Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Операционный состав процесса мышления 4. Избирательность мыслительного процесса






Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

5. Репродуктивность и продуктивность компоненты мыслительного процесса

Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью. Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

3. И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.

В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.

Отечественные и зарубежные психологи (Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд) пришли к выводу, что творческое мышление является совокупностью тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности.

В творческом мышлении доминируют четыре особенности, в частности оригинальность решения проблемы, семантическая гибкость, что позволяет видеть объект под новым углом зрения, образная адаптивная гибкость, которая делает возможным изменение объекта с развитием потребности в его познании, семантически спонтанная гибкость продуцирования различных идей относительно неопределенных ситуаций.

Соотношение репродуктивных и продуктивных компонентов мыслительного процесса

Репродуктивное мышление - решение задач на основе прошлого опыта с использованием заученных навыков.

Продуктивное мышление- решение задач на основе перестройки прошлого опыта.

Любое мышление включает и продуктивный и репродуктивный компонент.

Точки зрения:

1. Полная независимость(параллельность) между прошлым опытом и мышлением(Вюрбургская школа)

2.Прошлый опыт оказывает негативное влияние на мышление(Гештальт-психология)

3.Прошлый опыт выступает пассивной функцией переработки в мышлении (Рубинштейн)

4. Прошлый опыт играет активную роль, оказывает влияние на все характеристики процесса мышления (Сеченов)

Сеченов: Подвижный характер умственных запасок. Ум - как библиотека.

Развитие мышления(деятельного-продуктивного):

-увеличение объема знаний

-дифференциация знаний

-специализация знаний

-обобщение знаний(увеличение точек соприкосновений, аналогии)

-идеализация знания(увеличение количества мыслительных объектов)

Происходит формирование нравственных свойств и чувств на основе мышления.

Д.Равен: Теория компонентности.

Важнейшее качество продуктивной деятельности - компонентность(способность принимать эффективные решения в практических ситуациях в новых и необычных)

В основе компонентности лежит:

-предметное знание

-определенные способы мышления

-индивидуальные ценности
6. Осознанные и бессознательные компоненты мыслительного процесса

До последнего времени считалось, что сознательное и бессознательное в мыслительном процессе существуют как взаимоисключающие друг друга реальности психического.В некоторых современных психологических направлениях, в частности, в рамках психосемантического подхода бессознательное рассматривается как нижележащий уровень сознания, характеризующийся меньшей рефлексивностью (В.Ф. Петренко, 1997). Таким образом, традиционное противопоставление сознательного и неосознанного плана психического отражения, их дизъюнктивное рассмотрение меняется на менее жесткий поиск общности их содержания, на анализ возможных способов взаимовлияния.

Значительные результаты, в исследовании протекания мыслительного процесса на сознательном и, частично, на бессознательном уровнях, были получены с применением метода вспомогательной задачи - подсказки, как способа воздействия на мыслительный поиск испытуемого

С позиций субъектно-деятельностного подхода в психологии мышления развивается представление, отражающее непрерывную взаимосвязь сознательного и бессознательного на всех этапах осуществления мыслительной деятельности (C.JI. Рубинштейн, 1958). Любое сознательное мыслительное действие содержит неосознаваемые компоненты. Неосознанное чувство - это не то чувство, которое не испытанное или не пережитое, а чувство, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объектом, на который оно направлено

1. Взаимосвязь сознательного и бессознательного плана в мыслительном процессе субъекта при решении задач осуществляется на уровне их взаимодействия. С изменением уровня осознанности основных компонентов задачи модифицируется бессознательная оценка личностью условий и требований задачи.

2. С введением новых бессознательных компонентов (с изменением бессознательного плана мышления) качественно меняется мыслительный процесс на осознанном уровне: а) подсказка на субсенсорном уровне, являясь недифференцированным зрительным образом, выступает в качестве катализатора принятия интуитивного суждения (или обобщения) в виде немгновенного инсайта у субъекта мыслительного процесса; б) введение новых компонентов в бессознательный план мышления (субсенсорная подсказка) оказывает, в том числе и прямое воздействие на сознательный план мыслительного процесса, однако это воздействие является недифференцированным, актуализирующим интуитивное, итоговое обобщение конечного результата задачи; при этом прогнозы искомого (как связь условий и требований задач) осознаются не отчетливо, субъектом практически не понимаются этапы и причины принятого окончательного решения.

3. Взаимодействие и взаимовлияние сознательного и бессознательного компонентов мыслительной деятельности - процесс непрерывный и недизъюнктивный, протекающий как в бессознательном, так и в сознательном планах на всех этапах мыслительного поиска.

 

Исследования А.В. Брушлинского и его учеников подтверждают то, что реальный мыслительный процесс есть непрерывное взаимодействие осознанного и неосознанного, в этой непрерывности, характеризующей любой этап или микроэтап реального мышления проявляется недизъюнктивность психического.

Взаимодействие и взаимовлияние сознательного и бессознательного компонентов мыслительной деятельности - процесс непрерывный, активный, недизъюнктивный, одновременно протекающий как на бессознательном, так и на сознательном уровнях. Между сознательным и бессознательным планом мышления существуют не только опосредованные формы связи, но и прямое их взаимодействие.

Взаимовлияние сознательного и бессознательного протекает через механизм взаимообогащения между ними, где бессознательные компоненты являются условиями продуцирования нового в сознательном решении, а осознанный план задает направление к быстрому решению путем оценивания ответа, результата, но не самого процесса принятия этого решения как субъективно верного.

