Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Символика птиц






Птицы - древний символ непреходящего, души, духа, божественного проявления, духов воздуха, духов мертвых, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания, мысли, воображения.

Птицы как воплощение божества играют важную роль в мифах о создании мира: во многих из них присутствуют великая птица-демиург, космический Дух в образе птицы или птица помощник божественного творца. Большие птицы часто идентифицируются с солярными божествами, богами грома, ветра, управителями природных стихий. Во многих мифах и легендах они считаются разумными союзниками и советчиками людей, культурными героями. В шумеро-аккадской мифологии птичьи черты обнаруживаются у таких божеств, как: Иштар, Адад, Ашшур, Тиамат и др. Для Древнего Египта характерно обилие птичьих изображений (на знаменах, в знаках номов и т. п.) как образов богов. Наиболее широкое распространение получил культ сокола (ястреба): форма воплощения Гора и его ипостасей; олицетворение фараона; символ неба,; воплощение бога Монту — с распростёртыми крыльями. Среди других пернатых, наиболее известны: ибис — воплощение бога Тота[8]; коршун — воплощение богини-покровительницы Верхнего Египта, а также ипостась богини Мут в Карнаке; голубь — Исида (иногда), дух, охраняемый Осирисом.

 

Самой известной «функцией» птицы является олицетворение ею человеческой души: представление сколь древнее, столь и распространённое. Представления о душе в виде птицы обнаруживаются в древних культурах Египта, Двуречья, Греции, Китая и Сибири (у эвенков, алтайцев, якутов), в Южной Америке (индейцы бороро). Существенно разнятся в различных культурах представления о взаимоотношении души и птицы: последняя может представлять саму освобождённую от плоти душу, служить телом, в которое индивидуальная душа человека переходит после смерти, либо выступать её проводником в загробный мир. Изображения человекоголовых птиц в греческом и романском изобразительном искусстве связывались с человеческой душой, либо относились к пограничной области между миром живых и загробным царством (Гарпии, Сирены, Фурии). У греков душа умершего покидала тело в образе малого, невидимого, но окрыленного существа, которое называлось Eidolon. Переход индивидуальной души, после смерти человека, в тело птицы — тема множества легенд, в том числе морских, в которые души утонувших моряков кружат возле кораблей в образе чаек, альбатросов и буревестников.

 

Нередко образ птицы-души перекликается с образом птицы как вестника свершившейся или близкой смерти.

Нередки также представления и о том, что птицы выступают в роли соглядатаев, сообщающих о делах и намерениях своих подопечных.

Широко распространены представления о птицах как о первопредках, тотемах племени или т. н. половых тотемах. Известны племенные «птичьи» тотемы, например, племя с тотемическим названием «попугай».

Птица-молния в мифологии Южной Африки.

 

Очень широко представлен фольклорный мотив превращения героев в птиц. Так, например, сказочные девы после купания обращаются в лебедиц, утиц или голубок (иногда это связано с утратой своей одежды и облачением в птичью), а ведьмы, колдуны и злые духи могут обращаться в сов, сорок и т. п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.