Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ КОНКУРЕНЦИИ РЫНКОВ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА НА РЫНКЕ.




Составной частью рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция (или соперничество) – основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимального удовлетворения потребностей потребителей. Она является прогрессивной формой экономического развития производства, а, следовательно, и экономики в целом. Основными требованиями конкуренции являются:

o обеспечение соответствующих качественных параметров товара, отвечающих требованиям рынка;

o экономически обоснованное ценообразование с учетом ценовой эластичности;

o высокие темпы обновления продукции в связи с появлением и расширением объемов товаров-аналогов и товаров-заменителей;

o повышение технологического уровня производства или его поддержание на уровне, позволяющем производить конкурентоспособные товары.

На действующих рынках товаропроизводители и покупатели характеризуются различными экономическими условиями. Наличие различных интересов товаропроизводителей и потребителей позволяет выделить следующие типы рынков с учетом конкуренции:

- рынок чистой конкуренции;

- рынок чистой монополии;

- рынок монополистической конкуренции;

- олигополистический рынок

Рынок чистой конкуренции проявляется в случае, когда имеется большое число производителей и покупателей, изготовляющих и покупающих аналогичный специализированный товар.

В случае, когда новые конкуренты или соперники устраняются в результате ликвидации торговых точек, конкуренция носит хаотический характер, ее главная цель – быстрое обогащение. Для хаотической конкуренции характерны: резкое повышение предложения товара над спросом, увеличение складских запасов товара, резкое снижение цен и рост числа банкротов.

Рынок чистой монополии – тип конкуренции, когда организация представлена на рынке товаров единственным производителем при отсутствии конкурентов и наличии различных льгот и привилегий со стороны государства. В условиях чистой монополии производитель, диктуя рост цен на рынке и не учитывая платежеспособность потребителей, может создать экономически неблагоприятные условия для собственного финансового положения, так при завышении цен падает спрос и сокращается выручка. Следовательно, в условиях чистой монополии покупатель может влиять на уровень свободной цены. Поэтому товаропроизводитель-монополист для обеспечения соответствующих спроса и выручки должен отреагировать на поведение покупателей на рынке и снизить цены.

Рынок монополистической конкуренции – это такой тип конкуренции, когда на рынке вся номенклатура продукции изготовляется большим числом товаропроизводителей, изделия которых не только специализированы, но и дифференцированы, то есть, представлены похожими, но не схожими изделиями, товарами, отличающимися типом, марками, качеством и другими потребительскими характеристиками.



В отличие от чистой монополии монополистическая конкуренция не предусматривает серьезных ограничений для появления на рынке новых продавцов, так как монополистический рынок включает большее число организаций с небольшим основным и оборотным капиталом. Особенностью предприятий, поставленных на рынке, является то, что производимая ими продукция не может иметь в ближайшей перспективе аналогов-товаров, поскольку она защищена патентами и авторскими правами. Несовершенные аналоги, которые иногда появляются на монополистическом рынке, не могут повлиять на конкурентоспособность товара, его цену и спрос.

В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция имеет тенденцию к снижению выручки от максимальной до нормальной или средней величины, а в отдельных случаях и чистых убытков. Падение экономической стабильности на монополистических рынках объясняется тем, что возможность повышения выручки постепенно исчезает, так как появляются новые серьезные конкуренты, продукция которых является результатом внедрения новых технических решений и прогрессивных технологий, защищенных авторскими правами или патентами.

Олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов, но имеет высокую чувствительность к политике ценообразования и маркетинговой политике. Олигополистический рынок занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой – монополистической конкуренцией. Одна из особенностей олигополистического рынка – это получение максимальной выручки за счет повышения цен. Однако ценовая стратегия действует только в краткосрочном периоде, так как окружение сильных конкурентов заставляет участников олигополистического рынка снизить цены. Небольшое число товаропроизводителей, присутствующих на данном рынке, обусловлено жесткими условиями проникновения на рынок, которые диктуют промышленные предприятия с высокой концентрацией производства.



+

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Таблица 1.Факторы краткосрочного и долгосрочного конкурентного преимущества

Факторы, создающие временное конкурентное преимущество Факторы долгосрочного конкурентного преимущества Конкурентные преимущества, формируемые на основе компетенций
Доступ к качественному дешевому сырью Конкурентоспособность поставщиков Доступные ноу-хау – секреты конкурентов Альянсы Экономия на персонале Благоприятное законодательство Снижение уровня налогового бремени Возможности лоббирования (связи с органами государственного управления) Климатические условия Географическое положение Потребительская ценность: · операционная эффективность, · уровень автоматизации производства и управления, · эффективность корпоративных информационных систем, · применение ресурсосберегающих технологий Уникальность: · опережающая технологическая позиция, · собственные ноу-хау, патенты, лицензии, авторские права, · уровень квалификации персонала, · способности и навыки персонала, · развитие НИОКР, · специфика корпоративной культуры Новизна: · способность к стратегическому опережению конкурентов, · способность к расширению рынков сбыта продукции, · политика и внедрение методов расширения клиентуры, · инновационные процессы, НИОКР, · информационный банк инновационных и наукоемких технологий, · высокий уровень логистики. Ориентир на «направление потребителя» Предвидение новых потребностей Стратегическая гибкость Скорость адаптации бизнеса

Однако, формирование конкурентного преимущества сегодня, во многих компаниях происходит в условиях внутренней или внешней нестабильности. В условиях быстрого реагирования на кризисную ситуацию возможности формирования долгосрочных стратегических альтернатив отсутствуют, поэтому необходимо классифицировать стратегические и тактические факторы, позволяющие повысить конкурентоспособность предприятия в конкурентной среде (таблица 2).

Таблица 2.Классификация основных факторов, формирующих конкурентную позицию производственного предприятия на рынке

Классификация факторов конкурентоспособности Стратегические факторы Тактические факторы
Широта охвата рынков организованной продажей Географическая экспансия Развитие региональных производственно-логистических центров
Организация работы региональных торговых представителей, повышение качества их работы (обучение)
Достижение оптимального количества и качества дистрибуции в целевых регионах (оптимальная плотность представленности продукции)
Эффективная модель «предложения» предприятия Совершенствование ассортиментного перечня Оптимизация ассортиментного перечня и широты ассортимента
Исследование потребности рынка (реальной и потенциальной)
Разнообразие моделей /видов продукции
Возможности и активность в разработке новых товаров Количество новинок
Повышение уровня качества Уровень качества продукции по сравнению с конкурентами
Соответствие ценовой политики фирмы запросам потребителей Уровень цен по сравнению с конкурентами
Совершенствование уровня сервиса Повышение оперативности формирования и отслеживания прохождения заказа
Эффективное управление издержками Эффективное управление запасами Оптимизация сырьевого перечня
Оптимизация и жесткий контроль уровня запасов
Эффективная логистика Оптимизация транспортных потоков
Применение технологии лидирования Создание эффективного механизма импортозамещения Возможность инноваций в производственном процессе / Количество инноваций
Обучение персонала
Совершенствование технологии Повышение уровня инновационности продукции
Благоприятный имидж производителя Степень известности производителя
Брэндирование продукции Защита ТМ
Количество новых марок
Количество известных марок продукции
Способность создавать эффективный промоушн Индекс коммуникационной активности
Степень известности марки

Всю совокупность факторов можно разделить на группы макро-, мезо-, и микроокружения. К факторам макроокружения относятся экономические, научно-технические, правовые, политические, социальные, международные и экологические факторы (рисунок 2).

Рисунок 2.Развернутая система тактических факторов и показателей, позволяющих оценить уровень конкурентоспособности предприятия.
Кликните по изображению мышкой, чтобы увеличить его

Среди факторов непосредственного окружения (мезосреды) наибольшее значение имеют как факторы позиционности рассматриваемого предприятия на рынке, так и факторы, влияющие на изменение окружающей конкурентной среды предприятия. Данные факторы определяют возможности развития предприятия, и являются значимыми в силу высокой зависимости реализации стратегии роста на рынке от факторов, определяющих деятельность ближайшего окружения предприятия.

акторами микросреды (внутренние факторы предприятия), определяющими конкурентоспособность предприятия, в первую очередь выступают: имеющееся оборудование и технология, контролируемое качество сырья и продукции, наличие финансов и квалифицированного персонала, перечень предлагаемых сервисных услуг, сформированная система каналов продвижения продукции, дистрибуция.

 

+

Основные факторы конкурентоспособности товара

Фактор Характеристика критериев
Цена Соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов. Развитость системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов. Привлекательность для потребителей системы скидок
Качество Технико-эксплуатационные характеристики продукции (функциональность, надежность, удобство эксплуатации и т.д.). Престижность, дизайн, экологичность товара
Сервис Качество поставки товара. Уровень торгового обслуживания. Наличие запасных материалов и центров по сервисному обслуживанию
Маркетинговое окружение Уровень организации маркетинг- логистики. Эффективность рекламных мероприятий. Уровень дизайна и содержательности упаковки. Разработанность брэндинга товара. Уровень гарантийного обслуживания покупателей до и после приобретения товара. Возможность покупки товара с помощью средств мультимедиатехнологий

Качественные показатели конкурентоспособностихарактеризуют свой­ства товара, его характеристики с точки зрения готовности товара удовлетворять конкурентную потребность.

Качество товара — это совокупность свойств, обусловливающих его пригод­ность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Качество товара проявляется в потреблении. Оценивая качество товара, потреби­тель опосредует степень полезности этого товара как потребительной стоимости.

Свойство товара может проявляться при его создании и при эксплуатации. Свойства могут характеризовать товар как объект проектирования (новизна, сложность, патентная чистота и т.д.), как объект производства (материалоем­кость, энергоемкость и т.д.) и как объект потребления, эксплуатации (производи­тельность, мощность, скорость, надежность, безопасность, расход материалов и т.д.).

Основные составляющие качества различаются в зависимости от того, рас­сматривается ли качество товара или качество услуг. Качество товаравключает следующие составляющие: функциональное соответствие; дополнительные функции; соответствие нормам и стандартам; долговечность; надежность; сервис; эстетичность; восприятие (репутация, имидж).

Качество услуги включает следующие факторы: компетентность фирмы; на­дежность деятельности и обязательность фирмы; отзывчивость и внимательность сотрудников; доступность коммуникаций и общения; быстрое понимание потреб­ностей клиента; безопасность обслуживания (в юридическом, финансовом и мо­ральном отношениях); представительность инфраструктуры фирмы и культура обслуживания.

Количественные характеристики какого-либо свойства товара, определяю­щие качество, называются показателями качества.

Показатели качества могут классифицироваться по следующим критериям: характеризуемые свойства, способ измерения, способ использования, стадия оп­ределения и др.

Конкурентоспособность товара характеризует не само по себе его качество, а степень соответствия качества данного товара показателям качества аналогично­го по назначению товара конкурента. Таким образом, оценка конкурентоспособ­ности товара подразумевает сопоставление значений показателей качества товара фирмы с показателями качества товара конкурента. В связи с этим качественные показатели конкурентоспособности товара подразделяются на классификацион­ные и оценочные.

Классификационные показатели раскрывают свойства товара, которые опре­деляют его назначение, область применения и условия использования.

Оценочные показатели характеризуют свойства товара, которые определяют его качество. Оценочные показатели используются для анализа соответствия параметров продукции технологическим требованиям и стандартам, а также для установления степени соответствия товара, его свойств конкретной потребности.

Оценка соответствия параметров продукции технологическим требованиям и стандартам, как правило, осуществляется на стадии производства и аттестации товара. Поэтому эту группу оценочных показателей можно условно назвать нормативно-производственной.

Оценка соответствия свойств товара конкретной потребности производится чаще в процессе использования товара. Поэтому эту группу оценочных показате­лей условно можно называть консументной (от англ, consume — потреб­лять).

Консументные оценочные показатели имеют особое значение в системе ком­плексной оценки конкурентоспособности товара. Они обычно подразделяются на групповые и конкретные показатели. Среди групповых показателей выделяют функциональные, надежностные, эргономические и эстетические.

Функциональные оценочные показатели включают, например, такие единичные показатели, как совершенство выполнения основной функции, универсальность применения, совершенство выполнения вспомогательных функ­ций.

Надежностными оценочными показателями являются безот­казность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

Эргономические оценочные показатели объединяют такие конкретные показатели, как гигиенические, антропометрические, физиологичес­кие, психофизиологические, психологические.

В группу эстетических оценочных показателей включают такие конкретные показатели, как рациональность формы, художественная цен­ность, целостность композиции, совершенство и стабильность товарного вида.

Экономические показателиконкурентоспособности товара должны оцени­вать цену потребления, т.е. затраты потребителя, необходимые для удовлетворе­ния его потребности. Они включают затраты на приобретение товара и затраты по эксплуатации товара. Цена потребления (Ц„) складывается из рыночной цены товара (Цт), а также расходов, связанных с эксплуатацией (Ц,), использованием этого товара в период его жизненного цикла:

Принимая решение о покупке, покупатель обращает внимание не только на цену товара, но и на то, во сколько обойдется ему эксплуатация, содержание этого товара в процессе его использования. Установлено, например, что расходы по эксплуатации многих видов товаров во много раз превосходят цену, по которой их приобретают. Так, рыночная цена грузового автомобиля составляет лишь 15% общих расходов по его эксплуатации, магистрального самолета — 10%, а тракто­ра - 20%.

Поэтому, определяя уровень конкурентоспособности товара, следует учиты­вать затраты потребителя по приобретению и эксплуатации товара, а не только сравнивать товары по степени их соответствия конкретным потребностям.

Затраты по эксплуатации товара в общем случае включают: затраты по об­служиванию товара (изделия, установки, прибора); расходы на топливо, электро­энергию, сырье и материалы; затраты на текущий ремонт; затраты на сервисное обслуживание по окончании гарантийного срока; расходы, связанные с оплатой налогов; затраты на страхование товара; затраты по утилизации отходов, которые могут появиться при эксплуатации товара и оказывать негативное влияние на ок­ружающую среду.

Цена товара не полностью отражает единовременные затраты потребителя по приобретению товара, так как при ее определении не всегда учитываются за­траты по транспортировке товара от места покупки до места его установки или эксплуатации, не включаются расходы по его хранению, по оплате труда за мон­таж и установку товара, приведение его в работоспособное состояние.

Таким образом, единовременные затраты по приобретению товара складыва­ются из цены товара, затрат по транспортировке, хранению товара, стоимости технической информации и инструкций с учетом их перевода на национальный язык (для импортных товаров), затрат по установке, монтажу и приведению това­ра в работоспособное состояние.

Однако бывают и исключения, когда, например, фирмы в цену товара вклю­чают почти все дополнительные единовременные затраты, обеспечивая высокий уровень сервисного обслуживания до и после приобретения товара. В отдельных случаях предприятия все дополнительные единовременные затраты берут на себя и тем самым создают благоприятные условия для реализации своих товаров. Эти затраты компенсируются дополнительной прибылью, получаемой за счет увели­чения объема продаж товара.

Маркетинговые показателихарактеризуют уровень осуществленных или осуществляемых затрат предприятия на обеспечение маркетингового окружения товара, что создает известность товару и его марке, привлекаемым поставщикам и дистрибьюторам, а также имидж товара. Для анализа конкурентоспособности то­вара определяют и сравнивают структуру маркетинговых показателей для своего товара и товара конкурентов.

По своему содержанию маркетинговые показатели относятся к экономичес­ким показателям, однако ввиду их особой значимости для формирования товар­ной политики предлагается условно выделять их в отдельную самостоятельную группу.

Таким образом, конкурентоспособность товара — относительный показатель, который отражает отличие характеристик данного товара от характеристик това­ра-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребнос­ти, так и по затратам, связанным с производством товара, его маркетинговым со­провождением и использованием (эксплуатацией). Показатель конкурентоспо­собности товара не тождествен показателю уровня качества товара. Дело в том, что при оценке качества товара сравниваются однородные товары, тогда как при оценке конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных това­ров, различающихся только способами удовлетворения одной и той же потреб­ности. При этом следует иметь в виду, что конкурентоспособность товара обеспе­чивается на протяжении всего жизненного цикла товара и должна реализовы­ваться на всех его стадиях.

Оценка уровня конкурентоспособности товара начинается с обоснования или уточнения цели и задач по ее достижению (рис. 4.13). Главной целью оценки конкурентоспособности товара является обеспечение постоянной привлекатель­ности конкретного товара на рынке, наделение его преимуществами по сравне­нию с аналогичным по назначению товаром конкурентов. В зависимости от кон­кретных условий на рынке и возможностей фирмы достижение этой цели может быть связано с решением различных задач, которые определяют содержание и объем необходимой информации о рынке, товаре и конкурентах. Такими задача­ми могут быть, например, производство и вывод нового товара на национальный или международный рынок; повышение конкурентоспособности существующего на рынке товара по сравнению с товаром-эталоном; оценка перспективного кон­курентного статуса товара и фирмы; разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности по отдельным параметрам товара; регулирование цены потребления товара; изменение -стратегии и тактики маркетинга на конкрет­ном рынке в связи с появлением на рынке новых производителей аналогичного товара и т.д.

Примерная схемаоценки уровня конкурентоспособности товара: Анализ, расчет единичных и группо­вых показателей по маркетинговым параметрам; Нормативно-производствен­ные параметры; Классифика­ционные параметры; Цена потребления; Маркетинговые параметры своего товара; Маркетинговые параметры товара конкурентов; Консументные параметры; Расчет интегрального показателя уровня конкурентоспособности; Подготовка заключения об уровне конкурентоспособности; Разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности товара и оценка затрат по их реализации.

Конкурентоспособность фирмыэто реальная и потенциальная способ­ность предприятия с учетом имеющихся у него для этого возможностей проекти­ровать, изготовлять и реализовывать в конкретных условиях товары, которые посвоим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более при­влекательны для потребителей, чем товары конкурентов.

+

 

 

1. http://xreferat.com/53/2117-1-analiz-otrasli-i-konkurencii-v-neiy.html

2. http://studopedia.ru/3_45218_konkurentsiya-sushchnost-vidi-modeli-rinkov-s-razlichnoy-konkurentnoy-sredoy.html

В соответствии с законодательством РФ, конкуренция понимается как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором действие каждого из них ограничивает возможности воздействия на общие условия обращения товаров на конкретном товарном рынке. Это фактор, который определяет условия функционирования какого либо рынка. В этих условиях товаропроизводители борются между собой за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, сырья.

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товара. Каждый предприниматель стремится увеличить прибыль и расширить масштабы своей хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за более выгодные условия производства и сбыта товаров, и они выступают по отношению друг к другу как соперники, конкуренты.

 

+


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал