Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплекс неполноценности






Комплекс неполноценности - это особенность эмоциональных и психологических ощущений личности, выражающихся в ущербном восприятии самого себя и превосходстве окружающих. Человек с комплексом неполноценности чувствует себя никчемным, ненужным, что-то типа бракованного товара. Эта проблема не дает ему спокойно жить, вызывая множественные неврозы и депрессии. В психологии комплекс неполноценности принято рассматривать с учетом общих условий существования человека. Оно может быть присуще всем людям и не является психическим расстройством. В некоторых ситуациях оно даже полезно, для переосмысления своей значимости и для нормального развития личности. Так как же избавиться от комплекса неполноценности и надо ли избавляться от него?

Чувство собственной неполноценности может возникать вследствие разных причин:

- душевные травмы;

- жизненные неудачи;

- дискриминация и др.

Первым, разработавшим теорию комплекса неполноценности, был Адлер, отметивший, что это чувство зарождается еще в раннем возрасте. Он показал насколько беззащитным и беспомощным существом рождается человек. В процессе всей своей жизни он пытается самоутвердиться в социуме, сначала в детском саду, потом в школе и на работе. У каждого случаются неудачи, но на каждого они влияют по-разному. Кто-то встает и, отряхнувшись от пыли, идет дальше, а кто-то ломается и обвиняет себя в своей ничтожности.


14.Сценарные игры по Э.Берну

 

Сценарий в психологии — жизненный план человека, созданный им ещё в детстве, под значительным влиянием родителей или близких людей.

Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами. Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».

Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на паттерны поведение взрослых людей, является центральной не только в ТА, но и в других направлениях психологии. В теории сценария, кроме того, есть идея, согласно которой ребёнок составляет определённый план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец.

Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его к расплате сценария.

Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.

Термин «решение» в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности.

Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они тем не менее оказывают на ребёнка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким образом, сценарий подкрепляется родителями.

Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.