Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория регулирования предложения.






И кейнсианцы, и монетаристы исходят из необходимости кон­троля за совокупным спросом. Поэтому их называют теоретиками со­вокупного спроса. Но можно и по другому посмотреть на проблему макроэкономического равновесия, а именно: со стороны предложения.

Термин " теория совокупного предложения" возник в семидесятые годы для обозначения совокупности теоретических подходов и реко­мендаций в области экономической политики, нацеленных на ускоре­ние экономического роста и увеличения занятости посредством усиле­ния стимулов для производителей. Главной рекомендацией тех, кто стал причислять себя к сторонникам " теории совокупного предложе­ния", было создание более благоприятных условий для деятельности бизнеса: снижение налогов и ослабление государственного регулирова­ния. Предложение — это главное. Будет предложение — будет и спрос. Поэтому нужно активизировать побудительные мотивы и стимулы к производству. Предлагается:

а) снижение налогов;

б) доступность кредита;

в) защита государством прав собственника.

" В этом варианте теории совокупного предложения большое значение придается сокращению налогов, которое увеличивает отдачу труда, инноваций, сбережений и инвестиций. Некоторые экономисты даже утверждали, что, сократив ставки налогообложения, можно полу­чить прирост налоговых поступлений. Это могло бы произойти в том случае, если бы снижение ставок вызвало такой бум деловой актив­ности, что рост реального ВНП перекрыл бы эффект от сокращения налоговых ставок. Тогда государство получило бы больше поступле­ний, изымая в виде налога меньшую долю существенно возросших до­ходов корпораций и отдельных лиц. Дополнительный прирост налоговых поступлений неопределенного, но, видимо, довольно значительно­го размера можно было бы ожидать от того, что " всплыла" бы на по­верхность (привлеченная снизившимися налоговыми ставками) часть " теневой экономики".— так комментирует данную теорию Пол Хейне в книге " Экономический образ мышления". Развитие экономики, со­гласно концепции предложения, зависит также от того, насколько хо­рошо государство регулирует " правила игры".

Другой вариант теории предложения — это регулирование непосредственно производства: субсидирование отдельных отраслей и т.п.

Так, экономический советник лейбористской фракции парламента Великобритании Джон Росс в разработанной им " Программе экономи­ческой стабилизации в России" рекомендует ряд мер воздействия на производство. Необходимо, считает он, принять меры для поддержания капиталовложений: резкое увеличение налоговых льгот на инвестиро­вание капитала, льготное налогообложение амортизационных отчис­лений, государственные инвестиции, особенно в отрасли, использую­щие большое количество рабочей силы — например, в строительство, в промышленность, ориентированную на экспорт, и в сельское хозяй­ство. Чтобы поддержать выпуск продукции в этот период, следует пре­доставлять большие кредиты предприятиям, устанавливать низкие процентные ставки. Напротив, не следует пытаться сбалансировать бюджет в короткие сроки. Следует поощрять инвестирование потреби­тельского сектора путем дифференцированных ставок налога для раз­личных секторов производства и дифференцированных налоговых льгот на капиталовложения. Необходимо также развивать сектор мел­кого бизнеса и оказать поддержку сельскому хозяйству. " Рыночная экономика не означает, что государственное влияние полностью исче­зает из сферы сельского хозяйства. Лишь государство способно защи­тить не мополизированную сферу сельского хозяйства от последствий монополизированного ценообразования в промышленных отраслях. Для этого необходимо ввести сельскохозяйственный тариф, субсидиро­вать сельское хозяйство на уровне ОЭСР (0, 6 процента ВНП по пря­мым субсидиям и 1, 8 % ВНП по косвенным субсидиям)".

Джон Росс критиковал предложенный МВФ вариант монетарной политики для России: " Рекомендации меморандума МВФ по сути по­строены на идее сокращения кредита и денег путем:

а) уничтожения бюджетного дефицита,

б) быстрого сокращения размеров кредита,

в) срочного продвижения к конвертируемости рубля по текущим операциям.

Эти меры исключительно опасны и совершенно противоречат практике, принятой в экономике самих стран Запада. Попытаться ликвидировать бюджетный дефицит, когда выпуск продукции уже сокращается, означает направить страну на путь катастрофы. В свою оче­редь, резкое сокращение денежной массы в этих условиях даст резкий толчок к снижению выпуска продукции. Что касается конвертируемос­ти рубля по текущим операциям, то западным странам потребовалось 13 лет, чтобы ввести даже ограниченную конвертируемость валют. Полная конвертируемость была произведена только через 45 лет после Второй мировой войны.

 

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ. ВАСИЛИЙ ЛЕОНТЬЕВ И ЕГО ТРУДЫ

Нельзя сказать, что мировая политика ограничена выбором од­ного из трех способов регулирования экономики. Большинство стран осуществляют экономическую политику в соответствии с конкретной экономической ситуацией и национальными особенностями.

В Японии, например, осуществляется своеобразная индустриаль­ная политика. Она предполагает:

1) выделение приоритетных отраслей, которые должны разви­ваться быстрее, чем другие. Определение таких отраслей, продукция которых могла бы конкурировать на мировом рынке;

2) оказание государственной помощи приоритетным отраслям для повышения их эффективности и скорейшего развития;

3) оказание государственной помощи неприоритетным отраслям в модернизации и переквалификации рабочих.

