Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие мышления






Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям. С понятием мышления неразрывно связано понятие интеллект. Интеллект - общая способность к познанию и решению проблем без проб и ошибок т.е. «в уме». Интеллект рассматривается как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний (по сл. Зинченко, Мещерякова). Интеллект как неотъемлемая часть мышления, его составная часть и в своём роде обобщающее понятие.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческого мышления.
4. Психологические аспекты проблем «личностного знания»


5.Когнитивные стили
1. История вопроса

Когнитивный стиль, англ. Cognitive style (от лат. соgnitіо - знание и греч. stylos - букв. стержень для письма) - термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем.

Когнитивные стили формируются под воздействием общих правил структуры когнитивной, познавательной сферы человека. Также наличие у человека тех или других когнитивных стилей подтверждает наличие в его опыте индивидуальных, специфических способов регулирования интеллектуальной деятельности человека. Так еще А.Н. Леонтьев говорил, что человеческое мышление отличает пристрастность, обусловленность деятельности мышления человека его субъективным опытом (мотивами, потребностями, целями, эмоциями, ценностями и т.д.).

Когнитивные стили изучались разными авторами с разных позиций и с применением разного инструментария. В исследованиях было выявлено, что различия в когнитивных стилях влияют на процессы восприятия, обучения, решения задач, общения, мышления, интеллекта, творчества.

Проблема заключается в том, что литература по когнитивным стилям очень обширна, многообразна и фрагментарна. В обзоре Л. Карри представлено свыше 100 терминов стилей и методов их измерения. В критическом анализе, проведенном Ф. Коффилдом, Д. Мозли, Д. Холлом и К. Экклстоуном выделен 71 стиль научения.

Обилие концепций делает конструкт “когнитивные стили” очень уязвимым как для ученых, так и для практиков. В многообразии подходов и определений необходимо четкое определение конструкта “когнитивный стиль”. Для решения данной проблемы Л. Карри предлагает, во-первых, обозначить место когнитивных стилей в структуре психологических образований; во-вторых, выработать критерии, позволяющие дифференцировать понятие “когнитивный стиль” от других близких понятий

стиль обучения, стиль мышления, интеллектуальный стиль, индивидуальный стиль деятельности, стиль профессиональной деятельности, стиль общения, стиль саморегуляции и др.Все эти разнородные понятия, с точки зренияЕ. Григоренко и Р. Стернберга, объединяются термином “стиль”, который обозначает привычныйпаттерн или предпочитаемый способ действий (науровне восприятия, мышления, поведения).

Однако, в ситуациях привычного, обычного, предпочитаемого мы употребляем не только термин “стиль”, но и термины “привычка”, “стратегия”, “навык”. Очевидно, что столь “размытое” толкование термина “когнитивный стиль” не упрощает, а только запутывает проблему соотношения когнитивного стиля с другими индивидуально - психологическими особенностями человека. Попытки упорядочить, конкретизировать и объединить различные когнитивные стили были предприняты в работах М.А. Холодной; С. Кэссиди; Ф. Коффилда, Д. Мозли, Д. Холла, К. Экклстоуна; Е. Десмедта, М. Валке. Однако, как отмечает И. Кулс, попытки разработать обобщающую непротиворечивую теорию когнитивных стилей пока безрезультатны. До сих пор не раскрыто взаимодействие различных когнитивных стилей между собой и структура когнитивных стилей. Сомнению подвергается не только количество основных стилей, их интерпретация, но и их объективное онтологическое существование. Несмотря на множество дефиниций термина, когнитивный стиль понимается чаще всего как способ, с помощью которого люди воспринимают стимулы окружающей среды и как они используют полученную информацию для организации и управления собственным поведением. Изучая когнитивные стили, мы одновременно сталкиваемся с проблемой способностей и эмоциональной сферы человека. Г. Ходжкинсон и Э. Сэдлер-Смит утверждают, что главный вклад конструкта “когнитивный стиль” состоит в способности объединять когнитивные и личностные процессы в единое целое. Согласно Р. Стернбергу и Е. Григоренко когнитивные стили представляют мостик между тем, что раньше казалось совершенно разными областями психологических исследований – познание и личность. С. Мессик усматривает в когнитивных стилях связующие механизмы между когнитивными, аффективными и социальными пространствами. Интересная точка зрения представлена в работе Р. Райдинга и С. Уигли, которые полагают, что поведение человека детерминировано личностными ресурсами (смыслами, планами, задачами). Когнитивные стили играют подчиненную роль, усиливая или ослабляя продуктивность этих ресурсов. Сходную идею высказывает М. Киртон, утверждая, что когнитивные стили являются прямым выражением устойчивых личностных свойств. Многие авторы видят в исследовании когнитивных стилей перспективный подход к изучению индивидуальных особенностей личности. И.П. Шкуратова подчеркивает, что когнитивные стили, являясь важнейшими детерминантами поведения человека, выполняют такие личностно-ориентированные функции, как адаптационную, компенсаторную, системообразующую и функцию самовыражения. Анализ литературы показывает, что когнитивный стиль как психологическое образования высшего порядка включает в себя не только способы приема и переработки информации, поступающей из предметного мира, но и информации, отражающей межличностный мир общения, мир самоощущения и внутренний мир личности смысловые, мотивационные и многие другие глубинные особенности человека. Выявлены конкретные эмпирические данные, подтверждающие данную точку зрения. Полученные в эмпирических исследованиях результаты часто носят противоречивый характер. Одной из главных причин существующих разногласий в изучении когнитивных стилей является несоответствие теоретических представлений о когнитивных стилях со способами их измерения. С одной стороны, когнитивные стили уже давно стали трактоваться как индивидуальные (личностные) формы контроля познавательных процессов, обеспечивающие их адекватность и направленность на согласование потребностей субъекта с требованиями окружающей среды. С другой же стороны, до сих пор сохраняется традиция оценивания когнитивных стилей преимущественно с помощью сенсорно перцептивных методик, берущая начало от Г.А. Уиткина.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.