Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хозяйство и общественный строй франков по данным «Салической правды».






Важнейшим источником для изучения общественного строя франков (преимущественно Северной Галлии) в меровингский период является «Салическая правда». Она представляет собой запись судебных обычаев салических франков, произведенную, как полагают, в начале VI в., еще при Хлодвиге.

Изучая «Салическую правду», можно сделать вывод, что хозяйство франков стояло на более высоком уровне, чем хозяйство германцев (хозяйство германцев было описано римским историком в очерке «Германия»). Важную роль в хозяйстве франков во все времена играло животноводство. «Салическая правда» скрупулезно устанавливала, какой штраф надлежит платить за кражу свиньи, за годовалого поросенка, за молочного поросенка отдельно и пр. Весьма подробно в «Салической правде» рассматривались все случаи кражи крупных рогатых животных, овец, коз, случаи конокрадства. О развитии птицеводства свидетельствовали штрафы, установленные за украденных домашних птиц. имелись титулы, устанавливавшие штрафы за кражу пчел и ульев с пасеки, за порчу и кражу плодовых деревьев из сада, за кражу винограда из виноградника. Представляют интерес титулы, которые определяют штрафы за кражу рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты. «Салическая правда» свидетельствует о том, что в хозяйстве франков имелись самые разнообразные отрасли - животноводство, пчеловодство, садоводство, виноградарство, а также охота и рыболовство. Однако основную роль в хозяйстве франков играло земледелие. Они сеяли зерновые культуры, лен, имели огороды, где выращивали бобы, горох, капусту, репу. Франки были хорошо знакомы с плугом и бороной. Пахота производилась на быках. Порча вспаханного поля каралась штрафом. Урожаи хлеба были богатыми. Урожай с полей франки увозили на телегах, в которые впрягали лошадей. При доме каждого свободного франкского крестьянина имелись хозяйственные постройки. Полученный урожай складывался в амбары и риги. В хозяйстве франков были нередки водяные мельницы. Согласно «Салической правде», усадебная земля находилась в индивидуальной собственности каждого свободного франка. На это обстоятельство указывают высокие штрафы, установленные за порчу и уничтожение изгородей или проникновение с целью воровства в чужие дворы. Вместе с тем луга и леса находились в коллективной собственности крестьянской общины. Принадлежавшие крестьянам соседних деревень стада паслись на общих лугах. Свободный крестьянин мог брать из леса любое дерево, в том числе срубленное, если на нем имелась пометка, что оно было срублено более года назад. Крестьянская община сохраняла верховные права на пахотные земли. Однако пахотная земля не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого свободного франкского крестьянина. Родовую общину сменила община соседская. Одновременно в деревне жили и чужаки - переселенцы из других мест, поселившиеся тут по соглашению с другими общинниками или в соответствии с королевской грамотой. «Салическая правда» в титуле «О переселенцах» устанавливала, что каждый свободный человек мог поселиться в чужой деревне, если против этого не протестовал никто из ее жителей. Родовые связи у франков были очень сильны. Род в «Садической правде» выступает не только как верховный собственник общинных земель, но и как политическая организация. «Салическая правда» утверждала и закрепляла возможность передачи имущества не родичу. Добровольный выход из родового союза назывался «отказом от родства». Основную массу франкского населения составляли в это время свободные крестьяне. Они жили соседскими общинами, в которых сохранялись пережитки родового строя. За убийство свободного франкского крестьянина «Салическая правда» определяла высокий вергельд, который равнялся 200 солидам, для королевских дружинников (антрустионов) или должностных лиц, состоящих на службе у короля, — 600 (о родовой знати «правда» не упоминает). Жизнь полусвободных — литов — защищалась сравнительно низким вергельдом — в 100 солидов. У франков имелись и рабы, совершенно не защищаемые вергельдом: убийца лишь возмещал ущерб, причиненный господину раба. Если человек погибал от удара или укуса домашнего животного, то вергельд уплачивался владельцем животного в половинном размере.

В конце VI в. под воздействием имущественного расслоения и ослабления родовых связей наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную, отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей — аллод. Ранее, в «Салической правде», этим термином обозначалось всякое наследство: применительно к движимости аллод в ту пору понимался как собственность, но применительно к земле — только как наследственный надел. Но в эдикте короля Хильперика (561—584) во изменение главы «Салической правды» «Об аллодах» было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но «не соседи», т. е. община. Земля становится объектом завещаний, дарений, а затем и купли-продажи, другими словами, превращается в собственность общинника. Это изменение носило принципиальный характер и вело к дальнейшему углублению имущественной и социальной дифференциации в общине, к ее разложению. Община сохраняется, но ее права теперь распространяются лишь на неподеленные угодья (леса, пустоши, болота, общественные выпасы, дороги и т. п.), которые продолжают оставаться в коллективном пользовании всех ее членов. К концу VI в. луговые и лесные участки нередко также переходят в аллодиальную собственность отдельных общинников. В ходе становления аллода большая семья все больше уступает место малой индивидуальной семье, состоящей из родителей и детей. Меняет свой характер и община. Из коллектива больших семей она к концу VI в. превращается в объединение индивидуальных семей, владеющих аллодами, — соседскую общину или общину-марку. Она представляет собой последнюю форму общинного землевладения, в рамках которой завершается разложение первобытнообщинного строя и зарождаются классовые феодальные отношения.

11. Пипиниды. Карл Мартелл. В конце VII в. фактическая власть во всех областях королевства оказалась в руках майордомов. Первоначально это были должностные лица, возглавлявшие королевское дворцовое управление, затем превратились в крупнейших землевладельцев. Короли из дома Меровингов, потерявшие всякую реальную власть, назначались и смещались по воле майордомов и получили от современников пренебрежительное прозвище «ленивых королей».
После продолжительной борьбы в среде франкской знати в 687 г. майордом Австразии Пипин Геристальский стал майордомом всего Франкского государства. Это удалось ему потому, что в Австразии, где процесс феодализации шел медленнее, чем в других частях королевства, майордомы могли опираться на довольно еще значительный слой мелких и средних феодалов, а также свободных аллодистов крестьянского типа, заинтересованных в усилении центральной власти для борьбы с притеснениями крупных землевладельцев, подавления закрепощаемого крестьянства и для завоевания новых земель. При поддержке этих социальных слоев майордомы Австразии смогли вновь объединить под своей властью все Франкское государство. После смерти Пипина Геристальского центробежные силы набирали обороты: самовластие герцогов и епископов достигло максимума. Страна вновь распадается на части. Возникает опасность извне: активизируются старые враги и появляются новые. Фризы, алеманны и континентальные саксы полностью выходят из-под контроля; на востоке не дремлют авары – тюркское племя, основавшее в центре Европы громадную полукочевую державу – Аварский каганат. Арабы, завоевав весь Пиренейский полуостров, с 720 г. весьма настойчиво пытаются захватить юг королевства франков и вторгаются в Аквитанию, стремясь достичь Луары. В такой непростой обстановке началась деятельность внебрачного сына Пипина Геристальского – Карла Мартелла. правивший с 715 по 741 г., начал свое правление с усмирения внутренних смут в королевстве. Карл Мартелл последовательно возводит на престол трех Меровингов, послушно выполнявших его волю, а после смерти последнего из них в 737 г. вообще не считает нужным замещать вакансию: на некоторое время престол остается свободен, что демонстрирует абсолютную декоративность старой династии. Однако сам себя провозгласить королем Карл еще не решался.Разбив восставших против него нейстрийских феодалов, а затем герцогов Аквитании и Прованса, Карл выступил против вышедших из повиновения германских зарейнских племен — саксов, фризов, алеманнов, баваров — и вновь обложил их данью. В 732 г., в решающем сражении при Пуатье, Карл Мартелл нанес поражение арабам, которые, завоевав в начале VIII в. Испанию, вторглись в 720 г. в Южную Галлию, угрожая Франкскому государству. Большую роль в борьбе с арабами сыграло франкское конное войско. Победа франков при Пуатье положила предел дальнейшему продвижению арабов в Европе. Поскольку значительная часть разорившихся свободных крестьян уже не имела материальных средств для службы в ополчении, встал вопрос о коренной реорганизации военных сил. Таковы были социальные предпосылки так называемой бенефициальной реформы Карла Мартелла. Сущность ее состояла в том, что вместо преобладавших при Меровингах дарений земли в полную, безусловную собственность (аллод) после этой реформы получила широкое распространение и законченную форму система пожалований земли в условную феодальную собственность в виде «бенефиция» (beneficium — дословно «благодеяние»). Бенефиций жаловался в пожизненное пользование на условиях выполнения определенных служб, чаще всего копной военной службы. В случае смерти жалователя или получателя бенефиция — бенефициария — бенефиций возвращался собственнику или его наследникам. Если наследник бенефициария хотел получить бенефиций своего предшественника или сам бенефициарий хотел пользоваться таким владением после смерти жалователя, требовалось возобновление пожалования. Бенефиций мог быть отнят, если не выполнялась требуемая за него служба или разорялось хозяйство бенефиция. С течением времени бенефиций стал превращаться из пожизненного в наследственное владение и в течение IX—X вв. приобрел черты феода (лена), т. е. наследственного держания, связанного с обязанностью военной службы.
Карл Мартелл провел широкую раздачу бенефициев. Фондом для этих пожалований служили сначала земли, конфискуемые у мятежных магнатов, а когда эти земли иссякли, он провел частичную секуляризацию церковных земель, за счет которых наделил большое количество бенефициариев. Используя часть церковных земель для укрепления бенефициальной системы, Карл Мартелл вместе с тем деятельно содействовал распространению христианства и обогащению церковников в покоренных им землях, видел в церкви средство укрепления своей власти.

