Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мятежи русско-украинского крестьянства против советской власти на Севере Кыргызстана.

Часть

44. Боромбая Бекмурат уулу верховный манап племени Бугу. (год рождении неизвестен, умер в 1858) - один из видных манапов рода бугу. В 1843 г. он возвел крепость Кызыл-Ункур на берегу реки Жууку и сделал эту крепость своей став­кой. В 1844 г. от имени рода бугу Боромбай Бекмурат уулу направил посольство в Западно-Сибирское губер­наторство с просьбой о вхождении в русское поддан­ство. В 1848 г. он еще раз обратился к русским влас­тям. В 1853 г. получил чин русского полковника. По­слы Боромбая 17 января 1855 г. в Омске дали клятву о вхождении в российское подданство. В 1855 г. в столкновении сарыбагышей и бугинцев Боронбай овладел Текесом. Для спасения рода бугу просил помо­щи у Китая, но результатов не добился. После этого повторно обратился с просьбой к русским властям. В 1856 г. ставку Боромбая на джайлоо посетил Ч. Валиханов и нарисовал портрет манапа.

45. Байтик батыр-видный манап рода солто. Байтик-Канай уулу - видный манап рода солто, Чуйской дилины, один из руководителей борьбы против гнета кокандского ханства В начале 1860г перешел под покровительство русских. За активное содействие при разгроме крепостей Пишпек, Токмок, Мерке русскими экспедиционными силами получил чин капитана, орден Станислава третьей степени и получил медаль с Аннерской лентой. В 1867г. в числе 17 представителей Ц А был приглашен на церемонию коронования Александра второго, ездил в Москву и Питер. Следует отметить, что антикокандские тенденции не были всеобщим явлением среди рода солто. Поднятое Байтиком восстание отражало настроение лишь одного крыла этого рода. К примеру, часть солто, возглавляемая манапами Жангшарачем, Маймылом, и Тына-алы, не захотели подчиниться русским властям и перекочевали в верховья Таласа. Кроме того манапы создавали свои дружины и открыто сопротивлялись русским войскам. Только 1864.г после смерти манапа Жанагарача его сыновья и манап Кокум начали устанавливать отношения с русскими властями.

46. Народное восстание 1873-1876 гг. в Кокандском ханстве. Завоевание Россией Южного Кыргызстана. Народное восстание 1873-1876гг. в Юж. Кыргызстана. Это всенародное восстание жителей Ферган-го региона в 1873 -1876 гг. известно в истории под названиями " народное движе­ние", " восстание Полот-хана", " Кокандское восстание". Возглав­лял это восстание Исхак Асан уулу под именем Полот-хан. Народное восстание 1873-1876 гг. можно разделить на 2 вре­менных этапа. 1этап, охватывающий 1873-1874 гг. имел прогрессивные цели. Это было антифеодальное дви­жение против узурпаторской власти хана Кудаяра и шло снизу вверх. Ни один кыр-ий или кыпчакский род не остался в стороне от восстания 1873-1874 гг., продолжавшегося 1, 5 года. Несмотря на сословные различия, в восстании принимали участие все слои населения, в основном ко­чевых кыр-ов и кыпчаков. Оседлое население - сарты, узбеки, таджики — хотя и проявляло сочувствие, в массовом порядке на 1ых этапах к восстанию не примкнуло. Весной 1875 г. начался 2ой этап движения, охвативший 1875-1876 гг. Увеличение ханом Кудаяром размера податей в 3 раза послужило новым толчком к развитию этого народного дви­жения. В 1875 г. Полот-хан перешел из Чаткала в Лейлек, где продолжал руководить восстанием, которое к июлю переросло в Узгене во всенародное движение. В этих условиях Абдырахман-аптабачи с целью утверждения своей власти в Кокан-ом ханстве принял сторону хана Полота и с его согласия начал подготовку к провозгл-ию ханом сына Кудаяра. С переходом Абдырахман-аптабачи с большой груп­пой своих последователей на сторону восставших, Кудаяру ничего не оставалось, как окончательно бросить орду и 22 июля перейти на сторону рус-их властей в поисках убежища. 24 июля 1875 г. в кишлаке Сары-Талап близ Коканда Насирдин-бек был объявлен ханом. Хана Полота феодалы-заговорщики во главе с Абдырахман-аптабачи арестовали и бросили в темницу. Позже Полоту удалось бежать и уйти в Чаткал. 27 сентября 1875 г. Полот-хана 2ой раз был провозглашен ханом. Теперь восстание было направлено на борьбу против хана Насирдина и рус-их колониза­торов. 9.10 Полот-хан занял Коканд. Насирдин-хан бежал в Ход-жент. В октябре повстанцы перешли к активному противодействию войскам рус-их. Кровавые столкновения продолж-сь с 25.12 1875 г. по 5.01 1876 г. Российские войска 8-10.01 взяли Андижан. Силы восставших были подорваны. Видя невозможность дальнейшего сопротивления Полот-хан был вынужден бежать в Чон-Алай. В результате 8.02 1876 г. русские войска под его командова­нием окончательно завладели Кокандской ордой. 19 февраля царь Александр II подписал указ о ликвидации Кокандского ханства.

В 1865 г. Вслед-ии действий круп. военных сил рус-их, власть Кокан-го хан-ва огранич-сь лишь Ферган-ой дол-ой и кырг-ми кочевьями Памиро-Алая. Ограничение терр-ии вызвало и сокр-ие дох-в в казну, что побуждало хана увел-ть размер налогов и податей с оставшегося населения. В этих условиях юж-е кыр-ы также стали подумывать о присоед-ии к Рос-и. Весной 1874 г. часть воста-их во главе с кыр-ом Мамыром обратились к генерал-губернатору Турк-на с просьбой принять их в рус-ое подданство. 18.02 1876 г. Терр-ия Кокан-го ханства (и юж-ые кыр-ы) царским манифестом объяв-ся присоединенной к России и преобраз-ся в Ферган-ую обл-ть в составе Турк-ого генерал-губернаторства. 1ым военным губернатором новой обл-и стал ее завоеватель М. Д. Скобелев. Однако горн районы Юж.Кырг-на, в частности Алай, еще остав-сь непокор-ми. При продвиж-ии отрядов Скобелева в кырг-кие кочевья им оказывалось вооруж-ое сопротив-е, сын-ья Алымбека-датхи и Курманджан-датхи — начали борьбу против вступивших в их пределы рус-их войск.25.04 1876 г алай-ие кыргызы оказали упорное сопротивление росс-им войскам. Отряду Скобелева удалось вытеснить кыр-ов с заним-ых позиций, они понесли больш потери. Рус-им оказал значительную помощь сарыбагыш-й манап Шабдан Джантаев. Его джигиты активно действовали против алайских повстанцев, оказавших сопрот-ие росс-им военным отрядам. Курман-н-датха, откочевала со своими аилами в пределы Кашгара. Однако здесь беззащитные аилы Курман-н были разгромлены. Джигиты Шабдана 29.07 вышли на Курман-н-датху, на границе и пленили ее. Роль личности Курманджан в ист-ии Кыр-на велика вместе с тем неоднозначна. Будучи круп. феодалом, она в то же время на определенном этапе была выразителем полит-их интересов масс. Вынужденная смириться с пораж-ем повс-цев, Курман-н перешла на службу к царю, призвала к этому своих сын-ей и все население Алая. К 1876 Алай был прис-нен к России. На этой терр-рии было образовано 5 волостей. Ими стали управлять сын-ья Курманджан-датхи.Полит-им завещ-ем звучит одно из ее писем ферган-му военному губернатору, суть кот-го в том, что ранее она воевала с Россией, но теперь весь ее народ, она и ее родные никогда не выступят против.

