Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты экологических прав






Права не могут существовать абстрактно. Кто же является субъектом экологических прав? Основными субъектами международного экологического права являются государства. Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства.

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была представлена в межамериканской Конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции, государство, как субъект международного права, должно обладать следующими отличительными чертами: постоянное население; определенная территория; правительство; способность вступать в международные отношения с другими государствами.

Современными общепризнанными наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть[21].

Основу международно-правового статуса государства составляют права и международно-правовые обязанности государств. В Декларации о принципах международного права 1970 года закреплено, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права.

К основным субъектам международного экологического права относятся народы и нации. Наиболее полным международным документом, где закреплены экологические права народов, является Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах, принятая в 1989 году в рамках Международной Организации Труда. Статья 15 Конвенции указывает на то, что «право народов на природные ресурсы должно охраняться». Более того, указанные народы имеют право принимать участие в пользовании, распоряжении и сохранении природных ресурсов.

Экологические права народов необходимо отнести к коллективным правам третьего поколения. Это обусловлено тем обстоятельством, что «право на благоприятную окружающую среду определяется целями и интересами не только отдельного индивида или народа, а интересами всего человечества, более того, будущих поколений. Поэтому представляется вполне обоснованным рассматривать это право как коллективное… Конечно, можно сказать, что право народов на благоприятную окружающую среду является суммой индивидуальных экологических прав лиц, входящих в тот или иной народ. Однако, как представляется, осуществление права народа на развитие, закрепленное во многих международных документах, невозможно при отсутствии первостепенного условия – здоровой и экологически безопасной окружающей среды»

Сложный вопрос в отношении субъектов экологических прав возникает в случае с признанием в качестве такового будущих поколений. Можем ли мы считать субъектами экологических прав тех, кто еще не родился? Этот вопрос рассматривался, в частности, в рамках Комитета по правам человека ООН, но так и остался нерешенным. Однако на данном этапе многие ученые все чаще придерживаются мнения о том, что современное поколение должно использовать природные ресурсы таким образом, чтобы защитить право на них будущих поколений. Например, свою концепцию в поддержку экологических прав будущих поколений выдвинул Эдит Браун Вайс [9]. Большое внимание защите окружающей среды в интересах будущих поколений уделяется и в концепции устойчивого развития. Следовательно, уже сегодня многие считают, что будущие поколения должны рассматриваться в качестве субъекта экологических прав. Конечно, если этот вопрос рассматривать с точки зрения справедливости по отношению к будущим поколениям, мы должны говорить о существовании их прав хотя бы только для того, чтобы с большим вниманием относиться к проблемам в области охраны окружающей среды, потреблять в меньшей степени и более экономно природные ресурсы. Однако если рассматривать этот вопрос с правовой точки зрения, то оказывается, что при его решении существует множество проблем. Во-первых, несмотря на то, что нам известны случаи, когда отдельный индивид выступает от имени другого индивида или группы лиц, в случае с будущими поколениями этот вопрос решить достаточно трудно. Даже если найдутся индивиды, которые пожелают защищать эколопгаеские права будущих поколений, необходимо будет выработать определенные требования, которым эти лица должны будут удовлетворять для того, чтобы представлять интересы будущих поколений. При этом важно помнить о том, что эти лица будут выступать от имени будущих поколений без их согласия. Кроме того, даже если на правовом уровне такие требования будут выработаны, например, в качестве защитника прав будущих поколений будет выступать какая-либо группа лиц, определенным образом зарегистрированная, встанет вопрос о существовании стандарта, по которому должны будут оцениваться действия этих защитников. Защитники не могут сами решать вопрос о содержании экологических прав будущих поколений, о том, что можно требовать и что нельзя. Следовательно, на правовом уровне будет необходимо разработать определенные стандарты в отношении размера требований в интересах будущих поколений. При решении этого вопроса еще одной проблемой станет тот факт, что будущие поколения не имеют финансовой власти, денежных средств. Защитники должны будут работать либо на общественных началах, либо для выполнения ими поставленных задач возникнет необходимость создания специальных фондов.

Рассмотрев возможные пути решения этой задачи, следует согласиться с тем, что пока мир еще не готов защищать интересы будущих поколений. Правильно было отмечено в программе «Наше общее будущее», которая была разработана Международной Комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР), о том, что мы заимствуем «экологический капитал» у будущих поколений, отнюдь не намереваясь и не имея возможности вернуть долг. Мы так ведем себя по той причине, что некому заставить нас возвращать долги: будущие поколения не голосуют, они не имеют ни политической, ни финансовой власти; они не могут оспорить наши решения [9]. К сожалению, на современном этапе следует согласиться с тем, что несмотря на факт признания за будущими поколениями экологических прав, самое большее, что мы в состоянии сделать, это помнить при осуществлении природопользования о том, что жизнь, существование будущих поколений целиком зависит от того, как мы используем природу и ее богатства. Представляется, что пока мы можем защищать экологические права будущих поколений только таким образом, защищая собственные экологические права.

Наиболее легко решается вопрос о признании субъектом экологических прав индивида. Признавая экологические права человека, мы, тем самым, ставим их в один ряд с другими правами человека, соглашаясь с тем, что они являются юридическими и моральными нормами всего человечества. Однако даже в этом случае нам придется рассматривать их отлично для разных категорий лиц: гражданина, любого человека, ребенка, лица, находящегося в коме, недееспособного лица.

Конечно, в первую очередь необходимо рассмотреть отличие экологических прав человека от экологических прав гражданина. Данный вопрос имеет ключевое значение. Согласно международным документам, конституциям различных государств право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением имеет каждый (например, ст. 42. Конституции РФ). Следовательно, любой человек в любом государстве имеет законное право на жизнь в благоприятных экологических условиях, право на защиту от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Иностранец, лицо без гражданства наравне с гражданами того или иного государства имеют право на судебную защиту в случае нарушения этих прав. Можно сказать, что реализация этих личных прав, которые определяют защищенность человека, его здоровья от вредного воздействия окружающей среды - вопрос теоретически решенный. Однако, как всем нам известно, уравнивание в правах, в их защите этих категорий лиц на практике пока является проблемой. В государствах еще не наработана практика по защите экологических прав своих граждан, поэтому в отношении защиты других категорий лиц можно только теоретически рассуждать. В целом, относительно граждан как субъектов экологических прав необходимо также подчеркнуть, что вопрос о признании и регулировании экологических прав граждан находится на стадии развития как в международном праве, так и в национальной системе права. Немногие, в основном новые конституции зарубежных государств, закрепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду. В этой связи Конституция РФ носит прогрессивных характер. Как уже говорилось, в Конституции России закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, то есть это право предоставляется не только гражданам России.

Конечно, вопрос о защите экологических прав граждан разработан в законодательствах в большей степени. Во многих нормативных актах эти права развиваются и конкретизируются. Например, Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» РФ закрепил важные полномочия граждан, которые должны способствовать обеспечению права граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. В соответствии с данным законом граждане имеют право: создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей природной среды, требовать их рассмотрения; требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии, окружающей природной среды и мерах по ее охране; требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации вредных объектов, а также возмещении экологического вреда; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд пеки о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Экологические права граждан устанавливаются и в таких законодательных актах России, как: Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»; Федеральный закон «О защите прав потребителей». Среди экологических прав граждан можно выделить и права на природопользование. Права на использование природных ресурсов регулируются такими нормативными правовыми актами, как: Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, законами «О недрах», «О животном мире». Более детально состояние правового регулирования в данной области в Российской Федерации будет рассматриваться в специальной главе. В целом же можно отметить, что Россия уже прошла первый этап формирования экологических прав граждан, их защиты. Если вспомнить правовую норму о том, что иностранные граждане, лица без гражданства пользуются в Российской Федерации теми же правами что и граждане России и, при этом, что пользование экологическими правами не входит в комплекс ограничений в отношении данных категорий лиц, то и иностранные граждане, и лица без гражданства могут наравне с российскими гражданами осуществлять предусмотренные законодательством экологические права и требовать их защиты. Поэтому вполне естественно, что, несмотря на разницу таких понятий, как «права человека» и «права граждан», среди которых права человека являются неотъемлемыми, естественными правами, принадлежащими каждому с момента рождения вне связи с принадлежностью к какому-либо государству, а права граждан предоставляются только на основании принадлежности к какому-либо государству, ученные при исследовании в области экологических прав человека не выделяют отдельно «экологические права граждан» и «экологические права человека» [16].