 

12. Пипин Короткий. После Карла соправителями были его сыновья – Карломан и Пипин, прозванный Коротким за небольшой рост. Они разделили государство пополам. Подавив немедленно начавшиеся по всей стране восстания знати и нефранкских племен, братья, чтобы повысить свой авторитет, возвели в 743 г. на престол короля Хильдерика III Меровинга.Карломан и Пипин решительно встали на сторону церкви, прекратив политику секуляризации. Одновременно ужесточалась дисциплина в духовных кругах: священнослужителям запретили носить светскую одежду, воевать, охотиться (что ранее было повседневной практикой); отныне предписывается строгое соблюдение в монастырях бенедиктинского устава. Сопротивление этому курсу привело к отречению Карломана от власти и уходу его в 747 г. в монастырь.

Пипин остался единовластным майордомом. На его долю выпали войны с оппозицией и непокорными племенами. На передний план выдвигаются отношения с лангобардами. Их королевство в Северной Италии до начала VIII в. вело себя весьма скромно. Однако с началом иконоборческого движения в Византии, отвлекшего Империю от событий за ее пределами, и обострения противостояния между Римом и Константинополем лангобарды повели себя агрессивно. Они захватили ряд византийских территорий в Италии, в том числе Равенну. Их усиления опасались и папа римский, и франки, поэтому пошли на сближение.

В 751 г. Пипин обратился к папе Захарию с вопросом о королях, которые в то время были у франков, но не обладали королевской властью: хорошо ли это? Ответ гласил: «Лучше, чтобы назывался королем тот, кто имеет власть, чем тот, кто пребывает без королевской власти». Когда собрались знатные лица, Пипина и его жену Бертраду провозгласили королем и королевой. Последнего из династии Меровингов Хильдерика с сыном отправили в монастырь. Затем впервые в истории франков папа римский совершил миропомазание Пипина, что еще более укрепило его статус.

Пипин ответил папе услугой за услугу. По призыву папы Стефана II Пипин дважды предпринимал походы в Италию (в 754 и 757 гг.) против лангобардского короля Айстульфа, которого принудил отдать папе захваченные им ранее города Римской области и земли Равеннского экзархата (бывшего византийского владения). На этих землях в Средней Италии в 756 г. возникло светское государство пап, впоследствии неизменно служившее основой для папских притязаний на светскую власть над всей Италией и даже над всей Европой. В своих территориальных притязаниях папы уже тогда ссылались на составленную около этого времени фальшивку, так называемый Константинов дар. В этом документе, сфабрикованном, очевидно, папской кан­целярией в VIII в., утверждалось, что еще в IV в. император Константин якобы даровал папе знаки императорской власти — «город Рим, страны и города Италии и всего Запада». Подложность «Константинова дара» доказал в XV в. итальянский гуманист Лоренцо Валла. Остатком светского государства пап является современный Ватикан, расположенный внутри города Рима.

