Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая психология и правовая идеология






Правосознание в своей структуре содержит правовую идеоло­гию и правовую психологию.

Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т.д.) со­ставляют сознание и переживание связанности поведения с юри­дическими последствиями (мнимыми, действительными или же­лательными), соотнесение их с правовым регулированием, субъ­ективными правами, юридическими обязанностями и санкциями.

Правовая идеология есть систематизированное научное вы­ражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения.

Она должна формироваться как процесс выявления теорети­ческого сознания, координации и согласования различных обще­ственных интересов через достижение социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нрав­ственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высо­кую роль суда как антипода командно-бюрократическому управ­лению, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Правовая идео­логия обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, эко­номисты, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, со­циальную психологию, волю и интересы как большинства, так и меньшинства, другие факторы.

Правовая психология охватывает совокупность чувств, цен­ностных отношений, настроений, желаний или переживаний, ха­рактерных для всего общества в целом или конкретной социаль­ной группы (групп). Она является наиболее непосредственным от­ражением жизненных отношений членов общества, составляю­щих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) органически прису­щие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, закон­ность.

Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит воз­можность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «вла­ствовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслу­живания правовой идеологии и правовой психологии как струк­турных элементов правосознания.

Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии могут стать особо присущие Востоку и обусловив­шие прогресс Японии, Южной Кореи, а сейчас и Китая любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполни­тельность и дисциплина. И в то же время необходимо найти и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личнос­ти и свободы личной инициативы, с тем, чтобы двигаться по пути формирования правового государства. Итак, как элемент право­вой культуры правовое сознание, включающее правовую идеоло­гию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение (деятельность).

Современная идеология нашего народа и государства должна взять лучшее от прошлого, а также от настоящего и будущего. Идеология России никогда раньше не имела в качестве цели созда­ние социально ориентированного государства и свободного рынка.

Теперь такая цель появилась. Ее достижению должны способ­ствовать общественная нравственность, философия социальной за­щищенности граждан, социальная справедливость и юридическая наука, реализуемые через законодательно закрепленные функции государства. Рынок и частная собственность изначальны в чело­веческой истории, но они должны регулироваться государством с учетом особенностей национальной идеологии и психологии.

 

113. Виды и функции правосознания

Как особая форма общественного сознания правосознание есть осознание права, совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или всего общества относительно права и его роли.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п.

По уровню осмысления правосозн. делится на: обыденное, профессиональное, научное.

С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное. Эта классификация имеет условный характер, поскольку нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального. Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое — индивидов с однородными интересами.

Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.

Групповое (коллективное) правосознание.. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т. д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т. п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется прежде всего на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.

Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:

§ познавательной, связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;

§ оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей.

§ регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.

В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.

Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

 

 


 

114. Общая характеристика правовой культура

Правовая культура – уровень правового развития личности, коллектива и общ-ва, обусловленный всей системой политических, экономических и др условий.

Правовая культура – это:

1) часть общей культуры, так как в любом обществе правовая культура детерминирована целым комплексом экономических, политических, национальных, религиозных и других факторов, отражающих своеобразие жизни в определенной социальной системе;

2) выражение ценностной оценки правовых явлений;

3) отражение качественного состояния правовой жизни.

Правовая культура есть юридическое богатство общества, отражающее уровень развития правового прогресса, который воплощает в себе создаваемые и созданные, национальные и интернациональные юридические ценности, обеспечивающие должный уровень правового состояния общественной жизни и гарантирующие достойное положение личности в ней.

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире его по содержанию, так как включает в себя помимо знания и оценки права (духовного элемента) юридически значимое поведение, действия людей и материализованные юридические ценности.

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни, совокупный юридический опыт, направленный на прогрессивное развитие как общества в целом, так и отдельных личностей.

В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством.

В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

Правовая культура включает в себя такие элементы, как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов — законодательные органы, суд, прокуратуру, милицию, пенитенциарные учреждения.

115. Правовая культура личности, коллектива, общества

Правовая культура – это:

1) часть общей культуры, так как в любом обществе правовая культура детерминирована целым комплексом экономических, политических, национальных, религиозных и других факторов, отражающих своеобразие жизни в определенной социальной системе;

2) выражение ценностной оценки правовых явлений;

3) отражение качественного состояния правовой жизни.

Правовая культура общества – разновидность общей культуры, представляющая собой систему знаний, ценностей и практических навыков, связанных с правом, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности – это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Пр. кул-ра личности включает в себя систему знаний о праве, уверенность в необходимости и полезности права и умение воплощать в практическом поведении систему знания о праве.

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное -активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

Правов. культура коллектива – связана с тем, какое место занимает данный соц. коллектив в общ-ве. Особое место занимает корпоративная правовая культура коллективов, занимающаяся собственно правовой деятельностью. Профессиональная правовая культура или правовая культура профессиональной группы - одна из форм правовой культуры общества, свойственная той общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.

Правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д


 

116. Понятие правового нигилизма

Правовой нигилизм — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.

Правовой нигилизм, который по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву. Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности. Поэтому различают пассивные и активные формы правового нигилизма. Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, в непризнании его позитивной роли в обществе (славянофилы). Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, пропагандой своего мировоззрения среди других граждан (анархизм).

Правовой нигилизм может быть бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.

Юридический нигилизм может быть характерен для общества в целом, социальной группы или отдельной личности. Он может быть стойким и спонтанным. Однако в любом случае правовой нигилизм не доходит до стадии сознательного нарушения правовых норм. Он означает лишь непризнание права, отсутствие веры в его социальную ценность.

Истоки подобного отношения к праву коренятся в недоверии к власти, в рассмотрении закона как указания, приказа со стороны государства, в безнаказанности должностных лиц, в расхождении предписаний законов и действительности, в пороках правосудия и т. д. Этому во многом способствует несовершенство и противоречивость законодательства, неспособность власти обуздать преступность, гарантировать гражданам их права и защитить от произвола и т. д.

Пути преодоления правового нигилизма связаны с повышением уровня правовой культуры, выработкой гуманистической и эффективной правовой политики, переоценкой социальных ценностей, принятием качественных законов, выражающих интересы адресатов, повышением эффективности деятельности правоприменительных органов и др.

117. Понятие и признаки механизма правовой регуляции

Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования

Механизм правового регулирования - это взятая в единстве система правовых средств, способов и форм, с помощью которых нормативность права переводится в упорядоченность общественных отношений, удовлетворяются интересы субъектов права, устанавливается и обеспечивается правопорядок (" должное" в праве становится " сущим").

Цель механизма правового регулирования заключается в обеспечении действенности правовых норм, т. е в их «оживлении», сцеплении с юридическими фактами и, соответственно, удовлетворении выраженных в праве интересов отдельных лиц, организаций, государства, всего общества в целом.

Основные признаки (черты) механизма правового регулирования следующие:

1. Является составной частью механизма социального регулирования. Его правовая деятельность сопровождается политическим, экономическим, этическим и другим видам механизма социального регулирования, переплетается с ними.

2. Будучи категорией широкой по объему, собирает воедино все явления правовой действительности:

- средства (нормы права, субъективные права и юридические обязанности, решения судов и т.д., объективируемы в правовых актах);

- способы (разрешение, запрет);

- формы (использование, исполнение, соблюдение, применение).

3. Составляет систему правовых средств, способов, форм, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Каждая часть механизма правового регулирования находится на своем месте (как часовой механизм), выполняет специфические функции. Качество выполняемых ими функций влияет на работу других частей и результат функционирования механизма в целом.

4. Является динамичной частью правовой системы общества. Его движение выражается в стадиях, которым соответствуют свои механизмы действия. Как и правовая система общества, механизм правового регулирования представляет собой целостность правовой действительности, определяется закономерностями эволюции общества, уровнем развитости экономики, культуры. Его назначение состоит в приведении в действие необходимых элементов правовой системы, обеспечении их " работы ". От механизма зависят эффективность правового регулирования, соответствие поведения участников общественных отношений предписаниям юридических норм, их движение к удовлетворению своих интересов.

5. Результатом его деятельности является установление правопорядка в обществе.

 


 

118. Элементы мех-ма правовой регуляции

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

Механизм правового регулирования как система в общем случае имеет следующие элементы:

- норма права. Она представляет исходную базу для правового регулирования. В ней заложена модель нужного поведения, которой должен следовать субъект права;

- юридический факт (фактический состав), который является «спусковым крючком» механизма правового регулирования. С его появлением «оживают» нормы права и механизм правового регулирования приводится в движение;

- возникшее с появлением юридического факта (фактического состава) правоотношение;

- реализация права;

- правоприменительный акт;

- охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В механизме правового регулирования все эти элементы соединяются, и механизм приводится в движение.

Соответственно указанным элементам выделяются следующие стадии механизма правового регулирования:

· регламентация общественных отношений, в ходе которой издается соответствующая норма права;

· появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которые связываются с наличием юридических фактов. В юридической практике толчком к движению становится юридический факт, т. е событие или действие (бездействие), порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения;

· выявление объекта и субъектов возникшего правоотношения, соответствующих прав и обязанностей. На этой стадии правового регулирования определяется, кто и как будет выполнять требования нормы права, т. е общая модель поведения, заложенная в норме права, конкретизируется применительно к субъектам;

· непосредственная реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений. Это фактическое поведение субъектов, обеспечивающее тот результат, на который была направлена воля законодателя;

· издание правоприменительного акта — властного веления компетентных органов, гарантирующего осуществление прав и обязанностей субъектов правоотношений. В этом случае правоприменительный акт рассматривается как последнее звено в механизме правового регулирования, в результате чего субъект права достигает определенной цели. В соответствии с правоприменительным актом возникает новое правоотношение (в этом случае правоприменительный акт выступает как юридический факт) и механизм правового регулирования вновь включается, но его содержание будет уже другим.

