Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ресурсы и факторы производства, их ограниченность. Проблема выбора в микроэкономике.






В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы: 1. природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые»; 2.материальные – все созданные человеком средства производства, которые сами являются результатом производства; 3. трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному; 4. финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

В экономической теории выделяют три основных фактора производства: 1. «земля» – как фактор производства есть не только земля в собственном смысле слова, то есть земельные угодья и место размещения производственных объектов. Земля понимается в широком смысле как совокупность всех природных ресурсов планеты Земля, вовлекаемых в процесс производства. Это пахотные земли, другие сельскохозяйственные угодья, земельные участки под объектами производственного назначения, полезные ископаемые, водные ресурсы, воздушный бассейн, растительный и животный мир природы; 2. «капитал» – созданные людьми средства производства, используемые для получения экономического продукта. Это прежде всего основные средства в виде производственных зданий, сооружений, оборудования (физический капитал). Кроме этого сюда принято включать денежный капитал, именуемый капиталовложениями, или инвестициями, используемый для приобретения основных средств; 3. «труд» - это рабочая сила, которая непосредственно занята в процессе производства. Труд измеряется количеством работников, занятых в производстве, или количеством рабочего времени, затрачиваемого этими работниками.

Можно выделить несколько уровней ограниченности:

Абсолютная ограниченность. Означает, что общий объем факторов производства ограничен в мире, стране, регионе… Например: ограничена общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, ограничено общее количество трудовых ресурсов, общий объем накопленного цивилизацией капитала, ограничены запасы невозобновимых природных ресурсов (нефти, газа…)

Относительная ограниченность (Редкость). Имеющихся в экономике факторов производства не хватает на всех, кто желает (желал бы) производить. Поэтому реальным пользователем фактором производства станет тот, кто сможет заплатить сложившуюся на рынке цену. Понятно, что при этом каждый производитель будет покупать лишь то количество ресурсов, которое он сможет эффективно освоить. С другой стороны, и владельцы факторов производства не желают их продавать, если предложенная цена их не устраивает.

Таким образом, в экономике факторы производства ограничиваются их предложением, а для отдельного производителя -– их ценой и способностью производителя заплатить эту цену.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики состоит в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов заставляет делать выбор с целью решения следующих вопросов: 1. Что производить и в каком объеме.У производителя всегда есть возможность альтернативного производства. Для выбора приемлемого варианта производства необходимо изучить потребности потребителя, удовлетворение которых и есть конечная цель любого производства. 2. Каким образом производить выбранные виды благ. Производитель должен решить, какие ресурсы и в каком количестве привлекать в производственный процесс. Исследуя теорию производства, микроэкономика помогает выяснить механизм распределения ресурсов между предприятиями и отраслями производства. 3. Для кого производить, кто получит произведенную продукцию. 4. Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.

2.10. Спрос и предложение: понятие, функция, неценовые детерминанты. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие.

Спрос — это желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время. Индивидуальный спрос – это спрос со стороны отдельных субъектов экономики или спрос на микроуровне или спрос на макроуровне. Совокупный спрос (спрос на макроуровне говорят) – общий объем спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всем рынке в экономике в целом. Он характеризует реальный объем национального производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы произвести при различных уровнях цен.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. Чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса.

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы, относящиеся к неценовым: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов: QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В), где QD - спрос; Р — цена; I — доход; Z — вкусы; W — ожидания (waiting); Psub — цена на товары-субституты; Pcom— цена на комплементарные товары; N —: количество покупателей; В — прочие факторы. Неценовые факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения. В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др. Величина предложения является функцией всех этих факторов: Qs=f(P, Рг, К, Т, N, В), где Рг — цены ресурсов; К — характер применяемой технологии; Т — налоги и субсидии; N — количество продавцов; В — прочие факторы.

Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения. Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения.

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном – некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменные (включая производст

Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют: 1. Вкусы и предпочтения потребителей. 2. Доходы потребителей. 3. Число потребителей. 4. Цены на другие товары.

Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.