

1. Губернаторвысшее должностное лицо субъекта РФ, возглавляет исполнительную власть края (ст. 85 Устава Красноярского края). Организационное, материально-техническое, консультационное и экспертное обеспечение полномочий Губернатора края осуществляет Администрация Губернатора Красноярского края (ст.95 Устава края). В соответствии с Положением об Администрации Губернатора, утвержденным Указом губернатора от 10 июня 2008 г., Администрация Губернатора является государственным органом Красноярского края, но не имеет статуса органа исполнительной власти края.

2. Правительство краявысший постоянно действующий орган исполнительной власти края. Это орган общей компетенции, возглавляющий систему краевых органов исполнительной власти специальной компетенции.

Правительство края состоит из председателя Правительства края, заместителей председателя Правительства края, руководитель Администрации Губернатора края, заместители Губернатора края, министры края.Председатель Правительства края и руководитель Администрации Губернатора края являются первыми заместителями Губернатора края.

Всех членов Правительства края назначает Губернатор края на срок своих полномочий. Председателя Правительства, руководителя Администрации Губернатора, министра края, осуществляющего государственное управление в области экономического развития, министра края, осуществляющего государственное управление в области финансов, заместителей председателя Правительства, координирующих деятельность этих министров, Губернатор края назначает по согласованию с Законодательным Собранием края.

Правительство края осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими принципами:

· законности;

· обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

· гласности;

· сочетания коллегиальности и единоначалия;

· эффективности;

· ответственности;

· разграничения компетенции и исключения дублирования полномочий между органами исполнительной власти края;

· взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления.

Основной организационной формой деятельности Правительства края являются заседания. Основной публично-правовой формой деятельности Правительства края является издание и принятие правовых актов - постановлений и распоряжений.

3. Иные органы исполнительной власти Красноярского края:

· министерства края;

· службы края;

· агентства края;

· Региональная энергетическая комиссия края;

· Постоянное представительство края при Правительстве РФ;

· управление делами Губернатора и Правительства края.

Структура исполнительных органов государственной власти Красноярского края определяется указом Губернатора края (действующая – указом от 10 июля 2008 г.). Органы исполнительной власти края формируются Правительством края в соответствии с данной структурой.

Органы исполнительной власти могут находиться в подчинении Губернатора края или Правительства края. Службы и агентства, которые подчинены Правительству края, могут находится в его непосредственном ведении или в ведении соответствующего министерства. Положения обо всех органах утверждаются Правительством края.

Принципы формирования органов исполнительной власти края:

· наделение полномочиями, закрепленными действующим законодательством за органами исполнительной власти края;

· эффективное распределение функций между органами исполнительной власти края;

· устранение дублирования функций между органами исполнительной власти края;

· исключение функций, не свойственных органам исполнительной власти края.

Принципы деятельности:

· законность;

· обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

· подконтрольность и подотчетность Губернатору и Правительству края;

· гласность;

· единоначалие;

· эффективность;

· ответственность.

Министерство края осуществляет нормативное правовое регулирование и функции по разработке государственной политики в определенной области (сфере) государственного управления. В системе исполнительной власти края министерство также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении органов исполнительной власти края.

Осуществление самостоятельного правового регулирования предполагает издание обязательных для исполнения на территории края органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Министерство края может осуществлять контроль и (или) надзор в определенной области (сфере) государственного управления, и (или) оказывать государственные услуги в определенной области (сфере) государственного управления, и (или) управлять государственной собственностью.

Служба края осуществляет контроль и (или) надзор в определенной области (сфере) государственного управления.

Осуществление контроля и (или) надзора предполагает:

· осуществление действий по контролю и надзору за исполнением общеобязательных правил поведения;

· выдачу разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий организациями и гражданами;

· регистрацию актов, документов, прав, объектов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.