Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решение психолого-педагогической задачи.






Педагогичская задача (ПЗ) – основная клеточка педагогического мастерства, решение которой отражает уровень профессионализма педагога. ПЗ – это всегда осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью преобразования её, перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций, которые создаются как учителем, так и учащимися, спонтанно и специально.

Начинается школьный день, в класс заходит опоздавший ученик – уже ситуация. Проверка домашнего задания, два ученика оказались неподготовленными – тоже ситуация. Во время объяснения нового материала по классу передается записка – снова ситуация. Это не всегда конфликты, но всегда – противоречие. Между ожидаемым и реальностью. Эти ситуации учитель осознает и формирует для себя задачи: стратегического характера (как воспитать у школьников чувство ответственности, организованность), тактического (разработка средств учета и контроля знаний, активизация познавательной деятельности на уроках) и ситуативного (как отреагировать на опоздавшего, невыучившего, отвлекающегося на уроке).

Мастерство учителя – в умении превратить ситуацию в ПЗ, т. е. целенаправить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая к поставленной педагогической цели. Ситуация может не стать задачей, если учитель её не заметил или игнорирует, не придавая значения. Она может восприниматься как задача, но решаться нецелесообразно, если учитель реагирует на возникшую ситуацию окриком, тем самым не разрешая конфликт и усугубляя его.

Таким образом, ситуация становится задачей в условиях целенаправленной педагогической деятельности (ситуация + цель = задача). Задача может иметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть от направленности, знаний педагога, его способностей, владения техникой.

Решение ПЗ начинается с анализа ситуации и осознания проблемы. Начинающие учителя опускают эту ситуацию и принимаются за решение задачи. Торопятся, не ощущают глубины конфликта, стереотипно воспринимая ситуацию как уже встречавшуюся в практике. В результате она не осознается до конца, зачастую воспринимается лишь видимая часть проблемы. Неумение видеть ситуацию, понимать, что стоит за действиями учеников, приводит к ошибкам в решении задачи. Мастерство педагога характеризуется способностью видеть ПЗ во взаимосвязи и взаимообусловленности, а поэтому его решение – с «дальним прицелом»: не просто навести порядок, но и вызвать чувство неудовлетворенности и стремление не допускать подобных ситуаций впредь.

Следующий этап решения задачи – анализ исходных данных: вместо ситуации в целостном процессе педагогической деятельности – характеристика воспитанников, воспитателей, их взаимоотношений. В результате происходит осознание мотивов поступков, целей деятельности, специфики условий, особенности взаимоотношений. Увлеченный собой, своей позицией, учитель может не разглядеть истинных мотивов поведения школьников. Приписывание учащимся несуществующих намерений может перечеркнуть эффект педагогического влияния.

Заключительный этап – выдвижение гипотезы, когда учителю надо выбрать из имеющегося теоретического багажа и опыта наиболее целесообразные приемы, что требует активного мышления, воображения. Учитель-мастер стремится проанализировать ситуацию, привлекая к решению коллектив. Начинающий учитель часто выходит на парное взаимодействие, что ослабляет позицию педагога. На этом этапе важно мысленно примерить найденный прием, представить возможные реакции на его воздействие.

Когда пройдены все фазы решения ПЗ, выбирается система методов, ибо один прием оказывается малодейственным. Очень существенно то, что в выборе приема педагоги-мастера ищут причины возникновения нежелательных ситуаций в себе, поэтому каждое их решение есть шаг к гармонизации своей деятельности, к самовоспитанию.

Любая педагогическая ситуация – это прежде всего творческая деятельность, процесс решения бесчисленного ряда педагогических задач.

Педагогическая задача – действенное средство активизации познавательной деятельности студентов, совершенствования их мыслительных операций, таких как синтез, анализ, обобщение, доказательство, перенос знаний в новые условия и др. Решение педагогических задач содействует развитию у будущих педагогов умений и навыков, соответствующих основным структурным компонентам педагогической деятельности.

Педагогическая задача – это результат осознания субъектом воспитания в педагогической ситуации необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению.

Решение педагогических задач предполагает выполнение определенной системы упражнений, имеющих своей целью формирование профессиональных качеств будущего педагога. Анализ задач на занятиях, активный поиск путей их решения вооружает студентов умениями применять методы познания педагогических явлений и процессов, оптимизирует развитие их профессионально-педагогического мышления и способствует более глубокому и осознанному усвоению педагогической теории. Студенты получают возможность формировать навыки анализа педагогических фактов, умения сопоставлять, классифицировать их, делать на основе этого самостоятельные выводы о специфике педагогических явлений и теоретические обобщения, тем самым совершенствуя уровень мыслительной активности.

Решение педагогических задач ориентирует студентов на самостоятельную работу с научно-педагогической литературой, развивает умение творчески подходить к решению учебно-воспитательных проблем, пробуждает профессиональный интерес, способствует формированию готовности студентов к педагогической работе.

В процессе решения педагогических задач преподаватели помогают студентам научиться в определенной степени управлению педагогическими ситуациями. Осуществляя поэтапное рассмотрение проблемы, преподаватели могут получить необходимую информацию о ходе мыслительной работы студентов, своевременно выявить пробелы в их знаниях, ошибочные суждения и умозаключения. Существуют различные типы педагогических задач:

 задачи, позволяющие студентам уяснить сущностные признаки педагогических понятий, процессов, явлений. Они содержат констатацию того факта, события, требующих последовательности в рассуждении, выделении смысловых единиц, сущностных признаков. Такие задачи обычно играют роль иллюстрации к тому или иному теоретическому положению;

 задачи, выявляющие гибкость мышления и осознанность педагогических маний студентов. Они предполагают выбор из совокупности теоретических положений необходимого для правильного решения. Эти задачи формируют у студентов способность воспроизводить ранее усвоенные знания для получения новых;

 задачи, включающие планирование, построение предстоящей педагогической деятельности с выбором или нахождением оптимальных средств и способов её выполнения. Решение этих задач обеспечивает развитие у будущих учителей таких качеств, как творческое воображение, умение прогнозировать педагогические действия, проектировать процесс их выполнения, строить его наиболее рационально, выбирать средства и методы, адекватные целям и характеру педагогических действий;

 задачи, развивающие умение предвидеть предполагаемый результат до педагогического воздействия. Они закрепляют умение соотносить педагогические средства и способы с особенностями объекта педагогического воздействия;

 задачи, требующие новых знаний, разных средств и методов их применения. Решение этого типа задач связано с анализом и синтезом, операциями сравнения, сопоставления и обобщения. Они развивают умение классифицировать педагогические явления, совершать перенос знаний, создавать новые способы выполнения педагогической деятельности;

 задачи, связанные с оценкой и доказательством правильного либо неверного педагогического действия, его промежуточных и конечных результатов с выявлением и исправлением допущенных педагогических просчетов. Такие задачи позволяют формировать у студентов умение ориентироваться в сложной обстановке, быстро, оперативно использовать психолого-педагогические знания и применять их в нестандартных условиях.

Использование в учебном процессе различных типов задач предполагает и своевременный учет, и устранение тех трудностей, которые возникают у студентов при решении задач и анализе педагогических ситуаций. Наиболее типичны из них следующие:

 неумение обосновывать решения педагогических задач;

 неумение кратко, целенаправленно, последовательно и аргументировано излагать ответ на вопрос задачи.

Методика использования педагогических задач в учебном процессе весьма разнообразна. Их можно использовать в лекциях, на семинарских и практических занятиях, практиковать для самостоятельного решения в виде домашних заданий по курсу, на зачетах и экзаменах, во внеаудиторной работе (педагогические олимпиады, конкурсы, педагогические кружки и т. д.). Схема решения:

1. Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление.

2. Перевести факты, данные в задаче, на язык педагогических категорий.

3. Выявить противоречие, источник развития анализируемого события, действия, явления. Определить характер, форму и направленность этого развития.

4. Определить педагогические категории, представленные в задаче.

5. Выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа или пути его поиска.

6. Установить, на основе каких педагогических воздействий достигаются цели и результаты воспитания, обучения.

7. Выяснить, достигло ли цели педагогическое воздействие учителя, воспитателя, социального педагога, родителей и других лиц.

8. Назвать положения педагогической теории, которые были удачно или неудачно использованы в данной ситуации.

9. Указать ошибки, допущенные в данной педагогической ситуации.

10. Назвать, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата.

11. Определить, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение.

12. Сделать выводы и оценить задачу с точки зрения её типичности для педагогической деятельности учителя.

Овладение студентами умением решать педагогические задачи в процессе учебных занятий повышает интерес к педагогическим наукам, позволяет им увидеть практическую значимость изучаемого курса. Существует такая зависимость: чем выше уровень сформированное у студентов творческих умений решать педагогические задачи, тем глубже осознание ими трудностей педагогической работы. Осознание и преодоление трудностей способствуют формированию готовности к профессиональной деятельности. Овладение приемами анализа типичных ситуаций, характерных для школьной жизни, обеспечивает успешную адаптацию молодых специалистов к учебно-воспитательной работе и ускоряет их профессиональное становление.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.