Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тайваньский вопрос и объединение Китая






В контексте проблемы «Большого Китая» особняком стоит вопрос взаимоотношений Тайваня и КНР. Анализ данной темы не будет объективным, если не учитывать ряд важных факторов, которые в значительной степени определяют характер взаимоотношений между двумя сторонами Тайваньского пролива.

Во-первых, трудно не оценить влияние конфуцианской культуры, с ее культом единства и семьи. Миллионы зарубежных китайцев знают родину своих предков, берегут родовые кумирни, почитают за долг каждый год приезжать на родину, чтобы встретить Новый год в кругу родных.

Во-вторых, Тайвань не обладает достаточным запасом природных ресурсов, экономика острова ориентирована в значительной степени на международную торговлю, которая не дает Тайбэю устойчивых рынков сбыта. Процветание острова тесно связано с КНР.

В-третьих, велико стратегическое значение острова Тайвань, так как он регулирует морские коммуникации региона. По мнению ученых, Тайвань мог бы стать главной базой китайского ВМФ[162]. В данном случае, КНР получила бы возможность блокировать любые морские коммуникации Японии с Ближним Востоком, который является ее главным поставщиком нефти.

В-четвертых, устранение независимости Тайваня является главным аспектом в вопросе суверенитета КНР. Руководители КНР поддерживают принцип «внутреннего домино», исходя из этого можно сделать вывод, что тайваньский прецедент может стать катализатором сепаратизма в таких регионах страны, как СУАР, Тибет. Учитывая стратегические интересы, КНР не может допустить признание Тайваня в качестве независимого государства[163]. В свете вышесказанного аналитики единодушны во мнении, что политика КНР может развиваться в двух направлениях: мирная интеграция, присоединение острова военными методами. Стоит заметить, что военный путь может дестабилизировать обстановку в АТР[164].

Период 1970-х гг. ознаменовался благоприятными для КНР событиями в треугольнике США-КНР-Тайвань. На фоне обострившихся дипломатических отношений с СССР КНР решила пойти на сближение с Западом. Два события изменили международный статус Пекина: 1971 г. – место в Генеральной Ассамблее ООН, 1972 – Шанхайское коммюнике, подписанное между США и КНР. Сокрушительный удар нанесен Тайваню в 1979 г. – установлены дипломатические отношения между Пекином и Вашингтоном. Политика мирного наступления на остров началась с 1 января 1979 г. с обращения ВСНП к тайваньскому народу. Предтечей обращения стало интервью Мао, в котором он высказал идею о «мирной ассимиляции» Тайваня[165].

После смерти великого кормчего Дэн Сяопин становится фактическим лидером КНР. Его взгляды оказывали значительное влияние на создание новой внешней политики КНР. Решения 3-го Пленума ЦК КПК были связаны с преодолением наследия «культурной революции», важной элементом, в котором требовались изменения – сознание китайцев. Из меняющегося сознания китайского общества и руководства КПК вытекала принципиально новая политика «открытия внешнему миру»[166].

Программа внешней политики КНР была озвучена Дэн Сяопином на XII съезде КПК. Перед китайским обществом стояли три основополагающие задачи: модернизация промышленности и экономики, объединение Китая, борьба за равенство государств в международных отношениях. Под «объединением Китая» Дэн Сяопин понимал прежде всего мирное воссоединение двух частей Китая.

Об официальной позиции руководства КПК КНР по проблеме воссоединения было заявлено еще в 1981 году. Председатель ВСНП Е Цзяньин предложил девять пунктов политики по воссоединению КНР и Тайваня. Пункты представляют следующее: переговоры между КПК и Гоминьданом должны проводится исключительно на паритетных началах, только сообща можно объединить Китай; установление отношений между народами острова и материка; после воссоединения Тайвань сохранит право на самоуправление в рамках концепции «одна страна – две системы[167]. Политическая программа ВСНП может считаться прологом к переговорам между КНР и США о будущем острова. Итогом стало подписание, так называемого «рамочного коммюнике», которое до сих пор является краеугольным камнем в политике США в отношении острова[168].