Лангобарды подпали под контроль франков. Международное влияние Пипина усилилось. К концу своего правления ему удалось окончательно покорить Аквитанию и отбить у арабов Нарбоннскую область (759 г.).

Пипин по традиции разделил свое государство между сыновьями – Карломаном и Карлом. Карломан в своей внешней политике поддерживал лангобардов, Карл – Пипина. Однако, преследуя тактические цели, Карл временно отказался от своих симпатий и даже женился на дочери лангобардского короля Дезидерия Дезидерате.

Пипин ответил папе услугой за услугу. По призыву папы Стефана II Пипин дважды предпринимал походы в Италию (в 754 и 757 гг.) против лангобардского короля Айстульфа, которого принудил отдать папе захваченные им ранее города Римской области и земли Равеннского экзархата (бывшего византийского владения). На этих землях в Средней Италии в 756 г. возникло светское государство пап, впоследствии неизменно служившее основой для папских притязаний на светскую власть над всей Италией и даже над всей Европой. В своих территориальных притязаниях папы уже тогда ссылались на составленную около этого времени фальшивку, так называемый Константинов дар. В этом документе, сфабрикованном, очевидно, папской кан­целярией в VIII в., утверждалось, что еще в IV в. император Константин якобы даровал папе знаки императорской власти — «город Рим, страны и города Италии и всего Запада». Подложность «Константинова дара» доказал в XV в. итальянский гуманист Лоренцо Валла. Остатком светского государства пап является современный Ватикан, расположенный внутри города Рима.

 

13. Карл Великий. Время наибольшего могущества Франкского государства приходится на правление сына Пипина Короткого — Карла Великого (768-814), ставшего героем многих легенд, сказаний и песен. Для своего времени он был довольно образованным человеком — интересовался литературой и поэзией, в частности античной, знал латинский и греческий языки, хотя писать так и не научился. Пипин по традиции разделил свое государство между сыновьями – Карломаном и Карлом. Карломан в своей внешней политике поддерживал лангобардов, Карл – папу. Однако, преследуя тактические цели, Карл временно отказался от своих симпатий и даже женился на дочери лангобардского короля Дезидерия Дезидерате. В 771 г., после смерти Карломана, Карл обрел полную власть. В результате ряда войн он значительно расширил границы Франкского государства, подчинив своей власти различные племена и народности. Его поход в Италию (774) привел к тому, что лангобардский король Дезидерий был лишен престола, а его владения присоединены к франкскому государству.Карл перешел также в наступление на Арабскую Испанию. Правда его первый поход в Испанию (в 778 г.) не был успешным: дойдя до Сарагоссы, франки вынуждены были повернуть обратно и вернулись на свою территорию ни с чем. Этот неудачный поход послужил позднее сюжетной основой знаменитого средневекового французского рыцарского эпоса «Песнь о Роланде». Один из военачальников Карла Роланд, погибший вместе с арьергардом франкского войска в Пиренеях (в Ронсевальском ущелье) в результате неожиданного нападения басков ', стал центральной фигурой произведения. В дальнейшем франки методически продвигались к югу от Пиренеев. В 796г. у арабов была отобрана Барселона и на территории Северо-Восточной Испании основана Испанская марка, население которой составляли главным образом баски и наварцы.

