Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выделяют «минимальный уровень потребления», «рациональный уровень потребления» и «физиологический уровень потребления».






«Рациональный уровень потребления» определяется исходя из удовлетворения разумных потребностей человека. Входящий в него набор товаров и услуг обеспечивает полное и гармоничное физиологическое и социальное развитие индивида.

«Минимальный уровень потребления» рассчитывается исходя из минимального уровня потребностей. Его величина определяется на­бором товаров и услуг неквалифицированного работника и его ижди­венцев. Для этого берутся наиболее низкие цены и не учитываются предметы роскоши, алкогольные напитки и деликатесы.

«Физиологический уровень потребления» — это уровень, ниже кото­рого человек не может существовать физически. С ним связано понятие «уровень бедности». Это доля населения, которая получает доход ниже установленного правительством официального уровня, граничащего с бедностью.

Для оценки уровня жизни используются количественные и качественные показатели:

1.Рождаемость, смертность и другие демографические характери­стики населения.

2.Санитарно-гигиенические условия жизни.

3.Потребление продовольственных товаров.

4.Жилищные условия.

5.Образование и культура.

6.Условия труда и занятость.

7.Доходы и расходы населения.

8.Стоимость жизни и потребительские цены.

9.Транспортные цены.

10.Организация отдыха.

11.Социальное обеспечение.

12.Свобода человека.

Для международного сопоставления уровня жизни в разных стра­нах используется производство национального дохода и валового внут­реннего продукта на душу населения. По сравнению с показателем «уровень жизни» более сложным является показатель качества жиз­ни. Он включает в себя помимо уровня жизни такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое раз­витие и др.

31. Сущность, виды и цели инвестиционной политики региона.

Инвестиционная политика – это совокупность действий агентов воспроизводства деятельности по обеспечению условий воспроизводства и ресурсов региона.

Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.

Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад.

По наличию и характеру правовой базы можно выделить формализованную и неформализованную государственную инвестиционную политику. При этом формализованная инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса. Неформализованная инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80% от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства), свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное — несистематизированной правовой базой.

По форме управления можно выделить следующие типы инвестиционной политики: либеральная и централизованная. Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимущественно экономические методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство — финансовые институты — бизнесмены — мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитая финансовая инфраструктура. Этому типу инвестиционной политики противостоит централизованная инвестиционная политика, основной чертой которой является использование преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе чисто номинальное.

Инвестиционному процессу в регионах Российской Федерации присущи следующие особенности.

1. Децентрализация инвестиционного процесса. Можно выделить по крайней мере два направления этого процесса: федеральный центр — регион; региональное правительство — региональные промышленные и финансовые институты. В первом случае происходит передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении федеральных источников инвестиций. Во втором случае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства.

2. государство утрачивает функцию главного и распорядителя и приобретает роль долевого партнера, гаранта.

3. Появление новых участников в инвестиционных процессах.

Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, экспортно-ориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.

32. Политика инноваций.

Инновационная политика — это совокупность управленческих, организационных, экономических и технологических решений, приемов и методов, обеспечивающих поиск и внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Инновационная политика предприятия устанавливает очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Инновационная политика призвана обеспечить успешную реализацию продукции за счет обеспечения взаимосвязи между текущей и инновационной деятельностью предприятия. Реализация инновационной политики осуществляется через систему технико-экономических и финансовых возможностей предприятия: использование научно-исследовательской и экспериментальной базы для создания конкурентоспособной продукции; привлечение денежных средств для поиска, разработки и внедрения новшеств.

Формирование инновационной политики предприятия происходит на основе разработанной инновационной стратегии. Инновационная стратегия вырабатывает совокупность приемов и методов по определению направлений необходимых преобразований и комплекс взаимосвязанных технических и организационных действий по поиску и внедрению инноваций, направленных па обеспечение конкурентоспособности предприятия.