Япония считается феноменом сочетания частного предпринимательства с государственным планированием.

Для нас может быть полезен опыт Японии по государственному регулированию внешнеэкономических связей. Внешней торговлей здесь занимаются несколько многопрофильных фирм, которые объединены в полугосударственные ассоциации, находящиеся под контролем мини­стерства внешней торговли и промышленности. Ввоз и вывоз капитала, например, до начала семидесятых годов был возможен только с согла­сия государства, а продажа недвижимости иностранцам в послевоен­ный период была вообще запрещена, потому что в условиях зани­женного курса национальной валюты она могла быть скуплена за бес­ценок.

В области государственного планирования удачным примером является французское государственное планирование.

Еще до прихода к власти де Голля целый ряд ключевых областей промышленности был государственной собственностью и контролиро­вался государством, а именно: транспорт, энергетическая и добы­вающая промышленность. Резкий скачок действительного экономиче­ского роста в стране произошел в значительной степени благодаря установлению предельных цен в области энергетики и осуществлению инвестиционных программ. Во Франции даже частный сектор эконо­мики задействован в рамках всеобщего национального плана. Здесь имеется, однако, существенное отличие от традиционного планирова­ния в социалистическом обществе. Участие в плане в рамках француз­ской многоукладной экономики в значительной мере необязательно (хотя никакая фирма не осмелится бросить вызов властям, в особенности если выход на основные рынки контролируется государством). Представители различных областей промышленности сотрудничают в различных комитетах и комиссиях под руководством государственных чиновников, которые работают на план. Бизнесмены получают инфор­мацию относительно национальных интересов и целей на ближайшее будущее и дают свою информацию. Такой обмен информацией позво­ляет корректировать план. Фирмы в конечном счете отвечают за про­изводство, доход и спрос, предусмотренные планом.

Система государственного регулирования Франции включает в себя меры борьбы с монополизацией производства, управление ценами, контроль за оплатой труда и стратегическое планирование.

В экономической практике Японии и Франции были использованы идеи ученого-экономиста Василия Леонтьева. Василий Леонтьев, выходец из Санкт-Петербурга, учился в Санкт-Петербургском Университете. В 1925 г. уехал продолжить образование в Берлин. В 1928 г., получив сте­пень доктора философии, становится сотрудником Института мировой экономики при Килъском университете. Затем получает приглашение в США, от экономического ф-та Гарвардского университета. В Гарвард­ском университете В.Леонтьев делает заявку на разработку таблицы межотраслевых связей США. Замысел состоял в построении подробной таблицы, характеризующей структуру экономики США. Для этого он организует беспрецендентную работу по сбору данных о затратах на производство, потоках товаров, распределении доходов, структуре по­требления и инвестиций. Результатом этой работы стала таблица, которую впоследствии в нашей экономической науке принято называть межотраслевой баланс. Первая построенная В Леонтьевым таблица межотраслевого баланса США охватывала 44 отрасли. Она детально расшифровывала конечное использование продукта (личное и государственное потребление, капиталовложения, экспорт, амортизация, зара­ботная плата и т.д.).

Интерес к межотраслевым балансам возрастал, особенно со сто­роны промышленников. Во время войны В.Леонтьев получает заказы от правительства Рузвельта, оценившего возможности метода межотрас­левого баланса для государственного регулирования экономики.

После войны В.Леонтьев основывает Гарвардскую лабораторию экономических исследований, которая становится научным центром по дальнейшей разработке и практическому применению метода межотраслевого баланса, получая субсидии из частных фондов и от государственных организаций. В лаборатории проходит стажировку молодежь из многих стран.

Для советских читателей Леонтьев выглядел принципиальным рыночником, на Западе же его считают апостолом планирования. В теоретической платформе Леонтьева нет противопоставлений рынка и плана, частной предприимчивости и государственного регулирования. Он часто использует сравнение экономики с кораблем. Частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же наподобие руля, направляет экономику в нужную сторону. В.Леонтьев одновременно противник экономии на социальных расходах и заработной плате.

Может быть два подхода к национальной экономической поли­тике: метод проб и ошибок и стратегический плановый подход. Первый подход состоит в том, что предлагается набор различных мер, и если он не приводит к успеху, предлагается другой набор или третий.

Стратегическое планирование, отмечает Леонтьев, направлено на получение состояний, в которых экономика может оказаться в ре­зультате применения альтернативных комбинаций различных мер эко­номической политики. Для организации такого подхода необходима систематически организованная база данных. В пример он ставит Япо­нию, где это делается объединенными усилиями 13 министерств под руководством специального комитета Кабинета министров. Надо от­метить, что Леонтьев во многих публикациях ставит Японию на первое место в осуществлении принципов стратегического планирования с использованием моделей межотраслевого баланса и считает, что этим: во многом объясняются достижения японской экономики.

" Возможно, когда-либо в нашей стране появится заинтересован­ность в использовании работ В.Леонтьева по межотраслевому анали­зу", — высказывает надежду профессор Новосибирского филиала Ака­демии наук А.Гранберг.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.