При Карле Великом в итоге длительных войн (с 772 по 804 г.) была завоевана и присоединена к Франкскому государству Саксония.Племена саксов населяли территорию между Эмсом и отчасти нижним Рейном на западе, Эльбой на востоке и Эйдером на севере. В это время они находились на последней стадии первобытнообщинного строя, т. е. по уровню своего социально-экономического и политического развития стояли значительно ниже франков. Правда, у них уже выделялись три основных социальных слоя: родо-племенная знать — эделинги; простые свободные, составлявшие основу племени, — фрилинги; полусвободные — лацци. Однако классы еще не сложились, большую роль играли родовые пережитки, не было королевской власти. Саксы были язычниками. В этой войне Карл прибегал к крайне жестоким мерам. Разбив саксов на Везере в 782 г., он демонстративно предал казни 4500 саксонских заложников. Одновременно был издан «Капитулярий по делам Саксонии», который устанавливал смертную казнь за малейшее преступление против церкви и короля и обязывал население платить десятину в пользу церкви. Вскоре на сторону Карла перешел и принял крещение видный представитель саксонской знати Видукинд, до этого возглавлявший борьбу саксов. В награду за измену саксонские эделинги получили от Карла богатые дары и земельные пожалования. После этого центром борьбы стали крайние северо-восточные области Саксонии. Чтобы добиться окончательной победы, Карл заключил союз с полабскими славянами-ободритами, восточными соседями и давнишними врагами саксов. Военные победы Карла и его союзников сопровождались массовым переселением саксов во внутренние области Франкского государства. Области саксов были заселены франками и ободритами, и, разделенные на графства, они были включены в состав Франкского государства.
Стремясь расширить свои владения на юго-востоке, Карл в 788 г. упразднил герцогскую власть в Баварии и разделил эту область на графства, управляемые графами. Вместе с Баварией в орбиту франкского влияния попала и зависевшая ранее от нее Каринтия (Хорутания) - область, населенная славянскими племенами хорутан (словинцев).
Захват Баварии поставил Карла лицом к лицу с аварским ханством, сложившимся в VI в Паннонии. Кочевники-авары эксплуатировали земледельческие славянские племена и предпринимали грабительские набеги на соседей. В 788 г. авары вторглись в пределы франкского государства. Начались затяжные аварские войны, длившиеся с перерывами с 788 до 803 г.; эти войны не приносили прочного успеха франкам до тех пор, пока они не объединились в своих действиях с южными славянами. Поход 796 г., организованный князем хорутан Войномиром в союзе с франками, завершился полным разгромом центральной крепости аваров. Силы аваров были сломлены, их держава, долго наводившая ужас на соседей, распалась; опустошенная Паннония временно попала в руки славян.

К концу VIII в. государство франков стараниями их короля значительно увеличилось в размерах. Оно охватывало почти весь христианский Запад, за исключением Британских островов и части Италии. Да и роль его существенно возросла – Карл поднялся почти до уровня византийского императора. Знаком окончательного утверждения его авторитета было принятие императорского титула. Королевский титул более не удовлетворял франкского короля. Карл ждал лишь удобного случая для того, чтобы провозгласить себя императором. Такой случай представился, когда слабый и безвольный папа Лев III, вызвавший против себя оппозицию римской знати бежал к Карлу у которого искал защиты. Карл дал папе надежную охрану и сам предпринял поход на Рим. В благодарность за эту помощь папа в конце 800 г. в соборе св. Петра в Риме венчал франкского короля императорской короной. Этот беспрецедентный акт символизировал восстановление Империи на Западе.Несмотря на коренное различие государства франков и Римской империи, историческое значение такого жеста трудно переоценить. Показательно, что Византия признала за Карлом титул базилевса, который носили восточные императоры. Монархи Галисии, Астурии, короли Англии, Шотландии и Ирландии в той или иной форме признавали верховенство Карла Великого над собой.

Он вошел в историю как преобразователь государственного, социального, культурного уклада своего государства. Канцелярия Карла активно занимается законотворческой деятельностью: количество королевских, а потом и императорских капитуляриев многократно увеличивается. Оформляется система графств – крупных административных единиц, управляемых доверенными людьми императора. В новоприсоединенных областях, где еще только предстояло наладить жизнь по франкскому образцу, возникают марки (пограничные графства), возглавляемые маркграфами. Большое значение имела также отправка императорских посланцев на места, чтобы там они следили за исполнением указов. Дальнейшее развитие получает раздача бенефициев в условное владение за военную службу. Именно с эпохой Карла Великого связывают превращение подобной практики в полноценную и многоуровневую феодальную систему – с иерархичной служилой прослойкой из числа тех, кому принадлежала власть, и обеспечивающей ее нужды массой зависимого крестьянства. Время Карла Великого знаменовало окончание в Европе периода Темных веков. Дошедшие до нас в изрядном количестве документы показывают, что уровень грамотности в империи Каролингов повысился, а сама потребность в создании и копировании текстов возросла. Тиражируются античные произведения разнообразной тематики – от агрономических сочинений до трудов философов. Своего рода культурная революция, совершенная Карлом, носит название каролингского Возрождения. Вместе с тем великая империя располагала крайне примитивным – натуральным – хозяйством. Почти отсутствовала внутренняя торговля, да и пестрый состав подданных не помогал ее развить. Государство Карла – результат завоеваний, а не объективной потребности. Неслучайно под закат жизни императора его указы нередко игнорировались на периферии.

14. Людовик Благочестивый. После смерти великого франка трон наследовал младший из трех сыновей Карла (остальные умерли еще при жизни императора), Людовик Благочестивый (814–840 гг.). При жизни отца Л. отличился походами в Испанию (800), взял Барселону (801) и расширил Испанскую марку (809—811). В сент. 813 г. Карл лично короновал Л. в Ахене, а в 814 г., после смерти Карла, Л. вступил на престол. Ревностный христианин, Л. глубоко уважал духовенство и поддавался его влиянию. Монашество и охота — две страсти его жизни. Не отличаясь проницательностью, Л. не имел выдержки и постоянства, полагался на других и, будучи императором, мечтал о монашестве. Внешняя деятельность Л. сводилась к сохранению приобретенного. Он удачно воспользовался раздорами в Дании (814) и заключил союз с королем Гаральдом, результатом чего было крещение короля (826) и мирное поселение норманнов в пределах империи. В Паннонии было несколько войн с славянскими племенами (819—822); потом начались столкновения с болгарами из-за ободритов, в конце концов отданных в распоряжение болгар. В отличие от Карла Людовик держался по отношению к папе римскому не столь независимо и даже позволил ему вторично короновать себя в качестве императора, продемонстрировав всем юридическое верховенство папы.Хотя позиции центральной власти казались весьма прочными, раздача феодальных владений не прошла бесследно: земли, а с ними и реальные рычаги управления ускользали от императора.

В 817 г. Людовик разделил Империю между сыновьями. Старший из них, Лотарь, стал соправителем и наследником отца; Пипин получил Аквитанию, а Людовик (позднее названный Немецким) – Баварию и сопредельные марки. Когда в 818 г. умерла жена Л., Ирменгарда, Л. был в отчаянии и хотел постричься, но придворные убедили его вступить в новый брак с красивой и образованной Юдифью, дочерью баварского гр. Вельда. Она внесла источник раздора в семью Каролингов и овладела волей Л. Когда родился у нее сын (823), впоследствии Карл Лысый, она направила все старания, чтобы доставить ему побольше земель. Под ее влиянием Л. согласился на новый раздел империи и в 829 г. без согласия сейма отдал Карлу Аллеманию с Эльзасом, часть Швейцарии и Верхнюю Бургундию. В 833 г. все наследники Людовика поднимают против него восстание и даже временно свергают его с престола.

Во время похода против Людовика Нем. Л. заболел и 20 июня 840 г. умер. Он основал массу монастырей, заботился о распространении христианства внутри Германии. При нем был построен м-рь Корвейский, была основана епископская кафедра в Гамбурге. Результат правления его — разрушение империи Карла Вел. Главные биографы Л. — Теган, Астроном, Нитгард, Ринкмар,

После смерти отца Карл Лысый и Людовик Немецкий объединились, намереваясь одолеть старшего брата, и в битве при Фонтенуа в 841 г. разбили его войско. В 843 г. по Верденскому договору они разделили Империю на три части. Карлу достались земли к западу от Рейна; территории к востоку от Рейна выделили Людовику, а центральная полоса земли от устья этой реки до центральной Италии и титул императора отошли Лотарю. Позднее по Мерсенскому договору 870 г. был произведен еще один передел.

Таким образом, в последней трети IX в. империя, созданная Карлом Великим, как целое прекратила существование. Впрочем, современники воспринимали ее в качестве государства Каролингов еще довольно долго.

Самовластие феодалов, добившихся независимости от центральной власти, а также возобновление варварских вторжений (набеги венгров и – в особенности – викингов) довершили печальную для франков картину.

Власть Каролингов слабела с каждым десятилетием. Карл Толстый (880–887 гг.) ненадолго восстановил единство империи, но вскоре был низложен собранием знати.

На ее обломках возникло семь королевств – Франция (север современной Франции), Прованс, Бургундия, Наварра, Лотарингия, Германия и Италия. Династия Каролингов во Франции, представленная все более незначительными королями, окончательно сходит с политической сцены в 987 г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.