7. Вероятностное прогнозирование в процессе решения задач

Прогнозирование, являясь неотъемлемой составной частью любой, в том числе и речевой деятельности человека, в последнее десятилетие привлекает к себе пристальное внимание специалистов в разных областях знаний. Успешность прогнозирования зависит от таких условий: объема и качества информации о прогнозируемом процессе, объекте управления; правильности формулирования задачи прогнозирования и обоснованности выбора способа ее решения; наличия необходимых вычислительных средств и вычислительного аппарата в соответствии с выб ранным методом. Из-за отсутствия этих условий прогнозирование может стать невозможным. Важнейшее из них — формулирование задачи, поскольку она определяет требования к объему и качеству информации, математический аппарат и точность прогноза. Информация о прогнозируемом объекте (процессе) черпается из результатов контроля деятельности, статистики. Современные технологии прогнозирования основаны на использовании различных математических теорий: функциональный анализ, теория рядов, теория экстраполяции и интерполяции, теория вероятности, математическая статистика, теория случайных функций и случайных процессов, корреляционный анализ, теория распознавания образов. Чтобы обосновать выбор того или иного средства прогнозирования, необходимо иметь возможность количественно оценить его качество. Каждый метод (прием) прогнозирования желательно сопровождать определенным значением показателя качества, изменяющимся в зависимости от формулирования задачи, условий ее решения. Это достаточно трудно. В каждом конкретном случае прогнозирования возможны различные методы (способы, приемы), каждый из которых характеризуется не одним показателем, а набором показателей, изменяющихся при изменении формулировки задачи и условий ее решения. Метод эвристического прогнозирования Область применения. Научно-технические объекты и проблемы, развитие которых плохо поддается формализации. Предназначение, решаемые задачи. Нахождение оптимальных способов создания проектируемых (модернизируемых) систем. Выявление объективизированного представления о перспективах развития узкой области. Особенности применения. Математический аппарат неприменим. Специально обрабатываются прогнозные оценки объекта путем систематизированного опроса экспертов в узкой области науки, техники, производства. Информационный массив создается набором заполненных экспертами таблиц.
4.Индивидуальные различия а мыслительной деятельности
1. Индивидуальные процессы различия, обусловленные способами кодирования информации

Источники индивидуальных различий в мышлении
-Особенности ВНД
-Особенности социализации и воспитания
-Качества личности
-Индивидуальные различия в мыслительной деятельности не сводятся к различиям в результативности (решил/не решил задачу), в первую очередь - Это проявления своеобразия индивидуального ума!!! Чем сложнее деятельность, тем
Соотношение 2х сигнальных систем

 

Соотношение 2х сигнальных систем  
Исследование Басыровой Э.Ш  
1 сс- художники - использование шаблонных способов, которые задал экспериментатор   2сс- Мыслители - большая самостоятельность в отыскивании новых способов решения задач - большая способность к переносу усвоенных знаний в новую ситуацию  
Исследование Павлова И.П    
1 сс- художники - невербальные способности - с трудом осуществляют произвольную регуляцию деятельности 2сс- Мыслители -повышенная ответственность - интроверты - менее любознательны - хуже развиты восприятие и память  
Роль вербализацииМехтиханова Н.Н(1990)  
Теоретический тип мышления - легкая вербализация знаний - вербальное проговаривание не мешает процессу решения Практический тип мышления - с трудом вербализуют знания в процессе решения  
         

Проблема способов кодирования информации (НЛП)
(Джон Гриндер, Ричард Бэндер)

Сенсорный опыт
Сферы сенсорного опыта Визуальная Аудиальная Кинестетическая
Приемущественный способ кодирования Визуально (зрение) Аудиально (слух) Кинестетически (осязание, обоняние и др. ощущения)
  Смотреть представлять наблюдать Слушать, говорить, обсуждать Чувствовать ощущать действовать
  «Для меня это выглядит так» «я хочу сказать» «я почувствовал и решил сделать»

- В стрессовой ситуации человек склонен закрываться в одном сенсорном канале. Если человек расслаблен и полон энергии, то открываются всеет каналы!
- Эффективное обучение должно быть полисенсорным (т.е. у одного ребенка должны быть вовлечены все сенсорные каналы)
- Роль способов кодирования информации возникает именно в условиях в случае творческого мышления
- Кодами мышления Эйнштейна были визуальные образы, Сеченова - Мышечные ощущения.
2. Индивидуальные различия в стратегиях решения задач

А)Е.А. Климов – «индивидуальный стиль деятельности» - особенности деятельности, которые непроизвольно проявляются в данной ситуации.

Структура ИСД:

1)особенности, благоприпятствующие успеху (А);

2)особенности, противодействующие успеху (Б);

3)особенности, имеющие компесаторные значения (В);

4)особенности, связанные с максимальным использованием положительных возможностей (Г).

Б)Индивидные факторы регуляции мышления (генетический фактор, возраст, пол, психодинамические основы).

1) Генетические факторы - соотношение наследственного и средового влияния. Методы психогенетики: Близнецовый метод - обычно предмет исследования - интеллект у многозиготных близнецов. По наследству передается не конкретное значение признака, а потенциально возможные реакции и только в рамках популяции. Любой псих. признак происходит при взаимодействии двух - генетических и средовых. На самом деле факторов 3 - генетический, средовой и ментальный(или субъектный) - регуляция изнутри.

2)Возрастные факторы (Лейтес). Существуют универсальные качества умственной деятельности, которые определяются возрастом:

-инициативность (любознательность)

-саморегуляция

Он ввел понятие возрастная одаренность - любой нормальный дошкольник одаренный.

3)Тип темпераментов (Русалов). Он выделял 3 аспекта умственной деятельности:

-скоростной

-эргический(склонность к длительным умственным нагрузкам)

-стремление к разнообразию интеллектуальной деятельности

4)Пол






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.