Одним из наиболее спорных вопросов в отношении субъектов экологических прав, как уже было упомянуто выше, является признание в качестве субъекта человеческого эмбриона. Интересно то, что вопрос правовой защиты еще не родившегося ребенка впервые поднимался задолго до общеизвестных документов по правам человека. Так, Среднеассирийские законы (XV-XI века до н.э.) в параграфе 50 Таблицы «А» фиксировали: «Если человек ударит жену человека и причинит ей выкидыш... За ее плод он должен полностью возместить как за жизнь». В параграфе 7 Титула V. (Павел) «О положении людей» Дигестов Юстиниана было записано: «Кто находится во чреве, охраняется, как если бы он находился среди людей, поскольку дело идет о выгодах самого плода». Из рассмотренных норм вытекает положение о том, что в древние века эмбрион находился под правовой защитой как самостоятельный обособленный субъект. Некоторые государства и сегодня включают в свои законодательства положения о правах еще не рожденных детей. Так, в Гражданском кодексе Аргентины существует такое положение: жизнь человека начинается с момента зачатия в утробе матери, и индивид может приобретать некоторые права до рождения, как если бы он уже был рожден [13].

На современном этапе в соответствии с законодательствами большинства государств, в том числе и России, право на жизнь гарантируется как личное право с момента рождения. Следовательно, следуя точки зрения законодателя, до момента рождения зародыш человека в качестве субъекта права не признается. Однако если в отношении других личных прав такой подход понятен, то в отношении права на жизнь в целом и некоторых экологических прав данный вопрос представляется спорным. Если мать убивает своего не родившегося ребенка – это не будет считаться преступным деянием с правовой точки зрения. Если ребенок убит после рождения — это преступление, за которое и мать, и любое другое лицо должны понести предусмотренное законом наказание. Следовательно, если неблагоприятная окружающая среда, загрязненная вредными веществами, опасными для жизни человека, которая была приведена в такое опасное для человеческой жизни состояние в результате деятельности какого-либо предприятия, сказалась на здоровье зародыша человека таким образом, что он погиб до момента рождения – это также не рассматривается как преступное деяние и, соответственно, никто не будет привлечен к ответственности и не понесет наказания. Однако если мы говорим о праве каждого на жизнь, о государственной защите этого права, то почему не согласиться с тем, что определенная степень загрязненности окружающей среды может привести к тому, что в связи с вредным воздействием окружающий среды на состояние здоровья будущих отца и матери зародыш человека может быть обречен в момент зачатия, или погибнуть при его вынашивании, или даже после рождения, или родиться нездоровым. Конечно, в последних двух случаях вопрос более очевиден, и следует отметить, что на современном этапе уже решается на правовом уровне. В частности, анализ одного из судебных дел по вопросу компенсации морального вреда, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, радиацнонно-загрязненной в результате деятельности ПО «Маяк» выявил пробелы законодательства в данной сфере и проблемы возмещения экологического вреда, нанесенного здоровью граждан в России [ 17]. Соответственно суды в Российской Федерации уже рассматривали иски к предприятиям, которые в результате своей деятельности загрязняли окружающую среду до такой степени, что, как в этом случае, в семье родился ребенок с тяжелыми врожденными пороками развития костной системы, т.к. и мать, и отец были подвержены в прошлые годы радиоактивному воздействию со стороны ПО «Маяк». Поэтому, если очень многое остается неясным, и в этом случае находятся пробелы в законодательстве и для защиты уже родившегося человека, то в отношении защиты жизни зародыша человека о правовом регулировании говорить пока не приходится. Правовая база в этом случае отсутствует полностью. И все же представляется, что отсутствие правовых норм в этой области и неправильное толкование норм существующих не исключает наличия рассматриваемой проблемы. Общество должно дорасти до осознания того, что человеческая жизнь является основным достоянием в жизни общества во всех своих проявлениях. И если ей угрожают в момент ее возникновения, угрожают через здоровье тех, через кого эта жизнь должна появиться, то есть через родителей – это угроза не только этой жизни, это угроза жизни всего человечества.

В отношении недееспособных лиц, находящихся в коме, вопрос об осуществлении ими своих экологических прав решается достаточно просто. В соответствии с тем, что их право на жизнь закрепляется в международных документах, признается и гарантируется конституциями государств, ничто не должно и не может препятствовать возможности реализации и защите тех экологических прав, присущих каждому, которые касаются жизни человека. Следовательно, попечители таких лиц, могут выступать от их лица с целью обеспечения их права на благоприятную окружающую среду. В частности, могут подавать петиции, участвовать в митингах, т.е. осуществлять любую деятельность, предусмотренную законодательством, для защиты этого права. Что касается такого экологического права, как право на общее природопользование, то осуществление этой категории прав возможно только по желанию попечителей, в частности, приобретение какого- либо природного объекта в частную собственность для такого лица. В целом, можно сказать, что вопрос о признании в качестве субъекта рассматриваемой категории лиц решается на основании общего подхода к признанию их дееспособности и правоспособности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.