Правительство КНР с начала 1980-х годов готовило почву для притока инвестиций тайванских промышленников. Одна из СЭЗ –Сямэнь расположена в Тайваньском проливе. В июле 1988 г. Госсовет КНР обнародовал комплекс мер по стимулированию притока тайваньских инвестиций в экономику КНР. В ответ на предпринятые меры, был отменён Декрет о чрезвычайном положении, который запрещал всякого рода связи Тайваня с КНР. Позднее, в 1987 году президент Тайваня Цзян Цзинго заявил о снятии запрета на посещение жителями острова своих родственников в КНР. В 1988 г. XIII съезд Гоминьдана официально разрешил торговлю с КНР и инвестиции через третьи страны[169].

Согласно статистическим данным правительства Тайваня, объем торговли острова с материком (через Гонконг) уже в 1995 г. составил 22, 5 млрд. долл. США, при этом на материковый на КНР пришлось 17, 4 % общего объема экспорта Тайваня. Если до отмены Декрета о чрезвычайном положении доля экспорта Тайваня в КНР составляла всего 2, 04%, то в 1994г. – уже 9, 15%. Прогресс экономического сотрудничества между островом и материком отразился на политическом курсе тайваньских властей по отношению к КНР. Убедившись в нецелесообразности принципу «или мы, или они», Тайбэй с начала 1990-х гг. изменил стратегию. Президент Китайской Республики Ли Дэнхуэй сформулировал новый внешнеполитический курс: «Нет независимости Тайваня, нет – немедленному объединению, нет – антагонизму. Да – миру, да – взаимной выгоде, да – обменам[170]».

В 1991 году Тайбэем была принята «Национальная программа объединения» как альтернатива концепции КНР «одно государство – два строя». План подразумевает три этапа объединения. Первый – углубление взаимоотношений между двумя странами, определение рамок двусторонних связей. Второй этап – установление между странами транспортных и торговых связей, совместное развитие приморской части материкового Китая, содействие встречам на высоком уровне, создание благоприятных условий для переговоров по проблеме объединения.

Наконец, третий – этап встреч и переговоров по вопросу объединения[171].

Между руководством КНР и Тайванем развернулась «битва» за мнение китайской общественности. Концепция объединения, предложенная Тайбэем оказалась неприемлемой для руководителей в Пекине.. В 1995 генсек ЦК КПК Цзян Цзэминь озвучил новую программу, которая была представлена в виде восьми пунктов. Смысл проекта в следующем: руководители Тайваня должны посетить с официальным визитом КНР «в соответствующем качестве» (как руководители провинции КНР) и выразил готовность руководства материка посетить Тайвань[172].

Последовавшие вскоре ответные «шесть пунктов» со стороны властей Тайваня содержали контрпредложение: «И Тайбэй, и Пекин на равной основе являются членами международных организаций, площадка которых может быть использована для переговоров». Позже президент Ли Дэнхуэй выразил готовность «отправиться с визитом мира в материковый Китай» в качестве главы государства.

С июля 1995 по март 1996 г. Пекин проводил военные маневры, с пусками ракет средней дальности в непосредственной близости от острова. Некоторые обозреватели считали кризис в Тайваньском проливе доказательством того, что Пекин является на самом деле «бумажным драконом». Угрозы вторжения быстро прекратились, стоило только США направить в данный район два авианосца. Но на самом деле КНР не собиралась вторгаться на остров: была мобилизована лишь небольшая часть сил[173].

В начале нового тысячелетия в политике КНР в отношении острова обозначились принципиально иные грани, которые сделали ее гибкой и конструктивной. Произошло это после прихода к власти четвертого поколения руководства в лице Ху Цзиньтао, который сосредоточил в своих руках государственную власть КНР. Руководители КНР стали помогать оппозиционным силам на Тайване, которые поддерживали «принцип одного Китая». Понимая, что с оппозиционными силами у власти отношения будут не простыми, Пекин поставил цель - повысить уровень привлекательности КНР в глазах жителей Тайваня[174]. В основу стратегии на неформальное сближение с островом легли идеи цивилизационного единства всех китайцев в мировом масштабе в противовес концепции «тайваньской идентичности». В 2006 г. Ху Цзиньтао заявил: «Основная цель мирного развития отношений двух Китаев является благосостояние китайцев, живущих по обе стороны пролива[175]».

