Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая региональная политика.




Основной целью региональной экономической политики на ближайшее десятилетие является стабилизация производства; возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ; повышение на этой основе благосостояния населения; создание научно-технических предпосылок, укрепления позиций нашего государства на мировой арене; повышение его роли в международном разделении труда.

Чтобы достигнуть указанной дели, органы государственной власти и субъектов Федерации должны решить следующие задачи:

1. Укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности России;

2. Содействие развитию и углублению экономической реформы, формирование во всех регионах страны многоукладной экономики, становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, рыночной и институционной инфрастуктуры;

3. Сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния, рационализации систем расселения;

4. Достижение экономического и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры экономики регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;

5. Развитие межрегиональных инфраструктурных систем;

6. Стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом; именно эти центры науки и высоких технологий могут стать точками роста хозяйства субъектов РФ;

7. Оказание государственной поддержки территориям экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, со сложными демографическими проблемами;

8. Разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими более эффективных методов регулирования (регионы Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики).

10. Совершенствование экономического районирования России.

11. Анализ современного экономического и социального развития регионов.

5. Региональная политика в социальной сфере.

Особенностью развития социальной сферы является то, что здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и другие отрасли имеют территориальный характер, т.е. социальные вопросы решаются в основном на уровне органов власти регионов РФ и органов местного самоуправления.

Основные задачи социальной политики:

1. Противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлением депопуляции населения;

2. Предотвращение обнищания населения и минимизация отрицательных последствий безработицы, особенно в экономически слаборазвитых и «депрессивных» регионах;



3. Сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;

4. Регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в регионах, имеющих для этого благоприятные условия;

5. Оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

6. Региональная политика в сфере экологической безопасности.

Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности включает решение таких вопросов, как:

1. Экологическое обоснование размещения производительных сил;

2. Экологически безопасное развитие отраслей хозяйства;

3. Рациональное использование природных ресурсов;

4. Предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах РФ между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

5. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

6. Обеспечение естественного развития экологического систем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

7. Совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

7. Региональная политика в области повышения уровня жизни населения.

Важнейшими задачами региональной политики в области повышения уровня жизни являются создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержка малообеспеченных слоев населения в регионах, которые самостоятельно не в силах выполнить эти задачи. Необходимо поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий – минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен. Чтобы обеспечить эти программы, необходимо:



1. Создание максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий, других денежных доходов граждан РФ;

2. Стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах России.

8. Региональная политика в сфере занятости населения.

Основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов РФ, а федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных предприятий, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса. Особое внимание должно быть уделено организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов, регионам с высоким уровнем напряженности, слаборазвитым регионам, где наблюдается избыток трудовых ресурсов.

К основным задачам политики в сфере занятости относят:

1. Перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей,

2. Организация профессиональной подготовки кадров для новых, перспективных производств;

3. Защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий,

4. Эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональная ориентация.

9. Национально-этническая региональная политика.

В условиях России, одного из крупнейших в мире многонациональных государств, региональная национально-этническая политика должна быть направлена на создание равноправных отношений между народами страны и формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

Наиболее принципиальные аспекты такой политики приведены ниже:

1. Совершенствование существующей модели федеративного устройства страны, направленной на сохранение территориальной целостности государства;

2. Выработка правовой и нормативной базы для урегулирования национальных отношений (в частности – для борьбы с проявлениями агрессивного национализма);

3. Государственная поддержка самобытной культуры малочисленных народов, содействие в сохранении их языка, традиций и среды обитания;

4. Учет религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий;

5. Сохранение исторического наследия русской культуры.

10. Федеральные целевые программы.

ФЦП - специально разработанный перечень заданий (мер, действий), ориентированных на полное или частичное решение конкретной социально-экономической проблемы регионального характера.

Такой перечень может рассматриваться в качестве инструмента региональной политики только при соблюдении ряда обязательных требований (условий). К ним относятся:
легитимность, что предполагает разработку и реализацию программ в соответствии с действующим законодательством и исключает создание ситуаций, противоречащих этому законодательству;
нормативность программ любого уровня (федеральный, муниципальный), что предполагает их утверждение соответствующим органом и обязательность для исполнения всеми сторонами;
реальность – принципиальная достижимость поставленной цели, наличие соответствующих ресурсов, готовность сторон к выполнению заданий;
вариантность – наличие нескольких вариантов полного или частичного достижения целей программы при различных уровнях ресурсного обеспечения;
комплексность целей и задач – постановка только таких целей и задач, которые могут быть выражены в параметрах, поддающихся учету и контролю, и по которым может быть дана однозначная оценка их достижения и решения;
контролируемость – наличие условий для постоянного отслеживания хода результативности и эффективности выполнения программных заданий;
ответственность, что предполагает установление прямой и полной ответственности конкретных лиц и организаций за использование ресурсов, выполнение отдельных заданий и программы в целом.

Виды региональных программ:

По уровню значимости: межгосударственные, государственные, региональные.

По территории: внутри региональные, межрегиональные.

По функциям ориентации: социально-экономические, производственно-технические, инвестиционные, организационно-хозяйственные, экологические.

По масштабности (узкоспециализированная),

По продолжительности (среднесрочная).

Основные задачи региональных программ:

1) выравнивание межрайонных различий по показаниям экономического, социального и научно-технического развития;

2) формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;

3) сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;

4) максимально эффективное использование материальных, природных и трудовых ресурсов региона;

5) развитие производственных сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;

6) охрана окружающей среды;

7) преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;

8) формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;

9) духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

 

 

11. Финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития.

Финансовый механизм объединяет хозяйственные и социальные комплексы регионов в единое экономическое пространство, обеспечивает его эффективное функционирование при помощи... бюджетно-налоговых отношений, кредитов, субвенций, субсидий федерального правительства, взаимопомощи регионов.

Финансовые ресурсы региона являются мощным рычагом его развития и включают в себя:

1) региональный бюджет;

2) средства предприятий;

3) региональные внебюджетные фонды.

Региональный бюджет– это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Они участвуют:

1) в формировании денежных фондов, необходимых для финансового обеспечения деятельности региональных органов власти, при помощи которых эти фонды распределяются и используются отраслями хозяйства и социальной сферой.

2) в контроле финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, подчинённых местным органам власти;

3) в финансировании мероприятий по осуществлению рыночных реформ.

Регулирующие доходы бюджетов:

- процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;

- дотации (безвозмездное выделение средств для покрытия дефицита нижестоящего бюджета);

- субвенции (безвозмездное целевое финансирование расходов нижестоящих бюджетов за счёт средств вышестоящих);

- средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе его исполнения.

Финансовые ресурсы предприятий складываются из прибыли и амортизационных отчислений. В дореформенный период они в значительной мере использовались на поддержание и развитие социальной инфраструктуры. Особенно много средств тратили на эти цели градообразующие предприятия. Сегодня большинство предприятий передало объекты социальной сферы местным органам власти, и теперь они финансируются из средств региональных и местных бюджетов, поэтому финансы предприятий утрачивают прежние позиции в региональных финансах. Нагрузка же на региональные и местные бюджеты существенно возрастает.

Региональные внебюджетные фондыобразуются за счёт добровольных взносов предприятий, населения и других источников. Для управления региональными внебюджетными фондами создаются коллегиальные органы, состоящие из представителей региональных органов власти и заинтересованных предприятий. Они принимают решения об использовании средств этих фондов.

Создание внебюджетных фондов:

– концентрирует средства для развития социально-бытовой инфраструктуры;

– усиливает материальную заинтересованность региональных органов в результатах своей деятельности, укрепляет их финансовое положение;

– способствует более эффективному использованию средств, исключая их распыление;

– освобождает предприятия от выполнения несвойственной им функции по развитию местного хозяйства.

12. Региональная бюджетно-налоговая (фискальная) политика. ?

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой меры правительства по изменению государственных расходов и налогов, направленные на обеспечение полной занятости и преодоление инфляции.

Субъекты: организации любой правовой формы на принадлежащие ей имущество.

Объекты: промышленные комплексы.

Цели:

1. Обеспечение благосостояния населения, пополнение бюджетов всех уровней, развитие социальной сферы.

2. Содействие удовлетворения потребностей населения, обеспечение населения высококачественной продукцией

3. Развитие научно технического потенциала

4. Оптимизация структурно-промышленных регионов, стимулирование производства, внедрение конкурентной продукции.

Принципы:

- создание условий для развития промышленного и интеллектуального потенциала

- равенство и ответственность всех субъектов….

- расширение налогооблагаемой базы и получения дохода от использования региональной собственности

- государственное регулирование цен на продукцию предприятий монополистов

- конкурентная основа предпринимательской помощи субъектов предпринимательской деятельности за счет ресурсов региона

-

 

13. Фонды поддержки субъектов РФ и муниципальных образований.

Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР) образован в 1994 г. и предназначен для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Общий объём средств ФФРП определяется на срок не менее трёх лет по утверждённому федеральным законодательством нормативу отчислений от налоговых поступлений в федеральный бюджет, исходя из возможностей последнего.

Все последние годы в ФФПР сосредотачивалось около 14% общего объёма налоговых доходов федерального бюджета (исключая доходы от таможенных пошлин).

Обязательными условиями для выделения средств из ФФПР являются:

1) перевод исполнения бюджетов регионов на казначейское исполнение через территориальные органы Федерального казначейства;

2) наличие у субъектов РФ программы увеличения собственных доходов и последовательного сокращения получаемых трансфертов;

3) при наличии в регионе задолженности по заработной плате в бюджетной сфере – использование трансфертов под контролем территориальных органов Федерального казначейства и федеральных контрольных органов только для погашения этой задолженности, а также погашения и обслуживания государственного долга.

Фонд компенсаций (ФКРФ) создан в 2001 г. за счёт централизации в федеральном бюджете 100% налога на добавленную стоимость. Используется для предоставления субъектам Федерации целевой финансовой помощи для осуществления федеральных мандатов, как правило, для обеспечения социальных выплат отдельным слоям населения. Распределение средств фонда производится между всеми субъектами Федерации вне зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности пропорционально численности соответствующих категорий населения (с учётом, в необходимых случаях, коэффициента удорожания бюджетных услуг).

Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР) создан в 2002 г. в целях финансирования приоритетных социально значимых расходов. В частности, предоставление населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В 2002 г. средства фонда использовались на частичное возмещение расходов консолидированных региональных бюджетов на повышение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки (ЕТС) по оплате труда бюджетных работников. В последующие годы сфера оказания помощи за счёт средств фонда расширялась. Она распространялась на образование, здравоохранение, культуру и другие социально значимые отрасли человеческой деятельности. Средства фонда также распределяются между всеми субъектами Федерации для долевого финансирования социальных расходов.

Фонд регионального развития (ФРР) представляет собой совокупность объединённых средств федеральных, региональных, отраслевых программ и проектов отраслевого финансирования и других ныне разрозненных капиталовложений. Средства фонда использовались на создание на территории страны социальной инфраструктуры, на дополнительную помощь высокодотационным регионам и предоставлялись субъектам Федерации при соблюдении ими федерального законодательства к организации инвестиционного процесса. Подобное использование средств ФРР приводило к их распылению. Поэтому в 2002–2004 гг. принципы формирования ФРР были изменены, его объём был увеличен с 17,5 до 25,1 млрд рублей, а количество федеральных целевых программ развития регионов сократилось до 6 в 2002 г. и увеличилось до 7 в 2003–2004 гг. Обязательным условием получения средств ФРР является разработка органами власти региона плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъекта Федерации.

Фонд реформирования региональных финансов (ФРРФ; до 2002 г. – Фонд развития региональных финансов) создан для активизации процессов финансового оздоровления субъектов РФ, содействия реформированию бюджетной сферы.

Источниками образования ФРРФ являются кредиты международных финансовых организаций, а также другие источники, определяемые правительством РФ. Субсидии из ФРРФ предоставляются на возвратной основе ежегодно отбираемым по конкурсу не более 5–6 субъектам Федерации.

Средства используются на совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений; тарифной и ценовой политики, бюджетного учёта, отчётности и контроля; управления бюджетными расходами, государственным и муниципальным долгом; государственной и муниципальной собственностью.

14. Основные понятия государственной политики зонирования.

Государственная политика зонирования это комплекс мер социального, экономического и правового характера, направлен­ных на создание и эффективное функционирование особых обра­зований (зон) на территории данной страны. Смысл государственной политики зонирования состоит в четком понимании роли и значения различных типов СЭЗ для национальной хозяйственной системы страны.

Анализ мирового опыта территориального зонирования сви­детельствует о том, что основными назначениями СЭЗ являются:

1. служить мощным фактором социально-экономического, научно-технического, военно-политического развития националь­ ной экономики;

  1. быть связующим звеном между передовым опытом миро­ вого хозяйствования и фактическим уровнем развития отраслей народного хозяйства данной страны, служить своеобразным эта­ лоном прогрессивных форм организации производства, труда и управления, развития и внедрения современной, соответствующих мировому уровню техники и технологии;
  2. на определенном этапе своего развития выступать фактором насыщения внутреннего спроса высококачественными товарами и услугами;
  3. стимулировать деловую активность и предпринимательство в стране, выступая как важный канал поступления иностранных инвестиций в национальную экономику и вместе с тем стимули­ руя более эффективное использование местных ресурсов: финан­ совых, трудовых, материальных, природных;
  4. служить местом проверки действенности нового экономи­ ческого мышления, формирования новых черт социальной пси­ хологии и других нововведений, характерных для условий функ­ ционирования рыночной экономики;

Основные цели и задачи отечественной политики зонирова­ния сводятся к тому, что СЭЗ, создаваемые на территории РФ, должны:

1. рассматриваться не только как полюса роста, но и как важ­ ный фактор и мощный стимул ускоренного развития производи­ тельных сил самого региона зоны;

  1. служить эталоном прогрессивных форм организации про­ изводства, труда, управления, развития и внедрения современной, соответствующей мировому уровню техники и технологии;
  2. быть стандартом решения социально-культурного и комму­ нально-бытового обслуживания работающих и живущих на их территории;
  3. иметь подразделения производственной и социальной инфраструктуры, выполняющие функции окон в мир конкурен­ ции, создавая условия для насыщения внутреннего рынка това­ рами и услугами, опираясь при этом на передовые технологии, привлекаемый иностранный и отечественный капитал и местные возможности, включая материальные, трудовые и природные ре­ сурсы, деловую активность, предпринимательство, конкуренцию и т. д.;
  4. быть территорией развития нового экономического мыш­ ления, формирования новых черт социальной психологии, других новшеств, характерных для условий функционирования рыночной экономики.

Свободные экономические зоны — одна из форм рациональ­ной организации территориальной экономического пространства в целях реализации определенных социально-экономических за­дач, которые ставят государственные органы власти.

Содержание и задачи государственной политики зонирования сводятся к следующему:

• обеспечение благоприятных условий для активизации со­вместной с зарубежными партнерами деятельности по уве­личению экспортно-импортных возможностей данного ре­гиона и страны в целом;

  • расширение торгово-экономического сотрудничества с зарубежными государствами данного региона и РФ;
  • увеличение трансконтинентального транзита;
  • формирование благоприятных условий для привлечения иностранного капитала (инвестиций), современной и высо­ коэффективной технологии и новых видов техники;
  • создание нового научно-промышленного парка с целью на­ копления и тиражирования опыта в области производства высококачественной наукоемкой продукции, привлечения высоких технологий;
  • более рациональное и эффективное использование земель­ ных ресурсов региона, развитие инфраструктуры на терри­ тории зоны и сопредельных территориях;
  • привлечение зарубежного управленческого опыта с целью распространения его на отечественные организации и пред­ приятия;
  • отработка на локальном уровне новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике;
  • практическое обучение отечественных специалистов при­ емам и методам бизнеса; переподготовка кадров для удов­ летворения потребностей предприятий и организаций, размещенных на территории зоны и сопредельных террито­ риях;
  • развитие индустрии туризма, привлечение значительного количества туристов из других стран, особенно из тех, в которых имеются большие общины соотечественников, и др.

Основные цели государственной политики зонирования в развивающихся странах — это:

• стимулирование экспортного производства и валютных поступлений;

  • насыщение внутреннего рынка продовольствием и промыш­ленными товарами;
  • развитие инфраструктуры, складского хозяйства, развитие туризма;
  • подготовка управленческих кадров для работы в рыночных условиях;
  • стимулирование создания наукоемких, высокотехнологич­ных производств и т.д.

В промышленно развитых странах цели государственной поли­тики зонирования иные:

  • преодоление экономического отставания отдельных райо­нов;
  • решение проблемы занятости населения;
  • стимулирование инноваций на основе научно-производ­ственных территориальных образований высокотехнологич­ных и наукоемких производств и использование кадрового потенциала.

15. Объективная необходимость, роль и значение СЭЗ.

Свободная экономическая зона— это часть территории страны, создаваемая по инициативе центральных или местных органов власти и хозяйственного руководства, в которой на основе соот­ветствующего «пакета» законодательных и нормативных актов с учетом комплекса взаимовыгодных интересов страны, территории самой зоны, хозяйствующих на ней субъектов устанавливается льготный режим хозяйствования, определяются границы зоны, специализация и приоритеты развития отраслей и производств хозяйства с целью достижения целей и задач развития экономики зоны и национальной хозяйственной системы страны в целом.

Выделяют следующие основные критерии классификации сво­бодных зон:

  • признак хозяйственной специализации, т.е. в соответствии с профилем деятельности хозяйствующих на территории той или иной зоны;
  • размер территории зоны;
  • степень открытости;
  • число стран-участников;
  • порядок организации границ зоны и режим доступа на ее территорию;
  • территориальный или функциональный подход к организа­ции зоны.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал