Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ




Валютный курс — цена денежной единицы данной национальной валюты, выраженной в денежных знаках валюты другой страны.

Существующий курс обмена двух валют приблизительно соответствует соотношению их покупательной способности на данный мо­мент. Если германскую марку можно купить за 50 центов, а японскую йену — за 1/2 цента, то мы вправе предположить, что за 1 долл. в США, за 2 марки в ФРГ и за 200 йен в Японии вы сможете купить одинаковое количество товаров. Итак, начнем с того, что валютные курсы выражают паритет покупательной способности национальных валют. Однако паритет покупательной способности валют лишь в пер­вом приближении объясняет валютные курсы. Во-первых, обменные курсы никогда не могут точно отражать соотношение покупательных способностей валют потому, что на разные валюты никогда не покупа­ют совершенно одинаковый набор благ. Во-вторых, на движение ва­лютных курсов оказывает сильное воздействие соотношение спроса и предложения каждой валюты. Если страна много покупает на внешнем рынке и мало предает, то спрос на валюту будет больше предложения. В-третьих, на валютный курс помимо экономических факторов влияют политические, военные факторы, ожидания. Поэтому движение валют­ных курсов не совпадает с изменениями лишь покупательной способно­сти валют. Нередко слышны жалобы, что курс валюты завышен или занижен (т. е. не соответствует ее покупательной способности). В 1980-1985 гг. в США раздавались жалобы на завышенный курс долла­ра. В эти годы цена американского доллара относительно большинства других валют возросла более чем на 50%. Кое-кому это было очень не­выгодно: пятидесятипроцентное увеличение курса доллара делало экс­портируемые из США товары дороже для иностранных покупателей на 50%, в то же время удешевило цены на импортируемые в США товары. Бизнесменам это было невыгодно, а покупателям выгодно. В девянос­тых годах заниженный курс рубля служит темой для многочисленных нареканий. "Сегодня в России доллар имеет две цены, различающиеся в 20-30 раз: одну — образующуюся на валютной бирже, и другую — выте­кающую из сравнения покупательной способности обеих валют. Ведь это же нонсенс, что в стране, богатой сырьем, где много золота и кото­рая на втором месте по добыче алмазов, в стране, чей валовый нацио­нальный продукт всего 4-5 раз ниже американского, максимальная зар­плата в бюджетной сфере по 18 тарифному разряду в 60 раз ниже американской", — читаем мы, например, в "Коммерческом вестнике" за 1993 год.

Следует отметить, что в течение 1992 и 1993 года происходило приближение курса рубля к паритету покупательной способности за счет того, что падение курса рубля отставало от падения его покупательной способности.



"Вычисления на основе покупательной способности валют отлича­ются от использования обменных курсов", — отмечают авторы "Эконо­мики" С.Фишер и др. Например, считают они, поражает разница в величине национального дохода на душу населения в США и Эфиопии (15000д и 110д). Однако расчет, проведенный профессорами Пенсиль­ванского университета, дал другие результаты, разрыв оказался не в 140, а в 24 раза. Главное отличие метода ученых Пенсильванского уни­верситета состояло в игнорировании рыночных обменных курсов для перевода индивидуальных оценок в долларовые. Они оценивали поку­пательную способность каждой валюты, представляющую собой сумму товаров, которая может быть куплена на единицу данной валюты.

По расчетам директора экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей Сергея Алексашенко (сопостав­ление проводилось по методике ООН) паритетно-покупательская спо­собность российского рубля к американскому доллару по стоимости потребительской корзины из 265 наименований в I квартале 1995 г. на­ходится в соотношении 1 дол : 1300 руб., равновесная же цена доллара около 4000 руб.

Валютные интервенции. Правительство, Центральный банк имеют возможность влиять на валютный курс, скупая или продавая свои де­нежные знаки (валютные интервенции), что ведет к еще большему от­рыву валютного курса от покупательной способности валют.

Суть валютных интервенций заключается в том, чтобы удержать курс национальной валюты в определенных пределах. Для этого Цент­ральный банк либо скупает иностранную валюту на валютной бирже, либо продает. В первом случае курс национальной валюты понижается, во втором — растет. Далеко не всегда валютных запасов ЦБ хватает на поддержание курса национальной денежной единицы, в этом случае производится ее девальвация, или удешевление относительно доллара, марки и т. п.



Если на валютной бирже спрос на доллары превышает предложе­ние, например, спрос составляет 100 млн. долл., а продают только 60 млн., то ЦБ выставляет на продажу недостающие 40 млн. Через меха­низм валютных интервенций ЦБ России старается не допускать скачко­образных изменений курса, что всегда пагубно сказывается на состоянии экономики и уровне цен. Размах валютных интервенций за­висит от величины валютных резервов Центрального банка. В России на конец 1994 года они составили 4,4 млрд. долл., а на конец 1995 г. 13 млрд. долл. (Валютный резерв ЦБ размещен за рубежом на счетах бан­ков высокого класса под 3-5% годовых). Следует иметь в виду, что воз­можности ЦБ по скупке долларов ограничены согласованными с Международным валютным фондом нормативами роста валютных ре­зервов.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал