Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные основы ограничения основных прав и свобод личности в РФ.






Закреплённые Конституцией РФ права и свободы личности реализуются в рамках социума – среды совместной жизни и деятельности людей. Пределы реализации прав личности не могут быть безграничны: свобода каждого индивида ограничивается необходимостью гарантировать в равной мере законные интересы всех остальных членов общества. В ряде случаев реализация права связана с необходимостью использования ограниченного материального ресурса (тогда пределы реализации права определяются на основе справедливого распределения этого ресурса между членами общества), в иных случаях реализация права противоречит законным интересам других лиц.

Установление ограничений в отношении конституционных прав и свобод не может быть произвольным и осуществляется в строгом соответствии с Конституцией РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы гражданина могут быть ограничены в случае соблюдения следующих общих условий:

а) ограничение прав и свобод человека и гражданина может быть предусмотрено либо непосредственно Конституцией РФ, либо ФЗ. Не допускается возложение дополнительных обязанностей или сужение возможностей реализации права на уровне подзаконных актов или законодательства субъектов РФ;

б) ограничение должно быть соразмерным и соответствующим целям, которые преследуются установлением данного ограничения, не допускается установление неоправданных, не адекватных объективным потребностям запретов;

в) ограничения могут быть установлены только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут вводиться отдельные ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ). Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата власти, вооружённый мятеж, массовые беспорядки, террористические акты и иные насильственные действия, создающие угрозу жизни и безопасности граждан и нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

ФКЗ устанавливает порядок введения чрезвычайного положения, срок его действия, меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, содержит описание сил и средств, его обеспечивающих, предусматривает особый режим управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, а также специальные гарантии прав граждан.

Чрезвычайное положение вводится:

а) на всей территории РФ на срок до 30 суток или в отдельных местностях на срок до 60 суток;

б) указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

в) с обязательным указанием оснований для его введения, границ территории, направляемых сил и средств, исчерпывающего перечня временных ограничений прав и свобод граждан, времени вступления указа в силу, а также срока действия чрезвычайного положения.

Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Если такое постановление не будет принято в указанный срок, указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения утрачивает силу, о чём население РФ или соответствующих её отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Режим чрезвычайного положения может предусматривать следующие меры и временные ограничения:

- приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления;

- установление ограничений на свободу передвижения (в том числе на въезд и выезд с территории, на которой введено чрезвычайное положение);

- усиление охраны общественного порядка и важных объектов;

- установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической (хозяйственной) деятельности;

- установление особого режима торговли и распределения товаров;

- ограничение проведения массовых мероприятий;

- запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

- ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

- приостановление деятельности опасных видов хозяйственной деятельности;

- эвакуация материальных и культурных ценностей.

В условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению право на жизнь, право на охрану человеческого достоинства, неприкосновенность частной жизни, свобода совести и вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещённой законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности обвиняемого, освобождение от обязанности свидетельствовать против супруга и близких родственников, право на возмещение причинённого вреда (ч. 3 ст. 56).

В соответствии с ФЗ, в целях пресечения и раскрытия террористического акта минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства может вводиться правовой режим контртеррористической операции, предусматривающий комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств.

На период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

- проверка документов, удостоверяющих личность, в случае отсутствия таких документов – доставление в органы внутренних дел для установления личности;

- удаление физических лиц, отбуксировка транспортных средств;

- использование транспортных средств, принадлежащих организациям и гражданам;

- ограничение использования сетей связи и средств связи;

- временное отселение физических лиц;

- введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемиологических, ветеринарных мероприятий;

- ограничение движения транспортных средств;

- беспрепятственное проникновение в жилые и иные помещения;

- проведение досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств;

- иных предусмотренных ФЗ мер.

Федеральные законы предусматривают широкий круг иных ограничений прав и свобод граждан, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей и функционирования государственных и общественных институтов. К ним относятся ограничения права на выезд из РФ, ограничения на свободный доступ к информации, составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну, возможность в случаях, установленных законом, проникновения в жилище без согласия проживающих в нём лиц, применение мер процессуального принуждения, ограничения избирательных прав и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.