119. Условия эффективности правовой регуляции

Цель механизма правового регулирования заключается в обеспечении действенности правовых норм, т. е в их «оживлении», сцеплении с юридическими фактами и, соответственно, удовлетворении выраженных в праве интересов отдельных лиц, организаций, государства, всего общества в целом.

Эффективность права выражает отношение цели его действия к его результату, это эффективность сочетания правовых стимулов и ограничений. Эффективность правового воздействия связана в основном с реализацией социальных ценностей. Одним из основных условий эффективности является ценность применяемых правовых средств. Условиями эффективности правовой регуляции являются обстоятельства, способствующие наибольшей реализации ценности права, а также сопутствующие факторы по достижению и использованию определенной социальной ценности.

В частности к условиям эффективности сочетания правовых стимулов и ограничений относятся:

- их соответствие интересам и мотивам поведения,

- совершенство законодательства и правоприменения,

- уровень правой культуры,

- системное единство и комплексность использования определенных юридических средств.

Правовые стимулы являются формами правового побуждения к правомерному поведению, правовые ограничения являются формами сдерживания противоправного деяния.

Эффективная реализация правовых норм возможна лишь при условии их соответствия требованиям нравственности и закономерностям развития национально ориентированных регулируемых отношений. При выполнении этого требования основная масса населения соблюдает законы, даже не имея сведений об их конкретном содержании. Сложившаяся социальная среда может стимулировать или блокировать действие предписаний. Поэтому особую значимость для эффективности нормы имеет качество работы правотворческих органов, создающих норму и планирующих ее результативность. Социальная эффективность напрямую зависит от точности выявления и учета факторов, отражающих потребность в правовой регламентации. Для этого необходимо изучить закономерности развития регулируемого отношения, обобщить передовой опыт их нормирования, учесть сложившуюся на сегодняшний день социально-экономическую ситуацию и на этой основе определить четкие и реалистичные цели регулятивного воздействия.

Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.

· Совершенствование правотворчества

· Совершенствование правоприменения

· Повышение уровня правовой культуры субъектов права


·

120. Характеристика основных семей правовых систем мира

Правовая система – совокупность юридических норм, принципов, институтов, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства в конкретный исторический период времени.

Структура правовой системы:

1) совокупность юридических норм;

2) правотворчество;

3) юридическая практика;

4) юридическая техника;

5) правовая культура;

6) господствующая правовая идеология.

Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, обладающих доминирующими сходными чертами.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются:

  • романо-германская правовая семья,
  • англосаксонская правовая семья,
  • религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),
  • социалистическая правовая семья,
  • традиционная правовая семья,
  • некоторые другие правовые семьи.

Романо-германская правовая система о бъединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт.

Основные черты романо-германской правовой семьи:

1) единая, иерархически построенная система источников писанного права;

2) главная роль в формировании права отводится законодателю;

3) имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

4) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи коди-фикации НА;

5) весомое положение занимают подзаконные НА;

6) деление системы права на публичное и частное, на отрасли;

7) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

8) особое место занимает юридическая доктрина, разработавшая основные принципы построения данной правовой семьи.

Англо-саксонская прав. Семья - доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д.

Основные черты англосаксонской правовой семьи:

1) основной источник права - судебный прецедент;

2) юридические прецеденты носят индивидуальный характер;

3) ведущая роль в формировании права принадлежит суду, который занимает особое положение в системе госорганов;

4) на первом месте находятся не обязанности, а права человека, защищенные судом;

5) главенствующее место занимает процессуальное право, которое определяет материальное право;

6) отсутствуют кодификационные отрасли права;

7) отсутствует деление права на публичное и частное;

8) статутное право и юридические обычаи выступают в качестве дополни-тельных источников;

9) юридическая доктрина носит прикладной характер.

Основные черты религиозной правовой семьи:

1) главный творец права – Бог, а не общество и государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

2) источники права – религиозно-нравственные предписания и ценности;

3) тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, с местными обычаями образует в совокупности единые правила поведения;

4) особое место в системе источников занимают труды ученых-юристов;

5) отсутствует деление права на публичное и частное;

6) НПА имеет вторичное значение;

7) судебная практика не является источником права,

8) Примеры - исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).

Основные черты правовой семьи традиционного права:

1) главное место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычай и традиция представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний;

3) обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп и со-обществ, а не индивидов, повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.

4) НПА имеют вторичное значение;

5) судебная практика не выступает в качестве основного источника права;

6) судебная власть руководствуется идеей примирения, восстановления согла-сия в общине и обеспечивает ее сплоченность;

7) юридическая доктрина не играет существенной роли;

8) многие обычаи и традиции архаичны

9) традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Для них характерно то, что внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.