Стратегии инновационного лидерства могут быть ориентированы на рынки или технологии. Рыночная ориентация означает, что конкурентоспособность предприятия достигается за счет быстрого выпуска на рынок новых и модифицированных изделий, производимых с использованием известных (традиционных) и новых технологий. Стратегия рыночного лидерства характеризуется ориентацией на новую продукцию с коротким циклом разработки, концентрацией на потребностях клиентов и тенденциях моды. При этом большое внимание уделяется вопросам снижения затрат на разработки, повышения качества продукции и роста производительности оборудования.

Технологическая ориентация означает, что для предприятия гораздо важнее иметь новые технологии для производства традиционных продуктов, а не использовать старые технологии для производства новых продуктов. Эта стратегия обеспечивает конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе за счет повышения технико-экономических показателей производства продукции (надежности, долговечности, себестоимости и др.).

Стратегия подражания, или имитационная модель инвестиционной стратегии, предполагает внедрение технологий и (или) продуктов, ранее использовавшихся или производившихся технологическими лидерами, в неизменном или слабо модифицированном виде. Стимулом для использования имитационной модели может служить не заполненный фирмой-новатором растущий рынок нового товара. В результате у компании, реализующей имитационную стратегию, риски сводятся до минимума. С этим связано широкое распространение имитационной модели инвестиций в мировой практике. Имитационная модель инновационного процесса реализует на макроэкономическом уровне процесс диффузии (распространения) инноваций.

33. Принципы формирования обоснованной региональной инвестиционной политики.

Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики являются: эффективность, структурное равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость.

1. Ориентир на эффективное инвестирование. Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта,

периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами.

2. Стремление к достижению структурного равновесия. В региональной экономике инвестиционные потоки имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития или текущего состояния. Предельные значения должны устанавливаться взвешенно, в зависимости от тактических условий реализации того или иного этапа программы и возможности вмешательства государства в решение этих проблем, поскольку возможно сознательное манипулирование подобными соотношениями.

3. Целенаправленность инвестирования. Необходимость этого принципа связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов.

Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.

4. Общенациональная значимость. Проведение инвестиционной политики в регионах (особенно в национальных республиках) не предполагает осуществление той или иной национальной идеологии, оно аккумулирует материализацию корпоративных, групповых и частных интересов сторон, лишь опосредованно представляя собой реализацию интересов общества в целом. В этом ее уязвимость. Интересы различных групп пересекаются и зачастую тормозят развитие экономики. Поэтому основными условиями реализации инвестиционной политики должны стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации тех или иных программ. Формирование такого подхода должны взять на себя государственные органы региона.

34. Источники и структура государственных инвестиций.

Основными источниками региональных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

К государственным инвестициям в регионе относятся:

§ средства государственного бюджета развития (федерального и регионального);

§ инвестиции государственных предприятий и организаций,

§ министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществляемые вне плановой инвестиционной программы;

§ налоговые льготы и инвестиционные кредиты

Дополнительные инвестиционные источники.

Внебюджетные фонды как средство реализация инвестицион­ной политики в регионе. Деятельность многих внебюджетных фондов, в частности, фонда занятости, фонда социального стра­хования, департамента пенсионной службы, универсальна для всех регионов России. Вместе с тем в некоторых регионах созданы специальные институты, занимающиеся инвестиционной деятель­ностью.

Стимулирование частных инвестиций населения в странах с развитой рыночной экономикой население выс­тупают традиционным поставщиком денежных ресурсов на фон­довый и кредитный рынки, где спрос на них предъявляют как предприниматели, так и государство.

Средства населения, направляемые в инвестиции, по своей сути являются сбережениями. Их можно подразделить на следующие три группы: текущие сбережения, сбережения на приобре­тение товаров длительного пользования или недвижимости, сбе­режения на непредвиденный случай.

Текущие сбережения населения имеют наиболее ликвидный характер. К ним относятся наличные денежные средства, счета до востребования, «пластиковые деньги», чековые книжки. Данные виды сбережений по определению не являются потенциальными источниками инвестиций.

Сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимости образуются, когда граждане откладывают день­ги на покупку товара с ценой, превышающей размер текущего дохода. Для аккумуляции сбережений этого вида они размещаются на сберегательных банковских счетах и срочных депозитах.

Сбережения на непредвиденный случай (и старость) долгосроч­ны по своему характеру, они могут размещаться в виде покупки корпоративных ценных бумаг, акций и облигаций, иных долго­срочных финансовых активов.

35. Население и трудовые ресурсы региона.

Показатели: численность, плотность, по полу, по возрасту, национальный состав, по семейному положению, по образованию, по принадлежащей социальной группе.

Городское население: 73, 9%

Общая численность 106 млн. 476 тыс. и т.д.

36. Плотность и размещение населения.

Факторы влияющие на плотность население: социально-экономические, исторические, природно-географические.

Городское население. 2 признака: численность, род занятий.

Город – населенный пункт большая численность которой занята в промышленном производстве, транспорте, социальной сфере и т.д.

Самые малые города до 5000

Малые от 5000 до 20000

Полусредние от 20000 до 50000

Средние 50000 до 100000

Крупные 100000 до 500000

Крупнейшие 500000 до 1 млн

Города миллионеры более 1-го миллиона.

Поселок городского типа – нас. Пункт, в котором размещена промышленное производство и которое является центром транспортных развязок.

Курортный поселок – н.п. располагается на территории с лечебными ресурсами и населением не менее 2000 ч. При условии, что кол-во прибывших на отдых не менее 50% постоянного населения.

По своим структурным типам: многофункциональные города, города где главное промышленное производство, города с транспортными центрами, города новостройки, оздоровительные центры, закрытые административные территориальные образования.

Сельское население (26, 9%): хутора, села и деревни, казачьи станицы, оленеводческие и горнопромышленные поселки, лесопромышленные поселки европейского севера России.

37. Национальный состав населения РФ.

Национа́ льный соста́ в населе́ ния Росси́ и — распределение населения страны по признаку национальной принадлежности. Принадлежность человека к той или иной этнической общности (национальности) определяется по совокупности следующих признаков: этническое самосознание, язык, культура, территория расселения, особенности психологии, традиции и обычаи, образ жизни.

Российская Федерация — многонациональное государство. Национальный состав населения России отличается значительным культурным и языковым разнообразием: на территории страны проживают более 180 народов.

Русские, Татары, Украинцы, Башкиры, Чуваши, Чеченцы, Армяне, Аварцы и т. д.

38. Регулирование занятости в регионе.

Принципы: личная и экономическая свобода, право работодателя решать количество и качество р.с., свободное движение.

Принципы образования полной занятости: добровольность труда, свободно работать там и столько, где и сколько это будет необходимо.

Формы занятости: постоянная, частичная, временная, эпизодическая, совместимая, гибкий график организации труда.

Методы государственного регулирования занятости:

- экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров;

- организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профессиональной ориентации молодежи, подготовки и переподготовки кадров;

- административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни.

В зависимости от области воздействия различают меры прямого и косвенного влияния государства на решение проблемы занятости.

Меры прямого, непосредственного влияния осуществляются через реализацию государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют выборочную направленность и воздействуют в основном на динамику предложения труда.

Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использование макроэкономических рычагов воздействия на слои населения, т.е. воздействуют, как правило, на условия регулирования спроса на труд.

В зависимости от выбора средств выделяют три варианта политики в области занятости: активный, умеренно-пассивный и пассивный.

Активный вариант политики занятости предполагает интенсивное использование для этих целей инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой и бюджетной политики.

Пассивный вариант политики занятости сводится в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости.

Основными средствами регулирования занятости являются:

· регулирование развития системы рабочих мест;

· регулирование спроса на рабочие места;

· участие государства в развитии системы образования и профессиональной подготовки кадров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.