47. Исторический портрет Шабдан батыра. (1839-1912) - манап рода тынай - од­ного из ответвлений племени сарыбагыш, сын хана Жантая. С молодых лет активно участво­вал в политической жизни. Примкнув к воево­де Кокандского ханства Канаат-Ша, в конце 1860 г. уехал в Ташкент, Участвовал в сраже­нии против русских войск близ Узун-Агача. За проявленное геройство при защите Ташкента Кудаян-хан назначил его беком города Тур­кестан. Однако под влиянием отца Шабдан ос­тавил эту должность, перешел к русским и до конца жизни состоял на царской службе. Шаб­дан поддерживал тесные отношения с уезд­ным начальником Токмока и военным губер­натором Жети-Суу. Участвовал в подавлении мятежа, который поднял манап рода саяков Осмон, выступивший в 1868 г. против вхожде­ния в русское подданство. Активно содейство­вал акции присоединения алайских кыргызов к России во время похода генерала Скобелева в 1876-1877 гг. Во главе своих джигитов в 1878 г. сопровождал русский разведывательный отряд по югу Ат-Баши. За свою деятельность на царской службе Шабдан неоднократно поощ­рялся. Он участвовал в 1883 г. в торжествах по случаю воцарения Александра III, получил чин войскового старшины (подполковник), награжден золотыми часа­ми. В 1884 г. ему была пожалована ежегодная пенсия в 300 рублей (лошадь стоила тогда 10 рублей). В 1909 г. был инициатором строительства в Чон-Кеми-не новометодного медресе.

48.Курамнджан-датка – правительница кыргызского народа. (1811-1907) -правительница алайских кыргызов, известная под именем " Алайская царица". Происходила из рода барга родового объединения мунгуш, населявшего окрестности Оша. Убежала от первого мужа, навязанного сватами, и 3 года проживала у родителей. В 1832 г. вышла по своей воле за­муж за Алымбек-датка. правителя Алая. Про­жила с ним 29 лет, родила 5 детей, была неиз­менной помощницей и советчицей мужа. В 1862г., после смерти мужа, павшего от рук дворцовых заговорщиков Кокандского хан­ства, взяла в свои руки бразды правления Алаем. Бухарский эмир Myзафар пожаловал ей титул датка. Прозорливая правительница, Курманжан-датка внесла значительный вклад в урегулирование внутриродовых споров и неурядиц горных кыргызов. Осуществляла политику независимости от Кокандского ханства. Эта же линии проводилась и в период интервенции рус­ских войск в Ферганскую долину. Однако, учитывая сложившиеся обстоятель­ства, Курманжан-датка в 1876 г. объявила о присоединении алайских кыргызов к России. Царское правительство присвоило Курманжан чин полковника. Умерла она в 1907г в возрасте 96г.

49.Колониальная политика царской России: система управления, налоги, аграрная политика. Колонизаторская политика царского правительства в Кырг-не особенно ярко проявилась при решении земельно­го вопроса. Едва Кырг-тан был присоединен к России, как нача­лось непрерывное переселение русских крестьян на его террито­рию. Для землеустройства переселенцев создавались специальные управления, проводились исследовательские работы. Царские вла­сти определяли переселившихся русских и украинцев на самые удобные для земледелия угодья, низины и лощины, близ водяных источников и проездных путей, отнимая их у местного населения, в основном вдоль Сары-Узен-Чуя и вокруг озера Иссык-Куль. Особый размах крестьянское переселение при­обрело в 90-е гг. Толчком к этому послужил и разразившийся в 1892 г. и 1898 г. голод в центральных областях России. Первые русские поселения были основаны в 1893 г. в Ошском и Покровском уездах. Отторжение земли у кыргызов получило особенный размах пос­ле Столыпинской аграрной реформы. Та­ким образом, 83 процента переселенцев укоренилось на землях казахов и кыргызов. Например, только в 1907 г. в Семиреченской области 289 тыс. десятин плодородной земли было выделено для крестьян-переселенцев. Уже к 1914 г. в этой области местное насе­ление лишилось более 4 млн. десятин земли. Кроме того, в Фер­ганской области было намечено отобрать у кыргызов еще пригодные для земледелия территории. Чтобы узаконить аннексию земель у местного населения, цар­ское правительство в 1891 г. утвердило специальное, так называе­мое " Степное уложение", согласно которому все земли, на которых жили и кочевали кыргызы, надлежало считать госуд-ми. Более того, этот " документ" предусматривал право изъятия не только пахотных земель, но и пастбищ в любое нужное время. В резуль­тате всего этого страдало местное население, особенно бедняки, живущие за счет земледелия. С присоединением Кырг-на к России намечается стойкая тенденция к увеличению числа его жителей. По Всероссийской пе­реписи населения 1897 г. по сравнению с 1865 г. прирост составил 21, 2%. Население Кырг-на увеличивалось, в первую очередь, за счет естественного прироста и, конечно, из-за наплыва переселенцев из губерний европейской части России и Западной Сибири. Кроме того, в Кырг-н, спасаясь от преследования, перешла часть уйгур­ских и дунганских повстанцев из подвластного Китаю Восточ.Турк-на. Количество перекочевавших дунган приближалось к 8 тыс. человек. В 1913 г.. по сравнению с 1897 г. число жителей Кырг-на увеличилось на 30%.

50.Андижанские восстание 1898 г. В восстании участвовали представители кыр-ой, узб-ой, тадж-ой национ-ей, различные соц-ые слои населе­ния. Все участ­ники восстания причисляли себя к мусульманам. Восстание было направлено на защиту интересов основ. массы населения. Оно носило нац-но-освобод-ый характер Андижанское восстание вспыхнуло в мае 1898 года. 17.05 под вечер в кишлаке Таджик (Мин-Дюбе) собралось около 200 узб-ов и кыр-ов. Возглавил их ишан этого селения Мадали Дукчи. Идейным руководителем этого восстания был Зиядин Максым уулу. Восставшие двинулись к Андижану, перерезая на пути теле­графные провода, соединявшие город с округами. К ним присоеди­нились жители и др кишлаков. Вскоре число восставших достигло 2000 чел-к. Около 3х часов ночи повстанцы вошли в Андижан и напали на лагерь 20-го Туркестанского линейного батальона, где располагалось 2 роты. Но силы были нерав­ны. Вооруженная палками и серпами толпа была рассеяна хорошо подготовленными и во­оруженными рус-ми войсками. В ожесточен­ном сражении было убито свыше 20 царских солдат и офицеров. Но и повстанцы понесли большие потери. Перейдя Кара-Дарью, они отошли к Хаким-Абаду. В селе Чарбак, предво­дитель повстанцев Мадали был взят в плен и 12.06 1898 г. повешен.Однако восстание не утихло и распростра­нилось в Ферган-ю долину. Активное учас­тие в нем приняло население Андиж-го, Маргаланского, Ошского и Наманганского уез­дов. Для подавления восстания использовались многочисленные спец-ые отряды всего Турк-го военного округа. Было аресто­вано 777 ч-к, 415 привлечены к судебной ответственности. Повешено 18 ч-к, 362 приговоренным смертную казнь заменили дли­тельными сроками каторги. Несмотря на поражение, это восстание было 1ым прояв-­ем нар-ой борьбы против колон-ой националист-ой политики, насажда-ой царизмом в Турк-не. Это была борьба народа за незав-ть.

51. Общее народное восстание 1916 года. Глав-й причиной восстания была все расширяющаяся колонизация, безудержная и жестокая эксплуатация местного населения, изъятие лучших земель у кыр-ов в пользу переселенцев. В 1916г. рус-ие и укр-цы, составлявшие в Пржевальском уезде немногим более 24 %, имели свыше 67 % всей пахотной земли. Примерно такое же положение было и в Пишпекском уезде. Среди других народностей Турк-го края, как признавался турк-ий генерал-губернатор Куропаткин, кыр-ы были наиболее бесправными в пользовании землей. Столь же остро стоял земельный вопрос и в среде труд-го коренного оседлого насел-я в рай-х на юге Кырг-на. Началом восстания на всей терр-ии Ср. Азии и Казах-на послужили волнения жителей в Самарк-ой обл-и 4.07 1916 г., решительно отказавшихся выполнять царский указ о мобилизации. Глухое недовольство, зревшее в народ-х массах в соседних районах, прорвалось открытыми выступлениями горожан — коренных жителей края в уездных и областных городах Ферган-ой обл.. Восстание 1916 г., охватившее весь Турк-н, не имело единого центра и общего руководства, но в ходе его из народных масс выдвинулся целый ряд способных организаторов. Восстание 1916г. сопровождалось, рядом кровавых межнацион-ых столкновений, от кот-х пострадала часть переселен-го и коренного населения края. Нападения сопровождались убийствами и избиениями без различия возраста, пола и занятия, насилиями и надругательствами над женщинами. В ходе подавления и после разгрома восстания роли поменялись. Теперь страдающей стороной стало кыр-ое и др мусул-ое население. Переселенцы, провоцируемые царскими властями, жестоко расправлялись с коренными жителями, не разбираясь особо: участвовали они в восстании или нет. Расправы над повстанцами выдавались за акты справедливого возмездия. По подсчетам турк-их чиновников, корен-е население Сев.Кырг-на после восстания 1916 г. уменьшилось на 42 %. Тысячи чел-к бежало в Китай, было убито или пропало без вести. Наряду с тяжелейшими последствиями кровавых событий 1916 г. во многих рай-х Турк-на в док-тах и памяти свидетелей восстания 1916 г. зафиксированы факты сочувствия и проявления добрососедства труд-го люда. Так, отдельные рядовые общинники-кыр-ы нередко тайно предупреждали своих соседей, знакомых и друзей из переселенцев о грозивших бедах, укрывали рус-их женщин и детей от расправы. А русские крестьяне, рискуя головой, спасали жизнь кыр-им семьям.

52. Твор-во акынов-письменников XIXв. Молдо Кылыч Шамыркан уулу, Молдо Нияз. Известно, что в XVIII в. кыргызы, хотя и изредка, но пользовались новой письменностью, о чем свидетельствуют послания глав родов Атаке-бия, Бооромбая-баатыра россий­ским властям. В то время кыргызы использовали чагатайс­кое письмо на арабской графике. Из акынов, впервые начавших писать свои произведения на исконно кыргызском языке, самым видным был Молдо Нияз (1823 - 1896). Родился акын в айыле Кызыл-Булак в окрестностях Оша. Образование получил в местном медресе, а затем в учебном заведении такого же типа в г. Кашгаре. Его произведения знали не только южные, но и северные кыргызы; высоко ценилось собственное исполнение автора. Молдо Нияз с философских позиций суфизма писал в своих изящных произведениях о близких людям понятиях - добре и зле, жизни и смерти, сущности бытия. Содержание его творчества объяснялось хорошим знакомством с восточной поэзией. В творчестве Молдо Нияза отражались мировоззрен­ческие представления различных социальных слоев о мораль­но-этических нормах. До нас дошли только три из семи его рукописей " Санат ырлары" (" Поэтические наставления"). Они представляют для нас интерес и ценность как по своей художественной ценности, а так же и как одно из первых письменных наследий кыргызской поэзии. Молдо Кылыч Шамыркан уулу (1868-1917). Полу­чив начала образованности у муллы, далее он учился само­стоятельно. Интересовался восточной поэзией, историей ли­тературы, философией. В 1911 г. издал в г. Казани сборник газелей " Зилзала" (" Стихия", дословно -" Землетрясение"). Это было первое печатное произведение кыргызской поэзии. В своем творчестве Молдо Кылыч, как и другие мыслители нашего народа, стремился отразить наиболее злободневные вопросы общественной жизни. Понятно, что его философс­кие и мировоззренческие позиции во многом определялись условиями феодально-патриархальных устоев, социального неравенства, существующими в обществе. С присоединением Кыргызстана к Кокандскому ханству на местное население усилилось влияние исламской религии. В связи с этим в твор­честве Молдо Кылыча довольно явственно проявлялись и ре­лигиозные мотивы. В эпоху главенствования религиозной идеологии развитие духовной культуры в русле религии — закономерное явление. С этой точки зрения можно понять установления Молдо Кылыча о соблюдении всех без исклю­чения правил ислама. Даже такие философские понятия, как " добро" и " зло", он пытался объяснить, исходя из религиоз­ных канонов. Однако это не дает никакого основания счи­тать его произведения реакционными. Молдо Кылыч проповедовал, что счастье человека не в материальном богатстве, что истинное счастье зависит от ду­ховного мира и широты его сердца, и особо подчеркивал, что злой, ленивый, скупой, мстительный человек никогда не смо­жет быть счастлив. Молдо Кылыч призывал к добру, воздер­жанности, скромности, здравомыслию и, наоборот, — избегать честолюбия, зазнайства, аморальных намерений. Говоря о добре и счастье, их основой он считал семейное благополучие. Он говорил, что хорошая жена - свет в доме, опора в жизни, а плохая — предвестница несчастья, печаль в семье. Основу творчества Молдо Кылыча составляло стремле­ние, в первую очередь, воспитать его духовные и моральные качества, раздвинуть границы мировоззрения человека, его отношение к обществу.

53. Акыны-заманисты Кулыгула Бай уулу, Арстанбек Байлаш уулу. Калыгул Бай уулу (1785-1855 ) талантливый акын представитель течения так называемого заманизма – историко-философского учения о бренности мира и его неизбежном трагическом конце. Родился в местности Караой Иссык. Обл. в зажиточной семье являлся близким родст-ом и другом манапа Ормон-хана. Его считают видным представителем феодально-байской идеологии. Основное произведение «Акыр заман» (конец света). Калыгул воспевал ушедшие времена, прославлял хороших и добрых родоправителей, якобы заботящихся о благе бедных сородичей. В тоже время он осуждал феодальные междоусобицы, призывал манапов к мирной жизни. Поэзию пронизывают гражданственность, патриотизм. Некоторые его стихи глубоко лиричны. Все они пользовались большой любовью среди самых различных слоев населения. С таких же позиций выступал младший современник Калыгула акын Арстанбек Буйлаш (Бойлош) уулу (1824-1878) В сочинении " Тар заман" (" Эпоха безысходности") он тосковал о безвозвратно ушедшей «эпохе дедов», характеризующейся якобы социальной справедливостью, и призывал сохранять лучшие проявления духа предков. Родился в семье бедняка. Со временем разбогател и стал воспевать патриархальный уклад жизни предков, когда, на его взгляд не было различий м/д бедняками и богатыми. В " Тар заман" основным мотивом является идеи обреченности, угнетенные массы смиренно и терпеливо должны нести свое рабство, ибо таково незыблемое божественное установление. Его произведения имеют познавательную ценность, они отражают исторические события и перемены в кырг. Обществе.

54. Первые кыргызские историки Осмоналы Сыдык уулу, Белек Солтоноев. Осмонаапы_Сыдык уулу (1875-1940) -ученый-генеалог, историк, просветитель начала ХХв. Родился в Кочкорской долине в семье крупного сарбагышского манапа Абайылда. Первона­чальное образование получил у себя на родине. В 1899 г. приступил к учебе в высшем мусуль­манском учебном заведении - медресе в Уч-Турфане (Синьцзян), тогда же приступил к сбору исторических генеалогических сведений о кыргызах. Свое обучение продолжил в мусульманских центрах учености начала XX в. г.г.Бухара и Уфа, жил среди уйгурских, узбек­ских, татарских, казахских просветителей, изучил русский язык, был знаком с европей­скими научными достижениями (знал об открытиях Эдисона). В своих трудах призывал к ликвидации без­грамотности, к просвещенному обществу. И после установления большевистской Совет­ской власти он продолжил просвещать населе­ние, учительствовал в Бишкеке. В конце 20-х годов, в разгар кампании про­тив потомков бай-манапов и раскулачивания, он вынужден был спастись бегством в Восточный Туркестан, где и умер вдали от семьи в 1940 году. При его жизни и благодаря его собственным усилиям были опубликованы два его истори­ческих сочинения - «Мухтасар тарых-и кыргызийа» - «Краткий свод кыргызской истории» (Уфа, 1913) и «Тарых-и кыргыз шадманийа» -«История кыргызов (в честь Шабдана)» (Уфа, 1915) на кыргызском языке в арабской графике. В 1986 году «Синьцзяцское юношеское издательство» опубликовало эти труды вое­дино под редакцией Анвара Байтура.

Солтоноев Белек Солтонкелди уулу (1878—1938) — историк, просветитель, лите­ратор, по праву признанный как ученый-само­учка, попытавшийся написать книгу по истории кыргызского народа на основе синтеза мест­ных этнографических, генеалогических сведе­ний и материалов европейской кыргызовед-ческой литературы. Родился в Чон-Кеминской долине. Стал грамотным в 7-8 лет. Учился в русско-ту­земной школе Каракола, в Пишпеке (Бишкеке) в Садоводческой школе для кыргызов. В 1916 г. был избран волостным управите­лем Атакинской волости. Принял участие в на­ционально-освободительном восстании 1916 года и вместе с другими повстанцами бежал в Китай, откуда вернулся в 1917 г. Принял учас­тие в укреплении Советской власти в Семире­чье. В 1920-1924 гг. занимался просветитель­ской деятельностью в Северном Кыргызстане. В 1924 году был в Восточном Туркестане по делам кыргызских беженцев (г.Кульджа). В 1927-1937 гг. работал научным сотрудником в различных должностях в Совнаркоме Кыргыз­ской АССР. В 1937 г. безвинно арестован и в 1938 г. расстрелян.

Реабилитирован посмертно в 1955 г. Его уникальный труд «Кызыл кыргыз тары-хы» (другое название — «Кыргыз-казак тары-хы»), написанное между 1895 и 1934 гг. на кыргызском языке в арабской графике, был введен в научный оборот благодаря Кенешу Жусупову, затем издан в двух томах (Бишкек, «Учкун», 1993).

55. Великие манасчи Сагынбай Орозбек уулу. (1867-1930). Великие сказители при исполнении " Манаса" до того входили в образы героев и эпическую ситуацию, что сами становились как бы соучастниками событий. Одним из таких манасчи был Сагымбай Орозбак уулу. Сагымбай-манасчи был родом из айыла Кабырга, что на Иссык-Куле. Познал эпос от современных ему сказителей-мастеров. Записанный в его исполнении вариант эпо­са " Манас" характеризуется высокохудожественным содержани­ем, законченной композицией и патриотической направленнос­тью и вошел в духовную сокровищницу кыргызского народа как высокий образец монументального художественного творчества. Вариант Орозбакова отличали богатая фактографическая насы­щенность, красочное фольклорное обрамление. Все это свиде­тельствовало о его большой творческой индивидуальности и вы­соком мастерстве. Саякбай Каралаев (1894-1971). (1894, местность Уч-Кой-Су, ныне Иссык-Кульской области, - 7.05.1971, г. Фрунзе), киргизский советский сказитель, народный артист Киргизской ССР. Хранил в памяти более полумиллиона строк эпоса " Манас" и др. народных преданий и легенд. От него был записан полный вариант " Манаса". Этот великий творец, когда рассказывал о Манасе, то настолько увлекался, что ничего вокруг не замечал. Он мог не видеть слушают его или нет, потому что переносился воображением в те далекие времена, которые становились его временем жизни. О его магическом воздействии на слушателей и говорить не приходится. Порой казалось, что он сам участник воспеваемых им событий. Саякбай прожил 77 лет, а 60 из них он рассказывал о Манасе. Он мог беспрерывно в течении 2-х месяцев по памяти рассказывать полмиллиона, а если точнее 700 тыс строф. Он очень обижался на тех людей, кто относился к эпосу как к сказке. Для него эпос был религией.

56. Акыны-демократы Т.Сатылганов, Б.Абдрахманов. Традиции письменной кыргызской поэзии, заложенные Молдо Ниязом, уже после присоединения к России продол­жили другие приобщенные к грамоте мастера слова. Один из них - Байымбет Абдыракманов (Тоголок Молдо, 1860-1942). Родился в местности Куртка в Нарыне, к поэзии приобщил­ся через своего дядю по отцовской линии - песенника Музо-оке, грамоте обучился у муллы. Творчество Байымбета Аб-дыракманова было неразрывно связано с устным народным творчеством, переживавшим в ту пору небывалый расцвет. Сопровождая знаменитого манасчи Тыныбека, молодой поэт заучивал целые фрагменты эпоса " Манас". Манасчи Тыны-бек высоко оценил его грамотность и дал ему творческое имя Тоголок Молдо. Как наставник, он всячески способствовал развитию таланта ученика. Тоголок Молдо сочинял разно­жанровые мелодичные песни, творчески перерабатывал на­родные обрядовые песни, предания и сказы. Кроме того, он оставил нам целый ряд собственноручно записанных эпизо­дов из эпоса " Манас". Т.Сатылганов (1864-1933гг) заслужил широкое признание за то, что пел о тяжелой судьбе своего народа. Он был виртуозом-импровизатором, сказителем дастанов и народным мыслителем.

57. Начало распр-ния демокр. и револ.-х идей в К.Табалды Жукеев. Жукеев Таабалды (псевдоним — Пудовкин Александр Александрович; 1882, Караколский уезд, Жети-Огузская волость — 1930, г. На-рын) — первый кыргызский профессионал ре­волюционер. Член РСДРП(б) с 1905 г. С детс­ких лет батрачил у местных баев и русских купцов.

В 1899 г. Таабалды перегонял скот русско­го купца в г. Андижан, после этого его хозяин оставил его там без средств к существованию. После чего Жукеев перебрался в г. Ташкент, где устроился рабочим в железнодорожное депо, с этого времени и началась его револю­ционная деятельность. За активную ревоюл-ционную деятельность с 1906 г. по 1917 г. он несколько раз был осужден и находился в тюремном заключении. Был освобожден пос­ле Февральской революции 1917 г. В 1918 г. он добровольно вступил в ряды Красной Армии. На Южном фронте был комиссаром мусульманско­го полка. Участвовал в боевых действиях по освобождению Крыма и Кав­каза. В 1924—1926 гг. в Пишпеке, а в 1926—1930 гг. в Нарыне работал на различных должностях Советской власти. Жизнь и деятельность Жукеева отражена в повести писателя К. Бектенова " Таабалды Пудовкин". 334

58. Февр.революция в К. Образ-е полит.партий и общ-х орг-ций. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. стала важнейшим событием в истории населявших Рос­сию народов. Революция, свергнув царскую власть, дала на­родам политические свободы. Вышли из подполья полити­ческие партии, получило свободу печатное слово. Весть о победе Февральской революции достигла К-на только в начале марта. В Пишпеке, Оше и других уездных центрах, на угледобывающих, ирригационных и т.п. предприятиях с большой концентрацией рабочего пролета­риата проходили массовые митинги и демонстрации, на к-ых выдвигались требования о ликвидации царской влас­ти, введении 8 часового рабочего дня, прекращении вой­ны, освобождении политических заключенных. 11.03. в Пишпеке после проведенного у здания тюрь­мы митинга получили свободу 130 полит-ких узников. В Оше после митинга, прошедшего 10 марта, было освобожде­но 300 человек, в Караколе - 34. 6.03.1917 г. в Кызыл-Кие шахтеры образовали Совет рабочих депутатов. Свой Совет 16 марта выбрали шахтеры Сулюкты. Наряду с рабочими Советами в городах К-на и в воинских частях создавались Советы солдатских депутатов, к-ые начали объединяться с Советами рабо­чих депутатов. Буржуазия и феодалы-манапы, поддерживающие Времен­ное правительство, параллельно Советам начали создавать свои органы власти, так называемые исполнительные коми­теты, общественные комитеты безопасности. 7.03. в Пишпеке был образован Исполнительный ко­митет, большинство мест в к-ом заняли представители буржуазии и царские чиновники. В его состав вошли также меньшевики и эсеры. Подобные комитеты создавались в Ферганской области, Оше, а позже и при волостных и сель­ских управах, их членами становились бывшие царские чи­новники, баи и манапы, кулаки. Февральская революция, хотя и сыграла важную роль в истории России, предоставив политические свободы, вмес­те с тем не решила основных вопросов - о земле и мире, 8часовом рабочем дне и народной власти, к-ые требовали решить рабочие и крестьяне. Система царского национально-колониального угнетения в Ср-ей Азии, как и в др-их национальных регионах, в том числе и в К-не, не была ликвидирована. Более того, глава Временного правительства Керенский особо рас­порядился относиться к Тур-ну только как к колонии. Представители местного населения создавали свои орг-ции, объединяли силы, к-ые выступали за ликвида­цию колониального гнета, нац-ное освобождение и равноправие. Н-р, в апреле 1917 г. в Пишпеке был создан Кыргызский общественный комитет. Такие комите­ты образовывались и в др-их городах Сев-го Кыр-на. Как правило, возглавляли их ранее служившие ца­ризму баи и манапы. В августе в Оше образовался Совет де­путатов мусульманских рабочих и батраков, поэтому карди­нальных мер с их стороны не принималось. Т.о., в К-не, в отличие от Цент­ральной России, образовалось 3 власти, состоявшие из Советов рабочих и солдатских депутатов, комитетов Времен­ного правительства и националистических по характеру кыр­гызских общественных комитетов. Вместе с тем, предприни­маемые той или иной стороной попытки наладить и закре­пить конструктивные взаимоотношения для осущ-ния совместного руководства действенных результатов не достиг­ли. Реальная власть оставалась в руках Временного прави­тельства. В России, несмотря на победоносное свершение буржуаз­но-демократической революции, соц-но-эк-кие проблемы страны остались нерешенными. Трудящиеся не получили подлинной свободы. Продолжающаяся I ми­ровая война, антинародная политика Временного правитель­ства ухудшали бедственное положение населения. Февральс­кая революция не решила важные и для К-на наци­ональные и аграрные вопросы. Последовавшие в результате восстания 1916 г. хозяйствен­ная разруха К-на и обнищание народа обострили про­довольственный кризис. Все возрастающее недовольство прово­димой Временным правительством политикой усилило при­зывы к саботажу продолжавшейся мобилизации населения на тыловые работы. В результате этих волнений 490 ошских кыргызов, рабо­тавших на московских фабриках " Проводник" и " Тушино", большая группа рабочих с лесоповалов Минской губернии, множество мобилизованных на предприятия Турк-на и Сибири трудоармейцев стали самовольно возвращаться на родину, игнорируя запреты Временного правительства. К осени 1917 г. вернулось около 30 тыс. человек. Привлеченное к работам на Чуйской оросительной системе население разош­лось по домам. Приказ заново направить 1000 рабочих не был выполнен, из собранных 300 человек только 120 были отправлены на строительство. Для организованного саботажа политики Временного пра­вительства тыловые рабочие Ташкента 2.06.1917 г. про­вели с участием 800 человек большое собрание, на к-ом создали организационное бюро. Военный губернатор Жети-Сууйской области в своем докладе за июнь 1917 г. был вы­нужден признать, что приближается новая волна противо­борства. Прослышавшие о падении царизма в России беженцы-кыргызы начали возвращаться из Китая в родные места. Испытавшие нечеловеческие страдания на чужбине, они на обратном пути подверглись новым испытаниям, многие из них погибли. К маю 1917 г. на родину вернулось около 64 тыс. человек. Они надеялись, что новое правительство вернет их земли, защитит права. Но только Советы, рабочих и сол­датских депутатов выступили в поддержку вернувшихся беженцев. Что касается Туркестанского комитета Временного пра­вительства, то он принял специальное постановление, запре­щающее возвращение беженцев на свои земли.

Весной и летом 1917 г. все слои населения К-на стали активно включаться в политическую жизнь. В марте в Сулюкте, в апреле-июне в Пишпеке, Оше и Кызыл-Кие образо­вались различные группы социал-демократического толка. Чле­ны этих групп не совсем ясно осознавали политические взгля­ды своих лидеров, к-ми, как правило, были меньшевики и эсеры. Такое положение объясняется низким уровнем соци­ально-эк-кого развития региона, несформированностью политических взглядов населения, малочисленностью больше­вистских организаций и их слабым влиянием на массы. Летом 1917 г. в Пишпеке под руководством Абдыкерима Сыдыкова было организовано местное отделение нац-ной партии " Алаш". В партию вхо­дили представители казахской и кыргызской интеллиген­ции, демократически настроенные мелкая буржуазия и баи, нек-ая часть рабочих и дехкан, служители религии. Ос­новной целью нац-ной партии " Алаш" было создание независимого гос-ва казахского и кыргызского наро­дов. В 1918 г. " Алаш" была ликвидиро­вана. В Южном К-не был создан местный филиал партии " Шуро-и-ислам" (Исламский кенеш), объединившей узбекс­ких и кыргызских баев, служителей мусульманской религии и представителей интеллигенции. Партия была создана в марте 1917 г. в Ташкенте, преследовала цель создания в составе бур­жуазной России Туркестанской национально-мусульманской автономии и имела нек-ое время определенное влияние среди населения. После разгрома " Кокандской автономии" (1918 г.) филиал был ликвидирован. Существенным влиянием на русских сельских переселен­цев и некоторую часть кыргызских земледельцев обладала партия левых эсеров. Она выступала с идеей равного разде­ления земли и в случае прихода к власти обещала каждому крестьянину выделить по 30 гектаров земли. Под этим ло­зунгом местные ячейки партии осущ-ли свою деят-ть на местах. Начинали создаваться и такие союзы, целью к-ых была защита коренных интересов трудящихся и простого народа. Н-р, в мае 1917 г. была основана демократическая организация — союз " Букара", объединивший бедняков и крестьян-середняков Пишпекского уезда. Союз " Букара" был создан на интернациональной основе в мае 1917 г. по инициативе Имаша Кобекова и Бакретдина Саипбаева. Членами его, помимо кыргызов, стали и бедня­ки др-их национальностей — казахи, татары и др. Програм­ма союза предусматривала защиту интересов трудового на­рода, повышение политического сознания кыр-го народа, установление демократических принципов во всех сфе­рах жизни кыргызского общества. В мае 1918 г. союз " Букара" был преоб­разован в " Совет кыргызских пролетариев". Весной 1917 г. в Пишпеке был создан " Союз рабочих и кустарей", объединивший рабочих и стро­ителей Чуйской ирригационной системы. Соответственно, в Кызыл-Кие и Сулюкте — " Союз рабочих горняков", крупное объединение бедняков " Союз рабочих и батраков". Под руководством этих политических орг-ций на­родные массы на митингах и демонстрациях выдвигали тре­бования дать свободу порабощенным народам, прекратить империалистическую войну, вернуть землю крестьянам, при­нять меры против разрухи и голода, установить 8часо­вой рабочий день и др. Временное правительство не решило ни один из этих воп­росов. В результате — недовольство и городского, и сельского населения неуклонно возрастало. В революционные волне­ния активно вовлекалась кыргызская беднота и батраки-пе­реселенцы. В условиях образовавшейся в К-не сложной политической обстановки инициативу в руководстве массами сумели взять большевики. Ближе к осени все Советы вели активную подготовку ко II-му Всероссийскому съезду Советов. Из Сулюктинского со­вета на Самаркандской областной конференции делегатами на съезд были избраны Д. Деканов - от рабочих, А. Фролов — от солдат. Избиратели поручили им передать съезду свои наказы - всю власть отдать в руки пролетариата, конфиско­вать помещичьи и частные земли, установить рабочий конт­роль над производством, демократизировать общественно-политическую жизнь. Т.о., буржуазно-демократическая революция в России стала важным событием в истории всех населяю­щих ее народов. Свергнув единоличную царскую власть, ре­волюция открыла путь к республиканскому устройству.

59. Установление советской власти в Кыргызстане. К осени 1917 г. в России существенно возросла роль партии большевиков. Рост ее влияния особенно отразился в деятельности Сове­тов. Разгром корниловщины, пытавшейся ус­тановить военную диктатуру, поднял авторитет большевиков, ос­лабил контрреволюционные силы. 24 октября (6 ноября) 1917 г. в Петрограде началось воору­женное восстание. На другой день 25 октября (7 ноября) восстав­шие рабочие, солдаты и матросы заняли все важные объекты сто­лицы, и Военно-революционный комитет объявил о падении Вре­менного правительства.

Становление Советсвкой власти в К. проходило с большими трудностями и в специфических условиях. Слабое развитие производственных сил, малочисленность промышленного пролетариата, недостаточное влияние партии большевиков, враждебными отношения между кыргызами и русскими, возникшие как следствие колониальной политики царизма - все это оказало негативное воздействие на процесс становления новой власти. На территории Кыргызстана первыми советскую власть объявили Сулюкта и Кызыл-Кия. На процесс ускорения становления Советской власти на юге Кыргызстана большое влияние оказал Ферганский областной 6-й съезд Советов. На съезде, проходившем 6-7 декабря 1917г, большевики имели численное преимущество. В северном К. советская власть впервые была установлена в Таласе в начале декабря 1917г при активном содействии рабочих-железнодорожников линии Ташкент - Алма-Ата, и солдат гарнизона Аулие-Ата. В установлении сов. Власти на территории северного К-на большую роль играл Пишпек. Однако в октябре 1917 года большевики Пишпека еще не представляли собой единую власть и продолжали сотрудничать с левыми эсерами. Установление сов. Власти в Пишпекском уезде встретило ожесточенное сопротивление контрреволюционных сил. Поворотным этапом в ходе революционных событий стал митинг, проведенный 31 дек, в дубовом парке при участии более 1000 чел.. Митинг объединил все революционные силы и принял решение о создании отрядов Красной Гвардии. 5 января 1918г. состоялся съезд советов Пишпекского уезда, который объявил об установлении советской власти во всем регионе.. В Пржевальске и в Нарыне установление советской власти проходило в сложной и напряженной обстановке, жители этих уездов сочувствовавшие советской власти обратились за помощью в Жети-Сууйский областной и в Пишпекский уездный Советы. В ответ на это обращение из Токмока выступил отряд красногвардейцев, под командованием Дубовицкого, который разгромил местные контрреволюционные силы. Съезд советов Нарынского региона 8 апреля 1918г объявил об установлении советской власти на своей терр-ии. Борьба с контрреволюционными силами в Иссык-кульской котловине продлилась до лета 1918г. Прибывший из Верного красногвардейский отряд в конце июня 1918г ликвидировал в Пржевальске власть временного правительства, и оказал содействии в созыве 26 июня уездного съезда советов, был распущен старый и избран новый его состав. Т.о к середине 1918г. Советская власть утвердилась на всей терр. К.

60. Причины Гражданской войны. Басмачество. Установление советской власти в центре и на местах породило вооруженное сопротивление свергнутых эксплуататорских классов. Война началась во второй поло­вине 1918 г. и продолжалась вплоть до конца 1920 г. На юге Кыргызстана гражданская война была направлена в ос­новном на борьбу с басмачеством. Началось массовое вступление добровольцев в Красную Армию. Для борьбы с басмачами из дехкан Андижанского и Ошского уездов была создана так называемая Крестьянская армия. 7 декабря 1919 г. в селе Беловодское под руководством левых эсеров был поднят мятеж. Советская власть была свергнута, а ее представители повешены. Но уже 29 декабря уезд был очищен от контрреволюционеров. Для укрепления советской власти в Туркестане правительство 14 августа 1919 г. организовало Туркестанский фронт. Командую­щим был назначен наш земляк М.В. Фрунзе. Связь между Ташкентом и Россией была восстановлена. Но затем в г. Нарыне был совершен новый контрреволюционный переворот и взято в плен коман­дование дислоцированного там 23-го полка. Советские руководи­тели были убиты, 47 партийных и советских работников аресто­ваны. Была объявлена царская власть и начата подготовка к походу на Токмок и Пишпек. После ожесточенного сражения 16 ноября враг был раз­громлен. Остатки мятежников бежали в Китай. К концу ноября Нарынский уезд был полностью очищен от контрреволюционеров, советская власть восстановлена. Таким образом, гражданская война в Кыргызстане была в конце 1920 г, завершена. В истории сущ.2 подхода трактовки этого движения: Советский - басмачи разбойники и головорезы, полностью не поддерживающие местное население. Выходцы из бай- манапских семей, боровшихся за право распределения ресурсов. В бытность советской истории это движение освещается негативно. А сточки зрения современного подхода басмачи - это борцы за независимость, передовые умы, предвидевшие суверенный путь развития государства.

Мятежи русско-украинского крестьянства против советской власти на Севере Кыргызстана.

Политические и экономические мероприятия Советской власти в К. встретили яростное сопротивление свергнутых эксплуататоров. Весной—летом 1918 баи, манапы и мусульманское духовенство в южных районах К. организовали басмаческие, установили связи с иностранными империалистами и, опираясь на их помощь, начали вооруженную борьбу против Советской власти. Крупные банды басмачей грабили села и города, зверски расправлялись с партийными работниками и советскими активистами, разрушали предприятия, связь, транспорт. Их поддерживала кулацкая «крестьянская армия» К. Монстрова. В северных районах баи и манапы выступали вместе с русскими белогвардейцами и кулаками. Трудящиеся К. поднялись на защиту революционных завоеваний. Создавались сельские, уездные и городские ревкомы. 29 августа 1918 кулаки и белогвардейцы подняли мятеж в селе Дмитриевском (Таласская долина), подавленный с помощью прибывшего из Чимкента красноармейского отряда. 6 декабря 1918 вспыхнул антисоветский мятеж в селе Беловодском (Чуйская долина). Мятежники стремились захватить Пишпек. 28 декабря они были разгромлены отрядами добровольцев и прибывшим с Семиреченского фронта 1-м Пишпекским советским полком, В 1918—20 в район Пржевальска неоднократно вторгались из Синьцзяна отряды белоказаков; в июле 1919 их вылазка была поддержана кулацким мятежом в Тюпе. В конце июля добровольческие отряды Пржевальска и прибывший с фронта Токмакский отряд нанесли мятежникам сокрушительный удар. В сентябре 1919 банды Мадаминбека и Монстрова на юге К. захватили Ош, Джалал-Абад. Отряды Красной Армии разгромили объединённые силы контрреволюции. В освобожденных районах была восстановлена Советская власть. В ноябре 1920 подавлено одно из последних крупных контрреволюционных выступлений в Северном К. — эсеровский мятеж в г. Нарыне. К этому времени были разбиты и основные силы басмачей. Однако их остатки действовали и в 1921—23.

62. М.В. Фрунзе – командующий Туркестанским фронтом. Фрунзе Михаил Васильевич (1885—1925) — советский партийный, государственный и военный деятель. Родился в г. Пишпеке в семье военного фельдшера. В 1904 г. окончил с золотой медалью гимназию в Верном и поступил на экономический факультет Петербургского политехнического ин­ститута, откуда его исключили за революционную деятельность. В 1907 г. участвовал в организации революционного движения в Иваново-Вознесенске. В 1907 г. арестован в Шуе, в 1909-1910 гг. дважды приговорен к смертной казни, заменен­ной сначала 10-летней, затем пожизненной катор­гой. В 1915 г. бежал из ссылки, занимался революционной деятельнос­тью в Иркутске и Чите. В 1916 г. по заданию партии проводил агитацию в воинских частях г. Минска. После Февральской революции продолжал активную деятельность в Минске, с сентября — в Шуе. В годы гражданс­кой войны командовал южной группировкой Восточного фронта, при раз­громе армии Колчака — Восточным фронтом. В 1919—1920 гг. — команду­ющий Туркестанским фронтом, в 1920г. назначен командующим Южным фронтом. В 1921 — 1924 гг. — командующий Крымскими войсками. С 26 января 1925 г. — председатель Революционного Военного Совета СССР. Был Народным комиссаром по делам армии и флота. Руководил проведе­нием военных реформ в Красной Армии.

63.Основы советской аграрной политики. Земельно-водные реформы в К. Согласно принятому со­веет-й властью декрету " О земле", все земли объявлялись гос-ой собственностью. Декрет определил следующие основные направления аграрной политики советской власти:

- ликвидация частной собственности на землю, конфискация земель у крупных землевладельцев;

- раздел земли между хозяйствами равноценными долями по принципу " землю тем, кто ее возделывает";

- закрепление прав хозяйственников на землю;

- аннулирование всех долгов крестьян кредиторам и арендода­телям, ликвидация натуральных и денежных податей;

- оказание материально-технической и финансовой помощи кре­стьянам для создания своего хозяйства;

- организация первичных сельскохозяйственных кооперативов по совместной обработке земли. С первых дней советской власти в Кыр-не аграрные отношения начали пре­терпевать коренные изменения. Крестьяне-бедняки и середняки освобождались от натуральных и денежных налогов. Их долги кредитным организациям и ростовщикам-банкирам аннулировались. Земли, не состоявшие в индивидуальном пользовании, объяв­лялись гос-ой собственностью и передавались под надзор местных органов власти. Особую помощь советская власть оказала крестьянам в восста­новлении и строительстве ирригационных систем. Проводимые в начале 20-х гг. земельно-водные реформы ставили своей целью исправить существующее с царских времен неравенство м/у кыр-ми дехканами и рус-ми крестьянами по отноше­нию к земле и воде. Для этого необходимо было провести ряд мероприятий по изъятию излишков земли у русских крестьян, пе­ремещению русских хуторов и сел, обосновавшихся у водоразделов и на пересечениях скотоперегонных путей. Предстояло передать беднякам и безземельным беженцам принадлежавшие местным баям пастбища и угодья. Помимо обеспечения пастбищами, ставились еще задачи по наделению кочевого народа пахотными землями, оказанию денежной помощи, предоставлению сельскохозяйствен­ных орудий, семян и др. Основные мероприятия земельно-водной реформы были осуще­ствлены в 1921-1922 гг. Реформы проводились в регионах, наибо­лее подвергнутых царско-помещичьей колонизации: Верненском, Пишпекском, Каракольском уездах и т.д. В итоге земельно-водной реформы 1921-1922 гг. (1ый этап) и социалисти­ческой политики распределения земель были уравнены земельные площади, занимаемые кырг-ми и русскими крестьянами. Уве­личилось число кыр-их хозяйств, осевших на земле. Все это привело к расширению пахотных земель и улучшению их обработки. Весной 1923 г. начался 2ой этап реформы и проведение все­общего землеустройства населения Жети-Сууйской области. Реформа 1923-1926 гг. имела социалист-ую направленность и пресле­довала цели переориентации крестьян с индивид-го земле­пользования на коллективное хозяйствование. По решению Сов-го правительства каж. крестьянин был волен в выборе инди­видуальной или коллективной формы землепользования. Кроме того, земледельцам предоставили право использовать наемный труд. Населению, перешедшему к оседлому хозяйству, сроком на 10 лет предоставлялись сельскохоз-ые орудия, тягловый скот, семена, бесплатно передавался строит-ый материал для возве­дения дома и хозпостроек. Оседлые крестьяне на 5 лет осво­бождались от гос-ых и местных налогов. В результате реформы были ликвидированы феодально-помещи­чьи владения, что коренным образом подорвало патриархально-фе­одальные отношения. Основную часть сельского населения стали составлять крестьяне-середняки. Тогда в ходе реформы было орга­низовано 65 колхозов.

64. Образование и развитие Кырг-й советской госуд-ти. Еще на учредительном съезде, провозгласившем Кара-Кырг-ую автономную область (март 1925г) кырг-е делегаты обратились к союзному правительству с просьбой о переименовании Кара-Кырг-ой автономной области в Кырг-ую автономную область. Постановление Всероссийского ЦИК от 25.05.1925г. область получила наименование Кырг-ая автономная область 1.02.1926г Всероссийский ЦИК, учитывая достаточность терригории Кырг-ой автономной области, наличие собственной экон-ки, развитые язык и культуру принял постановление о преобразовании Кырг-ой автономной обл-ти в Кырг-ую автономную Советскую Социалистическую Респуб-ку. Т/обр. Кыр-ан вступил на новый этап развития своей госуд-ти в составе РСФСР. Это событие было узаконено на проходившем 7-12 марта (1927г) первом съезде Советов Кыр-ой АССР. В соответсвующей декларации было определено право кырг. народа на самоопределение, утверждены основные принципы взаимосогласия проживающих в Кырг-не народов. Кроме того в декларации были намечены основные направления деят-ти правит-ва К-на по подъему с/хоз-ва, промыш-ти, политич-го и культур-го уровня респуб-ки. Коренные соц-ые и экон-ие изменения происшедшие в стране за годы советской власти необходимо было отразить в конституциях СССР, союзных и автономных республик. 1-ая конст-ция СССР, принятая в 1924г., а т.же конст-ция кырг-ой АССР во многом устарели и уже не соответ-ли новым историч-им условиям. После необход-ых историч-их мероприятий на чрезвычайном 8-ом Съезде Советов СССР 5.12.1936г. была принята 2-ая конституция СССР. С этого дня Кыр-ан, преобразованный в Кырг-ую ССР, стал равноправным членом СССР. В истории госуд-ти кырг-го народа это событие стало большим достижением. Образование КССР в кач-ве итога суверенной воли кырг-го народа было подготовлено всем предыдущим ходом историч-го развития. Правит-во неоднократно обращалось к высшим органам СССР о представлении Кырг-ну всесоюзного статуса. Большой вклад в образование кыргызской СССР внесли председатель ЦИК КАССР Орозбеков, Абдрахманов и др. патриоты нашей родины.

65.Насильственная коллективизация и индустриализация в К. и ее особенности. Коллективизация в КР проводилась под непосредственным руководством сталинского адм-но-командного аппарата. Это обуславливало быстрые темпы коллективизации в респ-ке в янв. – февр. 1930г. Из некоторых рай-ов с кочевым нас-ем стали поступать рапорты о полном охвате животноводов колхозами. Однако это не соответствовало действительности. Созданные в спешке колхозы быстро разваливались. Для реализации политики колл-ции, под предлогом оказания помощи в села были мобилизованы горожане, особенно из среды рабочего класса. Отдельные города, заводы и фабрики брали под свое шефство близлежащие села. При привлечении крестьян в коллект-ые хоз-ва полностью нарушался принцип добровольности, а крестьян нежелающих вступать в колхоз объявляли кулаками и лишали избирательных прав. Усиление произвола и насилия при проведении коллект-ции приводили к разорению с/х, к подрыву и развалу животноводства. Нас-е нежелающее отдавать скот в общественное хоз-во продавало его за бесценок и резало сверх всяких нужд. По реш-ю кырг-го обкома ВКП(б) в 1931 г. была проведена сплошная коллект-ция в Аламединском, Рыбачинском, Каракольском, Кара-Балтинском, Кировском, и Чуйском районах. Это позволило рапортовать, что основная масса крестьян К-на уже перешла к колхозному строит-ву, но перегибы повторились снова. В колхозы и совхозы входили 98% крестьян. Процесс коллект-ции, предусм-ый третьим и пятилетним планом был завершен до начала ВОВ. Индустр-ция в К-не и ее особенности. На начальном этапе политики индустр-ции в К-не имелось незначительное кол-во маломощных п/п, отраслей легкой пром-ти, и несколько хлопкоочист-ых заводов. В апр.1925г с помощью чехословацких рабочих - коммунистов в Пишпеке было орг-но интернац-ое кооперативное товарищество «интергельпо». Пр-во К-на для этой цели около станции Пишпек выделило 43га земли. Интергельповцы построили и ввели в эксплуатацию кирпичный, лесопильный, и кожевенный заводы, суконную фабрику, ряд мастерских, электростанцию. К-ан продолжал оставаться аграрной страной. В 1926г. доля пром-го произв-ва составляла по отношению к валовой продукции народного хоз-ва респ-ки всего 3%, остальные 97% продукции были произведены в полеводстве и животноводстве. Проходивший в декабре 1925г. 14-й съезд ВКП(б) определил курс на индустр-цию страны. В соотв-вии со всесоюзными планами в К-не начиналась работа по превращению страны в аграрно-индустр-ый регион. 10.12.1929г. 2-ая сессия Верховного Совета КАССР приняла 1-ый республик-ий 5-летний план, разработ-ый на основе всесоюзного плана. План 1-ой 5-летки основывался на принципах новой экон-ой политики. Но реализация задач индустр-ции была сопряжена с большими трудностями. Кочевой образ жизни, отсталость соц-го уклада, все это тормозило темпы инд-ции. Сов. прав-во для развития пром-ти К-на выделило средства. Это дало возможность построить и ввести в экспл-ции ряд важных промыш-ых объектов. С 1930г. принципы новой экон-ой политики стали корд-но пересматр-ся. Усилились бюрократизм, навязывание субъект-ых планов и требование их исполнения. В янв.1935г. 4-ый съезд принял 2-ой 5-летний план. Согласно плану выделялись крупные капиталовлож-ия в пром-ть республики. Во 2-ой 5-летке в отличие от 1-ой основное внимание уделялось введению в экспл-цию новых п/п, основ-ых на использ-нии новых техн-гий. Т/обр, промыш-ть К-на за годы 1-ой и 2-ой 5-леток поднялась на новую ступень и приобрела кач-но новое содержание. Параметры развития пром-ти К-на намеченные на 3-ий 5-летний план тоже в основном были достигнуты. Введено в строй 40 пром. п/п. В 1940г. объем выработанной продукции в 1, 5 раза превысил показатели 1937г.

66. Массовые репрессии в К. В ходе идейной борьбы по определению перспектив пятилетнего плана и принципов коллективизации сельского хозяйства бухаринский блок в свою очередь был разгромлен, а его члены подверглись преследованиям. В это время советское правительство проводило активную политику отмежевания кулаков. 27 дек. 1929г. Сталин провозгласил лозунг «о ликвидации кулачества как класса». С этого момента в стране начались массовые репрессии по отношению к целому слою крестьянства На насилие и произвол учиняемые в ходе коллективизации, крестьяне отвечали уничтожением скота и имущества, поджогами, бегством в Китай и др. В свою очередь советская власть усиливала репрессии в кишлаках и аилах. Только в августе 1931г. На Украину и Сев Кавказ было выселено 6 тыс. семей, а в 1933г в республике было репрессировано 2113 хозяйств, т.о. борьба с кулаками и баями в ходе коллективизации сопровождалась ликвидацией их как класса. В соответствии политикой центра началась охота на троицкистов, правых и левых оппортунистов среди советских партийных руководителей и интеллигенции. Например: исполнительное бюро ЦК КП(Б) 4 сентября 1937г. Нашло творчество видпого ученого Тыныстанова «буржуазно-кулацко-националистическим» подвергло его резкой критике и объявило «врагом народа». В июне разоблачается националистическая «контрреволюционно-повстанческая антисоветская» орг-я Сыдыкова. В сентябре Абдрахманов был обвинен в национализме и снят с работы, на самом же деле его наказали за критические замечания в своем дневнике в Адрес Сталина.. Областная партийная орг-я К. за 8 лет своей региональной самостоятельности прошла 4 чистки во всесоюзных компаниях В результает чего множество талантливых людей и преданных гос-ву руководителей были исключены из партии и сняты с занимаемых должностей. По примеру центра противников сталинской линии необходимо было ликвидировать и в К. и чтобы показать свою активность органы безопасности вновь возбуждают дело о «Социал-Туранской Партии». К этой так и необразованной партии были причислены совершенно невинные люди приговорены к расстрелу., среди которых были многие очень талантливые и известные люди как Абдрахманов, Тынынстанов, Тынаев и т.д. По республике было репрессировано свыше 40 тыс. человек, в то время когда численность К составляла 1.4 млн. чел. В результате тотальных чисток и массовых репрессий партийная организация К. только за период с января по апрель сократилась с 14 тыс. чел до 6 тыс.

68. Юсуп Абдрахманов (1901-1938). - совет­ский, партийный деятель. Родился в айыле Чиркей, Кун-гей Ак-Суйской волости Каракольского уезда. В 1911- 1916 гг. учился в русско-туземной школе с. Сосновка, затем в начальном учебном заведении г. Каракола (Пржевальск). В 1916г. был в числе беженцев во время исхода кыргызов в Китай. После возвращения всту­пил в Красную Армию и участвовал в установлении советской власти в Кыргызстане. В 1919 г. учился на командирских курсах в г. Верный. До мая 1920 г. был вторым секретарем партийного бюро Кара-Кыргызс­кой автономной области. Затем работал в Ташкенте, в Москве. С марта 1927 г. - председатель Совета Народ­ных Комиссаров Кыргызской АССР. В 1933 г. по лож­ному обвинению был снят с занимаемой должности и направлен на работу в г. Самару, затем в Оренбургскую область. В 1937 г. по клепетс в принадлежнос­ти к контрреволюционной организации " Алаш-Ордо" арестован и доставлен из Оренбурга во Фрунзе. 5 ноября 1938г. расстрелян за " преступное" член­ство в " Социал-Туранской партии". Реабилитирован в 1958

 

69. Касым Тыныстанов- языковед, акын, общ.деятель и профессор. (1901 — 1938).Родился в айыле Чырпыкты на Иссык-Куле. Начальное образование получил в 1909— 1912 гг. в местной мусульманской школе. В 1913—1914 гг. учился в новометодной школе, а затем в 1914—1916 гг. — в русско-туземной школе г. Пржевальска. В 1924 г., после окон­чания Ташкентского Казахско-кыргызского ин­ститута просвещения, работал секретарем, затем председателем Кыргызского областного отделения Академического центра (Научная комиссия) Туркестанской республики. С 1925 г. — редак­тор газеты " Эркин Too". В 1927—1930 гг. — комиссар Народного просве­щения Кыргызской АССР. В 1930—1937 гг. — научный сотрудник, затем директор Кыргызского института культурного строительства. К. Тыныста­нов внес неоценимый вклад в разработку кыргызской национальной пись­менности. При его непосредственном участии проводилась работа по при­способлению арабского алфавита к кыргыз-скому языку, затем по пере­воду кыргызской письменности с арабской графики на латинскую, с ла­тинского — на русский алфавит. Им были разработаны основные принци­пы кыргызской орфографии и кыргызские лингвистические термины. К. Тыныстанов - автор первых учебников на кыргызском языке: " Окуу ките-би" — 1924; " Чоцдор учун алиппе" — 1926; первой грамматики кыргызско­го языка " Биздин тил" — 1927; на латинской графике — книги для чтения " Эне тилибиз" — 1928; " Кыргыз тилинин морфологиясы" — 1934; " Кыр-гыз тилинин синтаксиси" — 1936 и др. К. Тыныстанов проявил себя и как талантливый переводчик, поэт, драматург. В 1925 г. в Москве был издан его поэтический сборник " Касым ырларынын жыйнагы". Он перевел на кыргызский язык " Интернационал", басни И. Крылова. За пьесу " Акаде-миялык кечелер" и ряд других произведений К. Тыныстанов был подвер­гнут гонениям. В 1937 г. по надуманному обвинению в бай-манапской приверженности, буржуазном национализме был арестован и в 1938 г. расстрелян. Полностью реабилитирован в 1988 г.

70. Ишеналы Арабаев – видный представитель кыргызских просветителей 20 в. (1882—1934) родился в айыле Кюн-Батыш Кочкорского округа. Получив первичное образование у муллы. В 1900—1910 гг. занимался учительствованием. В 1910 — 1913 гг. повышал свое обра­зование в городах Оренбург, Уфа, Казань. И. Арабаев — автор ряда учебников и учебных пособий: " Алип-бээ жана тетэлз окуу" — Уфа, 1911 г.; " Жазуу ернектерг" — Оренбург, 1912 г., " Кыргыз алип-бээси" — Москва, 1925 г.; " Саа-малык" — Москва, 1925 г.; " Баштооч мектептердин эсеп хйретИ жолу" — Москва, 1925 г.; " Кыргыз алип-бээси" — Москва, 1928 г. и др. Кроме того, занимался переводами и издани­ем общественно-политической литературы на кыргызском языке. Внес большой вклад в собирание фольклора. По ложному обвинению в национализме и членстве в социал-туранской партии в 1933 г. был арестован, умер в Ташкенте в 1934 г. Посмертно полностью реабилитирован. Его имя в 1999 г. присвоено Кыргыз. Гос. Пед. универу.

71. Культура Кыр-на 20-40гг. В Кырг-не на рубеже 20-30-х гг. сформи­ровалась социалистическая система народного образования. В 1930 -1931 учебном году в республике было введено всеобщее обяза­тельное начальное образование. В результате действий советской власти, направленных на по­вышение грамотности населения, особенно молодежи, к концу 30-х гг. работа по всеобщему обязательному начальному образова­нию была успешно завершена. На основе этих достижений нача­лась деятельность по введению в сельской местности всеобщего обязательного 7-летнего образования, а в городах - 10-летнего.В 30-е гг. в Кырг-не получили развитие также среднеспе-циальные и высшие учебные заведения. В 1937 г. в республике. работало 12 техникумов и 5 медицинских школ, в которых обуча­лось 3 тыс. человек. По сравнению с 1932-1933 учебным годом это было в два раза больше. Во второй пятилетке средне-специаль­ные учебные заведения подготовили 1, 4 тыс. специалистов.В 1932-1933 учебном году впервые в истории Кырг-на всту­пило в строй высшее учебное заведение – Кырг-кий гос-ный педагогический институт. Большую помощь в становле­нии и развитии этого учебного заведения оказали прибывшие из Москвы, Ленинграда и других городов ученые-педагоги. В 1936 г.. институт закончило 46 специалистов, 13 из них были девушки. На базе Фрунзенского сельскохозяйственного техникума в 1933 г. был открыт Кырг-кий зооветеринарный институт. А в 1938-1939 учебном году начал функционировать Кырг-кий государ­ственный медицинский институт в г. Фрунзе и несколько ВУЗов в других городах республики. Таким образом, в 1940-1941 учеб­ном году кырг-кие юноши и девушки получали знания в 6 высших и 34 средне-специальных учебных заведениях. В выс­ших учебных заведениях началась подготовка научных кадров республики. В 1937 г. при правительстве Кырг-на был обра­зован комитет по науке, ставший научным центром республики. Основание национальной письменности и печати было особым событием в культурной жизни народа. В 1924 г. на основе арабс­кого алфавита была разработана кырг-кая письменность и 7 ноября вышла первая газета на кырг-ком языке "

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы технологии изготовления современных ДК. | Блок-схемы.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.