XVII съезд КПК подтвердил курс Ху Цзиньтао на решение проблемы «Двух Китаев» «мягкими» методами. Важным шагом в этом направлении стало предложение официального завершения состояния вражды между Пекином и Тайбэем, достижения соглашения о мире, которое откроет новый этап в двусторонних отношениях. Таким образом, с середины «нулевых» годов политика китайского руководства на тайваньском направлении практически приобрела характер мирного наступления. В 2007 г. материковый Китай стал первым стратегическим торговым партнером Тайваня. Суммарные инвестиции Тайваня в экономику материка превысили сумму в 100 млрд. долл. США[176]. На выборах 2008 Гоминьдан благодаря знакам внимания со стороны Пекина, вернул себе президентское кресло. С этого момента в отношениях «через пролив» начался принципиально новый этап, подготовленный новой тайваньской политикой Пекина и возвращением к власти в Тайбэе сторонников «одного Китая».

В 2010 г. было подписано «Рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве между обеими сторонами тайваньского пролива». Документ позволяет острову использовать систему льгот в экономических отношениях, складывающихся в АТР, вступить в зону свободной торговли Китай – АСЕАН[177]. От подписания ECFA Тайвань получило больше преимуществ, чем Китай, который получил таможенные льготы лишь по 276 видам продукции (Тайвань – 539), что может выразиться в дополнительных 2, 86 млрд. долл. (1/5 от суммы, которую может получить Тайвань).

ECFA, по мнению властей Тайваня, является экономическим соглашением, но политическая составляющая просматривается в факте подписания самого документа. Председатель КНР Ху Цзиньтао заявил, что объединение пока стоит на повестке дня и является отдалённой целью. Подписанный документ показывает дружеское отношение КНР к соотечественникам, испытывающим трудности. На острове подписание Соглашения увеличило рейтинг Ма Инцзю, президента Китайской республики, однако обострило борьбу между главными партиями Тайваня – Демократической прогрессивной партией (ДПП) и Гоминьданом.

В 2010 г. лидеры ДПП заявили, что придя к власти, они будут бойкотировать данное Соглашение 10 лет. Общественность Тайваня относится к подписанию ECFA скорее положительно, чем отрицательно[178]. 7 ноября 2015 года в Сингапуре состоялась официальная встреча председателя КНР Си Цзиньпина и президента Тайваня Ма Инцзю. Переговорный процесс открыл новую страницу в отношениях двух соседних государств. «Отношения между Пекином и Тайбэем не являются отношениями между двумя государствами. Оба государства являются частью одной страны. Жители – одной нации. Этот принцип не должен меняться[179]», — отметил Си Цзиньпин. Говоря о различном пути развития государств, глава КНР заметил, что стороны должны уважать выбор друг друга.

Президент Тайваня Ма Инцзю призвал следовать «консенсусу 1992 года», который предполагает признание «одного Китая», и поддержать статус-кво в отношениях двух государств пролива. «Консенсус 1992 года» — понятие, которое появилось после встречи представителей КНР и Тайваня в 1992 году, он подразумевает признание принципа «одного Китая». Но при этом каждая сторона сама интерпретирует данное понятие[180]. Пока в Сингапуре шли переговоры, по сообщениям СМИ, противники исторической встречи двух лидеров устроили демонстрацию в Тайбэе. Протестующие выкрикивали в адрес президента обвинения в «продаже суверенитета» Тайваня[181].

26 января 2016 года по результатам выборов президентом стала Цай Инвэнь, кандидат от ДПП. В своей речи после оглашения результатов она выразила надежду на укрепление отношений с США, но в тоже время она не отказывается от связей с материковым Китаем[182].

***

Тайвань остается одним из наиболее развитых государств АТР, но в вопросах обеспечения безопасности он уязвим. С другой стороны, сегодня КНР пророчат перспективу превращения в лидера АТР, и это подталкивает руководителей КПК к скорейшему разрешению «тайваньского вопроса». Тайбэю предлагают признать верховенство Пекина в обмен на автономию в соответствии с принципом «одна страна – две системы». В связи с приходом к власти оппозиционного лидера Цай Инвэнь. Трансформация Тайваня в «новый» Гонконг и его возврат в родные пенаты маловероятны.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.