Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Механизм государственной власти и кризисы системы управления.




Государственная власть— деятельность по управлению государством, касающаяся общественных, публичных и социальных аспектов жизни общества. Сущность государственной власти необходимо определить через ее источник и механизм.

Выделяют три группы источников государствен­ной власти:

1) традиции и мифы. Эти источники могут долгое вре­мя существовать в государстве и принимать различные формы: от Божественного происхождения власти монар­ха до незаменимости президента страны в управлении ею. Этот источник власти наименее надежен, поскольку не имеет под собой твердой основы и в любую минуту может иссякнуть. Примером из российской истории мо­жет служить династия Романовых, правящая на протяже­нии более чем трехсот лет. Источником этой власти были традиции, которые определяли царя как наместника Бо­га. Но когда источник власти иссяк, династия была сверг­нута;

2) авторитет, престиж, харизма. Этот источник в неко­тором роде схож с предыдущим, но его основой являются исключительные особенности лидера, правителя государ­ства, причем это не особенности, касающиеся его деятель­ности в роли управляющего страной, а личностные харак­теристики. Как правило, такие люди выделяются из толпы, являются яркими личностями, притягивающими к себе и имеющими возможность вести народ за собой. Надежность этого источника тоже небольшая. Он опасен тем, что в силу его особенностей может произойти отделение авторитета от государственной власти. Это означает формальное со­хранение права правителя издавать свои указы, законы, но фактически они не будут исполняться и иметь какой-либо силы;

3) воля. Этот источник власти предполагает желание людей, обремененных государственной властью, активно участвовать в формировании жизни общества, действовать для подчинения себе реальности.

Механизм государственной власти состоит из двух основных частей:

1) механизм государства, включающий несколько эле­ментов:

- органы государства (государственный аппарат). Го­сударственные органы призваны реализовывать цели государства и выполнять его функции посред­ством выполнения каждым из этих органов своих задач. Они олицетворяют государственную власть и связаны со всем обществом;

|-государственные учреждения и предприятия. Они находятся в подчинении у государственных орга­нов, но в то же время обладают определенной степе­нью самостоятельности в процессе осуществления своей деятельности. Государственные учреждения и предприятия не представляют государственную власть, а осуществляют управление только по отно­шению к своим сотрудникам;

2) негосударственные организации. Они не обладают теми же функциями, что и государственные организации, но в ряде случаев им делегируются полномочия государ­ственных организаций. Эти случаи описаны законами, и де­легирование производится обязательно в соответствии с ними. Негосударственные организации берут на себя функ­ции государственных, но при этом они остаются негосудар­ственными.



Понятие государственной власти невозможно по­нять без рассмотрения ее признаков.

Признаки государственной власти:

-является разновидностью социальной (обществен­ной) власти, проявляющейся в отношениях между людьми;

-официальный характер власти, определяемый с по­мощью законов и конституции государства; публичный характер власти. Это означает, что госу­дарственная власть распространяется не на какую-либо группу людей, а на общество в целом. Она но­сит всеобщий характер. Не стоит отождествлять по­нятия «государственная власть» и «публичная власть». Последняя существовала еще задолго до возникно­вения государства как общественного института;

-политический характер власти, который присущ не только государственной власти;

-легитимность государственной власти, под которой понимают признание обществом законности этой власти и правомерности ее осуществления. Важно не только признание общества, но и легальность ее осуществления;

-территориальная ограниченность государственной власти. Ее границы те же, что и у самого государ­ства. За его пределами она не может осуществлять­ся, поскольку на территории других государств дей­ствует другая государственная власть;

-верховенство государственной власти внутри стра­ны и независимость в международных отношениях. Этот признак власти называют суверенитетом; наличие специальных институтов, которые осуще­ствляют власть. В первую очередь это государствен­ные органы, которые в совокупности образуют го­сударственный аппарат;



-обязательность исполнения решений государствен­ной власти;

главенство государственной власти и возможность отмены решений негосударственных организаций в соответствии с установленным порядком; -возможность принуждения на легитимном основа­нии к исполнению некоторых решений, а также возможность использования в этих целях специальных служб;

-наличие у государственной власти и государства не­которых исключительных прав, которыми больше никто не обладает. Примером может служить право собирать налоги.

Государство играет далеко не последнюю роль в раз­витии общества: оно определяет его темпы развития, направление, приоритеты. Поэтому кризисы государственного управления наиболее болезненны для общества в целом.

Кризис, возникающий в системе государственного управления тесно связан с теми функциями, которые выпол­няет государство. Основными в сфере экономики являются следующие функции государства:

- нормативная, состоящая в установлении государ­ством правил поведения в сфере экономики; |мг финансово-распределительная — обеспечение де­нежными средствами важнейших процессов, каса­ющихся всего общества, например функционирова­ние государственного строя;

-социальная, касающаяся населения страны и его всестороннего развития и обеспечения такими ус­лугами, как здравоохранение, образование и др.;

-заказ и покупка у предприятий продукции для наци­онального хозяйства; плановая (прогнозная) — моделирование состояния

экономики в будущем;

-регулирование имущественных отношений в аспек­те форм собственности (смешанная экономика харак­теризуется наличием разных форм собственности);

-координирующая, обеспечивающая сохранение оптимальных пропорций в структуре национального хозяйства;

-контрольная, обеспечивающая соответствие уста­новленных правил и законов их фактическому при­менению на практике;

-ресурсно-распределительная — справедливое раз­деление ограниченного количества национальных ресурсов между участниками хозяйственных про­цессов;

- лицензионная — обеспечение функционирования каждой организации в рамках соответствующих пра­вил, разработанных для определенного вида хозяй­ственной деятельности;

- сертификационно-стандартизационная, призванная установить единые нормы и ряд показателей для из­делий и тем самым унифицировать их;

-инвестиционно-технологическая — деятельность государства в области инвестирования, развития научных исследований, проведения инновационной политики;

-охранно-защитная — разработка свода правил, ко­торые касаются имущественных отношений и мер защиты имущества;

правовая — правовое обеспечение экономической деятельности и защита интересов экономических субъектов;

-медико-санитарная — обеспечение охраны тру­да и безопасных условий работы для населения страны;

- экологическая — принятие мер на правительствен­ном уровне для защиты окружающей среды; информационно-пропагандистская — доведение до населения сведений о деятельности государственных органов и создание условий для поддержки их деятельности.

Если государство перестает реализовывать одну из функций или делает это не на должном уровне, то возникает кризисная ситуация в системе государственного управления.

Кризис государственного управления обладает рядом

признаков:

- появление или обострение конфликтов в социаль­ной или экономической сфере. Если население ви­дит недостатки в управлении государством, то оно требует от властей изменений в политической жиз­ни, в методах управления государством;

- невозможность управления конфликтами в обще­стве со стороны государства. Власть теряет конт­роль над ситуацией, не может регулировать эконо­мические или социальные процессы, протекающие в обществе. Государство пытается вернуть контроль путем принятия поспешных и порой несогласован­ных мер, что еще больше усугубляет положение; |мг нарушение балансов в системе управления, наруше­ние функционирования политических институтов. Ситуация в обществе становится более напряжен­ной, а власть начинает терять легитимность. Если не провести тщательного анализа и не начать как мож­но быстрее поиск выхода из сложившейся ситуации, то в стране может практически перестать функцио­нировать политическая система, что повлечет за со­бой нарушение деятельности всех сфер обществен­ной жизни.

Кризис государственного управления — один из самых опасных, поскольку касается не одной организации и од­ною трудового коллектива, и даже не нескольких фирм, а всей страны в целом.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал