Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализации молодежи






В отечественной научной литературе молодёжная проблематика стала рассматриваться только с начала XX века. Можно выделить пять периодов в изучении такой группы, как молодежь. Первый период охватывает дореволюционное время. В это время появляются статьи о проблемах учащейся и студенческой молодёжи, о проблемах быта и материального положения студенчества, о положении рабочих-подростков на производстве и в быту, о проблемах «отцов и детей». Второй период относится к 20-м годам XX века: изучаются проблемы труда и воспитания молодёжи. Третий период приходится на середину 30-х годов XX века. Молодёжь стала рассматриваться на этом этапе как объект социалистического воспитания. Четвёртый период изучения молодёжи приходится на 60-е годы XX века. На этом этапе основными темами были: нравственное воспитание молодого поколения, ценностное отношение к труду, формирование " духовного - социалистического" облика молодёжи, патриотизма, честности, порядочности и верности идеям марксизма-ленинизма. Пятый период приходится на последние годы, когда стали появляться работы, в которых проблемы молодежи рассматриваются исходя из трех основных выполняемых молодежью функций: учебы, работы и семьи. Это направление представлено работами известных ученых А.А.Матулениса, Н.С.Слепцова, В.И.Переведенцева, М.Х.Титмы, Г.А.Чередниченко, В.Н.Шубкина и других.

Таким образом, молодежь рассматривается как объективное общественное явление. Не поняв общества, в котором живет молодежь, значит не понять самой молодежи и ее специфических проблем. Не поняв молодежи данного общества, не постигнуть всех его, в том числе общих, противоречий и проблем, а тем более, не раскрыть будущего этого общества, общественными проблемами. Общественные проблемы, в сущности, во многом берут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Это означает, что исследование молодежи вне общества в целом является абстрактным, неполным и во многом бессмысленным. На этом основании строится широко распространенное заблуждение, что никаких особых проблем молодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать. Решим проблемы общества - решим и проблемы молодежи.

Действительно, молодежь является зеркалом, в котором отражается та социальная действительность, в условиях которой она живет. Если из молодежной среды пробиваются порочные побеги, если в этой среде появляются проблемы, то это, прежде всего " вина" социальной среды. С молодежью может произойти только то, что уже произошло с обществом. Молодежь, такова, каким является взрастившее ее общество.

Однако у молодежи были и есть свои специфические, обусловленные возрастом проблемы, которых нет у " зрелого" человека. Перейдем к их рассмотрению.

1. В любом обществе молодость тесно связана с идеей зависимости. Человек находится в положении " молодого", пока он зависим. От зари человечества и до наших дней центральной фигурой в обществе был зрелый (взрослый) человек. Стариков и слабых детей в первобытном обществе просто убивали или бросали на произвол судьбы. Появление демографической когорты под названием " молодежь" мало что изменило: молодые люди рассматривались как " взрослые дети", о которых общество вынуждено заботиться постольку, поскольку это было необходимо взрослым. " Мальчиком" в старой Франции мог быть назван человек любого возраста, если он зависел от " сеньора". В сущности, и ныне все осталось, как было. Взрослые по-прежнему царствуют в обществе, и все другие возрастные группы (дети, молодежь, старики) полностью зависят от родителей - он все еще " дитя", а в глазах окружающих недоросль, инфант.

2. В любом обществе большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т.п.) еще не включена в процесс производства и потому исключена из процесса распределения продуктов этого производства, живет в " кредит", находится в положении иждивенцев - не имеет своего жилья, получает меньшую зарплату и т.п. Следствием этого являются острота социальных проблем молодежи, которая всегда и всюду намного выше, чем применительно к взрослой самодеятельной части населения, и сравнима только с социальными проблемами стариков. В богатых обществах молодежь в основном бедна, в бедных обществах - по преимуществу нищая.

3. В любом обществе большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни. Объективно и постоянно находясь в положении выбора и самоопределения (кем быть? что делать? каким быть? когда завести семью? кого выбрать спутником жизни?), молодой человек существенно ограничен в своих решениях мнением и волей родителей, родственников, законами, традициями и правами, с которыми он нередко бывает, не согласен.

4. Молодежь объективно находится в положении объекта социализации, осуществляемой путем обучения и воспитания, которые часто подменяются начетничеством, назиданием, подавлением личности. Специфика молодежного сознания определяется тем, что в нем живут такие понятия, которые обычно не свойственны взрослому человеку: " второстепенность", " подсобность", " неполноценность". Они рождают в душах молодых людей обостренное чувство социальной справедливости, социальной ущемленности, болезненности мироощущения, повышенную готовность к протесту, избыточную критичность, агрессивность. Рост этих свойств и их проявление в поступках тем более неизбежны, когда зависимое положение молодежи сознательно подчеркивается со стороны взрослых, когда социальная справедливость нарушается в массовых масштабах, когда складывается авторитарное отношение обучающих к обучаемым, учителей к ученикам, воспитателей к воспитуемым, родителей к детям, когда " нищета положения" молодежи усугубляется нищетой общества в целом.

5. В любом обществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии. Из всех возрастных групп населения эта проблема, прежде всего и главным образом беспокоит молодежь. Сказав себе: " Стану слесарем", юноша одновременно говорит: " Но не стану врачом, артистом, учителем, биологом, историком". Решиться - значит не только приобрести нечто, но и возможность потерять свою единственную судьбу. Когда в состоянии мучительных размышлений по поводу " кем быть? " находятся миллионы молодых людей, это вырастает в огромную общественную проблему, которая в своей сущности была и будет проблемой сугубо молодежной.

6. Во всех обществах молодые люди решают проблему своих жизненных планов, проблему нравственного и духовного самоопределения – «каким быть?». Молодежь субкультура социальный социализация

7. Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации. Данная группа общества по законам преемственности (по закону отрицания отрицания) осваивает наследуемые общественные отношения, духовные и материальные ценности конкретного общества с целью их последующего воспроизводства. Будет это простое или расширенное воспроизводство - зависит от уровня социального развития молодежи, продукта самого общества. А этот уровень, в свою очередь, в решающей степени зависит от взгляда общества на молодежь что такое она в его глазах - только объект воздействия, прежде всего объект и отчасти субъект, прежде всего субъект и затем объект и т.п.

Если общество нацелено на развитие, оно социализирует (обучает и воспитывает), иными словами, развивает молодежь таким образом, чтобы она была способна развивать общества и развиваться сама. Если общество настроено, прежде всего, на сохранение существующего строя, консервацию его идей, ценностей и традиций, оно формирует молодежь исключительно по своему образу и подобию. В этом случае молодежь как субъект деятельности выступает в крайне ограниченных масштабах, она, прежде всего объект, а часто только объект воздействия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.